Рабочие листы к курсу Урал. Человек. Истоки. 3-4 класс


Путеводные слова
Фото
1 сентября 20____года
Я –ТРЕТЬЕКЛАСНИК
Новый учебный год будет:
_____________________________________
_____________________________________
_____________________________________
_____________________________________
Нарисуй дом с колокольчиком из стихотворения Кузьмина так, как ты его себе представляешь.

В пути нам помогают:
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________

С верой строили города

Уральские города
______________________________________________
______________________________________________
Прочитайте в карточке слова, определяющие характер человека. Выберите из них те, которые помогают рассказать о первопроходцах, обоснуйте свой выбор, приведите примеры из текста пособия, по материалам экскурсии. Закрасьте кружочки слева в колонке «Я».
Я МЫ
Смелый
Предприимчивый
Пытливый
Целеустремлённый
Волевой
Мечтающий о славе
Мечтающий о прибыли
Уверенный в правильности своего дела


Напиши, как был основан твой город (посёлок)
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Веру к делу применяй,
а дело – к вере
____________ ____________ _______________________ _______________________

Сформулируйте правила юных изобретателей
МЫ Я Правила юного изобретателя ВСЕ







РЕФЛЕКСИЯ
Продолжи фразу:
На уроке я задумался_____________________________________________
Работая в группе, мы _____________________________________________
Мне на уроке было _______________________________________________

Нарисуй машину будущего. Напиши, какую пользу она принесёт людям.
________________________________________
________________________________________
________________________________________
________________________________________
________________________________________
________________________________________
________________________________________
________________________________________
________________________________________
____________________________
__________________________
_________________________
Верность
Как вы понимаете призыв фронтового времени:
«В тылу – как в бою! Всё для фронта, всё для победы»?
____________________________________________________
____________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Прочитайте в таблице высказывания. Отметь в столбике «Я» те из них, которые помогают ответить на вопрос: что помогает нам сделать правильный выбор в жизни?
Я МЫ
Добросовестный труд, учёба
Совет старших членов семьи Примеры из художественных произведений
Умение перенимать опыт у старших поколений, обращение к истокам
Желание стать известным человеком
Изучение этой проблемы на уроках
Изучение своих способностей через занятия различными видами деятельности
Умение учиться на ошибках, анализировать свой опыт
Обсуждение вопросов в коллективе друзей-единомышленников
Свой совет___________________________

3. Напиши небольшое сочинение на тему «Верность».


Честь
Объясните значения фразеологизмов:
ЧЕСТЬ ПО ЧЕСТИ -__________________________________

ЧЕСТНОЕ СЛОВО - _____________________________
ВЫЙТИ С ЧЕСТЬЮ – ____________________________
БЕРЕЧЬ ЧЕСТЬ МУНДИРА –______________________
ДЕЛАЕТ ЧЕСТЬ – _______________________________
Тест «Можно ли тебя уже назвать «человеком чести»?» Раскрась только один кружок в каждой строчке под словами «никогда» -1 балл, «иногда»-2 балла, «всегда» -3 балла
№ п\п Вопросы Баллы
1
никогда 2
иногда 3 всегда
С уважением отношусь к государственной символике
Я бережно отношусь к традициям и истории своего народа
Я чувствую потребность в служении Отечеству и народу
Я осознаю гражданские права и обязанности
Прислушиваюсь к мнению старших

Стараюсь поступать так, чтобы мои поступки признавались окружающими
Желательно, чтобы все окружающие ко мне хорошо относились
Считаю, что делать людям добро – это главное в жизни
Мне нравится помогать другим

Я стараюсь участвовать в благотворительных акциях (например, «Неделя добра» в школе)
Мне хотелось бы совершить какой-нибудь смелый поступок
Общий балл

Надежда-
мой компас земной…
Каждый из нас хочет быть успешным. Для этого мы воспитываем в себе характер, развиваем способности, изучаем окружающий мир, совершаем поступки. Что нужно тебе и твоим друзьям, чтобы стать успешными людьми, добиться целей?
Задание. Составь лестницу успеха. Что стоит на верхней ступеньке? Сколько ступенек надо преодолеть?

Я


ВСЕ

В пути помогает надежда
Путешественник – это человек ____________________________________
____________________________________________________________
Путешествовать нужно

_______________________________________________________________________________________________________ _____________________
Прочитайте высказывания. Закрасьте кружок слева от тех, которые дают ответ на вопрос: зачем современным людям путешествовать?
Зачем современному человеку путешествовать?
Я МЫ
Исследование и открытие новых месторождений
Любовь к приключениям
Желание принести пользу людям
Знакомство с новыми людьми
Познание окружающего мира


Ты уже побывал во многих местах на Урале. Вспомни увиденное и составь описание достопримечательностей Урала или напиши сочинение-впечатление о своих походах.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Терпение
Что помогает человеку стать терпеливым?
__________________________________
__________________________________
__________________________________
__________________________________
__________________________________
Прочитайте вопрос-заголовок. Вам нужно ответить на этот вопрос. В столбике «Я» предложены варианты выхода из проблемной ситуации. Посоветуйтесь со своим соседом и в столбце «МЫ»раскрасьте кружок в той строке ответ в которой вы считаете правильным.
Что лучше?
МЫ Я ВСЕ
Закричать
Отобрать
Поссориться
Обидеться
Позавидовать
Показать кулак
Пройти мимо, промолчать

Как вы понимаете пословицу:
ТЕРПЕНИЕ И ТРУД ДИВНЫЕ ВСХОДЫ ДАЮТ.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Криком изба не рубится,
шумом дело не спориться
Автор


Текст

Герой
Читатель

Поработаем в позиции «автор». Составьте текст-пожелание в форме синквейна, поместив в столбик «Я».
Синквейн – это пятистрочный стих. Правила написания синквейна.
1-я строчка - одно слово – тема произведения, герой – существительное.
2-я строчка – два прилагательных.
3-я строчка – три глагола.
4-я строчка – предложение, которое показывает своё отношение к прочитанному.
5 –я строчка – одно слово –ассоциация, синоним 1 –й строчке, существительное.
Я МЫ
Рефлексия
Работая в группе, я (подчеркни нужные ответы)
- высказывал собственные мысли;
- дополнял ответы ребят;
- выражал согласие с мнением ребят;
- задавал вопросы ребятам и учителю;
- испытывал затруднение при выполнении заданий.
2. Мне больше самому понравилось
- работать по карточке;
-работать в группе;
-мне было интересно на уроке.
3. Я благодарен за ответы… (называются имена ребят) ______________________________________
______________________________________________________________________________________
СОВЕСТЬ
Самое хорошее поведение то, которое определяется не внешними рекомендациями, а душевной необходимостью. Поступать надо правильно, повинуясь велению совести. Душевная потребность поступать хорошо, делать людям добор – самое ценное в человеке.
Но душевная потребность не присуща человеку с рождения. Она воспитывается в человеке , и воспитывается в основном им же самим – его решимостью жить по правде, по доброму.
(Из письма академика Д.С. Лихачёва школьникам).
Тебе доверили важное дело. Отметь те качества в столбике «Я», которые помогут тебе оправдать доверие, сдержать слово.
Я Оправдать доверие мне помогут:
МЫ ВСЕ
Желание порадовать другого
Чувство ответственности
Благодарность за оказанное доверие
Надёжность
Избежание наказания
Твёрдость в слове и деле
Боязнь ссоры, потеря друга
Послушание

Запиши несколько пословиц о совести.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Опиши случаи из жизни, когда нужно было проявить мужество, чтобы поступить по совести.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ТРУДОЛЮБИЕ
На Урал пришли строить заводы посланцы разных народов:
________________________
__________________
__________________
_____________________________________
__________________
__________________
__________________
Русские пословицы – крылатая мудрость народа. В них выражен народный опыт, наблюдения. Это своеобразный учебник жизни, так как они помогают оценить свои поступки и действия других людей. Сегодня вам предстоит выделить те пословицы, которые вы могли дать в виде совета своему другу, трудолюбивому человеку. Отметь свой выбор в столбике «Я».
Я Мой совет другу МЫ ВСЕ
На недоработанной земле лишь бурьян растёт.

Дело учит, и мучит, и кормит.

Лень добра не делает, без соли обедает, без причин спит.
Где работано, там и густо, а в ленивом дому пусто.

Кто ленится, тот не ценится.

Кто пахать не ленится, у того и хлеб родится.

Ленивые руки не родня умной голове.

Рефлексия
Работая в группе, я (подчеркни нужные ответы)
- высказывал собственные мысли;
- дополнял ответы ребят;
- выражал согласие с мнением ребят;
- задавал вопросы ребятам и учителю;
- испытывал затруднение при выполнении заданий.
2. Мне больше самому понравилось
- работать по карточке;
-работать в группе;
-мне было интересно на уроке.
3. Я благодарен за ответы… (называются имена ребят) __________________________________________________________________________________
РОДНИКИ
И снова я у родника
И черпаю горстями воду.
Я буду счастлива, пока
Я так люблю свою природу.
Дороже жемчуга, коралла
Любимый сердцу уголок.
Частичка моего Урала,
Здесь мои корни, мой….
Эти стихи созданы вашей ровесницей Мариной Соболевой. Какие чувства передаёт автор в этом стихотворении?
Нарисуй иллюстрацию к этому стихотворению или тексту на стр. 84-85.



Р -_____________________________________________
О - ____________________________________________
Д -_____________________________________________
Н - ____________________________________________
И - ____________________________________________
К - ____________________________________________
Попробуй и та стать автором стихотворных строк или подбери имена прилагательные, передающие твои чувства, отношение к роднику.
Как родник и человек помогают друг другу? (воспользуйся текстом на стр. 84-85)
РОДНИК ЧЕЛОВЕК
МОЁ ДОБРОЕ СЛОВО И ДЕЛО
Прочитай стихотворение на стр. 90 – 91. Выскажи своё мнение о поступках и характерах героев стихотворения. Какие добрые советы они тебе дали? Запиши их.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________
______________________________________________________
______________________________________________________
______________________________________________________
Какие добрые дела совершают твои ровесники и ты сам? Оформи цветок добра и надежды, нарисовав и заполнив его лепестки своими добрыми делами.

ДОБРОЕ
ДЕЛО




БУДЬ
ДОБР
ДЕЛАТЬ




Ты уже достаточно взрослый, чтобы нести ответственность за своих близких, за тех, кто находиться рядом. Оформи второй цветок.

ИСТОКИ УРАЛЬСКОЙ НАУКИ
Подпишите фамилии уральских учёных

_________________
___________________ ________________
Какой предмет интересен тебе для изучения. Поясни свой ответ.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Узнай об уральских учёных, их научных открытиях. Расскажи об этом в классе.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ДИВНАЯ РАБОТА МАСТЕРА ХВАЛИТ
Металл наш издавна силён,
Врага разит он насмерть.
Сияньем плавки озарён,
Стоит у домны мастер.
Л. Татьяничева
Какие слова ты выберешь для рассказа о мастеровом человеке:
старательный преданный делу
сообразительный аккуратный
мужественный трудолюбивый
справедливый ленивый
Что производят из металла на Урале?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Перечисли металлургические заводы Урала:
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Продолжи фразу: «На уральской земле много людей, чей труд овеян славой…»
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ТРУДОВЫЕ ДИНАСТИИ
Труд
В мире слов разнообразных,
Что блестят, горят и жгут, —
Золотых, стальных, алмазных, —
Нет священней слова: «труд»!
В. Брюсов
Как ты понимаешь выражение: «Мастер – золотые руки»?
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Напиши пословицы о мастерстве.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Нарисуй портрет мастера.


Напиши сочинение на тему: «Кем я могу гордиться в своёй семье».

НАРОДНАЯ МУДРОСТЬ
Тому не о чем тужить,
кто умеет домом жить.

