Историко-краеведческий кружок Юный историк
Пояснительная записка
В последнее время неуклонно возрастает роль краеведения в учебной и внеурочной работе. Положительная тенденция роста в значительной мере связана с ведением, в соответствии с Законом РФ « Об образовании», национально-регионального компонента школьного образования. Урочные и внеклассные занятия по историческому краеведению способствуют развитию у учащихся любви к Отечеству, к своей земле, родному дому, семье.
История- это история людей, корни человека – в истории и традициях своей семьи, своего народа, в прошлом родного края и страны. В ходе исторического процесса из поколения в поколение передаются вечные, непреходящие ценности: трудолюбие, честность, справедливость, чувство национального достоинства, уважения к старшим поколениям, долга, милосердия.
Занятие историей и краеведением помогает юным глубже уяснить смысл, сущность важных норм включенных в Конституцию страны: « Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры». Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам».
Краеведение способствует решению задач социальной адаптации воспитанников школы, формированию у них готовности жить и трудиться в своем селе, районе, крае, республике, участвовать в их развитии, социально-экономическом и культурном обновлении. Это одна из актуальных социально педагогических задач нашего времени.
В каждом уголке России, в каждом городе, поселке, селе есть свои природные особенности, специфические черты истории и культуры, составляющие тот феномен, который формирует в человеке интерес и привязанность к родному краю, его патриотические чувства, историческое сознание, социальную активность. Помочь лучше узнать свой родной край, глубже понять особенности его природы, истории и культуры и их взаимосвязь с природой, историей и культурой страны, мира, принять участие в созидательной деятельности, развить свои собственные способности - в этом заключается основной смысл кружка « Юный историк».
Цели программы:
Обучающие:
- Знакомство и овладение детьми начальными знаниями о культурно-исторических факторах « малой родины».
-Знакомить учащихся со вспомогательными историческими дисциплинами как: нумизматика, сфрагистика, хронология, историческая метрология.
-Развить умение систематизировать и использовать полученные знания для практической деятельности.
Развивающие:
- Расширение кругозора учащихся в изучении культуры, истории, географии родного края.
-Формирование и развитие способности у детей анализировать свою деятельность.
Воспитывающие:
-Привить детям интерес к истории родного края, его культуре и природе.
-Выработать такие качества как дисциплина, усидчивость, умение анализировать, самостоятельно мыслить.
-Воспитывать любовь к родному краю.
Задачи:
1.Добиться широкого охвата и вызвать интерес к проводимым занятиям.
2. Активизировать разнообразными видами деятельности на проводимых занятиях.
3.Знакомить учащихся с историей школы.
4.Знакомить учащихся со вспомогательными историческими дисциплинами: нумизматика, сфрагистика, хронология, историческая метрология.
5.Обучать навыкам правильного поведения во время экскурсий.
6. Вести сбор материалов об истории школы и поселка.
8. Организовать работу по выявлению и развитию интересов учащихся и начать
исследовательскую работу по теме: « Моя родословная».
Данная программа рассчитана для внеклассной и внешкольной работы. Возраст 10-16 лет.
Методы и формы познавательной деятельности учащихся
-сбор, накопление, оформление материалов и документов для пополнения фондов;
- поисковая работа по всем направлениям деятельности (групповая, индивидуальная);
- ведение инвентарной книги;
- работа по регистрации и сохранности экспонатов;
- экскурсии по экспозициям музея, беседы, лекции;
- оформительские работы (индивидуальные и групповые);
- работы в архивах и других музеях района и области (групповые, индивидуальные);
- встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, участниками вооруженных конфликтов;
- встречи с выпускниками школы;
- работа лекторских групп;
- уроки мужества;
- сбор воспоминаний людей разных поколений;
- встречи с местными поэтами;
- подготовка докладов, выступлений по истории школы;
- создание и обновление экспозиции, стационарные и передвижные выставки, выпуск фотомонтажей и стенных газет,
- создание фото- и видеоматериалов, проектов и презентаций.
- организация походов, путешествий и экспедиций;- составление летописей, хроник, очерков об исторических событиях и природных явлениях, по истории населенных пунктов или отдельных памятников;- подготовка Книг Памяти;- формирование музейных коллекций;- выполнение исследовательских работ, выпуск буклетов;- участие на конференциях, олимпиадах и конкурсов;- пропаганда краеведческих знаний путем организации выставок, праздников, тематических дней и др.
Краеведом может быть ученик, заинтересованный историей своего поселка, своей родословной, умеющий интересно рассказывать, стремящийся к новым знаниям.
