Элективный курс для 9 класса Деловой английский
1.Пояснительная записка
На современном этапе развития России, когда сформировались качественно новые взаимоотношения нашей страны с членами мирового сообщества на основе новых политических и социально-экономических реалий, в ней самой создались благоприятные возможности для изучения иностранных языков и их реального использования в общении с представителями других стран. Все это заставило наполнить новым содержанием цели обучения иностранному языку в стране и потребовало расширения его функций как учебного предмета.
Современная ситуация в нашей стране, ее выход на новый уровень развития в деловом мире, ставит перед людьми новые задачи в плане протокольного характера. Современному человеку следует быть точно информированным о правилах и нормах культуры поведения, чтобы правильно строить отношения со своими партнерами, как за рубежом, так и в России.
«Деловой английский» - элективный курс, предназначенный для учащихся общеобразовательных учреждений. Данная тема выбрана не случайно. В связи с тем, что в проекте государственного образовательного стандарта применительно к обучению иностранным языкам на старшей ступени выделяется филологический профиль (углубленное изучение иностранных языков), предпрофильная подготовка (к коей относятся и элективные курсы) рассматривается как ориентация учащихся на филологический профиль с возможными его модификациями.
В настоящее время, когда расширяются культурные, политические и экономические связи между странами и народами, знакомство с иноязычной культурой, историей и традициями стран, участвующих в процессе глобализации, их изучение становится настоятельной необходимостью. Тема «Деловой английский» имеет к этому непосредственное отношение. На Западе очень большое внимание уделяется этике бизнеса, что, к сожалению, часто игнорируется у нас. С этой точки зрения данная разработка поможет российским учащимся восполнить этот пробел, приобщиться к языку международных стандартов, не прибегая к помощи переводчика. Через «Деловой английский» учащиеся наработают навыки оформления деловой корреспонденции, личной переписки, составления телеграмм, поздравлений, а также научатся грамотно вести разговор по телефону. Не стоит забывать, что, знакомясь с основными правилами этикета делового общения, учащиеся получают возможность расширить свой образовательный кругозор, углубить знания, умения и навыки, полученные на уроках основного курса английского языка, обогатить свой словарный запас. Выполнение проектных заданий позволит школьникам видеть практическую пользу от изучения английского языка, вследствие чего повышается интерес к предмету.
Элективный курс сопровождает базовый и направлен на расширение и углубление знаний, умений, которые приобретаются на уровне английского языка, а также способствует самоопределению ученика и выбору дальнейшей профессиональной деятельности; создает положительную мотивацию обучения на планируемом профиле, повышает информационную и коммуникативную компетентность учащегося.
Цели:
расширить рамки изучения базового учебного предмета “английский язык” в аспекте внутрипредметной специализации на этапе проф. ориентации учащихся;
обучение правилам оформления документов и ведения переписки в соответствии со стандартами, принятыми в странах изучаемого языка;
создать условия для формирования у учащихся умений самостоятельно ставить цели и задачи по отношению к дальнейшему изучению английского языка;
овладеть этикой устного и письменного общения в мире бизнеса;
иметь представление об особенностях делового письма, научить учащихся самостоятельно составлять и грамотно оформлять их;
пополнить лексический запас учащихся за счет деловой терминологии;
развивать психолого-социальную готовность к общению с представителями другой культуры.
Задачи, стояшие перед руководителем курса:
Развивать культуру письменной речи при заполнении аутентичных бланков и при выполнении творческих письменных работ.
Совершенствовать лексические, грамматические и стилистические навыки, соблюдая нормы оформления письменной речи.
Побуждать школьников к осознанию себя как носителя определенных социокультурных взглядов, как гражданина своей страны, гражданина Европы и члена мирового сообщества.
По прохождении данного элективного курса учащимися решаются следующие задачи:
-практическая: усвоив предложенный курс, учащиеся изучат особенности эпистолярного жанра; научатся составлять некоторые виды деловой корреспонденции(деловые письма, резюме. рекомендательные письма, телеграммы), а также смогут правильно оформить личную переписку, оформить визу, заполнить гостиничный бланк и пользоваться услугами электронной почты в сети Интернет.
-социокультурная: учащиеся познакомятся с основными правилами этикета ведения бизнеспереписки и бизнесразговора, принятыми в англоговорящих странах; получат возможность общаться с людьми всего мира, используя в качестве средства общения английский язык.
-учебно-познавательная: данная программа способствует расширению кругозора учащихся, углублению знаний, умений и навыков, полученных на уроках основного курса английского языка; обогащению словарного запаса, развитию стилистических навыков.
Методы преподавания и обучения.