Многие народы населяют наш край. Каждый народ имеет свои богатые традиции, свои занятия, своих умельцев. Расскажите о жизни народов Урала.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Какие народные традиции хранит ваша семья? Расскажи о них
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
С чего начинается Родина ?
Что мы Родиной зовём
Что мы Родиной зовём?Дом, где мы с тобой живём,И берёзки, вдоль которыхРядом с мамой мы идём.
Что мы Родиной зовём?Поле с тонким колоском,Наши праздники и песни,Тёплый вечер за окном.
Что мы Родиной зовём?Всё, что в сердце бережём,И под небом синим-синимФлаг России над Кремлём.
Степанов
Что значит быть исследователем? Используя текст учебника, выдели опорные определения, запиши их в таблицу.
ТРАДИЦИИ (определённые связи времён)
ТРАДИЦИИ
РОДА ТРАДИЦИИ
СЛОВА ТРАДИЦИИ
ДЕЛА ТРАДИЦИИ
ПРАЗДНИКА
2. Обратись к своей Первой книге, перечитай ещё раз свои сочинения, стихи, рассмотри фотографии и рисунки. Попытайся сам ответить на вопрос: «С чего начинается Родина?»
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3.На отдельном листе нарисуй своё любимое место, придумай название своей работы.

Семейный альбом
И летят за страницей страницы
Наших дней верстовые столбы,
И в домашнем альбоме хранится
Фотокопия нашей судьбы...
Рассмотри и сравни старинные и современные фотографии. Запиши, какие моменты жизни запечатлены на этих фотографиях. Свои результаты отметь в столбиках слева.
Я Основные моменты в жизни семьи МЫ
Старинные фотографии Современные фотографии Старинные фотографии Современные фотографии
Несколько поколений большой семьи
Свадебные фотографии

Строительство дома

Детские фотографии в разные периоды жизни
Семейные фотографии (родители вместе с детьми)
Праздничные события в семье

Семья на отдыхе

Памятные места

Похороны близких

Что объединяет вашу семью (например, общие занятия, забота и внимание, привычка)?
Подтверди свои мысли примерами.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Семейный альбом
И летят за страницей страницы
Наших дней верстовые столбы,
И в домашнем альбоме хранится
Фотокопия нашей судьбы...
Помести здесь фотографию
Выбери из твоего семейного альбома самую любимую фотографию. Опиши её: кто изображён, когда это было, какое событие, где оно происходило.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Назови членов своей семьи, используя словарь родства.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Традиции моего рода
Традиции семьи...
В них  - мудрость наших предков
Традиции семьи...
В них - времени печать.
Традиции семьи - 
Прекрасное наследие.
Его мы будем детям завещать.
И.Некрасова
4
3
1 2 Заполни кроссворд, пользуясь словарём и текстом учебника.
По горизонтали:
1.Родственники, родившиеся и живущие примерно в одно время.
2. Родственники, живущие вместе.
По вертикали:
1.Молодое поколение.
3..Ряд поколений, происходящих от одного предка.
4. Предшественник, основатель рода.
В основе крепкой и дружной семьи выступают любовь, доброе согласие, общее дело, память о прошлом. Это нашло отражение в устном народном творчестве.
Выбери из сборников пословицы, которые помогут рассказать о разных членах семьи.
Слово о семье
Я МЫ
РЕФЛЕКСИЯ.
Работая на уроке, я ________________________________________________________________
Работая в группе, мы _______________________________________________________________
Я оцениваю работу в группе_________________________________________________________
Самыми важными высказываниями ребят на уроке для меня были_________________________
_________________________________________________________________________________
Я благодарю за урок____________________________________________
РУКОДЕЛИЕ
Как я шила, вышивала,
Тонко-бело полотно,
Тонко-бело полотно,
Да бело-бархатное,
Как я строчки строчила
Красивым золотом
(русская народная песня)
1.Какими видами рукоделия занимались в уральских семьях девочки?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Почему было важно уметь рукодельничать?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3.Что украшает ваш дом? Какие предметы быта хранят память о поколениях вашей семьи? Помести изображение этого предмета на странице и приготовь устный рассказ.

