Презентация по психологии общения Психология воздействия в общении (убеждение, внушение, психологическое заражение, подражание)


Тема 2.3. Психология воздействия в общении (убеждение, внушение, психологическое заражение, подражание) Общение различается по видам:- Опосредованное общение - предполагает не полный психологический контакт - по телефону, через Интернет, в письменной форме и т.д.- Непосредственное - общение “лицом к лицу”, при контакте визуальном. Формальное общение - деловое, ролевое, функциональное. Это общение всегда предполагает исполнение определенной социальной роли, например, общение по типу “эксперт - аттестуемый”, - Неформальное общение - доверительное, товарищеское, интимное.- Диалогическое общение - общение между двумя людьми.- Групповое - общение в группе людей- Массовое общение. ЧЕТЫРЕ ВИДА ВОЗДЕЙСТВИЙПроцедура убеждения включает в себя 4 вида убеждающих воздействий:информирование,разъяснение,доказательство,опровержение. социально-психологические способы влиянияВнушение – неосознанное влияние одного человека на другого, вызывающее определенные изменения в его психологии и поведении.Подражание – осознанное или бессознательное поведение человека, направленное на воспроизведение поступков и действий других людей. Заражение – психологический термин, обозначающий бессознательную передачу от человека к человеку каких-либо эмоций, состояний, побуждений.Манипуляции - это скрытое управление личностью, такое психологическое воздействие на человека, которое призвано обеспечить негласное получение манипулятором односторонних преимуществ, но так, чтобы у партнера сохранялась иллюзия самостоятельности принятых решений. Заражение Феномен заражения чаще всего встречается в неорганизованной общности (толпе), которая сама по себе способствует его усилению.Механизм заражения может проявляться в массовых вспышках различных душевных состояний, возникающих во время ситуаций паники, спортивного азарта, ритуальных танцев, религиозного экстаза и пр. В основе заражения лежит эмоциональное воздействие индуктора (носителя эмоционального заряда) в условиях непосредственного контакта. При заражении происходит передача сильного психического, эмоционального заряда, который, проходя по каналам взаимодействия, многократно усиливается, создавая психический фон заражения. Функции заражения:1) усиление групповой сплоченности, если такая сплоченность уже есть;2) компенсация недостаточной сплоченности. Внушение это социально-психологический механизм целенаправленного, неаргументированного воздействия, ориентированный на формирование общего психического состояния и побуждений к индивидуальным или массовым действиям. Внушение характеризуется некритическим восприятием информации и осуществляется вербальными средствами на основе эмоциональной готовности человека получить установку к действию. Внушению подвержены дети, люди с доминированием ситуативного психического настроя, неуверенные в себе, утомленные или ослабленные. Условия, необходимые для эффективного внушения:1) авторитетность источника информации;2) доверие к нему;3) отсутствие сопротивления к внушающему воздействию. Отличительные особенности внушения:1) внушающий (суггестор) сам не находится в том же эмоциональном состоянии, что и внушаемый (суггерент);2) внушение – это персонифицированное эмоционально-волевое воздействие;3) внушение носит вербальный характер и не нуждается в доказательстве и логике. Условия эффективности убеждающего воздействия:1) содержание и форма убеждения отвечают уровню возрастного развития личности;2) убеждение строится с учетом индивидуальных особенностей адресата;3) убеждение является последовательным и доказательным;4) убеждение содержит обобщающие и конкретные факты; 5) убеждение опирается на разум убеждаемого, его опыт и знания;6) убеждающий сам глубоко верит в то, в чем убеждает;7) заинтересованность человека, которому адресовано воздействие. Отличительные особенности убеждения:1) убеждение ориентировано на формирование сознательной деятельности убеждаемого;2) при убеждении, принимающий информацию, делает выводы самостоятельно;3) убеждение представляет собой преимущественно интеллектуальное воздействие. Виды подражания:1) логическое и вне логическое;2) внутреннее и внешнее;3) подражание-мода и подражание-обычай.Законы подражания:1) внутренние образцы вызывают подражание раньше, чем внешние;2) низшие по социальной лестнице подражают высшим. Способы подражания:1) когда посредством наблюдения модели возникают новые реакции;2) когда наблюдение за награждением или наказанием модели усиливает или ослабляет сдерживаемое поведение;3) когда наблюдение модели способствует актуализации образцов поведения, ранее известных наблюдающему.