Программа курса по выбору в начальной школе Секреты литературного чтения

ГУ «Кушмурунская средняя школа № 121 отдела образования акимата
Аулиекольского района»







Курс по выбору для учащихся начальных классов
«Секреты литературного чтения»







Составители:
Мелихова Л.Б., Олейникова Н.В.,
учителя начальных классов
















2015 год
УДК 371.383
ББК 74.200.585.00
С 28


Рецензенты:
Сухотёплая Г.И. – директор ГУ «Кушмурунская средняя школа № 121 отдела образования акимата Аулиекольского района» Костанайской области

Каженова М.К. – методист Аулиекольского РОО

С 28 Секреты литературного чтения: курс по выбору для учащихся нач. кл. общеобразовательной шк./ сост: Л.Б. Мелихова, Н.В. Олейникова – Кушмурун, 2015 - 11 с.

ISBN 978-601-303-399-0


Данная программа поможет педагогу с увлечением познакомить учащихся с детской литературой, а так же развивать способность воспринимать художественные произведения, сопереживать героям, выражать эмоции на прочитанные произведения.
Программа способствует формированию у учащихся готовности к активному и успешному функционированию в ХХI веке, привитию навыков критического мышления, самомотивации, саморегулирования, умения учиться.
Материалы учебного пособия могут быть использованы как во время поурочной учебной деятельности, так во внеклассной работе.



УДК 371.383
ББК 74.200.585.00


ISBN 978-601-303-399-0 © ГУ «Кушмурунская средняя школа № 121 отдела
образования акимата Аулиекольского
района Костанайской области», 2015
Пояснительная записка

Современная школа переживает новый этап своего развития. Перед учителем начальных классов стоит задача построить учебно-воспитательный процесс таким образом, чтобы общество получало высококультурных, глубоко нравственных и социально активных граждан, для которых умение и стремление учиться должны стать устойчивыми качествами личности. Это не может быть достигнуто без серьёзной работы учащихся с первых дней обучения не только с учебником, но и с детскими книгами из доступного круга чтения. Еще совсем недавно ценность книги и чтения у нас была неоспорима. Но сегодня ситуация выглядит иначе. Картина массового чтения, его престиж, читательские пристрастия и привычки существенно изменились. В наш век научно-технического прогресса, где господствует телевидение, компьютеры и видеоигры, дети потеряли интерес к чтению. Мы наблюдаем:
изменение характера чтения;
преобладание «делового» чтения над «свободным»;
возрастание числа учащихся, ограничивающихся чтением литературы только по школьной программе;
в настоящее время нет официального урока внеклассного чтения, работа с книгой введена в структуру уроков литературного чтения.
Программа «Секреты литературного чтения» решает проблему формирования правильного сознательного, беглого и выразительного чтения волнует каждого учителя, поскольку чтение играет очень важную (если не доминирующую) роль в образовании и развитии личности ребенка.
Данная программа поможет педагогу с увлечением познакомить учащихся с детской литературой, а так же развивать способность воспринимать художественные произведения, сопереживать героям, выражать эмоции на прочитанные произведения.
Программа способствует формированию у учащихся готовности к активному и успешному функционированию в ХХI веке, привитию навыков критического мышления, самомотивации, саморегулирования, умения учиться.
Отбор литературного содержания ориентируется на ценность произведений, учитывает возрастные возможности и социальный опыт младших школьников. Именно поэтому наряду с классической русской и зарубежной литературой отводится место произведениям устного народного творчества и современной детской книге.
На занятиях дети так же знакомятся с литературой родного края, произведениями устного народного творчества, отражающими быт и традиции, богатство и своеобразие языка людей, проживающих в данной местности, что не только окажет влияние на формирование личностного самосознания подрастающего человека, но и поможет освоить образную специфику литературы как вида искусства.
Педагоги, которые работают с младшими школьниками, знают, как нелегко обучить детей технике чтения, но ещё труднее воспитать увлечённого читателя. Необходимо организовать процесс так, чтобы чтение способствовало развитию личности, а развитая личность испытывает потребность в чтении как в источнике дальнейшего развития. Чтение и рассказывание книг организуется во все моменты жизни в школе, его связывают с играми и прогулками, с бытовой деятельностью и трудом.