Изучение предполагает широкое использование активных методов самостоятельной работы, в том числе с разнообразными источниками: самостоятельное обращение к научной, мемуарной, художественной, справочной литературе, материалам музеев.
Требования к уровню подготовки
Учащиеся должны:
- Знать историю своего села, школы, свою родословную.
-Уметь анализировать различные документы, источники, учитывать их особенности и извлекать из них информацию. Овладевать приемами работы с книгой, навыками составления проекта, плана.
- Уметь понимать и сочувственно воспринимать исторический опыт других эпох, поколений.
- Овладеть приемами работы с книгой, выписок, конспекта, текста экскурсии, методикой ведения экскурсии.
Направления деятельности исторического кружка:
- поисковая работа;
- просветительская деятельность;
- экспозиционная и фондовая работа;
- учебно-воспитательная работа;
- исследовательская деятельность.
Условия реализации программы: - активизация работы кружка «Юный историк»; - подготовка экскурсоводов и проведение экскурсий с учетом возрастных особенностей учащихся; - организация поисковой и исследовательской работы по сбору материалов;
Календарно-тематическое планирование
№
п/п
Направления
работы
Тема занятия
Кол-во
часов
Дата
проведения
1 Водное занятие. Что такое музееведение. Беседа.
Знакомство учащихся со вспомогательными историческими дисциплинами: нумизматика, сфрагистика, хронология, историческая метрология.
1 3.09.2015.
2 Методическая Обучение актива основам музееведения. 1 10.09.2015.
3-4 Экспозиционная и фондовая работа (создание экспозиций и пополнение фондов) 1. Инвентаризация имеющихся музейных предметов.
2. Систематизация музейных предметов по разделам и темам.
2 17.09.2015.
24.09.2015.
5-7 Просветительская деятельность 1. Акция « Славим возраст золотой».
2. Экскурсия « Сердце, отданное детям».
3. Экскурсия « День памяти жертв политических репрессий».
3 1 .10.2015.
8 .10.2015.
15 .10.2015.
8-10 Экспозиционная и фондовая работа (создание экспозиций и пополнение фондов) 1. Составление картотеки музейных предметов.
2. Создание условий для хранения экспонатов.
3. Сбор предметов старинного быта, документов, фотографий, изделий, связанных с народным творчеством, ремеслом, военными действиями.
3 22 .10.2015.
29 .10.2015.
12 .11.2015.
11-12 Просветительская деятельность Проведение экскурсий, бесед, музейных уроков, устных журналов, классных часов. 2 19 .11.2015.
26 .11.2015.
13-14 Просветительская деятельность Подготовка и проведение декады на тему «Великая Победа под Москвой» для учащихся 5-9 классы.
2 3 .12.2015.
10 .12.2015.
15-16 Экспозиционная и фондовая работа (создание экспозиций и пополнение фондов) 1.Изготовление стендов, витрин, макетов.
2. Инвентаризация.
2 17 .12.2015.
24.12.2015.
17 Методическая 1. Обучение и подготовка активистов музея для проведения экскурсий. 1 14.01.2016.
18-19 Просветительская деятельность 1. Встречи с ветеранами Великой Отечественной войны и родственниками участников блокады Ленинграда.
2.Экскурсия « Дети блокадного Ленинграда в Тюменской области». 2 21.01.2016.
28.01.2016.
20-23 Учебно-воспитательная деятельность. Экскурсия « День разгрома немецких войск в Сталинградской битве».
Вечер встречи выпускников. « Путешествие по родной школе».
Организация и проведение акции
« Подарок солдату».
4 4.02.2016.
11.02.2016.
18.02.2016.
25.02.2016.
24-27 Поисково-просветительская деятельность 1. Постоянное пополнение музейной библиотеки, тематических папок с материалами.
2. Акция « Навеки вместе» (Присоединение Крыма).
3. Проведение экскурсий, бесед, музейных уроков, устных журналов, классных часов.
4 3.03.2016.
10.03.2016.
17.03.2016.
24.03.2016.
28-29 Экспозиционная и фондовая работа (создание экспозиций и пополнение фондов) Создание « Виртуального музея». 2 7.04.2016.
14.04.2016.
30-31 Просветительская деятельность Экскурсия « Край родной- навек любимый».
Экскурсия « День рождения любимой школы».
2 21.04.2016.
28.04.2016.
32 Поисковая деятельность. Сбор информации по теме «Мой дед - ветеран Великой Отечественной войны».
1 5.05.2016.
33 Учебно-воспитательная деятельность Акция « Ветеран живет рядом».
Тимуровская помощь ветеранам войны, участникам тыла.
. 1 12.05.2016.
34 Заключительное занятие. Подведение итогов. Задание на лето. 1 19.05.2016.