Урок гражданственности во 2 классе: Виртуальная экскурсия «Природа вокруг меня».
Виртуальная экскурсия «Природа вокруг меня»
Цель: Познакомить с особенностями природы родного края, формировать у детей нормы поведения в природе, развивать любознательность. Воспитание в подрастающем поколении бережного отношения к окружающему миру, любви к родному краю, экологической культуры.
Оборудование: иллюстрации, мелодия песни «Как прекрасен этот мир» Д. Тухманова, запись песни «Не дразните собак» муз. Е. Птичкина, сл. М. Пляцковского.
- Добрый день, дорогие друзья!
- Сегодня мы отправимся в путешествие.
-Я вас приглашаю на виртуальную экскурсию «Природа вокруг меня».
Здесь мало увидеть, здесь нужно всмотреться,
Чтоб ясной любовью, наполнилось сердце.
Чтоб вдруг отразили прозрачные воды
Всю прелесть застенчивой русской природы.
Н.Рыленко
- Послушайте стихотворение и скажите, почему автор называет природу храмом?-635012700000
Есть просто храм,
Есть храм науки,
А есть еще природы храм –
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь,
Входи сюда, будь сердцем чуток,
Не оскверняй ее святынь.
С. Смирнов
(Далее звучит мелодия песни «Как прекрасен этот мир» Д. Тухманова.)
- Сегодня мы собрались на виртуальную экскурсию в удивительный мир природы.
- Экскурсия будет состоять из путешествия по экологическим станциям.
- Вот карта нашего путешествия:
1167765318135
Музыкальная Отгадай – ка
Ландшафтный парк Лесная книга жалоб
Походная Экоград
Школа Викторинная
00
Музыкальная Отгадай – ка
Ландшафтный парк Лесная книга жалоб
Походная Экоград
Школа Викторинная
На доске:
49853854064000
500380012636501718310304800
169227513589000
3642360325120
- Мы побываем на станциях: Походная, Ландшафтный парк, Музыкальная, Лесная книга жалоб, Экоград, Отгадай – ка, Викторинная.
Путешествие по станциям- Путешествовать можно по – разному: на поезде, на автобусе, самолете, корабле, но мы, как истинные туристы пойдем пешком.
- Поход, костер, палатка – разве это не прекрасно. Но туристами быть непросто, много надо знать и уметь.
-А вот вы умеете укладывать рюкзак и собирать в поход самые необходимые вещи?
Это мы сейчас и проверим… на станции «Походная».
Игра
- А поможет нам в этом игра «Да – нет».
- Если вы считаете, что эти вещи нам необходимы в походе, тогда хлопаем в ладоши, а если «нет» - топаем ногами.
Полотенце, кружка, чашка, телевизор, миска, ложка, будильник, коробка конфет, полиэтиленовый пакет, консервы, зонтик, хлеб, утюг, спальник, кошка, ролики, теннисные ракетки, зубная щетка, мыло, коньки, компас, учебники.
- Молодцы. Можно отправляться дальше.
- Но наш путь продолжается к следующему пункту, обозначенному на карте.
1905111188500- Как гласит народная мудрость - ищи прекрасное вокруг себя.
- Подтверждение вековой истины мы находим, обратив свой взор на одно
из уникальных мест нашего края: Региональный ландшафтный парк "Зуевский". Он находится в районе посёлка Зуевка.
3810210883500Ландшафтные парки (или комплексные),предназначенные для сохранения и восстановления природных комплексов (природных ландшафтов);
99060642366000 ( Поиск значения слов в толковом словаре)
Флора - Растительный мир, все виды растений, свойственные какой-либо местности.
Фауна - Животный мир, все виды животных, свойственных данной области.
Холм - Небольшая возвышенность - обычно округлой или овальной формы – с пологими склонами.
Гора - Значительная возвышенность, поднимающаяся над окружающей местностью.
Скала - Каменная гора с острыми выступами, отвесными крутыми склонами.
