Календарно-тематическое планирование по окружающему миру 3 класс УМК Перспективная начальная школа
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру
в 3 «А» классе 67 часов, (2 часа в неделю).
№ п/п
Тема урока
Кол-во
часов
Тип
урока
Вид деятельности
Вид контроля.
Домашнее задание
Дата проведения
план
факт
1
2
3
4
5
6
7
8
9
1
Наш мир знакомый и загадочный.
Письмо от Кости, Маши и Миши членам клуба «Мы и окружающий мир»
1
Комби-нирован-
ный
Вспоминаем признаки неживой
и живой природы.
Различаем объекты неживой и живой природы
Фронтальный опрос.
Работа с раздаточным материалом
У.ч. 1
С. 5–6
01.09
Изображение Земли на глобусе (3 часа)
2
Глобус – модель земного шара
1
Комби-нирован-
ный
Вспоминаем, что глобус – модель земного шара; понятия «меридианы», «параллели», «нулевой меридиан», «экватор».
Находим на глобусе меридианы, параллели, Северный и Южный полюсы, Северное и Южное полушария
Задания по группам
С. 7–11
Т № 1.с. 2
Х. С.7-11
05.09
3
Материки
и океаны
на глобусе
1
Комби-нирован-
ный
Вспоминаем термины «материки», «океаны».
Находим на глобусе материки и океаны
Индивидуальный опрос
С. 12–14
Т.с. 3-4
Х.с. 12-15
08.09
4
Формы поверхности Земли. Обобщение по теме «Изображение Земли
на глобусе»
1
Обобщение знаний. Викто-рина
Вспоминаем формы поверхности – равнины и горы.
Различаем равнины
и горы на глобусе
Фронтальный опрос
С. 15–
18
Т.с. 5
Х.с. 16
12.09
О чем рассказала карта (7 часов)
5
Географическая карта
1
Комби-нирован-ный
Имеем представление о географических картах, их разнообразии и назначении.
Работаем с картой; выполняем задание на контурной карте
Задания
по группам
С. 19–24
Т.с. 6-7
Х.с. 17-18
15.09
6
Учимся читать карту
1
Комби-нирован-
ный
Работаем с картой полушарий, физической картой России; определяем условные обозначения на карте.
Находим и показываем на карте физические объекты
Индивидуальный опрос
С. 25–
27
Т.с. 8-9
Х.с. 19-24
19.09
7
План местности
1
Комби-нирован-
ный
Понятие «план местности»; условные обозначения на плане. Имеем представление о масштабе.
Называем отличия плана местности от рисунка местности
Фронтальный опрос
С. 28–30
Т.с. 10
22.09
8
Холмы и овраги
1
Комби-нирован-
ный
Понятия «холмы», «овраги»; способы изображения земной поверхности.
Называем части холма (вершина, подошва, склон); определяем виды склонов (пологий, крутой); называем части оврага (вершина, устье, дно, склоны); рассказываем о вреде, который приносят природе и хозяйственной деятельности человека овраги, и о мерах борьбы с ними
Фронталь
ный опрос
С. 31–34
Т.с. 11-12
Х.с. 25-27
26.09
9
Стороны горизонта
1
Комби-нирован-
ный
Понятия «горизонт», «линия горизонта»; основные
и промежуточные стороны горизонта.
Определяем стороны горизонта на местности с помощью солнца
Самостоятельная
работа
С. 35–37
Т.с. 13-15
29.09
10
Ориентирование на местности.
Компас
1
Комби-нирован-
ный
Устройство компаса
и правила работы с ним.
Находим стороны горизонта на местности по разным признакам природы; с помощью компаса
Индивидуальный опрос
С. 38–41
Т.с. 16-17
Х.с.28-32
03.10
11
Обобщение по теме «О чем рассказала карта».
1
Обобщение знаний. Викто-рина
Имеем представление о географических картах, их разнообразии и назначении.
Работаем с картой; выполняем задание на контурной карте
Фронтальный
опрос
С. 42, ответы на вопросы
06.10
Из чего всё на свете (4 часа)
12
Тела, вещества, частицы
1
Комби-нирован-ный
Вспоминаем, что каждое тело состоит из веществ. Имеем представления о телах и веществах, о телах искусственных и природных, о телах живой и неживой природы, о мельчайших частицах, из которых состоят вещества (об атомах).
Ставим и проводим опыты; определяем тела, вещества и частицы; различаем тела искусственные и тела живой и неживой природы
Фронтальный
и индивид.