Для реализации поставленных целей и задач в рамках предложенного курса рекомендовано использовать следующие методы преподавания и обучения:
- коммуникативный метод, предполагающий организацию учебного общения как средства освоения языкового материала и общеучебных умений;
- метод реализации учебных и образовательных проектов, предполагающий постановку практической задачи, поиск языковых средств её решения, определение порядка действия, анализ результатов;
- метод организации дискуссий и дебатов, ролевых игр, предполагающий подбор текстового материала по определённой тематике, формулировку личного отношения к проблеме, предъявление позиций, обсуждение вариантов решения проблемы.
Элективный курс «Деловой английский» рассчитан на 24 часа учебных занятий ( лекционных и практических).
Большинство занятий содержат в себе первоначально лекционную часть, учитель дает подробное описание оформления того или иного документа, снабжает необходимой дополнительной лексикой .Основной задачей при этом является снятие лексических трудностей школьников при последующем практическом выполнении тех или иных заданий. После чего идет практическое закрепление полученных теоретических знаний и выработка навыков их применения на деле: составление документа, ролевая игра, аудирование текста и т. д.
Достижения учащихся в процессе прохождения курса оцениваются по продуктивному заданию – образовательному продукту, а также предусмотрено два типа тестов: тестирование лексики и комплексное тестирование.
При оценке работ предлагается руководствоваться следующими критериями:
- образовательный продукт должен соответствовать принципам и правилам делового письма;
-подбор лексических средств;
-соблюдение норм грамматики и правописания английского языка.
Контроль и оценка знаний:
Контроль и оценка должны показывать, в какой степени учащиеся достигли поставленных целей и задач обучения.
Цель оценки заключается:
в формировании у школьника уважительного отношения к себе;
в поддержании уверенности его в своих силах (возможностях, способностях);
в создании у школьников и учителя мотивации для достижения целей обучения.
Формы контроля:
Проверка лексики по изучаемой теме – каждое занятие.
Ответы на вопросы по изучаемой теме: устно, письменно, в парах (используя карточки) – каждое занятие.
Участие в деловом телефонном разговоре – после прослушивания лекции.
Составление простого коммерческого письма – после прослушивания лекции.
Оформление визы- после прослушивания лекции.
Итоговый тест- в конце курса.
2.Учебно-тематический план курса «Деловой английский».
№ темы
Тема занятия
Форма проведения
Образовательный продукт
Кол-во
часов
1
Вводная беседа. Деловой язык. Выражения, чаще всего используемые в деловых письмах.
Лекция
Ознакомление с содержанием курса, формами проведения контроля
1
2
Типы деловых писем и их стили
Лекция
Знание новой лексики
1
Структура письма.
Лекция
Знание новой лексики
1
Составление письма
Практическое занятие
Деловое письмо
1
3
Почтовый адрес
Лекция/практическое занятие
Оформление конверта
1
4
Ваша визитная карточка
Лекция
Освоение лексики
1
Заполнение анкеты
Практическое занятие
Анкета
1
5
Заполнение резюме
Лекция
Практическое занятие
Оформление резюме
1
1
6
Вывески и надписи
Лекция
Знание новой лексики
1
7
Бронирование места в гостинице
Лекция
Заполнение бланка
1
Ролевая игра «Приезд в гостиницу»
Практическое занятие
Умение вести беседу
1
8
Беседа по телефону
Лекция
Знание новой лексики
1
Ролевая игра «Звонок в офис»
Практическое занятие
Приобретение коммуникативных навыков
1
9
Социальные письма (поздравления,соболезнования)
Лекция
Знание новой лексики
1
Оформление поздравительной открытки
Практическое занятие
Подписанная открытка
1
10
Отправка телеграммы
Лекция/практическое занятие
Составленная телеграмма
1
11
Оформление визы
Лекция
Знание новой лексики
1
Оформление визы
Практическое занятие
Виза для выезда за границу
1
12
Объявления. Реклама
Лекция/практическое занятие
Знание новой лексики
1
13
Электронная почта. Особенности этикета электронного общения
Лекция/практическое занятие
Знание компьютерной символики
1
14
Зачетное занятие
Итоговый тест
«Вывески»
Уровень полученных знаний
1
Аудирование незнакомого текста по деловому партнёрству
Прослушивание с аудионосителя
Восприятие текста на слух
1
Итоговое занятие «Деловое общение»
Круглый стол
Уровень полученных знаний
1
Всего 24 часа
3.Содержание образования
Тема 1. «Вводная беседа «Деловой английский». Английский язык стал языком международной коммуникации, а в условиях расширенных экономических и культурных связей России стал востребован его деловой аспект, столь необходимый для представителей самых разных профессий. На первом занятии учитель должен объяснить содержание курса, его назначение, определить конечные цели и средства их достижения. (1 час- лекция)
Тема 2. «Деловое письмо» Учитель говорит о разнообразных формах сотрудничества в области экономики, политики, культуры и необходимости документального оформления данных взаимодействий. И хотя интенсивно развиваются современные виды связи, всё-таки самым доступным, надёжным и дешёвым средством остаётся письмо. Так как английский является общепринятым международным языком делового общения, тот особый интерес представляет письмо именно на английском языке. Даются несколько видов деловых писем и подробно разбирается один из вариантов. (2 часа-лекция, 1 час-практика)
Тема 3. «Почтовый адрес». Учитель рассказывает о стандарте оформления конвертов в США, Великобританию, порядке написания почтовых адресов, включающий использование обязательных элементов адреса и определенную последовательность их расположения в соответствии с международными правилами написания адресов. В современном мире большую роль играют международные контакты, поэтому разработаны международные правила оформления не только документации, но и адресов на почтовых отправлениях. Даются рекомендации, которые следует учитывать при написании адресов.. Ведь именно это позволяет без задержек и дополнительных поисков отправлять и получать почтовую корреспонденцию, а значит, повышать качество услуг почтовой связи. (1 час-лекция+ практика).
