Правописание суффиксов в наречиях.
Тема урока: Правописание наречий.
Тип урока: Урок изучения нового материала. Урок-исследование.
Форма проведения урока: Индивидуально-групповая.
Методы обучения: проблемно-поисковый (исследовательский – по Ю.К.Бабанскому)
Роль и место темы в курсе: Данный урок входит в раздел «Наречие» и является третьим уроком данного раздела.
Данному уроку предшествовали темы (в соответствии с календарно-тематическим планированием): «Наречие. Лексическое значение». «Наречие. Основные грамматические признаки».
Формы организации учебной деятельности:
Групповая
Фронтальная
Цель урока: организация исследовательской деятельности учащихся по теме урока.
ЗАДАЧИ УРОКА
ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
Дать возможность учащимся самостоятельно выявить правило написания наречий с приставками; систематизировать знания о грамматических признаках наречия
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ
Создать условия для воспитания интереса к родному языку. Стимулировать работу учащихся по дальнейшему формированию умения общаться через работу в паре, группе, умения слушать и корректно оценивать ответы одноклассников
РАЗВИВАЮЩАЯ
Создать условия для развития: самостоятельной мыслительной деятельности, познавательной активности.
Оборудование урока и ресурсное обеспечение:
Русский язык. Учебник для 4 класса. В 2 ч. Ч. 2 / Л.М.Зеленина, Т.Е.Хохлова. – М.: Просвещение, 2010. – 176 с.
Раздаточный материал – карточки
Компьютер, мультимедийный проектор.
Программные средства Microsoft Power Point, Microsoft Word.
Особенности урока:
Урок с применением Информационно-коммуникационных технологий. УМК «Школа России».
Структура и содержание урока
№
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Форма деятельности
1
Организационный момент
Приветствует учащихся, настраивает на работу. Просит занять места в соответствии с цветом карточки.
Выполняют просьбы учителя. Рассаживаются по группам (в соответствии с уровнем).
Фронтальная.
2
Целеполагание и мотивация
Вводит в тему урока
Определяют цели и задачи урока
Фронтальная.
3
Актуализация знаний.
Задает вопросы по теме
Отвечают на поставленные вопросы
Фронтальная.
4
Решение учебной задачи
Организует работу по теме урока
Решают учебную задачу, используя подсказки учителя
Фронтальная
Групповая
5
Рефлексия.
Помогает сформулировать выводы, задавая вопросы.
Формулируют выводы.
Подводят итоги.
6
Домашнее задание
Предлагает выбрать домашнее задание
Выбирают по желанию
Индивидуальная
Ход урока.
I. Оргмомент.
II. Целеполагание и мотивация.
1. Формулирование учащимися темы, цели урока.
У.: - Используя ключ к коду, расшифруйте слово, (слайд №2)
- определите, какой частью речи является это слово,
- выделите орфограмму в нём,
- сформулируйте тему урока.
Дети: - Это слово «прямо»
Далее дети делают вывод о теме урока и ставят цели.
- Тема: Безударные гласные в конце наречий (слайд №3).
У.: - Используя опорные слова, определите цели.
Цели:
1) Повторить: (изученное по теме «Наречие»)
2) Учиться правильно: (правильно писать наречия)
III. Актуализация
1. Обобщение теоретических знаний:
У.: - Прочитайте внимательно утверждения на карточках (карточка №1), подчеркните верные:
Наречие – самостоятельная часть речи.
Наречие – служебная часть речи.
Наречие – неизменяемая часть речи.
Наречие – изменяемая часть речи.
Наречие – отвечает на вопросы ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАТЬ?
Наречие – отвечает на вопросы ГДЕ? КОГДА? КУДА? ОТКУДА?
Наречие – обозначает действие предмета.
Наречие – обозначает признак действия, признак признака, место и время действия.
2. Фронтальная проверка.
Ответы на слайде №4.
Наречие – самостоятельная неизменяемая часть речи, отвечает на вопросы ГДЕ? КОГДА? КУДА? ОТКУДА? Обозначает признак действия, признак признака, время и место действия.
3. Словарная работа.
Учитель: - Начнем со словарной работы. Выполним упражнение 18 с.132.
Дети выписывают слова из словарика на указанные буквы з, и, м, о, р, с.
4. Взаимопроверка тетрадей.
- Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте. Проверьте правильность выполнения работы.
Дети выписали слова: 1 столбик – завтра, однажды, около, сегодня, сейчас
2 столбик – интересно, медленно, радостно
- А теперь проверьте себя по слайду (слайд №5)
5. Словообразование наречий.
