Конспект по курсу Урал. Человек. Истоки Дом, который нельзя забыть (5 класс)

Позднякова Н.С.
Тема: Дом, который нельзя забыть.

Цель: Создать условия для развития у учащихся таких социальных категорий, как: любовь к Родине, родному краю, уважение к родительскому дому и семье.

Задачи:
Воспитывать чувство ответственности, гордости за родной край, малую родину.
Учить осознанию и пониманию социокультурных ценностей родного края, поэтапному выполнению макета фасада дома, вкладывая в основу философские осмысления значений, отчего дома.
Развивать навыки работы в микрогруппах, умения выслушивать и уважать мнения товарищей, навыки взаимопомощи. Развивать творческое переосмысление реального мировосприятия.
Содействовать воспитанию любви к родительскому дому.

Оборудование: Наглядные пособия – репродукции изображений родного края, дома; карточки с текстом «Дом». Рабочая тетрадь, Подарки, похвальные листы, цветная бумага, писчая бумага, клей, ножницы, фломастеры.

Ход урока:

Организационный момент:
Вступительная беседа: Тема сегодняшнего занятия: «Дом- который нельзя забыть», и, для начала, мы проведем с Вами небольшую разминку. Передавая друг другу ( символ родного края), подумайте и ответьте: с чем у Вас ассоциируется малая родина? Внимательно слушайте друг друга и не повторяйтесь.
Нет прекрасней земли родной, где ты родился и вырос, где живут твои родители и первые друзья. Это твоя Родина. Много сложено песен о нашем родном крае. Красивые у нас песни и красивый народ.
В: Скажите, о чем, чаще всего, поется в народных песнях?
В народной песне воспеваются и голубые прозрачные озера, и васильковые поля, земляника на косогоре, и высокие горы, и сосны величавые. Все то, за что мы любим свой родной край! Куда бы ты не отправился в путь, помни: В гостях хорошо, а дома лучше.
Работа в четверках:
А теперь, ответьте на следующий вопрос: Что значит для Вас отчий дом? А начать свой рассказ вам помогут следующие слова: Я вижу
Я слышу
Я чувствую
Я думаю
В: Подумайте и напишите ключевые ценности родного края, дома. (Край: любовь к Родине, малая родина и т. д.; дом: тепло, уют, благополучие, семья, любовь, трудолюбие)
Малая родина, это не только природа Урала, но и любимый город, родной дом. где мы родились и выросли.
- Родной дом, родной очаг – это место , где тебя любят и понимают. это дорогие нам люди, те, кто заботиться о нас и о ком заботимся мы сами.
в старину слово « дом» означало РОД. оно подчеркивало, что люди, объединенные одной фамилией, принадлежат к одному роду.
Поэтапное выполнение заданий вы прочитаете в рабочей тетради.
Внимательно послушайте следующее задание:
- Каждой микрогруппе выдается карточка- задание с текстом « Дом».
Внимательно прочитайте текст;
Выделите 7 главных, ключевых слов;
Напишите эти слова на листочках.
Обменяйтесь мнениями о выбранных словах внутри группы.
Подсказка:
Высказываться по очереди, не повторяя слов, сказанных другими членами группы.
Сказанные слова пометьте галочками.
Следующий этап нашей работы творческого характера. Наша с вами задача сконструировать стену ( фасад) деревянного дома.
В: - Скажите из чего состоит дом?
Внимательно, послушайте из чего и как нужно правильно сделать наш дом.
( объяснение как нужно правильно скручивать бревнышки из бумаги и приклеивать).
При строительстве дома уральские люди учитывали свои суеверия, чтобы дом был крепким и жилось в нем счастливо требовалось закладывать нечетное количество венцов, начиная от 7, 9, 11, 13
Стену фасада своего дома Вы можете украсить на свой вкус и, главное, обратите внимание: На каждом бревнышке крупно запишите одно из семи выбранных слов так, чтобы слова были разными:
Договоритесь и выложите на макете дома стену из ваших бревнышек так, чтобы наиболее значимые понятия оказались внизу.
Полученную стену приклейте на цветной лист.
В: Подумайте, как Вы сможете защитить свои макеты: стихотворение, сценка, песня, сказка, о родном доме, домашнем очаге. Помните в подготовке защиты должны участвовать Все члены микрогруппы!
Требования к творческой работе:
Использование значимых социокультурных ценностей (тепло, доброта, уют и т. д.).
Оригинальность при выполнении задания (творческий подход).
Аккуратность.



Итог урока:
И, в завершение, нам хотелось бы поблагодарить всех участников нашего занятия и вручить Вам подарки.
А теперь давайте закончим нашу встречу игрой. «Дождик по крыше родного дома».
Просим подняться всех со своих мест. Давайте похлопаем указательным пальцем по ладошке, хорошо. Теперь, два пальца, три, дождь усиливается, четыре. Молодцы. Ливень – похлопали всей ладошкой. Теперь повторяем все наоборот: четыре, дождь медленно стихает, три, два, один. Крыша родного дома всегда укроет нас от любых невзгод. Дом это место, куда можно вернуться и где нам всегда будут рады.
Сегодня на занятии мы с вами осознали главные социокультурные ценности родного края, отчего дома. Очень важно, что бы вы помнили о своих истоках, берегли уют домашнего очага. Цените, гордитесь и уважайте культурное наследие наших предков.



Спасибо. До свидания.




























Родной край.

Дом.

Карточка задание.

этап.
- внимательно прочитайте текст;
- выделите 7 главных, ключевых слов;
- напишите эти слова на листочках.
2. Работа в группах.
- обменяйтесь мнениями о выбранных словах.
Подсказка:
- высказываться по очереди, не повторяя слов, сказанных другими членами группы.
- сказанные слова помечать галочками.
3.Индивидуально – групповой этап.
- каждому записать на « бревнышке», крупно, фломастером одно из 7 выбранных слов, так, чтобы слова были разными.
- договоритесь и выложите на макете дома стену из ваших «бревнышек» так, чтобы наиболее значимые понятия оказались внизу.
- приклеить на макет.
4. Общий этап.
- придумать защиту макета ( стихотворение, песня, сценка, сказка ).