Цель программы углубленно знакомить учащихся с детской литературой и книгой, обеспечивать литературное развитие младших школьников, раскрыть перед детьми мир нравственно-эстетических ценностей и духовной культуры, накопленных предыдущими поколениями, выработать художественный вкус, формировать культуру чувств, общения.

Программа нацелена на решение следующих задач:
развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;
формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать воображение учащихся, ассоциативное мышление, развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный слух;
формировать потребность в постоянном чтении книг, развивать интерес к литературному чтению, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;
обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;
формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;
обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;
расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка;
обеспечивать развитие речи учащихся и активно формировать навыки чтения и речевые умения;
работать с различными типами текстов;
создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений.
Формы работы с книгой разнообразны и определяются творчеством педагога. Для формирования интереса к чтению в нашем арсенале есть разнообразные формы организации занятий:
занятие-диспут,
занятие-спектакль,
занятие-праздник,
занятие-интервью,
интегрированное занятие,
конференция,
устный журнал,
конкурсы,
литературные встречи,
литературная гостиная,
литературный ринг и т. д.
Представленная в программе система работы позволяет осуществить внедрение новых технологий, нестандартных форм работы во внеурочной деятельности, развить речь учащихся, повысить учебную мотивацию детей и, главное, воспитать грамотного читателя. Использование компьютерных и мультимедийных технологий значительно повысит эффективность работы по воспитанию интереса к книге, к чтению.
Учитель должен создавать условия для современного ребенка, гарантирующие ему открытие целостной картины мира благодаря актуальному своду детской книги, развитие мотивов отношения к чтению, чтобы не нарушалась культура понимания ценности и приоритетности чтения, читательской деятельности.
Изучив работы учёных, педагогов-исследователей и новаторов, мы разработали свою систему проведения занятий, основой которого является правило «вдумчивого чтения».
Ведущие принципы программы литературного кружка
«Секреты литературного чтения».
Программа предполагает такое содержание книг, их структуру и методику обучения, которые строятся на основе ведущих принципов:
художественно-эстетического;
литературоведческого;
коммуникативно-речевого.
Художественно-эстетический принцип определяет стратегию отбора произведений для чтения, и поэтому в круг чтения младших школьников вошли преимущественно художественные тексты. Внимание детей привлекается к тому, что перед ними не просто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства, которые раскрывают перед читателем богатство окружающего мира и человеческих отношений, рождают чувство гармонии, красоты, учат понимать прекрасное в жизни, формируют в ребенке собственное отношение к действительности. Этот принцип предполагает активное установление связей между всеми другими видами искусства.
Литературоведческий принцип с учетом особенностей начального этапа обучения реализуется при анализе литературного произведения, выдвигает на первый план художественный образ. Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается им как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли, чувства, идеи.
В начальной школе анализ художественного произведения должен помочь детям почувствовать целостность художественного образа и адекватно сопереживать герою.
Литературоведческий принцип находит свое выражение и в том, что программа охватывает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения (в отрывках). При анализе произведения этот принцип нацеливает на обогащение учеников первыми представлениями о проблематике.
Коммуникативно-речевой принцип нацелен на развитие речевой культуры учащихся, на формирование и развитие у младших школьников речевых навыков, главным из которых является навык чтения. Задача занятий по литературному чтению заключается в интенсивном развитии навыка чтения как вида речевой деятельности: от громко речевой формы чтения до чтения про себя.
Отбор и расположение учебного материала, применение различных методов и педагогических технологий в данной программе соответствуют возрастным и психологическим особенностям детей младшего школьного возраста, для которого ведущей деятельностью является общение в процессе обучения.
Программа ориентирована на чувства, образы и мысли детей, возникающие у них на занятии. Процесс работы с произведением – это обобщение, поиски и открытия истин, сотрудничество по схеме ученики – учитель – автор. Неиссякаемым источником для речевого, интеллектуального и нравственного развития детей должен стать язык произведений нашей классики.
Ожидаемые результаты:
Ученик должен «уметь»:
искать:
опрашивать окружение;
консультироваться у учителя;
получать информацию;
думать:
устанавливать взаимосвязи между прошлыми и настоящими событиями;
критически относиться к тому или иному высказыванию, предложению;
уметь противостоять неуверенности и сложности;
занимать позицию в дискуссиях и вырабатывать свое собственное мнение;
оценивать произведения искусства и литературы;
сотрудничать:
уметь работать в группе;
принимать решения;
улаживать разногласия и конфликты;
договариваться; разрабатывать и выполнять взятые на себя обязанности;
приниматься за дело:
включаться в группу или коллектив и внести свой вклад;
доказать солидарность; организовать свою работу;
адаптироваться:
использовать новые технологии информации и коммуникации;
стойко противостоять трудностям; находить новые решения.
Из этого следует, что обучающиеся должны проявить способность мобилизовать полученные ранее знания, использовать практический опыт взрослых, проявить способность доказывать (обосновывать свою точку зрения), суметь организовать взаимосвязь прошлых и настоящих знаний в решении конкретной ситуации, т. е. пользоваться приобретенными ранее компетенциями. Знания, полученные таким образом, оказываются более прочными и качественными.

