Общеразвивающая программа дополнительного образования детей Секреты и тайны мира профессий
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №191 С УГЛУБЛЁННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ
НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА КРАСНОГВАРДЕЙСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА ____________________________________________________________________________________Россия, Санкт – Петербург, 195298, Белорусская ул., 26/2тел/факс 417-21-44____________________________________________________________________________________
принята
Протокол педагогического совета № 2
от 25 декабря 2012 г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор ГБОУ СОШ
____________С.А. Бабак
06 июня 2014 г.
Общеразвивающая программа
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
«Секреты и тайны мира профессий»
Для детей 14-17 лет
Срок реализации 2 года
Автор-составитель:
Стабровская Елена Валентиновна
педагог дополнительного образования
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
2014
Информационная карта
Район - Красногвардейский
ОДОД ГБОУ СОШ № 191
Направленность программы - Социально-педагогическая
Наименование программы «Секреты и тайны мира профессий»
Вид программы модифицированная
Уровень освоения общекультурный
Срок освоения 2 года Возраст учащихся 14-17 лет
Год разработки 2012 Дата утверждения 06. 06. 2014 г.
Ф.И.О. автора-составителя – Стабровская Елена Валентиновна, образование высшее (СПбГУКИ, факультет Культуры семьи и детства, менеджер социокультурной деятельности, 2000 г., СПбЮА факультет Юридический, специальность – гражданское право, 2012 г.), педагог-организатор, пед. стаж – 5 лет
Краткая аннотация программы:
Выбор профессии подростком происходит под влиянием многих факторов, в том числе психологических, социальных и экономических. Целью профессиональной ориентации в рамках общеобразовательного учреждения является формирование у учащихся способности выбирать сферу профессиональной деятельности, оптимально соответствующую личностным особенностям и запросам рынка труда. Как показывают многочисленные исследования, молодежь не получает знаний о современном рынке труда, о правилах поведения на нем, слагаемых построения успешной профессиональной карьеры, о своих правах и обязанностях в сфере трудовых отношений.
Данная программа состоит из двух блоков: 1 блок программы напрвлен на формирование потребности в профессиональном сомоопределении учащихся 14-15 лет; 2 блок направлен на усиление индивидуальных ресурсов и возможностей личности, её активизацию и развитие, формирование социальной компетентности у учащихся 16-17 лет. Структурируется по деятельным и функциональным признакам. Реализация данной Программы позволит:- повысить мотивацию молодежи к труду;- оказать адресную психологическую помощь учащимся ОУ в осознанном выборе будущей профессии;- обучить подростков основным принципам построения профессиональной карьеры и навыкам поведения на рынке труда;- сориентировать учащихся на реализацию собственных замыслов в реальных социальных условиях.
ОДОД ГБОУ СОШ № 191
ЛИСТ СОГЛАСОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Наименование программы « Секреты и тайны мира профессий»
Ф.И.О. автора-составителя: Стабровская Елена Валентиновна
Направленность программы: Социально-педагогическая
Вид программы: Модифицированная
Уровень освоения: Общекультурный
Срок освоения: 2 года
Кол-во часов по годам обучения: 1 год обучения – 144 часа
2 год обучения – 144 часа
Возраст учащихся: 14-17 лет
Программа соответствует
- требованиям, изложенным в письме Департамента молодежной политики,
воспитания и социальной защиты детей Министерства образования и
науки РФ «О примерных требованиях к программам дополнительного
образования детей» от 11.12.2006 г. № 06 – 1844;
- приложению 1 распоряжения Комитета по образованию «Об организации
структурных подразделений – отделений дополнительного образования
детей в государственных образовательных учреждениях
Санкт - Петербурга» от 10.07.2007 г. № 1073 – р
Наименование учреждения, выдавшего лист согласования
ДЮЦ «Красногвардеец»
_____________________________________________________________________________
Дата «____» _____________
Череватенко Елена Анатольевна Заместитель директора по УВР
Пояснительная записка
Программа «Секреты и тайны мира профессий» общеразвивающая программа дополнительного образования детей, относится к программам социально-педагогической направленности. Вид программы – модифицированная, уровень освоения – общекультурный, срок реализации - 2 года. Программа разработана для учащихся 14-17 лет.
Выбор профессии подростком происходит под влиянием многих факторов, в том числе психологических, социальных и экономических. На выбор профессии влияют особенности личности, интересы, склонности, способности подростка, состояние здоровья, а также, уровень информированности учащегося о современном рынке образования и труда. На профессиональное самоопределение старшеклассника, прежде всего, оказывает влияние ближайшее окружение, семья и школа. На формирование представлений подростка о будущей профессии влияют средства массовой информации, Интернет, кружки, которые он посещает, курсы по профориентации и профориентационные занятия.
Актуальность программы состоит в том, что реализация ее позволит осуществить подготовку учащихся к обоснованному выбору профессии, удовлетворяющему как личные интересы, так и общественные потребности на современном этапе.
По результатам исследований, существует ряд негативных факторов, оказывающих влияние на профессиональный выбор учащихся выпускных классов школ. Это:
- отсутствие информации о состоянии регионального рынка труда;
- незнание содержания и условий труда будущей деятельности;
- выбор профессии основывается на ее популярности, престижности;
- профессиональный маршрут не планируется (отсутствие конкретного плана действий и запасного варианта выбора учебного заведения);
- низкий уровень самоанализа, представления о своих способностях и возможностях.
Очевидна необходимость совершенствовать систему профориентационной работы в ОУ, привести ее в соответствие с требованиями времени.
Целью профессиональной ориентации в рамках дополнительного образования детей является формирование у учащихся способности выбирать сферу профессиональной деятельности, оптимально соответствующую личностным особенностям и запросам рынка труда. В связи с этим система профессиональной ориентации в школе призвана решать задачу формирования личности работника нового типа. В современном стремительно развивающемся и изменяющемся обществе профессиональное самоопределение школьников происходит зачастую стихийно. В то же время обществу требуется деловой, инициативный, предприимчивый человек, способный реализовать себя в профессиональной сфере и межличностных отношениях. В условиях всеобщего «отрыва» детей от семьи именно школа призвана обеспечивать такие качества и возможности для профессионального самоопределения подрастающего поколения. В данном контексте профессиональная ориентация рассматривается как система взаимодействия личности и общества. Личность, будучи объектом профориентационных воздействий, является одновременно субъектом профессионального самоопределения.
Проблемам профессиональной ориентации и воспитания посвящены работы Л. И. Божовича , Л.П. Буева, Г. С. Глиссермана, А. Г. Здравомыслова, В.А. Крутецкого, А.Н.Леонтьева, К.К.Платонова, С. Г. Струмиллина, П. П. Тугарина, В.А. Ядова. Сущность профориентационной работы раскрывается в исследованиях Т.А. Шишковец, В.С. Мухиной и Э.Фю Зеера. Средняя общеобразовательная школа занимает особое место в процессе формирования профориентационного самоопределения, так как обладает системными возможностями профориентационной работы. Проблеме формирования профориентационного самоопределения у несовершеннолетних в условиях средней общеобразовательной школы посвящены исследования Г.В. Рязапкин, Н.В. Тельтевская и Н.С. Пряжников.
Как показывают многочисленные исследования, молодежь не получает знаний о современном рынке труда, о правилах поведения на нем, слагаемых построения успешной профессиональной карьеры, о своих правах и обязанностях в сфере трудовых отношений. Молодежь не готова конкурировать и быть субъектом на рынке труда. Современная ситуация в России, те проблемы, которые испытывают выпускники в профессиональном самоопределении заставляют по-новому взглянуть на организацию профориентационной работы в школе. Старшеклассники должны владеть не только комплексом необходимых знаний, но и обладать такими личностными качествами, позволившими им реализовать себя в профессиональном и социальном плане.
Прежде, чем раскрыть основные положения программы профессиональной ориентации, необходимо определить понятие «профориентация».
По мнению Э.Ф. Зеера, профориентация - это научно обоснованная система социально-экономических, психолого-педагогических, медико-биологических и производственно-технических мер по оказанию молодёжи личностно-ориентированной помощи в выявлении и развитии способностей и склонностей, профессиональных и познавательных интересов в выборе профессии, а также формирование потребности и готовности к труду в условиях рынка, многоукладности форм собственности и предпринимательства.
А.Д. Саронов определяет профессиональную ориентацию как целенаправленную деятельность по подготовке молодежи к обоснованному выбору профессии в соответствии с личными склонностями, интересами, способностями и одновременно с общественными потребностями в кадрах определенных профессий и разного уровня квалификации. Она представляет собой единство практической деятельности и развивающейся междисциплинарной теории и реализуется не только в учебно-воспитательном процессе работы с учащимися.
Профориентация реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися. Как замечено выше, профориентация - это система мер, потому что всегда представляет собой комплекс мер, а не единичное действие.
Как считает Т.А. Шишковец, система профориентации школьников - это организованная, управляемая деятельность различных государственных и общественных организаций, учреждений и школы, а также семьи, направленная на совершенствование процесса профессионального самоопределения школьников в интересах личности и общества.
Существенное отличие современного понимания профориентационной работы заключается в ее нацеленности не на выбор конкретной профессии каждым учеником, а на формирование неких универсальных качеств у учащихся, позволяющих осуществлять сознательный, самостоятельный профессиональный выбор, быть ответственными за свой выбор, быть профессионально мобильными.
Итак, в широком смысле слова профориентация - система общественного и педагогического воздействия на молодёжь, с целью её подготовки к сознательному выбору профессии, система государственных мероприятий, обеспечивающая научно обоснованный выбор профессии. В узком смысле слова профориентация - целенаправленная деятельность по формированию у учащихся внутренней потребности и готовности к сознательному выбору профессии.
Профориентация в личностном смысле - длительный и, в достаточной степени, необратимый социальный процесс освоения личностью той или иной профессии. Таким образом, профориентация осуществляется как бы на 2-х уровнях - общественном и личностном. Эти уровни взаимосвязаны.
В школе профориентационная работа проводится под руководством заместителем директора по воспитательной работе, классными руководителями, школьным психологом, социальным педагогом, педагогом-организатором, библиотекарем, медицинским работником, учителями-предметниками.
Цель, задачи и ожидаемые результаты программы
В.С.Мухина считает, что общая цель системы профориентационной работы - подготовка учащихся к обоснованному выбору профессии, удовлетворяющему как личные интересы, так и общественные потребности. В систему профориентации, по ее мнению, входят следующие основные компоненты:
- цели и задачи;
- основные направления;
- формы и методы профориентационной работы с учащимися.
Данная программа состоит из двух блоков:
1 блок программы напрвлен на формирование потребности в профессиональном сомоопределении учащихся 8-9 классов (14-15 лет);
2 блок направлен на усиление индивидуальных ресурсов и возможностей личности, её активизацию и развитие, формирование социальной компетентности учащихся 10-11 классов (16-17 лет). Структурируется в виде модулей, объединенных по деятельным и функциональным признакам. В связи с недостатком социального опыта у молодых людей, возникают трудности с умением применять полученные знания в реальной жизни, поиском себя в обществе. Разработка данного блока программы может являтся методическим пособием, которое предлагает новый подход в профориентации учащихся, направленный на усиление индивидуальных ресурсов и возможностей личности, её активизацию и развитие, формирование социальной компетентности. Блок структурируется по деятельным и функциональным признакам.
