Исследовательская работа по технологии на тему Особенности русской кухни. Традиции питания


Муниципальное общеобразовательное учреждение МАОУ СОШ №2

Исследовательская работа по технологии
на тему: «Особенности русской национальной кухни. Традиции питания».
Исполнители: Ученицы 7Б класса Герасименко Е. Герасименко А. Вахонина Е. Антонова Е.
Руководитель: учитель технологии Александрова Е. В.
г. Кировград 2015г.
Содержание:
Введение.
Цель и задачи.
История развития, влияние внешней и внутренней политики на традиции питания.
Изображение быта народов России и традиций питания в литературных произведениях и живописи.
Традиции питания в нашей жизни.
Заключение.
Приложение.
Литература.
«Да ведают потомки православных земли родной минувшую судьбу».
Введение.
Русская кухня прошла длительный, тысячелетний путь развития и пережила несколько этапов. Каждый из них оставил неизгладимый след, причём довольно сильно отличался от других составом меню, композицией блюд, технологией приготовления, то есть представлял своего рода отдельную кухню. Для понимания характера русских блюд, да и с чисто практической точки зрения, для их правильного приготовления, важно знать некоторые особенности русской кухни.
Вся тепловая обработка на Руси сводилась к нагреву блюда теплом русской печи, и это тепло было трёх степеней – «до хлебов», «после хлебов», «на вольном духу»- но всегда без непосредственного контакта посуды с огнём, только через посредство толстого слоя раскалённых кирпичей. Поэтому русская печь придавала народным блюдам то своеобразие, без которого они многое теряют. В русской кухне издавна технологический процесс сводился к варке или выпеканию продуктов в русской печи, причём обе эти операции велись обязательно раздельно. То, что было предназначено для варки, отваривалось с начало и до конца; то, что было предназначено для печения, только пеклось. Утрата русской печи привела к ухудшению вкуса блюд народной кухни и даже к исчезновению целого ряда кушаний из обихода.
Новые веяния, явления глобализации, сеть кафе быстрого питания - фастфуд, Макдональдс, блинные, кофейни, салат – кофе, вегетарианские кафе и т.д. сказываются на нашем питании. Сегодня многие горожане и пьют на улице, но традиции русской национальной кухни, богатство народов России гораздо обширнее и старше фастфуда.
Самобытная народная кухня – основа современной кухни, источник творчества в поваренном искусстве, прекрасная возможность разнообразить наш стол. Огромный репертуар вкусных, полезных, учитывающих климатические и природные особенности блюд национальной кухни, не должен быть утрачен. Его нужно сохранить ради нынешних и будущих поколений как драгоценное наследие.
Цели и задачи.
Приглашая в дом гостей, доставая праздничную скатерть, продумывая меню, да и просто приготавливая еду на каждый день, мы давно перестали задумываться над тем, откуда к нам пришло то или иное блюдо.
Цель: познакомиться с особенностями русской национальной кухни и традициями питания.
Задачи:
- изучить историю развития, связь и влияние внешней и внутренней политики на традиции питания;
-познакомиться с произведениями литературы и живописи, включающих описание и изображение быта народов России;
-научиться готовить традиционное русское блюдо.
История развития, влияние внешней и внутренней политики на традиции питания.
Русская кухня прошла несколько этапов в своем развитии: древнерусская кухня(IX-XVIвв.), кухня Московского государства(XVIIв.), кухня петровско-екатерининского времени(XVIIIв.), петербургская кухня(конецXVIII-60-е годы XIXв.), общерусская национальная кухня(60-е годы XIX –начало XXв.), советская кухня(1917-1992гг.). Окончательно она сложилась около ста лет тому назад. Именно в это время появилось большое количество поваренных книг. Вкусовые гаммы на основе строгих канонов приготовления блюд были зафиксированы в письменном памятнике 1547г. «Домострой» советником царя Ивана Грозного Сильвестром, эти сведения дополняют сохранившиеся трапезные книги русских монастырей.