Тема 4. «Ваша визитная карточка». Учащиеся знакомятся с правилами заполнения анкеты. В данной теме прорабатывается большой объём лексики, связанный с названиями стран, национальностей, семейного положения и т.д. Возрастной уровень учащихся 9 классов позволяет им осознать, что заполнение анкетных данных необходим очень часто: при получении паспорта, при прохождении таможенного контроля, при поступлении в вуз, на работу, очень ценно именно практическое воплощение данной темы. (1 час-лекция, 1 час- практика)
Тема 5. «Заполнение резюме». Одним из наиболее важных писем является письмо, которое даёт работу: письмо о приёме на работу с приложенным к нему резюме. Успех поиска работы во многом зависит от того, как составлено резюме. Основная цель резюме- краткое изложение данных об образовании, профессиональном опыте соискателя, а также оно включает краткие биографические справки.(1 час-лекция, 1 час- практика)
Тема 6. «Вывески и надписи». В копилку своих лексических знаний учащиеся добавят слова, которые мы часто видим в зданиях аэропорта, вокзала, банков, гостиниц. Оказавшись в незнакомом месте и не зная языка страны в полной мере, ориентируясь по значкам, указателям и вывескам, которые обычно во всех странах написаны на английском, можно без посторонней помощи найти интересующий вас объект. (1 час –лекции, практика- на зачётном занятии-1 час)
Тема 7. «Бронирование места в гостинице». Путешествие по англоязычной стране часто предполагает проживание в гостинице. Важно не только правильно заполнить бланк бронирования, но и знать «гостиничную» лексику вцелом – классы отелей, категории номеров, что может входить в стоимость проживания, какие данные от вас требуются и т.д. (1 час лекция, 1 час-практика)
Тема 8. «Беседа по телефону». Учащиеся знакомятся с особенностями общения по телефону. Реальное функционирование языковых средств в диалогической речи учащихся даёт возможность активизировать коммуникативно ценный лексический и грамматический материал в высказываниях, интонационных вариациях, закреплении этикетных навыков. При желании учитель может прокомментировать некоторые различия стиля телефонного общения в России и в Великобритании, отметить необходимость вежливого и выдержанного тона, а также краткость разговора( в Великобритании все звонки платные: и междугородные, и городские) (1 час-лекция,1 час- практика)
Тема 9. «Социальные письма». Учитель объясняет, что если мы хотим сохранить добрые отношения с партнёрами на долгое время, нельзя упускать возможность общения с ними не только по деловому поводу. Рекомендуется также посылать поздравления по тому или иному поводу, соболезнования, выражать одобрение, благодарность и т.д. В связи с этим учитель рекомендует записать готовые клише, устойчивые выражения, используемые в соответствующих ситуациях. (1 час- лекция, 1 час-практика)
Тема 10. «Отправка телеграммы». Несмотря на быстрое развитие телекоммуникаций, телеграммы по-прежнему остаются важным средством срочного обмена информацией. Учитель объясняет разницу между написанием текста письма и телеграммы, да и оформление адреса тоже несколько меняется. В данной теме идёт обучение необходимым сокращениям, при использовании которых нужно соблюдать крайнюю осторожность. (1 час-лекция+практика)
Тема 11. «Оформление визы». Выезд за границу предполагает умение заполнять визу и таможенную декларацию. Умение справиться с этой темой во многом зависит от того насколько ребята усвоили лексику предыдущих занятий. Тема сложная, но интересная, с большой лексической наполняемостью и жизненной необходимостью. (1 час- лекция, 1 час- практика)
Тема 12. «Объявления. Реклама». Необходимость составлять подобные тексты требуют от составителя особого такта, краткости изречений, умения убеждать. В этой теме даются общие рекомендации по соблюдению представленных требований, а затем проводится практическое занятие на закрепление полученных навыков.(1 час-лекция+ практика)