Цель программы - сформировать у учащихся старшего школьного возраста социальной компетентности, потребности в профессиональном самоопределении в соответствии с желаниями, способностями личности, с учетом экономической ситуации в стране. Задачи:
Обучающие: - обучить подростков основным принципам построения профессиональной карьеры и навыкам поведения на рынке труда; - сориентировать учащихся на реализацию собственных замыслов в реальных социальных условиях.
Развивающие: - повысить мотивацию молодежи к труду, сформировать положительное отношения к труду, как к ценности в жизни; - развить познавательный интерес к разнообразным сферам трудовой деятельности; - оказать адресную психологическую помощь учащимся ОУ в осознанном выборе будущей профессии;
3. Воспитательные: - развить ценностные ориентации, установки в выборе профессии, профессиональную предрасположенность; - сформировать у школьников внутреннюю готовность к осознанному и самостоятельному построению, корректировке и реализации перспектив своего профессионального развития; - сформировать целеустремленность, предприимчивость, деловитость; Методы, используемые на занятиях: 1. Информационно-справочные, просветительские методы: - профессиограммы - краткие описания профессий (проблема в том, что традиционные профессиограммы с трудом "воспринимаются" многими школьниками, поэтому важно искать более компактные и понятные формы описания профессий); - справочная литература (при условии достоверности такой справочной информации); - информационно-поисковые системы - ИПС : "ручные" варианты ИПС (например, карточные, бланковые, в виде картотек и т.п.), компьютеризированные ИПС (банки информации в сети Internet); - профессиональная реклама и агитация; - экскурсии учащихся на предприятия и учебные заведения города; - встречи школьников со специалистами по различным профессиям; - познавательные и просветительские лекции о путях решения проблем самоопределения; - учебные фильмы и видеофильмы; - использование средств массовой информации; - различные "Ярмарки профессий" и их модификации;
2. Методы профессиональной психодиагностики : - беседы-интервью закрытого типа ; - открытые беседы-интервью; - опросники профессиональной мотивации; - опросники профессиональных способностей; - "личностные" опросники; - проективные личностные тесты; - методы наблюдения; - сбор косвенной информации о учащихся от знакомых, родителей и товарищей, педагогов и других специалистов; - психофизиологические обследования; - "профессиональные пробы"; - использование различных игровых и тренинговых ситуаций; - использование для исследования будущего работника различных тренажеров, где не только отрабатываются трудовые навыки, но изучается и прогнозируется сама готовность осваивать новые профессиональные действия.
3. Методы морально-эмоциональной поддержки: - группы общения; - тренинги общения; - профориентационные и профконсультационные активизирующие методы (игры); - различные положительные (успешные) примеры самоопределения; - «Профессиональные Форумы», повышающие престиж конкретных профессий (такие, как «Магия стиля»).
4. Методы оказания помощи в конкретном выборе и принятии решения: - построение "цепочки" основных ходов (последовательных действий), обеспечивающих реализацию намеченных целей и перспектив, позволяющие наглядно (на листочке) представить ученику и самому педагогу возможные жизненные перспективы учащегося; - построение системы различных вариантов действий; - использование различных схем альтернативного выбора
Ожидаемые результаты
Реализация программы 1 года обучения позволит учащимся
Знать: - общие сведения о мире профессий; - иметь представление о рынке труда; - о личностных и профессионально важных качествах человека, существенных для самоопределения; - о системе учебных заведений и путях получения профессий; - о потребностях общества в кадрах; - персональные особенности личности: интересы, потребности, склонности, способности, профессиональную направленность, черты характера, темперамент, состояние здоровья; - теоретиескую основу составления индивидуального профориентационного проекта.
Уметь: - продуктивно участвовать в различных формах внеклассной работы; - проявлять интерес к общественно-полезному и производственному труду; - активно пробовать свои силы в различных видах деятельности (проекты, конкурсы, мастер-классы, деловые игры, экскурсии, выезды и т.д.); - осознанно подходить к выбору профессии; - владеть начальными навыками сомодиагностики; - пользоваться справочной литературой и информационно-поисковыми системами – ИПС; - представить индивидуальный профориентационный проект к защите.