Водохранилища - Водоем (обычно искусственный), созданный для каких-либо целей путем перегораживания плотиной реки, ручья и т.п. 4025265397383000184785218440000 - Региональный ландшафтный парк "Зуевский" был создан в 2002г. С этим местом связано много легенд, передаваемых из уст в уста через целые поколения. Региональный ландшафтный парк "Зуевский" расположен на площади 1,2 тыс. га в районе поселка Зуевка, вокруг которого возвышаются скалистые холмы, покрытые степью и лесами. В качестве сохранения неповторимого ландшафта , богатой флоры и фауны региона. В состав Зуевского регионального ландшафтного парка входят Ольховское и Ханженковское водохранилища, урочище "Липовое", балка возле села Медвежье, долина реки Крынка, Зуй-гора, долина реки Ольховая, выходы скальных обнажений и лесные массивы Макеевского лесничества. Между Ольховским и Ханжонковским водохранилищами, вдоль реки Ольховки расположены вертикальные стены скал, являющиеся излюбленным местом тренировок альпинистов всей Донецкой республики. На территории Зуевского ландшафтного парка находится крупнейший в Донбассе естественный скалодром "Зуевка". Скальная гряда высотой 20 и протяженностью более 300 метров утопает в уютной тени деревьев.
Растительность Зуевского регионального ландшафтного парка представлена традиционными степными травянистыми растениями, формирующими разнотравно -типчаково - ковылевые степи. На склонах Зуй - Горы и в Липовой балке раскинулись дубовые рощи, в которых можно встретить редкие охраняемые породы дубов.
У подножья скал растительность представлена редкими видами папоротников. В прибрежных зонах водохранилищ и рек можно встретить очень редкие, нетипичные для региона, злаковые растения.
В целом, растительность Зуевского ландшафтного парка насчитывает 509 видов растений, 36 видов которых подлежат особой охране.
Разнообразна фауна парка: копытные (лось, кабан, косуля), пушные (заяц-русак, лиса рыжая), пернатые (фазан, куропатка серая, каменка-плясунья, полевой конек, луговой лунь, средний дятел, орел-карлик, перепелятник, чеглок и др. и несколько видов водоплавающих. На территории парка обитают виды насекомых, занесенные в Красную книгу и повсеместно подлежащие охране (усач-крестоносец, жук-олень, стрекоза красотка-девушка, бабочки поликсена).
- Искусственный водопад "Водослив" имеющий 52 ступеньки;
- Красивые скальные обнажения парка "Зуевский". Зуй – гора, с которой открывается непревзойденный вид.
Это интересно
На территории парка работает уникальный музей раковин моллюсков, где собраны ракушки со всего мира. Только в экспозиции выставлено 1500 экспонатов, тогда как общая коллекция, к примеру, Московского зоологического музей составляет 1200 раковин.
-4191019939000
- Региональный ландшафтный парк подчеркивает природное своеобразие нашего региона. - Главными задачами региональных ландшафтных парков являются:
сохранение ценных природных и историко-культурных комплексов и объектов;
создание условий для туризма, отдыха в природных условиях с соблюдением режима охраны заповедных природных комплексов и объектов;
281940237490 - Где находится ландшафтный парк, в котором вы побывали?
- Расскажите, что интересного вы узнали о ландшафтном парке ? - Как называется гора на территории ландшафтного парка?
- Зачем люди создают такие парки?
00 - Где находится ландшафтный парк, в котором вы побывали?
- Расскажите, что интересного вы узнали о ландшафтном парке ? - Как называется гора на территории ландшафтного парка?
- Зачем люди создают такие парки?
содействия экологической работе.
- Но наш путь продолжается к следующему пункту, обозначенному на карте – станция «Музыкальная». На этой станции мы с вами отдохнем. (звучит музыка «Поющий лес»)
Физкультминутка «Минутка шалости»
Солнышко лучистое.
Дети превращаются в яркое солнышко - радуются, улыбаются и тянут руки к небу. Волшебное превращение . По команде дети превращаются в мышку, в птичку, в зайку и т.д. имитируя повадки и звукоподражание названых животных и птиц.
- Молодцы.
- Наше путешествие продолжается.
Следующая остановка – станция «Отгадай – ка».
- На этой станции нам придется поработать с загадками. Для этого нужно отгадать загадку. Работать будем в парах.
(На обсуждение всего 2 минуты.)
- Вам нужно угадать по подсказке различные понятия. Если не сможете отгадать с первой подсказки, попробуйте со следующей.
КОСТЕР
А) Служит защитой от хищников;
Б) Спасает от холода;
В) Его разводят туристы и оленеводы;
Г) На нем можно кипятить воду и варить еду.
ДЯТЕЛ
А) Обитает в лесах;
Б) Питается насекомыми;
В) Выдалбливает домики для других птиц.
