Русская литература Художественный мир литературы с древнейших времен до наших дней (периодизация). Связь русской литературы с мировым литературным процессом 8 класс
Учитель русского языка и литературы Ахметжанова Эльмира Кенесовна открытый урок
Дата: Класс: 8
Тема: Художественный мир литературы с древнейших времен до наших дней (периодизация). Связь русской литературы с мировым литературным процессом
Цель урока:
Обучающие: выявление значения русской литературы в мировом процессе ее развития. Знакомство с периодами развития русской литературы. Повторение жанров и стилей литературы.
Развивающие: создание активной рабочей атмосферы, располагающей к восприятию нового курса литературы.
Деятельность учителя Деятельность обучающихсянаглядности
3 мин. I. Организационный момент. Приветствует учеников, проверяет готовность к уроку, желает успеха. Для создания психологической атмосферы проводит игру «Солнечный зайчик»
- Возьмите себя за руки и улыбнитесь друг другу. Скажите, что вы сейчас почувствовали? Осмысливают поставленную цель. Ученики берутся за руки. Говорят то, что почувствовали от прикосновения своих одноклассников. 10 ми. II. Проверка пройденного материала.
По стратегии «Таблица Фила» проводит проверку домашней работы.
Таблица Фила
Точная информация Свое мнение Вопросы по тексту План текста
Демонстрируют свои знания, умения по жизни и творчеству Д. Байрона (по домашней работе)
Таблица Фила
Вызов.
Создание колаборативной среды. Учитель предлагает познакомиться с выставкой книг, отражающей направление курса литературы 8 класс (памятники древнерусской литературы, литература начала 18 века, русская романтическая проза первой трети XIX в., русские писатели Казахстана).
: ребята, перед вами кладезь народной мудрости, источник жизни. Чернышевский Николай Гаврилович - русский философ, учёный, литературный критик, публицист и писатель – называет литературу «учебником жизни». Я предлагаю вам подумать над этими словами, и высказать свое мнение об этом утверждении.
Предполагаемые ответы: мы считаем, что Николай Гаврилович совершенно прав в своем утверждении, потому что литература отражает и быт народа, и нравы, и вообще обогащает наши знания о жизни. Мы анализируем поступки героев, обращаем внимание на историческую действительность, мы можем научиться, благодаря художественной литературе избегать ошибок в жизни.
Учитель: верно, русская литература своеобразна, у нее, как у драгоценного камня, много граней, которые мы с вами в течение года будем шлифовать. Сейчас я вам предлагаю это многообразие эпох и авторов русской литературы немного систематизировать. Через несколько минут активного поиска, вы будете иметь представление об авторах и произведениях, с которыми предстоит познакомиться в течение учебного года.
Осмысление.
Работа в больших группах с учебным материалом. Материал для анализа обучающиеся должны найти сами посредством ИКТ или дополнительной литературы, предоставленной учителем. Каждой группе дается карточка с заданием, роль в группе для себя выбирает самостоятельно каждый член группы. По ходу презентации ответов каждой группы, остальные учащиеся заполняют краткий конспектный лист, предложенный учителем. Приложение 1.
Задания для групп.
1 группа.
- Найти нужный материал по теме «Древнерусская литература».
- Рассказать о жанрах древнерусской литературы.
- Привести примеры произведений, которые впоследствии предстоит изучить (сравнить с оглавлением учебника).
- Подобрать иллюстрации к произведениям.
- Объяснить понятия ЖАНР и СТИЛЬ.
2 группа.
- Найти нужный материал по теме «Средневековая литература».
- Рассказать о жанрах средневековой литературы.
- Привести примеры произведений, которые впоследствии предстоит изучить (сравнить с оглавлением учебника).
- Подобрать иллюстрации к произведениям.
3 группа.
- Найти нужный материал по теме «литература 18в.».
- Рассказать об авторах.
- Привести примеры произведений, которые впоследствии предстоит изучить (сравнить с оглавлением учебника).
- Подобрать иллюстрации к произведениям.
4 группа.
Найти нужный материал по теме «литература 19в.».
- Рассказать об авторах.
- Привести примеры произведений, которые впоследствии предстоит изучить (сравнить с оглавлением учебника).
- Подобрать иллюстрации к произведениям.
- Найти нужный материал по теме «литература серебряного века».
- Рассказать об авторах.
- Привести примеры произведений, которые впоследствии предстоит изучить (сравнить с оглавлением учебника).
- Подобрать иллюстрации к произведениям.
Оценивание презентаций происходит по «Карте оценки групповой презентации». Приложение 2.
Подведение итогов. Выводы.
Стратегия «Минутный обзор». Цель – получить данные о том, как ученики усвоили тему.
Учитель: вы проделали огромную работу на уроке, теперь я попрошу вас на половинке листа, написать ответы на два вопроса:
- «Какой момент был наиболее важным в том, что мы сегодня изучали?»
- «Какой момент остался наименее ясным?»
III. Рефлексия.
Учитель: первый урок русской литературы подошел к концу, я думаю, мы очень продуктивно поработали. Но мне бы хотелось, чтобы вы высказали свои впечатления об уроке, может быть, внесли свои предложения для проведения следующего урока.
Домашнее задание: составить три тестовых вопроса открытого типа на материалах урока.
Модуль «Обучение тому, как обучаться».
Стратегия «Выставка».
Модуль «Развитие критического мышления».
Модуль «ИКТ в преподавании».
Модуль «Оценивание для обучения».
Стратегия «Карта оценки».
Модуль «Развитие критического мышления».
Стратегия «Минутный обзор».
Приложение 1.
1 Древнерусская литература1.1 Жанры1.2 Произведения2 Средневековая литература2.1 Произведения2.2 Авторы3 XVIII векАвторыПроизведения
4 XIX векАвторы 4.2 Произведения
5 Серебряный векАвторыПроизведения
Приложение 2. «Карта оценки групповой презентации».
+ - отличная работа
= - хорошая работа
- - слабая работа
Фамилия, имя ___________; Дата_____________
Группа, которую наблюдал__________________
Группа работала над темой:
Презентация была интересной (в чем?):
Презентация была понятной:
Участвовали все члены группы:
Все участники отнеслись серьезно:
Группа подробно ответила на вопросы: