Развитие речи. Качества хорошей речи (лексическое богатство и разнообразие).

УРОК
5 класс

Тема. Развитие речи. Качества хорошей речи (лексическое богатство и разнообразие).
Цель: продолжить формирование навыков правильного словоупотребления, выразительного чтения знакомого художественного текста, его пересказа, составления продолжения текста с учетом требований к лексически богатой речи; развивать творческую фантазию учеников.
Оборудование: учебник.


ХОД УРОКА

I. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

Словарный диктант.
Отметьте крестиком главное слово, подчеркните словарное.
Лёгкий парашют, полевой колокольчик, двигаться по равнине, степное раздолье, познакомимся с письменностью, секрет компании, пунктуационные знаки, пластмассовые игрушки, звание генералиссимуса, уникальный экспонат, собрать коллекцию.












Беседа.
Что такое речевой этикет? Зачем нужно соблюдать его нормы?
Какой должна быть наша устная речь?

III. РАБОТА ПО ТЕМЕ
Работа с учебником.
Теоретический материал
(Комментированное чтение учителем.)
Все ли свойства хорошей речи мы смогли с вами назвать?
Как вы понимаете такое качество, как логичность?
Что значит чистота? Знаете ли вы значения слов диалектизмы, жаргонизмы, слова-паразиты?

Упражнение.
Какие качества хорошей речи не свойственны одноклассникам героини рассказа?
Упражнение.
(Комментированное чтение текста с коллективным выбором наиболее точного слова из скобок.)
Запишите получившийся текст.
Составьте план текста.












План
Зимняя буря над городом.
Описание девочки и её одежды.
Действия героини.
Предложите свои варианты продолжения и окончания этого текста.
(Выбор лучшего варианта. Письменная работа над продолжением)

IV. РЕФЛЕКСИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Беседа.
Какие из требований, по-вашему, вам удается соблюдать, а над какими предстоит нелегкая и серьезная работа?
Какие требования к хорошей речи вы считаете самыми главными? Почему?

V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ




15