опрос
С. 43–48
Т.с. 18-20
Х.с.33-34
10.10
13
Твердые вещества, жидкости и газы
1
Комби-нирован-
ный
Вспоминаем тела, вещества, частицы (молекулы); в любом теле все частицы находятся в постоянном движении.
Проводим опыты; различаем тела, вещества, частицы
Фронтальный опрос
С. 49–52
Т.с. 21
Х.с. 35
13.10
14
Вода – необыкновенное вещество
1
Комби-нирован-
ный
Вспоминаем свойства воды; что вода в природе находится в трех состояниях.
Определяем состояние воды; проводим опыты и наблюдения
Работа в парах
С. 53–
55
Т.с. 22
Х.с.36-40
17.10
15
Обобщение
по теме «Из чего все на свете».
1
Обобщение знаний. Викто-рина
Ставим и проводим опыты; определяем тела, вещества и частицы; различаем тела искусственные и тела живой и неживой природы
Фронтальный опрос
С. 56, ответы на вопросы
20.10
Вода и её свойства (5 часов)
16
Свойства воды
в жидком состоянии (пер-
вое заседание клуба)
1
Комби-нирован-
ный
Вспоминаем свойства воды при нагревании и охлаждении.
Проводим опыты, формулируем выводы, фиксируем выводы в письменном виде
Фронтальный опрос
С. 57–62.
Доклад о свойствах воды
24.10
17
Термометр и его устройство
1
Комби-нирован-
ный
Вспоминаем устройство термометра; правила пользования ртутным термометром.
Пользуемся термометром; определя-ем температуру воды; проводим исследовательскую работу
Фронтальный и индивидуальный опрос
С. 63–67
Т.с. 24-25
27.10
18
Свойства воды
в твердом состоянии (свойства льда) (второе заседание клуба)
1
Комби-нирован-ный
Вспоминаем свойства льда.
Делаем выводы о свойствах льда, о практическом применении свойств
воды
Фронтальный опрос
С. 68–71.
Доклад о свойствах льда для беседы с первоклассниками
Т. с. 26
07.11
19
Свойства воды
в газообразном состоянии
1
Комби-нирован-
ный
Вспоминаем три состояния воды
в природе; свойства водяного пара.
Определяем свойства водяного пара в опытах и наблюдениях
Оформление заданий
в таблицах,
устный опрос
С. 72–74
Т.с. 27
10.11
20
Обобщение по теме
«Вода и ее свойства».
1
Обобщение знаний. Викто-рина
Вспоминаем свойства воды при нагревании и охлаждении.
Проводим опыты, формулируем выводы, фиксируем выводы в письменном виде
Устный опрос
С. 75, ответы на вопросы
14.11
Чудесные превращения воды в природе (6 часов)
21
Круговорот
воды в природе
1
Комби-нирован-
ный
Имеем представление о круговороте воды в природе.
Доказываем круговорот воды в природе
Фронтальный и индивидуальный.
опрос
С. 76–80
Т.с. 28
Х.с. 47-60
17.11
22
Туман и облака. Осадки
1
Комби-нирован-
ный
Вспоминаем превращение воды
в туман, облака; разные виды облаков. Имеем представление об осадках, выпадающих из облаков (дождь, снег, град), и об осадках, выделяющихся непосредственно из воздуха (туман, роса, иней, изморозь).
Проводим исследовательскую работу; определяем виды облаков
Фронтальный
опрос
С. 81–84
Т.с. 29
21.11
23
Вода – растворитель (третье заседание клуба)
1
Комби-нирован-
ный
Имеем представление о том,
что вода – растворитель.
Вспоминаем растворимые и нерастворимые вещества.
Делаем фильтр; простейшими способами определяем растворимые и нерастворимые вещества
Задания по группам
С. 85–87
Т.с. 30
24.11
24
Растворы в природе
1
Комби-нирован-
ный
Вспоминаем о значении природных растворов.
Проводим опыты; определяем с помощью мерного цилиндра степень прозрачности воды
Индивидуальный опрос
С. 88–90
Т.с. 31-33
28.11
25
Почему воду надо беречь?
1
Комби-нирован-
ный
Вспоминаем о значении воды
в жизни человека; способы очистки воды от морской соли.
Охраняем водные богатства
Фронтальный опрос
С. 91–94
Т.с. 34-35
01.12
26
Обобщение по теме «Чудесные превращения воды в природе».
1
Обобщение знаний. Викторина
Вспоминаем о значении воды
в жизни человека; способы очистки воды от морской соли.