Уже в IX веке появляется кислый ржаной хлеб, который становится национальным русским хлебом. Основной белый хлеб - калач из белой муки. Выпекались бублики, баранки, шаньги, пышки. Особой популярностью пользовались пироги - изделия из теста с разнообразными начинками. Зерно служило основой для каш. Каши делали в трех видах: крутые, размазни, полужидкие кашицы. Каши готовили из гречи, ржи, ячменя, полбы (вид пшеницы с ломким колосом и невымолачиваемым зерном). Широко использовались блюда из мяса и рыбы, грибов и птицы. Из тюркской и финно-угорской кухни в начале XVII века были заимствованы лапша и пельмени. Напитки были разнообразны: мед ставленный, который готовился по технологии, близкой к производству коньяка, мед вареный (близок к пиву), квас, пиво. В XV веке появляется водка. Уже в средневековое время сложилась традиция деления блюд на постные (растительно-грибные-рыбные) и скоромные (мясо-молочно-яичные). Большинство дней в году - от 192 до 216 — считались постными, посты соблюдались строго. Поэтому для русской кухни характерно обилие блюд из овощей, зерна, рыбы и грибов, лесных трав (крапивы, сныти, лебеды).С IX века известны капуста, репа, редька, горох, огурцы. Появились салаты, заимствованные из западной кухни (для русской кухни не было характерно смешение продуктов в одном блюде). Использовались разные виды масла: конопляное, ореховое, маковое, деревянное, а позже и подсолнечное. Пряности: лук и чеснок, реже петрушка, анис, кориандр, лавровый лист, черный перец и гвоздика появились на Руси в Х-Х1 веках, в XV веке появились имбирь, шафран, корица, кардамон, аир. Были распространены жидкие горячие супы - «хлебово». Самый известный суп - щи. Мясо (говядину, реже свинину или баранину) варили в щах или кашицах. Запрет был наложен на употребление телятины и зайчатины, считалось, что это «нечистое» мясо. Молоко пили сырое, томленое или кислое, делали творог и сметану, а сливки и масло вообще не использовали до XIX века. Сластями были мед и ягоды, из них делали сиропы и варенья. На основе меда и ягод возникло русское национальное блюдо — пряники. Еще один вид сластей - левишники - протертые ягоды, высушенные на солнце тонким слоем. Лакомством были орехи (лесные, грецкие, а с XVII века кедровые, подсолнечные семечки).
С XVII века формируется кухня старомосковская. Основной ее признак заключается в качестве питания простолюдина и богатого человека. Раньше разница была только в количестве блюд. Теперь на стол знатного человека привозят иноземные вина: французские и греческие (мальвазию, бургундское, романею), сушеные фиги (инжир), финики, лимоны. Введены монополии на ряд продуктов (соль, икра, водка, красная рыба, мед, конопля и др.). Формировались донская, сибирская, поморская, уральская кухни, отличающиеся от старомосковской. С 1674 г. в Москве в свободной продаже появляется чай, распространяются новые рецепты. Готовят верченое (на вертеле) мясо, птицу. Распространяются супы солянки, рассольники. Их появление связано с распространением спиртных напитков и необходимостью опохмеления, выведения из организма продуктов распада алкоголя. На столе знати - балык, черная икра, красная рыба, байкальский омуль. После включения в состав Русского государства Казанского, Астраханского ханства, Башкирии и Сибири (XVII век) в общерусскую кухню вводятся изюм, урюк, инжир, дыня, арбуз, гранат, лимоны, чай. Сладкий стол обогащается коврижками, цукатами, пастилой, вареньями, сладкими пирогами. С XVII века на Русь стали завозить тростниковый сахар, из которого варили леденцы. Сладкие блюда характерны для богатых столов. Боярская кухня отличается огромным количество блюд - до 50 в один обед, за царским столом - до 200 блюд. Увеличиваются размеры самих блюд. Готовятся огромные лебеди, осетры, кабаны. Одно блюдо могли поднять только 3-4 человека. Из продуктов сооружаются невиданные замки, дворцы, чудеса. Продолжительность придворных обедов достигала 8 часов. В обыденной жизни предпочитали вареные и соленые блюда, так как масло хранить не умели, оно горкло и жарить на нем было невкусно. Недопустимо было и комбинирование блюд, а также измельчение, не было ни котлет, ни запеканок. Это было связано с недоверием к измельченной пище. Все делали из целого куска или из целого животного или птицы.
