Предупреждение негативного воздействия педагогических, физиолого-гигиенических, социопсихологических факторов на здоровье учащихся
Выполнила: Кравцева Наталья ВладимировнаУчитель начальных классов Мбоу сош №64Г.о. СамараПредупреждение негативного воздействия педагогических, физиолого-гигиенических, социопсихологических факторов на здоровье учащихся
Факторы, которые воздействуют на здоровье школьниковэкологические педагогическиеэкономические физиолого-гигиенические социальные социопсихологическиевнешкольныевнутришкольные
Педагогические факторыучебная нагрузка; средства и методы обучения и воспитания; педагогические методики; организация физического воспитания.
Физиолого-гигиеническиережим дня, школьное оборудование, организация двигательной активности, оздоровительные мероприятия;
социопсихологические мотивация учащихся, взаимоотношения «ученик – учитель», взаимоотношения «ученик – класс» (сверстники), взаимоотношения «учитель – родители»
Все перечисленные выше факторы могут быть разделены на 3 категории Неизбежные(нф)Корректируемые(кф)Устранимые(уф)
Смысл здоровьесберегающей деятельности состоит в том, чтобы учитывать неизбежные факторы, ослаблять вредное воздействие корректируемых и избавляться от устранимых факторов.
Школьные факторы риска1)стрессовая педагогическая тактика (или тактика педагогических воздействий); 2)интенсификация учебного процесса; 3)несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников; 4)нерациональная организация учебной деятельности (в том числе физкультурно-оздоровительной работы); 5)низкая грамотность педагогов и родителей в вопросах охраны и укрепления здоровья.
Интенсификация учебного процесса – увеличение количества учебных часов (уроков, внеурочных занятий, факультативов и т.п.). (скрытый) вариант реальное уменьшение количества учебных часов при сохранении или даже увеличении объема учебного материала
Несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников(нерациональной организации учебного процесса) расписание, в котором увеличено количество учебных часов, сокращена продолжительность перемен, отсутствует активный отдых, контрольные и самостоятельные работы проводятся в один день и т.п
Рациональная организация образовательного процесса; - Соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объему учебной и внеучебной нагрузки учащихся Использование при составлении расписание трудности учебных предметов, позволяющей строить расписание уроков с учетом каждой возрастной группы Применение здоровьесберегающих технологий в учебном процессе (проблемное обучение, дифференцированное обучение, проектное обучение, развивающее обучение, игровые технологии технология критического мышления) В начальной школе: Безотметочное обучение, при котором фиксация результатов обучение в первых классах ведется в Листах индивидуальных достижений учащихся, что позволяет создать систему портфолио. Подвижный способ обучения со сменой динамических поз. В средней и основной школе: Переход к предпрофильной подготовке и профильному обучению как средству, позволяющему учитывать склонности и интересы учащихся, снижающему уровень тревожности
Физиолого-гигиенические 1. Создание здоровьесберегающей инфраструктуры образовательного учреждения; Создание комплексных условий для развития ребенка и сохранение его здоровья Состояние и содержание здания и помещений в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами Организация качественного горячего питания (Школьная столовая должна обеспечивать всех учащихся полноценным горячим питанием, что не только благоприятно повлияет на состояние здоровья учащихся, но и позволит без ущерба для здоровья школьников проводить различные виды деятельности во вторую половину дня(посещение ГПД, занятия в кружках, секциях, клубах по интересам) )
2. Рациональная организация физкультурно-оздоровительной работыКомплекс утренней гимнастики ;Подвижные игры на перемене, благодаря которым можно снять статическую нагрузку и корректировать личностные качества детей ;Физкультминутки и динамические паузы на уроке, позволяющие поддержать работоспособность школьников, снять утомление с конкретных физиологических систем; Комплекс упражнений для профилактики близорукости и снятия зрительного утомления.
3. Медицинская профилактика и динамическое наблюдение за состоянием здоровья; - Профилактика заболеваний(прививки, витаминизация, и т.п.);- Анализ результатов динамических наблюдений за состоянием здоровья;-Введение карты здоровья класса (школы);Комплексная педагогическая, психологическая и социальная помощь детям со школьными проблемами;Привлечение медицинских работников-специалистов к проведению медицинских осмотров в школе.
СоциопсихологическиеФакторы - стрессовая педагогическая тактика (или тактика педагогических воздействий); - жесткая агрессивная среда, конфликтные ситуации с педагогами и сверстниками, конфликты между родителями и школой, при которых страдающая сторона – ребенок;- социально обусловленные болезни (наркомания, алкоголизм, венерические заболевания и т.п.).
Стрессовая педагогическая тактика (или тактика педагогических воздействий); В классах с авторитарным, жестким педагогом текущая заболеваемость в 3 раза выше, а число вновь возникающих неврологических расстройств в 1,5–2 раза больше, чем в классах со спокойным, внимательным и доброжелательным педагогом (при прочих равных условиях обучения).
1. Просветительско-воспитательная работа с учащимися, направленная на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни - профилактические беседы- классные часы- тематические уроки и т.д. 2. Организация системы просветительской и методической работы с педагогами, специалистами и родителями- родительские собрания, темы которых связаны с укреплением и сохранением здоровья у школьников;- наглядная пропаганда ЗОЖ; - беседы и консультации по предупреждению заболеваний, по сохранению и укреплению эмоционального здоровья; - анкетирование;- дни открытых дверей.
Задачи школьной администрации: соблюдение СанПиНов; внедрение новейших технологий обучения и оздоровления, прошедших экспертизу; обеспечение переподготовки кадров; создание инфраструктуры для оздоровительной деятельности; влияние на социальные (и экономические) факторы; контроль и влияние на психологические факторы.
Задачи учителя и классного руководителя: выбор адекватных средств и методов обучения и воспитания; индивидуальный подход к обучению и воспитанию; создание эффективного психологического климата в классе; влияние на микросоциум (коллектив класса, учебной группы); просвещение учащихся; мотивация учащихся; взаимодействие с семьей.
Задачи родителей: создание необходимых условий для занятий ребенка; создание условий для оздоровления ребенка; формирование морали, социальных установок; формирование мотивации; передача культурной традиции; взаимодействие с учителем в проблемных ситуациях; влияние на психологические внутришкольные факторы.
Есть свои задачи в сохранении и укреплении собственного здоровья и у самих учащихся: формирование собственной мотивации к здоровью; формирование привычки соблюдать гигиенические правила и нормы; изучение учебного материала и соотнесение его с собственным опытом; нацеленность на поиск позитивного выхода в проблемных ситуациях.
В своей педагогической деятельности я стараюсь большое внимание уделять здоровью детей.
Динамические паузыДети нашего класса часто танцуют на переменах для того , чтобы снять напряжение и повысить настроение.
Каждый год наши дети выезжают в санаторий,где проходят лечебные процедуры.Санаторий
Каждый день мы выходим на прогулку
Почти весь класс получает полноценное горячее питание
Спасибо за внимание