Проводим исследовательскую работу; охраняем водные богатства
Индивидуальный опрос
С. 95, ответы на вопросы
05.12
Воздух и его свойства (4 часа)
27
Океан, которого нет на карте и глобусе
1
Комби-нирован-ый
Имеем представления о воздушном океане Земли – атмосфере.
Проводим опыты; показываем, что воздух, окружающий нас, присутствует в твердых телах и воде
Задания по группам
С. 96–99
Т.с. 36
Х.с. 61-68
08.12
28
Воздух – это смесь газов
1
Комби-нирован-
ный
Вспоминаем, что воздух – смесь газов, содержащая примеси; свойства кислорода и углекислого газа; что при горении и при дыхании расходуется кислород.
Определяем свойства кислорода и углекислого газа
Индивидуальный опрос
С. 100–
102
Т.с. 37-38
12.12
29
Свойства воздуха (четвертое заседание клуба)
1
Комби-нирован-
ный
Вспоминаем о практическом применении свойств воздуха человеком; что теплый воздух легче холодного.
С помощью опытов доказываем, что воздух занимает пространство, что его можно сжать, взвесить, что при нагревании воздух расширяется, а при охлаждении – сжимается, что теплый воздух легче холодного
Фронтальный опрос
С. 103–108
Т.с. 39-40
15.12
30
Обобщение по теме «Воздух
и его свойства».
1
Обобщение знаний. Викто-рина
С помощью опытов доказываем, что воздух занимает пространство, что его можно сжать, взвесить, что при нагревании воздух расширяется, а при охлаждении – сжимается, что теплый воздух легче холодного
Устный опрос
С. 109–110.
Ответы на вопросы
19.12
Движение воздуха (4 часа)
31
Температура воздуха
1
Комби-нирован-
ный
Вспоминаем, что вода нагревается медленнее, чем суша, и медленнее отдает полученное тепло воздуху. Имеем представление о том, почему земная поверхность нагревается неодинаково.
Измеряем температуру воздуха с помощью термометра
Устный опрос
С. 111–114
Т.с. 41
Х.с.69-76
22.12
32
Ветер
1
Комби-нирован-
ный
Вспоминаем причину движения воздуха вдоль поверхности Земли; о созидательной и разрушительной работе ветра
в природе и жизни; приборы «флюгер» и «анемометр».
Пользуемся флюгером и анемометром.
Задания по группам
С. 115–119
26.12
33
Что такое погода?
1
Комби-нирован-
ный
Имеем представление о погоде. Вспоминаем, от чего зависит погода, почему погода непостоянна; как изучают погоду.
Ведем элементарные наблюдения за погодой, работая с дневником наблюдений
Индивидуальный опрос
С. 120–122
Т.с. 42
09.01
34
Обобщение по теме «Движение воздуха». Конкурс «Хорошо ли ты знаешь окружающий мир?»
1
Обобщение знаний. Викто-рина
Вспоминаем о свойствах воды и воздуха, их значении в природе и жизни человека.
Фронтальный опрос
С. 123–124
12.01
Тайны недр Земли (7 часов)
35
Горные породы
1
Комби-нирован-
ный
Вспоминаем, что горные породы – природные тела, из которых сложены не только горы, но и поверхность суши Земли и дно океанов; виды горных пород; происхождение магматических и осадочных горных пород
Индивидуальный опрос. Дидактическая игра
У. 2 ч.
С. 5–8
Т. № 2
с.2-3
Х.с. 77-78
16.01
36
Разрушение
горных пород
1
Комби-нирован-
ный
Вспоминаем, что осадочные горные породы образуются из вулканических при выветривании.
Наблюдаем за проведением учителем опытов, иллюстрирующих разрушение горных пород под влиянием температуры и воды
Фронтальный и индивидуальный
опросы
С. 9–11
Т.с. 2-3
19.01
37
Что такое минералы?
1
Комби-нирован-
ный
Имеем представление о минералах как составных частях горных пород.
Вспоминаем, из каких минералов состоит гранит; разнообразие минералов, их практическое использование человеком.
Выполняем практическую работу
Фронтальный опрос
С. 12–15
Т.с. 4
23.01
38
Полезные ископаемые
1
Комби-нирован-
ный
Вспоминаем понятия «полезные ископаемые», «сплав», «металлы», «месторождение», «руда»; горючие, рудные и строительные полезные ископаемые, их значение в жизни человека.
Называем свойства песка, глины, мрамора, гранита
Фронтальный
опрос
С. 16–21
Т.с. 5
26.01
39
Свойства полезных ископаемых (пятое заседание клуба)
1
Комби-нирован-
ный
Вспоминаем свойства полезных ископаемых.