На рубеже XV11-XVIII веков происходит дальнейшее разделение кухни на господскую и простую. Кухня знати утрачивает национальный характер. Богатые вельможи выписывают из Европы иностранных поваров, кондитеров, заказывают иностранные блюда или ездят в Европу поесть. В это время в русскую кухню проникают котлеты, паштеты, рулеты, запеканки, шведские, французские, немецкие супы (протертые, молочные). На русском столе появляются бутерброды из Германии, сэндвичи из Англии, финское сливочное масло, французские и голландские сыры, кофе, томаты, картофель. Сегодня нам трудно представить нашу кухню без картошки. А когда-то в России картофель совсем не выращивали. Петр I, попробовав в Голландии блюда из картофеля, отправил в Россию мешок картофельных клубней для выращивания. Но тогда картофель не получил широкого распространения. По-настоящему картошку стали выращивать во времена Екатерины II, в конце XVIII века. Многие помещики с удовольствием разводили картофель в своих поместьях. Но были и протесты. Противником картофеля стала старообрядческая церковь. По убеждению старообрядцев, клубень картофеля, как и человек, родится с головой и глазами. Есть картофель - все равно, что питаться человеческими душами. Крестьяне выращивать картофель не желали, так как не умели его приготавливать: часто вместо клубней пытались съесть зеленые ягодки, образующиеся на месте цветов. Иногда случались отравления, ведь ягодки содержат яд соланин. Картофель называли «чертовым яблоком», полиция «убеждала» строптивых плетью и вспыхивали «картофельные бунты».
В XVIII веке возникает особый прием пищи - завтрак. Петр I вводит обязательное употребление кофе на завтрак в состоятельных семьях. Все новое появляется на столах дворян, помещиков, затем перенимается и другими слоями населения. Петербург становится законодателем мод в области кулинарии, этому способствуют поваренные книги, переведенные с иностранных языков. После Отечественной войны 1812г. появляется интерес к русским традиционным рецептам (на волне борьбы славянофилов с иностранным влиянием). Происходит восстановление русского стола, но под влиянием французских поваров. Центром нового влияния стал Петербург, так как именно сюда приезжали знаменитые французские повара. Изменения коснулись подачи блюд: вместо большого количества блюд стали подавать несколько, но не одновременно, как во французской кухне, а по очереди. Тяжелые блюда чередовались с легкими, которые возбуждали аппетит. Украшения блюд стали умереннее. Блюда из толченых и протертых продуктов заменялись натуральными, появились отбивные. Излишняя калорийность блюд стала уменьшаться, например, в щи перестали добавлять муку. Стали широко употреблять в гарнирах картофель. Для русских пирогов использовали дрожжевое слоеное тесто из белой муки. Вместо немецких бутербродов стали подавать закуски на красивом блюде, используя традиционные рецепты русской кухни. Стали использоваться комбинированные блюда: винегреты, салаты, гарниры. Вместо русской печки и чугунков с горшками появились плиты с духовками, кастрюли, мясорубки, дуршлаги. Развитие железнодорожного транспорта привело к популяризации уральских и сибирских пельменей, донских пирогов, дальневосточной горбуши и красной икры, башкирского меда и кумыса, каргопольских рыжиков, которые солили в бутылках из-под шампанского и подавали на стол очень эффектно. Основная масса народа питалась гораздо проще. Конечно же, велика была роль русской печи, в которой кушанья приобретали особый вкус. Основным столовым прибором была ложка, так как ели много супов и каш. Ложка появилась на Руси раньше вилки на 500 лет. Особенностью питания было потребление большого количества хлеба, иногда до килограмма одним человеком за одну трапезу.