- Образовать наречия от прилагательных, назвать орфограммы:
Быстрый – быстро (безударная гласная О в суффиксе)
Тихий – тихо (безударная гласная О в суффиксе)
Близкий – близко (безударная гласная О в суффиксе, парная согласная З в корне, проверочное слово «близок»)
Правый – (здесь мнения детей разделились) - справа, направо, вправо
- Как образовались наречия от слова «правый»?
Вывод: наречия могут образовываться от прилагательных с помощью приставок и суффиксов.
- А какие суффиксы вы написали в этих словах?
Дети дают разные ответы: кто-то написал –О, кто-то – А.
IV. Изучение нового материала.
1. Групповая работа по уровням (карточка №2)
- Сегодня на уроке вы сами «откроете» правило написания суффиксов, а потом мы вернемся к этим словам.
1 группа (высокий уровень).
Задание: Внимательно прочитайте написанные слова. Найдите разницу в написании. Сформулируйте правило.
Слева, налево, влево, издавна, заново, докрасна
Запишите слова по группам в зависимости от правила, выделите орфограмму.
2 группа (средний уровень).
Задание: Внимательно прочитайте написанные столбики слов. Объясните принцип их группировки.
Слева
влево
издавна
налево
докрасна
заново
Запишите слова, выделите орфограмму.
3 группа (низкий уровень).
Задание: Внимательно прочитайте написанные в первом и втором столбиках слова.
Слева
влево
издавна
налево
докрасна
заново
Ответьте на следующие вопросы:
- К какой части речи относятся все написанные слова?
- Выделите приставки.
- В каких наречиях пишется О, а в каких А – в зависимости от приставки.
Запишите слова, выделите орфограмму.
2. Творческое задание.
- Придумайте способы запоминания нового правила.
На карточках текст (карточка №3).
Прочитайте текст.
- НАВЗАО и ДОСИЗА! – кричит Витя, влетая в класс.
-НАВЗАО и ДОСИЗА! Замечательная штука! Сегодня же мы её применим на диктанте!
Витины друзья с удивлением смотрят на возбуждённого Витю.
·- Что ты там ещё придумал? – спрашивает у него Вера.
- Это не я придумал. Это мудрец советует изучить два «волшебных» слова: НАВЗАО и ДОСИЗА, которые помогают запомнить, что в наречиях с приставками НА-, В-, ЗА-
пишется в конце О, а в наречиях с приставками ДО-, С-, ИЗ- пишется в конце А. Ведь ловко придумано?
- Да, придумано неплохо, - говорит Вера, - да только ты опоздал со своим мудрецом. Ещё вчера на занятиях кружка Андрей Иванович сообщил более простой способ проверки гласных в конце наречий. Достаточно взять существительное среднего рода ОКНО с предлогом
Попробуйте догадаться, какие предлоги нужно употребить вместе с существительным и как проверить написание наречия по этой подсказке. Используйте правило мудреца, которое «открыл» Витя.
Дети делают выводы.
3. Проверка результатов деятельности групп. Формулировка правила написания суффиксов наречий
В наречиях, образованных от прилагательных с помощью приставок и суффиксов, после приставок в-, на-, за- пишется суффикс –о, а после приставок с-, из-, до- пишется суффикс –а.
- Сравните свои выводы с выводами Грамматика с.131 (слайд №6).
Возвращение к словам направо, справа, вправо. Объяснение написания.
Физминутка.
Встали прямо.
Повернулись направо.
А теперь налево.
Наклонитесь вправо.
Теперь влево.
Замечательно. Передохнули?
- Какие слова, соответствующие теме урока, вы услышали в тексте физминутки? Что у них общего?
4. Закрепление
Самостоятельная работа (карточка №4).
- Вставьте пропущенные орфограммы и запишите текст:
В лесу еще свеж_ и сыр_ от утренней р_сы. Мокрые ветки то слев_, то справ_ ложатся на плечи. Высок_ крапива сл_гка жжёт мокр_ ноги.
- Разберите последнее предложение по членам и обозначьте части речи.
- Разберите по составу наречия с приставками.
- Проверьте выполнение работы у соседа по парте. Какие буквы вы вставили на месте пропущенных, проконтролируем себя по слайду №7.
V. Рефлексия (слайд №8).
- Расскажите всё, что вы узнали на уроке нового?
- Какие трудности были сегодня на уроке?
- Что понравилось, было интересно?