В опытах определяем свойства известняка, мрамора, песка, глины по данному плану
Устный опрос
С. 22–25
Т.с. 6-7
30.01
40
Почему надо беречь полезные ископаемые
1
Комби-нирован-
ный
Учимся охранять полезные ископаемые и бережно относиться к богатствам природы;
работать с учебными текстами
Индивидуальный опрос
С. 26–30
Т.с. 8-9
02.02
41
Обобщение по теме «Тайны недр Земли»
Проверочная работа
1
Обобщение знаний. Викторина
Вспоминаем свойства полезных ископаемых.
В опытах определяем свойства известняка, мрамора, песка, глины по данному плану
Тест
Тестиро-
вание
06.02
Почва (4 часа)
42
Как образуется почва
1
Комби-нирован-
ный
Вспоминаем горные породы; процесс почвообразования (выветривание горных пород, взаимодействие всех компонентов природы – солнечного тепла, воды, воздуха, живых организмов); понятие «цепь питания».
Работаем с оглавлением учебника, учебными текстами; составляем цепи питания
Самостоятельная работа
С. 31–34
Т.с. 10-11
09.02
43
Почва и ее состав (шестое заседание клуба)
1
Комби-нирован-
ный
Вспоминаем, что почва – продукт взаимодействия факторов
живой и неживой природы;
что такое цепи питания; состав почвы (минеральные соли, перегной, воздух, вода, песок, глина); что такое плодородие почвы.
Изучаем состав почвы; проводим опыты и наблюдения; делаем выводы
Фронтальный и индивидуальный
опрос
С. 35–38
Т.с. 12-14
13.02
44
Зачем и как люди заботятся
о почве
(седьмое заседание клуба)
1
Комби-нирован-ный
Вспоминаем значение почвы; мероприятия по охране почв в родном крае.
Договариваемся, распределяем работу, оцениваем свой вклад в общий результат деятельности; обсуждаем проблему
Устный опрос,
работа в парах
С. 39–42
Т.с. 15
16.02
45
Обобщение по теме «Почва»
Проверочная работа
1
Обобщение знаний. Викто-рина
Беседа
по вопросам. Тест
Тестирова-
ние
20.02
Природные сообщества (6 часов)
46
Лес и его обитатели
1
Комби-нирован-
ный
Имеем представление о природном сообществе.
Вспоминаем многообразие растительного и животного мира леса и возможность их совместного обитания.
Раскрываем связи, которые существуют между обитателями леса; составляем цепи питания, существующие в сообществе – лес
Беседа по статье
С. 43–49
Т.с. 16-17
27.02
47
Луг и его обитатели
1
Комби-нирован-
ный
Вспоминаем многообразие растительного и животного мира луга и возможность их совместного обитания.
Раскрываем связи, которые существуют между обитателями луга; составляем цепи питания, существующие в сообществе – луг
Беседа по вопросам
С. 50–54
Т.с. 18
Х.с.113-120
02.03
48
Поле и его обитатели
1
Комби-нирован-
ный
Вспоминаем, что поле – искусственно созданное человеком природное сообщество для выращивания культурных растений; многообразие растительного и животного мира поля и возможность их совместного обитания.
Раскрываем связи, которые существуют между обитателями поля; составляем цепи питании, существующие в сообществе – поле
Работа по группам
С. 55–58
Т.с. 19
06.03
49
Пресный водоем и его обитатели
1
Комби-нирован-
ный
Вспоминаем искусственные и естественные водоемы; многообразие растительного и животного мира пресного водоема и возможность их совместного обитания.
Раскрываем связи, которые существуют между обитателями пресного водоема; составляем цепи питания, существующие в сообществе – пресный водоем
Викторины.
Конкурсы.
Фронтальный опрос
С. 59–64
Т.с. 20-22
09.03
50
Болото и его обитатели
1
Комби-нирован-
ный
Вспоминаем многообразие растительного и животного мира болота и возможность их совмест-ного обитания.
Раскрываем связи, которые существуют между обитателями болота; составляем цепи питания, существующие в сообществе – болото
Фронтальный и индивидуальный опрос
С. 65–68
Т.с. 23-24
Х.с.105-112
13.03
51
Обобщение по теме «Природные сообщества»
Проверочная работа
1
Обобщение знаний. Викто-рина
Вспоминаем понятие «природное сообщество».
Анализируем связи в каждом из изученных природных сообществ
Беседа по вопросам.
Тест
Тестирова-ние
16.03
Человек и природные сообщества (9 часов)
52
Значение лесов
1
Комби-нирован-ный
Вспоминаем значение леса для природы и для жизни человека.