4.На отдельном листе оформите страницу Первой книги, проиллюстрировав образ рукодельницы , который даётся в художественных произведениях Одоевский «Мороз Иванович», Бажов «Таюткино зеркальце», Ненецкая народная сказка «Айога», Русская народная сказка «Марья-искусница» и др.
Красота родной природы.
Набродиться летними лесами, Лечь в траву, вздохнуть и замереть. И почти закрытыми глазами В небо полудённое смотреть.
А. Решетов
В каких сказках народов Урала раскрывается образ природы? Приведите примеры.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Полистай семейный альбом и выбери фотографии об отдыхе на природе. Составь рассказ об отдыхе на природе.
Место для фото

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Опиши, зарисуй или сфотографируй свой любимый уголок природы родного края.

Образ родного края
Урал! Опорный край державы, Ее добытчик и кузнец, Ровесник древней нашей славы И славы нынешней творец.. . 
Александр Твардовский
О каких славных традициях своих земляков ты можешь рассказать, рассматривая герб своего города?
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Обсуди с одноклассниками, что объединяет ваш коллектив. Разработайте свой вариант эмблемы класса. Объясните, что обозначает каждый символический знак на эмблеме. Какой девиз вы подберёте для своей эмблемы?

Обсуди вместе с родными, какие главные ценности вашей семьи или рода переходят из поколения в поколение. Придумай герб своего рода. Нарисуй его на отдельном листе.
Красота слова
«Наш Невьянский завод считается самым старым в здешнем краю. К двумстам пятидесяти подвигается, как тут выпущен был первый чугун, а мастера Семен Тумаков да Аверкий Петров проковали первое железо и за своими мастерскими клеймами отправили на воеводский двор в Верхотурье. Строитель завода Семен Куприянович Вакулин-спасибо ему-не забыл об этом записать, а то мы бы и не знали, кто починал наше железко, коим весь край живет столько годов»
П.П.Бажов
Выпиши из одного или нескольких сказов П.П. Бажова следующие слова:
Устаревшие слова____________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вышедшие из употребления формы слов________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Географические названия, связанные с нашим краем______________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Найти пояснения некоторых слов в словарях. Обратите внимание на то, что есть словари и в самих сборниках сказов.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
Нарисуй, иллюстрацию к любому сказу П.П. Бажова


Пословицы и поговорки народов Урала
Пословицы недаром молвятся,
Без них прожить никак нельзя!
Они великие помощницы
И в жизни верные друзья.
Порой они нас наставляют,
Советы мудрые дают,
Порой чему-то они учат
И от беды нас берегут.
Пословица вовек не сломится-
Ведь в ней и горе и беда.
И наша речь красна пословицей:
Давайте вспомним их, друзья.
Запиши в свою Первую книгу пословицы и поговорки народов Урала, которые могут послужить для вас мудрым наставлением.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Собери пословицу, запиши её и нарисуй к ней иллюстрацию
________________________________________________________________________________________________________________________________________________
лентяй
рыбу Жадный
взбесится
работает удит
в праздник
в колодце взбесится


Найди и прочитай пословицу народов Урала о семье. Придумай и нарисуй оберег для семьи с этой пословицей.
Истоки слова
Не далеко, не близко,Не высоко, не низко,За бумажными горами,Карандашными лесамиЖила-была этимология!
Я ЧТО ЗНАЧИТ РАЗОБРАТЬСЯ В ИСТОКАХ СЛОВА? МЫ
Понять смысл слова
Точно употребить слово
Знать историю слова
Дать мудрое наставление
Постигнуть тайны общения
Свой вариант
1. Рассказать, пользуясь словарем, о происхождении следующих слов.
КОЛЫМАГА ____________________________________________________________
ЛАНИТА________________________________________________________________
РАСТОЧАТЬ____________________________________________________________
ГЛАВА _________________________________________________________________
Напиши и проиллюстрируй значение устаревшего слова.