В результате реализации программы учащиеся должны уметь:

Самостоятельно делить текста на законченные по смыслу части и выделение в них главного, определять с помощью учителя темы произведения и его смысла в целом.
Составлять план прочитанного и краткий пересказ его содержания с помощью учителя.
Словесно рисовать картины к художественным текстам.
Составлять рассказ о своих наблюдениях из жизни школы, своего класса.
Самостоятельно находить в тексте слова и выражения, которые использует автор для изображения действующих лиц, природы и описания событий.
Сопоставлять и осмысливать поступки героев, мотивы их поведения, чувств и мыслей действующих лиц, оценка их поступков (с помощью учителя).
Понимать образные выражения, используемые в книге.
Ориентироваться в книге: самостоятельное нахождение произведения по его названию в содержании, отыскивание в книге произведений, близких по тематике, самостоятельное составление заданий к тексту.
Коллективная драматизация художественных произведений.
Введение игровых ситуаций, которые помогут детям выступить в роли поэта, писателя, исполнителя и зрителя;
Коллективное обсуждение творческих работ, воспитание доброжелательного отношения детей к результатам творческих поисков одноклассников.

К концу обучения в начальной школе, в результате освоения содержания программы «Секреты литературного чтения» у учащихся формируются общие учебные умения, навыки и способы познавательной деятельности, готовность обучающихся к дальнейшему образованию.

















Тематическое планирование занятий по программе литературного кружка «Секреты литературного чтения»


п/п
Кол-во часов
Тема внеклассного чтения
Предлагаемая к использова
нию литература
Основное содержание работы
Индивидуальная работа с детской книгой
Групповая работа с детской книгой
Сроки

1-2
2
О чём рассказывают журналы?

Детская периодическая печать

Углубление сведений
о периодической
печати. Знакомство с
журналом
Отбор и чтение
материалов из
периодики.
Организация в уголке чтения раздела периодической печати. Составление устного журнала


3-4
2
«Где, что, как и почему?»

Книги-справочники, энциклопедии

Расширение сведений о пособиях в помощь юному читателю. Обобщение сведений о книгах- справочниках
Изготовление книжки-самоделки «Знаете ли вы?». Работа со справочной детской литературой
Выступление учеников начальных классов



5-6
2
«Вчера и сегодня»

Книги о науке и технике, о машинах и вещах и об их творцах -ученых изобретателях.