VI. Домашнее задание (слайд №9). Уроки мудрой совы (на карточках по выбору).
- Я приготовила для вас домашнее задание от имени мудрой совы, подойдите на перемене и выберите карточку для себя по вашему желанию (карточки вывешены на стенде)
Используемые источники:
В.В.Волина. Учимся играя. – М.: Новая школа, 1994. – 448 с.
Русский язык. Учебник для 4 класса. В 2 ч. Ч. 2 / Л.М.Зеленина, Т.Е.Хохлова. – М.: Просвещение, 2010. – 191 с.
Русский язык. 4 класс. Поурочные планы по учебнику Л.М.Зелениной «Русский язык. 4 класс». – М.: Просвещение, 2010. В 3 ч. Ч.3 / Сост. И.Ю.Дьяконова, И.В.Мукашева – Волгоград: Учитель – АСТ, 2010. – 96 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Карточка №1
Подчеркните верные выражения:
Наречие – самостоятельная часть речи.
Наречие – служебная часть речи.
Наречие – неизменяемая часть речи.
Наречие – изменяемая часть речи.
Наречие – отвечает на вопросы ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАТЬ?
Наречие – отвечает на вопросы ГДЕ? КОГДА? КУДА? ОТКУДА?
Наречие – обозначает действие предмета.
Наречие – обозначает признак действия, признак признака.
Карточка №2
1 группа
Задание: Внимательно прочитайте написанные слова. Найдите разницу в написании. Сформулируйте правило.
Слева, налево, влево, издавна, заново, докрасна
Запишите слова по группам в зависимости от правила, выделите орфограмму.
2 группа
Задание: Внимательно прочитайте написанные столбики слов. Объясните принцип их группировки.
Слева
влево
издавна
налево
докрасна
заново
Запишите слова, выделите орфограмму.
3 группа
Задание: Внимательно прочитайте написанные в первом и втором столбиках слова.
Слева
влево
издавна
налево
докрасна
заново
Ответьте на следующие вопросы:
- К какой части речи относятся все написанные слова?
- Выделите приставки.
- В каких наречиях пишется О, а в каких А – в зависимости от приставки.
Запишите слова, выделите орфограмму.
Карточка №3
Прочитайте текст.
- НАВЗАО и ДОСИЗА! – кричит Витя, влетая в класс.
-НАВЗАО и ДОСИЗА! Замечательная штука! Сегодня же мы её применим на диктанте!
Витины друзья с удивлением смотрят на возбуждённого Витю.
- Что ты там ещё придумал? – спрашивает у него Вера.
- Это не я придумал. Это мудрец советует изучить два «волшебных» слова: НАВЗАО и ДОСИЗА, которые помогают запомнить, что в наречиях с приставками НА-, В-, ЗА- пишется в конце О, а в наречиях с приставками ДО-, С-, ИЗ- пишется в конце А. Ведь ловко придумано?
- Да, придумано неплохо, - говорит Вера, - да только ты опоздал со своим мудрецом. Ещё вчера на занятиях кружка Андрей Иванович сообщил более простой способ проверки гласных в конце наречий. Достаточно взять существительное среднего рода ОКНО с предлогом
Попробуйте догадаться, какие предлоги нужно употребить вместе с существительным и как проверить написание наречия по этой подсказке. Используйте правило мудреца, которое «открыл» Витя.
Карточка №4
Вставьте пропущенные орфограммы и запишите текст:
В лесу еще свеж_ и сыр_ от утренней р_сы. Мокрые ветки то слев_, то справ_ ложатся на плечи. Высок_ крапива сл_гка жжёт мокр_ ноги.
Разберите последнее предложение по членам и обозначьте части речи.
Разберите по составу наречия с приставками.
Карточки для домашнего задания.
Образуйте от данного слова наречия. Запишите слова парами.
Укажите части речи. В наречиях выделите суффикс.
Хороший, левый, правый.
Укажите, к какой части речи относится данное слово.
Образуйте от него все возможные наречия. Разберите их по составу.
Верх.
Укажите, к какой части речи относится данное слово.
Образуйте от него все возможные наречия. Разберите их по составу.
При помощи каких частей слова вы образовали новые слова?
Новый.
Вставьте пропущенные орфограммы.
Пов.рнуть вправ., п.к.заться справ., посм.треть н.прав., н.к.рмить досыт., встр.чать изр.дк.
Вставьте пропущенные орфограммы и запишите текст.
С.час нужно п.в.рнуть н.прав. . Через двадцать ш.гов будет р.дник.
Т.перь можно .тдохнуть, п.пить х.лодн.й в.дичк. .
13PAGE 15
13PAGE 141015
15