ПАЛАТКА
А) Она необходима в походе для туристов, отправляющихся в лес на несколько дней;
Б) Помогает спрятаться от зверей и насекомых;
В) Защищает от холода, ветра и дождя.
- На этом наше путешествие не заканчивается, и вот следующая остановка – станция «Лесная книга жалоб».
- Это огромная книга жалоб с широкими страницами. Зимой эти страницы белые, как снег, а летом они становятся зелеными, как трава. Зимой и летом, весной и осенью звери и птицы записывают на них свои обиды. Кто чем может, тем и пишет. Кто лапами, кто носом, кто крылом, а кто даже хвостом.
- Отгадайте, чьи это жалобы? (Учащиеся рассказывают жалобы)
- На этом наше путешествие не заканчивается, и вот следующая остановка – станция «Экоград».
-43815218503500
- Экоград – это город будущего, где все жители здоровы и дружны между собой.
-Бом-бом-бом!
Начинается погром
Выезжаем на природу,
Сколько здесь в лесу народу!
Здесь костер, и там костер,
Банки, склянки, всякий сор…
- Представьте, что вы оказались на поляне или на берегу речки и перед вами огромное количество разбросанного мусора, а ведь в лесу живут животные и птицы и это наносит им неповторимый вред. Перед вами экологические знаки. Подумайте, что же означает каждый знак.
(Учащиеся отгадывают или подбирают к нему название из предложенных на доске).
- А какие экологические знаки можете предложить вы?
- Знаете ли вы, что бумага, брошенная нами, будет лежать более 2 – х лет, консервные банки – более 30 лет, полиэтиленовые пакеты более 200 лет, стекло 1000 лет. Придумайте и нарисуйте экологический знак.
14649455016500
-Молодцы.
- Обязанности граждан:
Соблюдать чистоту воды, воздуха и почвы, правильно размещать заводы и фабрики с обязательными очистными сооружениями;
Украшать дворы и улицы зелеными насаждениями;
Заботиться о красоте зданий, детских и спортивных площадок . - Права горожан:
Проводить свой отдых в парках скверах города, в лесу, на берегах рек и озер;
Участвовать в акциях, направленных против загрязнения окружающей среды .- Ребята, город Экоград – это город будущего. А каким он будет, зависит от нас с вами.
Чтоб радость завтрашнего дня
Сумел ты ощутить,
Должна быть чистою земля
И небо чистым быть.
Спасти поля, леса, луга
И чистую гладь реки –
Всю Землю –
Можешь только ты,
Разумный человек.
- Вот и подходит наше путешествие к концу и последняя остановка – станция «Викторинная».
- На этой станции вы должны показать, как хорошо вы знаете край, в котором живете.
8191531750В каком парке мы с вами побывали?
Что означает ландшафтный парк?
Какие водохранилища входят в состав парка?
Чем ещё знаменит ландшафтный парк Зуевский?
Какие животные и растения обитают в парке?
Зачем нужно беречь природу?
00В каком парке мы с вами побывали?
Что означает ландшафтный парк?
Какие водохранилища входят в состав парка?
Чем ещё знаменит ландшафтный парк Зуевский?
Какие животные и растения обитают в парке?
Зачем нужно беречь природу?
2228858826500
- Молодцы.
Подведение итогов экскурсии. - Дорогие ребята! Вы все молодцы и отлично справились с заданиями. Сегодня мы побывали на виртуальной экскурсии. Вы все много знаете о природе и понимаете, как важно бережно относиться к ней.
60960452818500
- Дело охраны природы, как и дело мира, касается каждого живущего на Земле. Оно требует усилий всех государств и народов. По решению ООН ежегодно 5 июня отмечается Международный день охраны окружающей среды.
Берегите землю! Берегите
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повилики,
На проталинках солнечные блики.
На камнях играющего краба,
Над пустыней тень от баобаба,
Ястреба, парящего над полем,
Ласточку, мелькающую в жите,
Берегите землю! Берегите.
М. Дудин
(Звучит песня «Не дразните собак» (муз. Е. Птичкина, сл. М. Пляцковского)).Природа – наше богатство, сберечь это богатство для последующих поколений – наша задача и наш долг. М. Пришвин, обращаясь к ребятам, писал: «Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, горах живут разные ценные животные – будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину».
Человек неотделим от природы. Он учится у природы. Давайте уважать законы природы. Только в содружестве с природой мы с вами можем быть счастливы в нашем общем доме – на планете Земля!