Тема 13. «Электронная почта». Умение общаться с компьютером, пользоваться услугами Интернет, общаться с друзьями, партнёрами по средством электронной переписки стало жизненной необходимостью. На данном занятии ребята активизируют свои знания как английского языка, так и компьютерной грамотности. Учитель же делает акцент на особенности этикета электронного общения. (1 час-лекция +практика)
Тема 14. «Зачётное занятие». На подведение итогов отводится 3 часа: на первом уроке учитель проводит итоговый тест по одной из пройденных тем в письменном виде, на втором- аудирование незнакомого текста по деловому партнёрству,а на третьем- за «круглым столом» в устной беседе ребята обсуждают, чему они научились за этот период, разыгрывают экспромт-беседы по телефону, заказы места в гостинице, прохождение таможенного контроля и т.д. (3 часа)
ПРИЛОЖЕНИЕ
Образец анкеты
APPLICATION FORM
/complete in block letters/
Surname________________________________________________
Forename(s)_____________________________________________
Patronymic, if any________________________________________
Sex (male, female)________________________________________
Age____________________________________________________
Date of birth_____________________________________________
Place of birth_____________________________________________
Present citizenship_________________________________________
Former citizenship_________________________________________
Nationality_______________________________________________
Marital status (married, divorcee, single)________________________
Address_________________________________________________
Telephone number_________________________________________
Languages_______________________________________________
Education________________________________________________
Qualification______________________________________________
Occupation_______________________________________________
Place of occupation_________________________________________
Office skills_______________________________________________
Hobbies and interests_______________________________________
________________________________________________________
Family (full, one-parent, an orphan)____________________________
Members of the family______________________________________
________________________________________________________
Abroad visits_____________________________________________
Passport number___________________________________________
I declare the above to be a full and true statement.
Date_____________________________________________________
Personal signature__________________________________________
Образец резюме
RESUME
Name: Emily Alison Biggins
Address: 47 Putney Hill
London
SW16 4QX
Tel: London 475 78 65
Date of birth: 15 July 1970
Age: 27
Marital status: Single
Nationality: British
Objective
To secure a part-time position that offers a variety of tasks, in which to use my secretarial skills and knowledge of foreign languages.
Education
Dates: 1987-1992
College: South Thames College, London.
Qualifications: Secretarial Courses; Shorthand Grade 2; Typing Grade 3.
Dates: 1993-1994
College: Oxleigh Secretarial College, College Road, Oxleigh.
Qualifications: Secretarial Skills Refresher Course: Shorthand (90 w.p.m.);
Typing (60 w.p.m.). Book-keeping Grade One. Word-processing.
Employment
Dates: 1995- to present
Company: Philip Wilson Publisher Ltd.
Position: Secretary to the Sates Manager.
Responsibilities: Taking shorthand; typing and maintaining diaries, office support, etc.
Other Skills & Occupations
I now work regularly as a volunteer for the Red Cross. I also have a clean driver's licence and a good knowledge of Spanish and French. My personal interests include classical literature reading, independent travel, modern jazz and swimming.
References
References are available on request.
Образец визы
VISA APPLICATION FORM FOR FOREIGNERS
This form must be completed in duplicate and two recent photographs attached. Full answers to all questions should be typed or clearly written in black ink.
It is recommended that applications be lodged at least two weeks before the proposed date of departure.