К концу XIX века русская кухня стала столь изысканной, что заняла одно из ведущих мест в Европе, как и французская кухня. Несмотря на все изменения, основа русской кухни, её сущность оказалась незатронутой в течение веков, она стойко удержалась, сохранив наиболее характерные национальные черты. Так, русский национальный стол немыслим без хлеба, блинов, пирогов, каш, без первых жидких холодных и горячих блюд, без разнообразия рыбных и грибных блюд, солений из овощей и грибов; прекрасен русский праздничный стол с его дичью и жареной домашней птицей и русский сладкий стол с его вареньями, коврижками, пряниками, куличами и пр.Советская кухня-это культурологический термин, который определяет кулинарные особенности кухни, сложившейся после Октябрьской революции(1917-1992гг.)Советская кухня пережила по крайней мере пять этапов, отражая в себе историю социально-экономического развития страны. В ней нашли отражение и общие исторические тенденции, проявившиеся в русской кухне на рубеже X1X –XXвв.; вбирание в себя всего лучшего, что было в региональных кухнях русского народа на отдалённых от Москвы и Ленинграда окраинах государства. Значительный толчок развитию этой тенденции дали Первая мировая война 1914-1918гг., революция 1917г. и Гражданская война 1918-1922гг. В начале 20-х годов родилась и закрепилась привычка употреблять чай в течение всего дня, связывать с ним приём любой пищи, в том числе и несладкой, в то время как до революции чай в тех кругах, где имели возможность употреблять, всегда отделялся от основного стола в виде особого десерта или вечерней семейной церемонии. В 30-е годы происходило быстрое восстановление русского семейного стола во всём его довоенном объёме. Значительное развитие получили в городах частные столовые. Другой тенденцией нового периода было сведение меню к стабильному составу из десятка «проверенных», устойчиво-популярных блюд. Вместе с тем, отвечая идеалам времени, стол был скромен. Война не только приучила десятки миллионов людей к общественной кухне, она породила и доверие к ней. После войны общественное питание как направление победило домашнее. Одной из характерных особенностей советской кулинарии 50-70-х годов стало очевидное преобладание мясных блюд в меню общественного питания. Поскольку русская национальная кухня фактически не знает мясных вторых блюд, в меню прочно вошли западноевропейские блюда: котлеты, лангеты, эскалопы, бифштексы, шницели, рулеты и другие изделия с фаршем, ставшие «русскими». В 70-80-е годы у нас резко увеличилось потребление яичных блюд, использование домашней птицы и колбасных изделий. В домашнем быту упрощались состав и технология блюд, главным образом из-за нежелания долго возиться с приготовлением пищи. Так, птица отваривается или жарится целиком, но почти не фаршируется яблоками, картофелем, луком, рисом, изюмом, как это было прежде, когда она реже появлялась на столе и становились маленьким событием в семье. Широко распространились такие блюда, шашлык, цыплята - табака, плов, правда, в сильно упрощённых вариантах и часто без учёта традиционного пищевого сырья (свинина вместо баранины в шашлыке).
Как Россия ела! Сёмга
Розовела,
Луковые стрелы, студень
Оробелый,
Красная мадера в рюмке
Запотела,
В центре – бычье тело
Корочкой хрустело,-
Как Россия ела!-
Крабов каравеллы,
Смена семь тарелок-
Все в один присест,
Угорь из-под Ревеля-
Берегитесь, Ева,-
Ева змея съела, яблочком
Заев,
А кругом сарделиНа фарфоре рдели,
Узкие форели в масле еле-еле.
Страстны, как свирели,
Царские форели,
Стейк - для кавалеров,
Рыбка -для невест,
Мясо – в центре пира,
А кругом гарниры-
Платья и мундиры,
Перси и ланиты,
А кругом – гарниры –
Заливные нивы,
Соловьи на ивах, странники
Гонимые,
А кругом гарниры –
Господи, храни их!
Сонмы душ без имени:
Позабывши перст,
Есть всесилный округ,
А в окошках мокрых
Вся Россия смотрит,
Как Россия ест.
А. Вознесенский. Андрей Полисадов.
Изображение быта народов России и традиций питания в литературных произведениях и живописи.
Закусили, как закусывает вся пространная Россия по городам и деревням, то есть всякими солёностями и иными возбуждающими благодатями.
Н.В. Гоголь. Мёртвые души.
…Обедать садились в двенадцать часов. Кроме блюд и соусников, на столе стояло множество горшочков с замазанными крышками, чтобы не могло выдохнуться какое – нибудь аппетитное изделие старинной вкусной кухни.
Н.В. Гоголь. Старосветские помещики.
Между тем запах борща понёсся чрез комнату и пощекотал приятно ноздри проголодавшимся гостям. Все повалили в столовую…Не стану описывать кушаньев, какие были за столом! Нечего не упомяну ни о мнишках в сметане, ни об утрибке, которую подавали к борщу, ни об индейке с сливами и изюмом, ни о том кушанье, которое очень походило видом на сапоги, намоченные в квасе, ни о том соусе, который есть лебединая песня старинного повара, - о том соусе, который подавался обхваченный весь винным пламенем, что очень забавляло и вместе пугало дам. Не стану говорить об этих кушаньях потому, что мне гораздо более нравится есть их, нежели распространяться об них в разговорах.
Н. В. Гоголь. Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем.

Он привлёк к работе отличного повара, который изготовлял великолепные пирожки, удивительные салаты и неплохие котлеты…Салаты стали такие, что даже объевшийся человек ел их ещё и ещё….