Учимся охранять природные богатства
Устный опрос.
Практическая работа
С. 69–73
Т.с. 25-26
Х.с.121-126
20.03
53
Безопасное поведение в лесу (восьмое заседание клуба)
1
Комби-нирован-ный
Вспоминаем опасности, возникающие при неправильном поведении в лесу; правила безопасного поведения в лесу.
Учимся выполнять правила безопасного поведения в лесу
Устный опрос
С. 74–78.
Т.с. 27-28
Составить правила безопас-
ного поведения в лесу для первоклас-сников
23.03
54
Луг и человек
1
Комби-нирован-
ный
Вспоминаем о значении луга в жизни человека, о мероприятиях по охране лугов; о многообразии растительного и животного мира луга и возможности их совместного обитания
Раскрываем связи, которые существуют между обитателями луга; составляем цепи питания, присущие сообществу луга
Самостоятельная
работа
С. 79–82
Т.с. 29-30
06.04
55
Надо ли охранять болота?
1
Комби-нирован-
ный
Вспоминаем об опасности прогулок около болот; о значении болот в природе и жизни человека.
Выполняем правила безопасного поведения на болотах
Работа в парах
и по группам
С. 83–85
Т.с. 31
10.04
56
Дары рек и озер
1
Комби-нирован-
ный
Вспоминаем реки и озера России и родного края.
Показываем на карте реки и озера; выполняем правила поведения у водоемов
Фронтальный
опрос
С. 86–89.
Т.с. 32
Составить правила безопасного поведения у водоемов
13.04
57
Безопасное поведение у водоемов (девятое заседание клуба)
1
Комби-нирован-
ный
Вспоминаем правила безопасного поведения у водоемов в разное время года.
Выполняем правила безопасного поведения
Работа в группах
С. 90–93
Т.с. 33
17.04
58
Человек – защитник природы
1
Комби-нирован-
ный
Вспоминаем мероприятия, связанные с охраной природы родного края.
Называем растения и животных
из Красной книги родного края
Фронтальный и индивидуальный опросы
С. 94–96
Т.с. 34
Х.с.127-132
20.04
59
Природа будет жить!
1
Комби-нирован-
ный
Вспоминаем о развитии (размножении) насекомых, рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, млекопитающих.
Называем детенышей животных
Фронтальный опрос
С. 97–102
Т.с. 35-37
24.04
60
Обобщение по теме «Человек
и природные сообщества»
Проверочная работа
1
Обобщение знаний. Викто-рина
Вспоминаем значение леса, луга, болота, водоема для природы
и для жизни человека.
Учимся охранять природные богатства
Тест
Тестирова-ние
27.04
Путешествие в прошлое (6 часов)
61
Лента времени
1
Комби-нирован-
ный
Имеем представлении о ленте времени. Вспоминаем понятия «месяц», «год», «век»;
основные события, связанные с изменением облика Московского Кремля с XII по XV век. Уметь ориентироваться
по ленте времени
Фронтальный опрос
С. 103–107
Т.с. 38
04.05
62
Золотое кольцо России
1
Комби-нирован-
ный
Вспоминаем города России.
Называем города России, их достопримечательности; показываем на карте города России
Задания по группам
С. 108–123
Т.с. 42-44
Х.с.139-146
08.05
63
Золотое кольцо России
1
Комби-нирован-
ный
Вспоминаем города России.
Называем города России, их достопримечательности; показываем на карте города России
Задания по группам
11.05
64
Золотое кольцо России
1
Комби-нирован-
ный
Вспоминаем города России.
Называем города России, их достопримечательности; показываем на карте города России
Задания по группам
15.05
65
Путешествие
по Санкт-Петербургу (десятое заседание клуба)
1
Комби-нирован-
ный
Вспоминаем историческое значение и основные достопримеча-тельности Санкт-Петербурга.
Показываем Санкт-Петербург на карте; рассказываем об основных достопримечательностях города
Индивидуальный опрос
С. 124–136.
Отметить на плане-карте города его достопримеча-тельности
18.05
66
Путешествие
по Санкт-Петербургу (десятое заседание клуба)
1
Комби-нирован-
ный
Вспоминаем историческое значение и основные достопримеча-тельности Санкт-Петербурга.
Показываем Санкт-Петербург на карте; рассказываем об основных достопримечательностях города
Индивидуальный опрос
22.05
67
Обобщение по теме «Путешествие в прошлое»
Проверочная работа
1
Обобщение.
Викто-
рина
Работаем с картой; вспоминаем об основных достопримечательностях городов.
Беседа по вопросам.
Тест.
25.05
15