Реализация программы 2 года обучения позволит учащимся
Знать: - сведения о профессиях (способы классификации, условия выбора); - основы формирования образа «Я», особенности самодиагностики личностных профессиональных склонностей и интересов; - требования, предъявляемые к персоналу (современный рынок труда); - механизм принятия решений, постановки целей и построения профплана
Уметь: - соотносить индивидуальные качества с требованиями выбранной профессии; - грамотно пользоваться методами профессиональной самодиагностики, определять результат; - оценивать себя, как личность и субъект профессиональной деятельности; - пользоваться технологией поиска работы; - принимать решения, ставить цели; - строить профессиональный план.
Формы подведения итогов:
- Контроль входной (сентябрь), промежуточный (декабрь), итоговый (май) - бланки диагностики;
- Опросники (Климова, Холланда, Басса), тест Айзенка, методики Эллерса, Деллингера
- Тестирование (тесты промежуточные, итоговые)
- Защита индивидуальных профориентационных проектов
Профориентационная работа в современной школе является одним из приоритетных направлений. Трудности социально-экономического, общекультурного характера, сложившиеся в мире и в нашей стране побуждают искать эффективные пути решения насущных проблем. Роль школы на современном этапе состоит в правильном ориентировании молодежи на рынке труда, обогащении подростков знаниями, которые помогут им реализовать себя, в профессиональном плане, как социально адаптированную личность.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Общее количество часов:
1 год обучения – 144 часа
№
Раздел
Количество часов
Всего
Теория
Практика
1
Вводное занятие
2
1
1
2
Профпросвещение
36
10
26
3
Диагностика и консультирование
36
4
32
4
Социальное взаимодействие (предприятия, учреждения)
36
10
26
5
Профадаптация
32
4
28
6
Итоговое занятие
2
-
2
7
Итого:
144
29
115
2 год обучения – 144 часа
№
Раздел
Количество часов
Всего
Теория
Практика
1
Вводное занятие
2
1
1
2
Общие сведения о профессиях (повторение)
23
9
14
3
Формирование образа «Я»
46
14
32
4
Рынок труда
38
12
26
5
Построение профессионального плана
33
10
23
6
Итоговое занятие
2
-
2
7
Итого:
144
46
98
Содержание программы 1 год обучения:
1. Вводное занятие.
Теория: Инструктаж по охране труда. Введение в программу
Практитка: Анкетирование. Комплектование групп.
2.Профпросвещение. Цель: организация профпросвещения родителей, учащихся, расширение их представлений о рынке труда.
Теория: пропаганда сведений о мире профессий, личностных и профессионально важных качествах человека, существенных для самоопределения, о системе учебных заведений и путях получения профессии, о потребностях общества в кадрах.
Практика: профессиональное воспитание - формирование склонностей и профессиональных интересов школьников, участиюе в разнообразных формах учебной и внеклассной работы, общественно-полезный труду, активная проба сил. Это позволяет на практическом опыте узнать и определить свои склонности и способности. Склонность развивается в процессе деятельности, а профессиональные знания успешно накапливаются при наличии профессиональных интересов. Важно, чтобы учащийся пробовал себя в самых различных видах деятельности.
3. Диагностика и консультирование. Цель: формирование у подростков осознанного выбора профессии.
Теория: изучение личности учащегося и на этой основе выдача профессиональных рекомендаций. Профессиональная консультация чаще всего носит индивидуальный характер. Изучение учащихся в целях профориентации (предварительная профдиагностика), составляет один из важнейших составных компонентов профориентации школьников.
Практика: самодиагностика, самостоятельное тестирование, деловые игры, тренинги.