М.М. Зощенко. Чрезвычайное происшествие.
- Еда, Иван Арнольдович, штука хитрая. Есть нужно уметь, а представьте себе – большинство людей вовсе не умеют. Нужно не только знать – что съесть, но и когда и как… .И что при этом говорить. Да-с.
М.А. Булгаков. Собачье сердце.
На миг умолкли разговоры;
Уста жуют. Со всех сторон
Гремят тарелки и приборы
Да рюмок раздаётся звон.
А.С. Пушкин. Евгений Онегин.
Пьер мало говорил, оглядывал лица и много ел. Начиная от двух супов, из которых он выбрал a la tortu (черепаший ), и кулебяки и до рябчиков, он не пропускал ни одного блюда и ни одного вина, которое дворецкий в завёрнутой салфеткой бутылке таинственно высовывал из – за плеча соседа, приговаривая: или «дреймадера», или «венгерское», или «рейнвейн»…
Л.Н. Толстой. Война и мир.
…Потом было принесено Анисьей Фёдоровной и варенье на меду и на сахаре, и ветчина, и курица, только что зажаренная… Всё это и пахло, и отзывалось, и имело вкус Анисьи Фёдоровны. Всё отзывалось сочностью, чистотой, белизной и приятной улыбкой.
Л.Н. Толстой. Война и мир.
Обед состоял из окрошки с квасом и щей, таких горячих и жирных, что от них даже не шёл пар, и стояли они, как расплавленная лава. Жаркое потонуло всё в масле… После холодного кваса, который наливали по целой тарелке, по две, ели огневые жирные щи, потом сладкий пирог со сливками. Потом всех томила жажда, и они опять принимались за квас.
П. С.Романов. Русская душа.
Ч то за уха! Да как жирна:
Как будто янтарём подёрнулась
Она.
Потешь же, миленький дружочек!
Вот лещик, потроха, вот стерляди
Кусочек!
И.А. Крылов. Демьянова уха.
На обед была холодная фаршированная рыба с хреном (блюдо, ради которого стоит принять иудейство), жирный, вкусный суп, жареное мясо с луком, салат, компот, кофе, пирог с яблоками Я съел всё. Я был мечтателем, это правда, но с большим аппетитом.
И.Э. Бабель. Детство. У бабушки.
Шумел базар, гулял базар, и не хватало на нем рядов. Торговля с возов, на берегу – из барж и лодок, рыбу продавали бочками, попудно свежую и солёную, вяленую и копчёную, мороженую и сушёную, красную и белую, «низовскую» и «верховскую», большую и маленькую – на всякий вкус и спрос.
В.П. Астафьев. Нет мне ответа.
Да, было, было!.. Помнят московские старожилы знаменитого Грибоедова! Что отварные порционные судачки! Дешёвка это, милый Амвросий! А стерлядь в серебристой кастрюльке, стерлядь кусками, переложенными раковыми шейками и свежей икрой? А яйца – кокотт с шампиньоновым пюре в чашечках? А филейчики из дроздов вам не нравились? С трюфелями? Перепела по – генуэзски?.. По губам вашим вижу, что помните.
М.А. Булгаков. Мастер и Маргарита.
Ничего не было вкуснее ржаного подсолённого хлеба (тесто обычно не солим) с чистой водой, если человек наработался. Запивали его и молоком, и простоквашей. Из толчёных ржаных сухарей в постное время делали сухарницу. Тюря, или мура, из чисто ржаного хлеба тоже пользовались уважением, если, конечно, больше нечего было похлебать. Рецепт изготовления тюри самый простой: наливали в чашку кипятку, крошили туда хлеб, затем лук, добавляя по вкусу льняного масла и соли.
В.И.Белов. Лад.
Чаю они не пили и не содержали его в заводе, а мясо ели только по большим праздникам – в остальное же время питались хлебом и овощами, квасными или свежими с своего огорода, а всего более грибами, которых росло в изобилии в лесной стороне. Грибы эти баба летнею порою сама собирала по лесам и сама готовила впрок, но заготовляла их только одним способом сушения.
Н.С. Лесков. Однодум.
…Никаких больше блюд не было, а пельменей на двадцать обедавших было приготовлено 2500 штук: и мясные, и рыбные, и фруктовые в розовом шампанском…И хлебали их сибиряки деревянными ложками…
В.А. Гиляровский. Москва и москвичи.