числа 2 5 7 8 10 20 40 50 70 80 100
буквы Истоки этикетного слова
Настанет, друзья, счастливое время, Настанут чудесные дни: Люди приветливы будут со всеми, Грубить перестанут они. Не будет людей нехороших, Придут золотые года, И в комнату люди в калошах Не будут входить никогда. Пусть грубость исчезнет навеки. Пускай по рецептам врачей Появится в каждой аптеке Лекарство для грубых людей.
Составьте памятку «Пять шагов к искусству общения»
ПЯТЬ ШАГОВ К ИСКУССТВУ ОБЩЕНИЯ
Я МЫ
Составьте кроссворд из этикетных слов.
Доверительное слово
Вензель- начальные буквы имени и фамилии, имени и отчества, обычно переплетённые и образующие узор.
Нарисуй свой вензель.

Напиши письмо-рассуждение о том, что тебя волнует, интересует. Твоими собеседниками могут быть великие люди, ровесники, родные и близкие.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Опорный край державы
Урал! Опорный край державы,
Её добытчик и кузнец,
Ровесник древней нашей славы
И славы нынешней творец!
А. Твардовский
ДЕМИДОВЫ  — род богатейших российских предпринимателей, владельцев оружейных и горнодобывающих предприятий в Туле и на Урале. Основатели многих уральских городов, внёсшие неоценимый вклад в освоение и развитие уральской земли.
4612640507365Родоначальником известной династии был Никита Демидов. В 1702 году ему были отданы Верхотурские железные заводы, устроенные на реке Невья. В грамоте от того же года Никита Демидов наименован Демидовым. Какая фамилия была у него до переименования
а. Строганов;
б. Татищев;
в. Антуфьев (Антюфеев);
г. Протасьев.
212089779780На протяжении почти двух веков железо и чугун, которые выпускали на уральских заводах, каждую весну отправляли на барках (кораблях) по рекам Урала. Далеко не все барки проходили благополучно. Сотни барок разбились о камни, расположенные на берегах рек. Какое прозвище имели эти камни?
Барки воины;
стражники;
бойцы;
солдаты.
На Невьянском чугунолитейном заводе, построенном на месте современного Нижнего Тагила, выпускали металл высшего качества, который ценился в России и за рубежом. Металл использовался при возведении английского парламента, Статуи Свободы в Нью-Йорке, на старинных решетках петербургских набережных и мостов. За высочайшее качество металла завод получил фирменное клеймо. Как назывался этот фирменный знак?
2120906985
клеймо «Старый соболь»;
клеймо «Высшее качество»;
знак Качества;
клеймо «Народная марка».
Плотинные мастера Урала
Плотина - как первооснова!
Здесь город, одетый в гранит,
Из века с надеждой суровой
В своё отраженье глядит.
Д. Лившиц
Игра «Найди названия рек»
М И Т Н Е Й В А Х С
Р С Р Р Д Ф Р Ю В О
Е Ч У С О В А Я Г С
Ж О Ы Й А Р С Я У Ь
Д Э Ф С Я С Е П Ы В
С Ы Л В А К Р В Э А
В Е М Й Ц Ы Г Я С И
Ь Ю Р Л П Ш А Д Я Л
Перечислите имена и фамилии плотинных мастеров Урала и их заслуги.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4384040873125Невьянский завод - старейший металлургический завод, положивший начало грандиозному демидовскому промышленному комплексу на Урале. Завод был построен по указу Петра Первого на быстрой горной речке Невья, позже передан во владение Никите Демидову. Какое прозвище дал Невьянскому заводу поэт Василий Андреевич Жуковский?
отец уральских заводов;
дедушка российской металлургии;
дедушка уральских заводов;
отец черной металлургии.
На отдельном листе нарисуй плотину.
Ключ земли
27457401073784На горных приисках Урала в Екатеринбургском уезде в 1747 году был основан Уральский чугунолитейный завод. Здесь зародилось ремесло – художественное чугунное литьё, принесшее уральским мастерам известность далеко за пределами России. Чугунные произведения блистали на выставках в Вене и Филадельфии, Копенгагене и Стокгольме. Пиком славы мастеров стало их триумфальное участие во Всемирной выставке в Париже в 1900 году. В каком городе располагался этот чугунолитейный завод?
Златоуст;
Касли;
Екатеринбург;
Нижний Тагил.
3841115875665С именем этого государственного деятеля, начальника горных казенных металлургических заводов Урала связано строительство Екатеринбургско-Исетского железоделательного и Егошихинского медеплавильного заводов, поселения вокруг которых превратились в крупные города - Екатеринбург и Пермь. Назовите этого известного человека.
А.Н. Демидов;
М.М. Голицын;
В.Н. Татищев;
В.И. де Генин.
2660015814705В 1834 году на Нижнетагильском заводе российские изобретатели отец и сын Мирон и Ефим Черепановы построили уникальную механическую машину. Изобретение предназначалось для перевозки медной руды от места её добычи до Нижнетагильского завода, где медь перерабатывали. Их изобретение было первым в истории России…
пароходом;
велосипедом;
самолетом;
паровозом.