На этом этапе следует изучить характерные особенности личности: ценностные ориентации, интересы, потребности, склонности, способности, профессиональную направленность, профессиональные намерения, мотивы выбора профессии, черты характера, темперамент, состояние здоровья.4. Взаимодействие с предприятиями и учреждениями.
Теория: Информация о предприятиях, учреждениях города; обзор рынка труда.
Практика: экскурсии учащихся на предприятия и учебные заведения; встречи школьников со специалистами по различных образовательных учреждений и предприятий; выездные занятия.
5. Профадаптация. Цель: обеспечение функционирования системы содействия занятости и трудоустройству молодежи
Теория: Профессиограммы, профессиональная реклама и агитация, оказание помощи в конкретном выборе профессии.
Практика: Профессиональные пробы, посещение различных "ярмарок профессий" и их модификаций.
6. Итоговое занятие.
Практика: Защита профориентационных проектов.
Содержание программы 2 года обучения
1. Вводное занятие..
Теория: Инструктаж по охране труда.
Практика: Анкетирование. Комплектование групп
2. Общие сведения о профессиях. Цель: повторение общих сведений о профессиях.
Теория: Способы классификации, условия выбора; знакомство учащихся с основными составляющими выбора профессии «Хочу», «Могу», «Надо»
Практика: Заполнение таблиц, тестов; деловые игры, ведение дискуссий. Тест № 1, № 2
3. Формирование образа «Я».
Теория: Психологическое просвещение.
Практика: диагностика личностных особенностей, выявление профессиональных склонностей и интересов, соотнесение индивидуальных качеств с требованиями выбранной профессии; формирование адекватной самооценки. Тест № 3, № 4, № 5, № 6, № 7.
4. Рынок труда.
Теория: Знакомство с современным рынком труда, требованиями, предъявляемыми к персоналу; занятость населения, безработица
Практика: Экскурсии, деловые игры. Права и обязанности безработного. Тест № 8, № 9.
5. Построение профессионального плана.
Теория: Изучение технологии поиска работы, формирования механизма принятия решений.
Практика: Постановка цели и построение индивидуального профплана. Тест № 10, № 11.
6. Итоговое занятие.
Практика: Представление индивидуального профессионального плана (основной, дополнительный, резервный), вариантов развития карьеры.
По каждой теме дана специальная литература, разработана система контроля изучаемого материала в виде промежуточных тестов.
Методическое обеспечение:
Методическмие разработки, дидактический и лекционный материал.
Диагностические методики для изучения профессиональной направленности личности. Основные диагностики профессиональных предпочтений старшеклассников (по Тельтевской Н.В.):
- дифференциально-диагностический опросник (по Климову);
- опросник профессиональных предпочтений (типология Холланда);
- определение темперамента и эмоциональной устойчивости (тест Айзенка);
- стремление к успеху (методика Эллерса);
- определение направленности личности (опросник Басса);
- психогеометрический тест (методика Деллингер) .
1. Дифференциально-диагностический опросник (по Климову).
В зависимости от предмета труда все профессии можно разделить на 5 типов. Чтобы выяснить, какой из типов профессий наиболее соответствует интересам и личностным качествам человека, используется опросник «5 типов профессий» (по Климову). Опросник позволяет определить область профессионального выбора в сферах «Человек-человек», «Человек-знак», «Человек-техника», «Человек-природа» и «Человек-художественный образ», соответствующий степени желания заниматься определенными видами деятельности. Результат тестирования содержит перечень профессий, рекомендуемых для тестируемого с учетом выбранной сферы деятельности и уровня профессионального образования, позволяет профконсультанту определить уровень мотивации человека к различным видам деятельности.