Country for which visa is required ______________________________________________
1. Name of any sponsoring Ministry or Organization (or "Private") _______________________
2. Surname (in capital letters)
_____________________________________________________________________________
First name(s) __________________________________________________________________
Patronymic, if any ______________________________________________________________
Full maiden name (in the case of women who are or have "been married)___________________
State any other names you use or have used___________________________________________
Day, month, year and place of birth _________________________________________________
Present citizenship (give also former citizenship if different) _____________________________
State sex, and whether married, widowed, single or divorced _____________________________
What is your profession or rank? ___________________________________________________
Where are you employed (give exact address)?________________________________________
What type of work do you do?_____________________________________________________
3. How long do you wish to stay in the "country"? _____________________________________
4. What is the purpose of your visit? ________________________________________________
Do you intend to seek (answer both questions)
(a) employment _____________________________________________________________,
(b) permanent residence? ______________________________________________________
5. If a business or professional visit, give names and addresses to be visited. If a large firm, give names of individuals, departments or sponsoring organization who are aware of your visit _____________________________________________________________________________
If a private visit give
(a) name __________________________________________________________________
(b) address ________________________________________________________________
(c ) occupation ______________________________________________________________
(d) relationship of host(s)._____________________________________________________
How long have they been residents? ________________________________________________
If staying in a hotel give the name and address _______________________________________
_____________________________________________________________________________
6. Date of departure, route and date of arrival in "the country" ___________________________
7. How much money is available for your visit (evidence of this may be required) ____________
_____________________________________________________________________________
8. Have you ever visited "the country"? If so, give dates of visits and say in what capacity _____
_____________________________________________________________________________
9. If married, give the full name, date and place of birth of:
Husband/Wife (as appropriate) ____________________________________________________
Any children___________________________________________________________________
Which of them, if any, are accompanying you? _______________________________________
10. Give the full names, date and place of birth of:
Your father ____________________________________________________________________
Your mother ___________________________________________________________________
What is their address? ___________________________________________________________
11. If you are not born in RF, when did you arrive and where did you live before? ____________
_____________________________________________________________________________
12. State your present address _____________________________________________________
Telephone number______________________________________________________________
Give your permanent address if different from above __________________________________
13. Passport number_____________________________________________________________
Place and date of issue___________________________________________________________
Date of expiry_________________________________________________________________
Exit visa number_______________________________________________________________
Date of issue___________________________________________________________________
Period of validity_______________________________________________________________
Re-entry visa number____________________________________________________________
Date of issue___________________________________________________________________
Date of expiry__________________________________________________________________
I declare the above to be a full and true statement
Date _________________________________________________________________________
Personal signature ______________________________________________________________
Образец бронирования гостиницы
HOTEL RESERVATION FORM
Hotel "name" has following accommodation possibilities:
Double room category A ($..........),
category В ($...........)
Single room category A ($..........),
category В ($...........)
Prices are for accommodation with breakfast (service and tax included).
As the number of single rooms is very limited, sharing a room by two persons may be necessary.
Deadline for reservation ___________________________________________________________
I order a room from _____________________________________to________________________
Number of nights_________________________________________________________________
Double room category A __________________________________________________________
Double room category В __________________________________________________________
Single room category A ___________________________________________________________
Single room category В ___________________________________________________________
Age ________ (when sharing a room with someone about my age is preferred)
Name_________________________________________________________________________
I will arrive by private car (yes, no) ________________
If booking cannot be made at the requested price, please reserve in the next available (higher, lower) category.
Date ________________________________ Signature _______________________________
Вывески и надписи
SIGNS
ENTRANCE - Вход
EXIT - Выход
PULL – К себе
PUSH - От себя
CLOSED - Закрыто
NO ENTRY - Проход воспрещён
NO ADMISSION – Вход воспрещён
SERVICE ENTRANCE – Служебный вход
EMERGENCY EXIT – Запасный выход
DETOUR - Объезд
CAUTION: AUTOMOBILE TRAFFIC - Берегись автомобиля
CAUTION - Осторожно
DANGER - Опасно
ATTENTION - Внимание
PARKING - Стоянка
NO PARKING – Стоянка запрещена
STOP. DO NOT WALK - Стойте
INFORMATION - Справочное бюро
NO SMOKING – He курить
SMOKING SECTION – Место для курения
KEEP OFF THE GRASS! – Не ходите по траве
WC /TOILET / RESTROOM - Туалет
WOMEN - Для женщин
MEN - Для мужчин
PRIVATE PROPERTY - Частная собственность
TAKEN - Занято
RESERVED - Забронировано
HOURS: from ... to... – Открыто с ...до...
ADMISSION BY TICKETS ONLY – Вход платный
ADMISSION FREE – Вход бесплатный
FASTEN SAFETY BELTS - Пристегните ремни безопасности
WAITING ROOM - Зал ожидания
RESTAURANT - Ресторан
HAIRDRESSER’ S / BARBER’S - Парикмахерская
CHEMIST’ S / DRUGSTOUR - Аптека
CINEMA / MOVIE THEATRE - Кинотеатр
HOTEL - Гостиница
POST OFFICE – Почтамт
POLICE STATION - Полицейский участок
FIRST AID - Скорая помощь
13PAGE 15
Заголовок 1Заголовок 215