Горный праздник
Из какого произведения взят отрывок?

Автор__________________Название_________________________________________
Прочитайте статью «Горный праздник» и составьте план текста. Составленный план должен отражать ход проведения праздника.
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Нарисуй костюмы персонажей Горного праздника.


Чтобы шумели уральские леса
В лес вхожу я так,
Как входят в храм.
Ветви-своды,
А стволы – колонны.
Е. Фейерабенд
Реши экологическую задачу:
Известно, что 1 га леса вырабатывает за 1 час 3580 г кислорода. Сколько кислорода вырабатывает 1 га леса за сутки?  
____________________________________________________________________________________________________________________________________________
Сосчитай, сколько нужно вырастить деревьев для сохранения здоровья твоей семьи, твоих земляков (используя данные о численности населения твоего города).
____________________________________________________________________________________________________________________________________________
Данные об экологической роли леса:
а)  1 га лиственного леса выделяет за сутки 2 кг фитонцидов; 1 га хвойного леса — 5 кг; 1 га можжевелового леса — 30 кг.
б)  1 га дубового леса продуцирует в год 830 кг кислорода, березового — 725 кг, соснового — 540 кг.
в)  1 га хвойного леса отфильтровывает в год 30—35 т пыли, лиственного леса — 50—70 т пыли.
Придумай и нарисуй плакат, призывающий охранять природу Урала.


Строить на века
1.Рассмотри фотографии зданий Екатеринбурга. Соедините стрелками картинки старого и нового образа зданий. Подпиши их названия.

_______________________________
_______________________________

_______________________________
_______________________________

______________________________
_______________________________
2.Узнай имена зодчих, работавших в твоих родных местах. Расскажи об их творениях.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3.Сфотографируй или нарисуй любимый уголок родного города.

Почести
Всё отдано людям.
И совесть чиста.
А сердце стучит,
И зовёт красота.
И горечь ночей…
Знать, сердце привыкло
Служить для людей.
О.С. Кравченко
За какие качества вы наградили бы своих ровесников и взрослых?
Я МЫ
Рассмотри знак Почётного гражданина Свердловской области. Раскрась его.

Приготовь сообщение о Почётном гражданине Свердловской области
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Образ праздника.
Здравствуй, Масленица!
Дай нам маслица!
Мы блинков себе горячих напечём —
Нам метели и морозы нипочём!
 
Если есть сковорода,
Не страшны нам холода,
Потому что блин горячий —
Это лучшая еда!
А. Усачёв
1.Какие семейные праздники отмечаются в вашем доме? Расскажи об одном из них._____________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________2. Какие традиции подготовки к празднику и встречи гостей существуют в вашей семье?__________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3.Какие детали праздничного народного костюма сохранились в современном наряде?
_______________________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
4.Расспроси у взрослых, как приготовить праздничное угощение. Запиши рецепт праздничного блюда.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________