2. Опросник (тест) профессиональных предпочтений (типология Холланда). По Холланду большинство людей относятся к одному из 6 типов. Каждый тип является описанием группы людей, обладающих сходными личностными и профессиональными признаками и характеризуется своими психологическими особенностями: способностями, интересами, складом характера, предпочитаемым окружением. Одной из важнейших составных частей окружения является профессия человека, его профессиональная деятельность. Профессии также могут быть классифицированы по наличию в них элементов 6-ти типов. Люди, занятые в профессии и находящиеся в окружении, соответствующем их типу более удовлетворены своей карьерой, работают с максимальной эффективностью и ценятся в своих организациях. И, наоборот, люди, выполняющие профессиональную деятельность, не соответствующую их типу, будут испытывать чувство неудовлетворения, желание сменить место работы, низкую мотивацию. Тест профессиональных предпочтений по Холланду определяет тип личности тестируемого и содержит описание профессиональных предпочтений с учетом типа личности.
3. Определение темперамента и эмоциональной устойчивости Айзенка. При выборе профессии важно учитывать индивидуальные психофизиологические особенности человека. Тест английского психолога Г. Айзенка EPI (Eysench Personality Inventori) позволяет выявить две основные характеристики личности (экстраверсия -- интроверсия и эмоциональную устойчивость). В результате теста определяются характерные черты и личностные особенности тестируемого, которые важно учитывать при выборе профессии.
4. Стремление к успеху (методика Эллерса) Тест оценивает стремление к успеху, степень потребности в достижении цели, может, применяется для исследования влияния степени стремления человека к успеху на эффективность его деятельности, в том числе, профессиональной. В итоге тестируемый получает оценку степени своих устремлений к успеху и практические рекомендации в зависимости от нее.
5. Определение направленности личности (опросник Басса). Опросник позволяет выявить, на что направлена деятельность человека, в том числе в профессиональной сфере: на себя, на общение, на дело. Тест показывает уровень направленности личности и дает описание проявления этой направленности. Результат позволяет выявить личностные приоритеты при выборе профессии и профессионального окружения.
6.Психогеометрический тест (методика С. Деллингер). Для определения типа личности используется психогеометрический тест, его автор Сьюзен Деллингер. Методика Деллингер - это практическая система анализа личности, позволяет определить тип человека, дать характеристику личных и деловых качеств и особенностей поведения человека, составить сценарий поведения для каждого типа личности в определенных ситуациях.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что диагностика является одним из важнейших методов профоприентации, так как она позволяет определить причины формирования, склонности ребенка к той или иной профессии. Полученные при диагностике данные могут использоваться для дальнейшей учебно-воспитательной деятельности. Диагностический комплекс представлен в разделе «Приложения».
Рекомендации по проведению практических видов занятий.
Практические занятия по программе «Секреты и тайны мира профессий» представляют собой занятия (или практическую часть занятия), по решению прикладных задач, образцы которых были даны в процессе изучения теоретических тем. Практическое занятие должно быть нацеленным на формирование определенных умений и закрепление определенных навыков, поэтому цель занятия должна быть заранее известна и понятна учащимся.
Так, например, практической частью освоения темы занятия «Что такое профессия?», на основе методического обспечения (схемы, таблицы на доске, профессиограммы, ресурс Internet), становится заполнение таблиц, дискуссия (беседа) «Пять типов профессий», деловая игра «Профессия или специальность?» В результате, учащийся не только сможет дать подробное определение понятию «профессия», но и будет знать типы профессий (5 по предмету труда, по характеру труда), сможет объяснить различие между понятиями «профессия» и «специальность», узнает, какие новые профессии появились в современном обществе (используя современные электронные системы), научится использовать пространство Internet для поиска конкретной, нужной информации и т.д. А увлекательная профориентационная экскурсия на предприятие, учреждение, закрепит полученные знания и начальное умение ориентироваться в мире профессий.
Формами проведения практической части занятий могут быть: дискуссии, тестирование, экскурсии, защита проектов, деловые игры, мини-игры, выездные занятия, профессиональные пробы, участие в конкурсах, фестивалях, массовых, творческих мероприятиях и т.д., с учетом социально-педагогической направленности профориентационной программы. Пошаговые методические рекомендации даны в приложении к программе № 2.