Упорядочение и систематизация доступного круга чтения по теме. Выделение из прочитанных книг
особенно интересных
сведений из науки и
техники
Отбор и чтение книг по теме «Вчера и сегодня».
Подбор книг в уголке чтения по серии: «Героические биографии. Легендарные герои».



7
1
«Каким ты был, мой ровесник, в годы Великой Отечественной войны?»

Книги о ребятах-сверстниках, участниках ВОВ

Анализ и оценка умения коротко, понятно, интересно рассказать о прочитанной книге. Знакомство с
Аннотирован
ным
рекоменда
тельным
указателем книг и приёмами аннотирования
Оформление аннотаций на прочитанные книги.
Подготовка и проведение
тематического устного
журнала «Каким ты был,
мой ровесник, в годы
Великой Отечественной
войны?»


8-9
2
«Из истории нашей Родины»

Книги о далеких по времени событиях и людях, оставшихся в памяти народа на века.
С. Бабенко,
Б.Сокпакбаев

Рассказы о героях прочитанных книг, составленные по разным источникам.

Устное аннотирование книг по теме урока.
Чтение рассказов и очерков о героях наших
дней из детской
периодики, в
Интернете.
Презентация
или
альбом-самоделка «Из
истории нашей Родины»


10
1
Люби живое
Писатели о животных: М.Пришвин
Д. Мамин -
Сибиряк
Отражение биографии и интересов писателя в
его произведениях
Выразительное чтение отрывка произведения.

Устное иллюстрирование



11-12
2
«В путь, друзья!»

Книги о
путешествиях и
путешествен
никах, настоящих и
вымышленных
С.Голицын
«Сорок изыскателей»
Анализ книг.
Выделение эпизодов,
Воспитывающих чувство юмора,
любознательность,
наблюдательность,
внимание.

Составление заданий
для литературного
марафона.

Подготовка и проведение литературного марафона «В
путь, друзья!» по
материалам прочитанных
книг.



13
1
Небыкновен
ная
биография в
необыкновенное время»

Художественные
произведения,
автобиографии,
письма, дневники
А. Гайдара;
воспоминания,
заметки о А.
Гайдаре.

Знакомство с новым
видом издания - с собранием сочинений писателя. Выборочное
чтение, пересказ,
декламация отрывков,
воссоздающих образ
А. Гайдара - бойца,
писателя, гражданина
Самостоятельное
рассматривание
четырехтомника
(Собрание сочинений
А. Гайдара).
Оформление
аннотированных
карточек по данному
изданию.
Оформление презентации
«Книги Гайдара и о
Гайдаре».
Читательская конференция
по повести Гайдара «Тимур
и его команда»



14
1
О героизме и трусости
Слава греет -позор жжет

Героизм в произведениях: С.Маршака,
Артюхова,
С.Михалкова, К.Ушинского
Выборочное чтение
характеристики
главных героев.
Озаглавливание
тематической
выставки
Отбирать,
рассматривать и
приносить в класс
книги о храбрости.

Составление советов для
тех, кто хочет быть
храбрым.



15-16
2
«Родные поэты»
Стихи поэтов -
классиков 19-
начала 20 века
для детей:

Знакомство с широким кругом поэтов- классиков, с тематикой их творчества. Чтение избранных стихов наизусть
Чтение стихов ряда
поэтов-классиков.
Отбор нескольких
стихотворений для
чтения вслух, наизусть
Литературная игра «Знаешь ли ты поэтов-классиков?»



17-18
2
Учусь сочинять

Бальмонт, М.Цветаева

Жанры литературы. Стихосложение - 11словие

Сочинение 11 - словия
Создание классного
сборника стихотворений
«Мы творим!»