Но вот наконец показались кухарки с блинами… Семён Петрович, рискуя обжечь пальцы, схватил два верхних, самых горячих блина и аппетитно шлёпнул их на тарелку. Блины были поджаристые, пористые, пухлые, как плечо купеческой дочки. Подумав немного, он положил на блины самый жирный кусок сёмги, кильку и сардину, потом уж, млея и задыхаясь, свернул оба блина в трубку, с чувством выпил рюмку водки, крякнул, раскрыл рот…
А. П. Чехов. О бренности.

Б. Кустодиев, Купчиха
Б. Кустодиев Масленица

Сергей Арсеньевич Виноградов: Обед работников. 1890

Кугач Ю. П. Накануне праздника.

Стожаров В. Натюрморт с хлебом
Традиции питания в нашей жизни.
Они хранили в жизни мирной
Привычки милой старины;
У них на масленице жирной
Водились русские блины.
«Евгений Онегин». А. С. Пушкин.
Провожая долгую зиму, наши далёкие предки придумали праздник, которому дали название «Масленица». К нему готовили специальные угощения, из которых самым традиционным были блины. Считалось, что круглый и горячий блин – символ солнца, он призывает солнышко сильнее греть землю. Славяне встречали блинами весну, надеясь на хорошую погоду и добрый урожай. Блины считают исконно русской пищей, потому что в кухне нашего народа есть множество рецептов их приготовления. Блины подавали на стол с маслом и сметаной, с рыбой и икрой, вареньем и мёдом. Кроме того, в блинчики заворачивают различную начинку: мясной фарш, мясо и рис, курятину, кашу, яблоки, творог. В старину важно было соблюдать некоторые традиции, например тесто для выпекания блинов принято было замешивать на снеговой воде, ночью, при свете месяца, приговаривая при этом:
Месяц – месяц, светлые рожки,
Выйди на небо, подуй на опару.
Считалось, что тогда блины получатся особенно вкусными. На Руси существовало почти 100 вариантов блинных рецептов. Блины пекли на муке пшеничной и овсяной, ржаной и гречневой. Тесто для блинов можно приготовить с использованием дрожжей, на воде и молоке, сметане и сливках, добавлять яйца или только взбитые в пену белки.
С приготовлением блинов на Масленице соединены в народной Руси до сих пор не изгладившиеся из памяти поверья. Так, в некоторых местностях первый испечённый масленичный блин кладут на слуховое оконце – «для родителей». Старые старухи даже так и приговаривают, соблюдая обычай: «Честные наши родители! Вот – для вашей душки блинок!».
А.А. Коринфский. Народная Русь.
Заключение.
Сегодня мы питаемся, применяя в своём питании многое традиционное и многое новое. До сих пор традиционным является обед из трёх блюд: супа, второго( пюре, макароны, каши, картошка в разных видах, тушёные овощи и котлеты, сосиски, отбивные, голубцы), сладкого.
Практически во всех уголках мира известны наши русские блины, щи, гурьевская каша, способные украсить самое изысканное меню, а секрет приготовления красной и чёрной икры является национальным достоянием страны.
Вкусная и полезная еда – не только праздник в доме, но ещё отменное здоровье и отличное настроение. Хочется верить, что наш интерес к накопленным за века классическим правилам кулинарного мастерства будет расти, что традиционные блюда русской кухни украсят и разнообразят наше меню, станут источником нашего кулинарного творчества.
География продуктов питания расширяется, наш стол становится богаче и разнообразнее. Питание всегда было особым священнодейством. Ритм нашей жизни иногда заставляет нас нарушать традиции, но давайте попробуем следовать им. Хотя бы иногда, теперь, когда мы знаем о традициях питания больше. «Что знаете полезного, того не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь» (Владимир Мономах).

Литература.
1. ЛяховскаяЛ.П. Кулинарные секреты. -Л.: Лениздат, «Человек», 1989.
2. Успенская Н.Р. Практическое пособие для повара: Учебное пособие. -М.: Экономика, 1982.
3. Ковалев Н.И. Русская кулинария. - М.: Экономика, 1982.
4. Похлебкин В.В. Национальные кухни наших народов. - М.: ЗАО Центр-полиграф, 2004.
5. Народы России. Энциклопедия-М.: Большая Российская Энциклопедия, 1994.
6. Секреты русого застолья. – М: Белый город, 2006.