Материально-техническое обеспечение
- Бланки тестов (в том числе промежуточных и итоговых), диагностик, опросников, трудовых контрактов, профплана, резюме, методик самодиагностики, профессиограмм;
- схемы, таблицы, анкеты, памятки родителям и учащимся;
- справочная литература;
- компьютер (ноутбук) с выходом в сеть Internet
- информационно-поисковые системы ИПС, ресурсы сети Internet;
- самостоятельно разработанный педагогом электронный ресурс «Траектория профессиональной мобильности»;
- печатная реклама и агитация;
- учебные фильмы и видеофильмы, презентации, видеоролики;
- средства массовой информации;
- «Ярмарки профессий» и их модификации;
- материально-техническая база предприятий, разрешенная для профориентации школьников, в процессе экскурсий.
Список литературы и интернет ресурсов
Перечень учебников, методических комплексов, пособий, используемых в профориентационной работе педагога:
№
Наименование учебника, метод пособия и др.
Автор
Год издания
1
Закон 273-ФЗ "Об образовании в РФ"
вступил в силу с 1 сентября 2013 года
2
Письмо «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»
Департамент молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Министерства бразования и науки РФ
от 11.12.2006 г. № 06 – 1844
3
Теория обучения: Схемы и тесты.
Айсмонтас Б. Б.
М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002.
4
Развитие Я-концепции и воспитание. М.,
Бернс Р.
М.,1986.
5
Тренинг межличностного взаимодействия. –
Бурнард Ф.
СПб.: Питер 2002
6
Этапы формирования личности. М.:
Божович, Л. И.
Воронеж, 1995.
7
Внимание: конфликт!
Бородкин Ф. М., Коряк Н. М.
Новосибирск: Наука, Сиб. отд., 1989.
8
Профессиональное самоопределение
Симоненко В.Д.
М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2010.
9
«Психологическое сопровождение выбора профессии в школе»
Л.Шеховцова, О.Шеховцов
Северо-Запад, Феникс, 2006
10
99 популярных профессий. Психологический анализ и профессиограммы.
Романова Е.С.
http://www.klex.ru/9ez
11
Скорая помощь в выборе профессии
Резапкина Г.В.
http://log-in.ru
Перечень учебников, методических комплексов, пособий, используемых учащимися:
№
Наименование учебника, метод пособия и др.
Автор
Год издания
1
Диалоги о выборе профессии..
Бендюков М. А.,
Соломин И. Л.
Издательский дом «РОСТ» Санкт-Петербург, 2001.
2
Как стать профессионалом. Путеводитель по рынку труда.
Бендюков М., Соломин И.
СПб. 1998.
3
Руководство по ведению переговоров.
Бройнинг Г.
М.: Инфра
· М, 1996.
4
Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. Перевод с английского.
Берн Э.
М. Прогресс, 1988.
5
Культура делового общения.
·
Браим И.
Минск: ИП Экоперспектива, 2000.
6
Профессиональное и личностное самоопределение
Пряжников Н.С.
М.: Изд-во: Институт практической психологии, Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996.
7
Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи
Головаха Е.И.
Киев: Наукова думка, 1988.
8
Трудовой кодекс РФ (ТК РФ 2014)
Принят 21.12.2001 г.[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Интернет ресурсы:
1.Профессии и ВУЗы Петербурга. Справочник profession-online.ru/proforientaciya
2. ГлавСправ [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] edu.glavsprav.ru
3. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
4. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
5. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] www.gov.spb.ru
6. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
7. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] spb.ucheba.ru
8. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] k-obr.spb.ru
9. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] www.znanie.info
·Ою248Fhjр 4
·
·
·
·
·
·4jlњћ
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·ђЗаголовок 1ђЗаголовок 2НђЗаголовок 315