19-20
2
«Бороться и искать, найти и не сдаваться!»

Р. Л. Стивенсон «Остров сокровищ»
Кир Булычев
«Гостья из
будущего»
В.Губарев
«Путешествие на
Утреннюю
Звезду»
Углубленное
рассмотрение книг
приключенческого
жанра.

Оформление
читательского
дневника.

Литературная викторина по произведениям раздела «Зарубежная приключенческая классика»



21-22
2
«Ступеньки мудрости»
Сказки Леонардо да Винчи

Упорядочение и
систематизация
доступного круга
чтения по теме.
Выделение из
прочитанных книг
особенно интересных
сведений, мудрых
советов
Подбор сведений о
Леонардо да Винчи, его
творчестве, научной
деятельности, для
составления
презентации

Оформление презентации «Ступеньки мудрости».



23-24
2
«От
благодарных читателей»

М.Твен
«Приключения Тома Сойера» Д.Свифт «Путешествие Гулливера»

Анализ книг.
Выделение эпизодов,
воспитывающих
чувство юмора,
любознатель
ность,
наблюдательность,
внимание, уважение к
старшим
Формулирование
своего отношения к
происходящему в
произведении, составление характеристики главных героев.

Составление диафильма по одному из произведений.



25-26
2
«Современные
писатели-
детям»

Е.Велтисов
В. Медведев

Знакомство с широким
кругом современных
писателей, с тематикой их
творчества. Анализ
произведений.

Выбор отрывка,
пересказ от своего
имени. Составление вопросов по данным произведениям


Оформление выставки книг.
Самопрезентация «Книга,
которую советую вам прочитать»




27-29
3
Театр и литература
Пьеса-сказка «Синяя птица»
Мориса Матерлинка
Введение понятия
«пьеса», структура
пьесы, драматургия.

Выбор и разучивание роли

Игра-драматизация «Синяя птица»



30-31
2
«С моей
книжной
полки»

В.Гауф
«Карлик Нос»,
«Маленький Мук»
Х.К.Андерсен «Русалочка»

Упорядочение и
систематизация
доступного круга
чтения по теме.

Оформление
читательского
дневника. Составление заданий по данным произведениям (вопросы, кроссворды, ребусы, пиктограммы и т.д.)
Литературная игра «Ты мне,
я тебе» по прочитанным
произведениям.


32
1
Обобщающее
занятие с родителями


Мероприятие с родителями по привитию читательского интереса
Подготовить вопросы викторины

«Литературная гостиная»



33
1
«О чём можно,
о чём нужно, о
чём хочется
читать»

Контрольно-установочное занятие.
Проверка уровня усвоения учащимися специальных знаний, умений и навыков, полученных в системе внеклассного чтения. Установка
на самостоятельное
чтение
Составление читательских планов на будущее.

Составление выставки книг «В помощь юному читателю» и «путешествие»
по выставке с экскурсоводом- старшеклассником.


34
1
Итоговое
диагностирование

Тестирование по
выявлению читательского кругозора.


Составление списка для летнего чтения с учётом степени
усвоения прочитаны произведений

Оформление уголка летнего чтения


















Используемая литература и интернет ресурсы:

. Гостимская Е.С. Внеклассное чтение М., 2005.
Русская литературная классика. Самара: Корпорация «Федоров», 1995.
Что такое? Кто такой? М.: Педагогика, 1990. Т.1-3
Русские детские писатели хх века. Библиографический словарь. М.: Флинта - наука, 2001.
Светловская Н.Н., Джежелей О.В. Внеклассное чтение в1- 3 классах.
М. Просвещение, 1985.
Светловская Н. Н. «Методика внеклассного чтения», М. 1991.
Журналы «Начальная школа», 2006-2013гг.
9. Интернет-ресурсы с литературными презентациями
10. Литературная энциклопедия на Яндекс






































































































































13PAGE 15


13PAGE 14115




15