Материал по основам педиатрии для стдентов педагогических ВУЗов
Контрольная работа
По дисциплине «Основы педиатрии и гигиены»
ТЕМА: «Основные периоды детского возраста»
ПЛАН
Введение.
Ӏ. Основные периоды детского возраста и их краткая характеристика. Роль возрастного фактора в патологии ребёнка.
1.1.Проблема периодизации.
1.2. Принципы периодизации.
1.3.Возрастные периоды.
1.4. Основные периоды детского возраста.
1.5.Краткая характеристика периодов детского возраста.
1.6.Роль возрастного фактора в патологии ребёнка.
Ӏ Ӏ. Организация режима дня в дошкольном учреждении.
2.1.Организация режима дня.
2.2.Основные принципы построения режима дня.
2.3.Примерный режим дня в группах ДОО.
2.3.1.Примерный режим дня в группе детей раннего возраста (12-час. пребывания).
2.3.2.Примерный режим дня во второй группе детей раннего возраста (12-час. пребывания)
2.3.3.Примерный режим дня в первой младшей группе (12-час.пребывания).
2.3.4.Примерный режим дня для детей раннего возраста (9-час. пребывание).
2.3.5.Режим дня детей 2 младшей группы (9-час. пребывание).
2.3.6.Режим дня детей старшей группы(9-час. пребывание).
2.4.Организация дневного сна.
2.5.Организация прогулки.
2.6.Организация питания.
2.7.Организация двигательного режима.
2.8. Организация непосредственной образовательной деятельности.
Приложения.
Список использованных источников.
ВВEДЕНИЕ
Физическое развитие человека - это комплекс морфологических и функциональных свойств организма, которые определяют форму, размеры, массу тела и его структурно-механические качества.
Признаки физического развития изменчивы. Физическое развитие человека - это результат влияния наследственных факторов (генотип) и факторов внешней среды, а для человека - и всего комплекса социальных условий (фенотип). С возрастом значение наследственности уменьшается, ведущая роль переходит к индивидуально приобретенным особенностям.
Физическое развитие детей и подростков связано с ростом. Каждый возрастной период - грудной, детский, подростковый и юношеский - характеризуется специфическими особенностями роста отдельных частей тела. В каждом возрастном периоде организм ребенка обладает рядом характерных особенностей, присущих только этому возрасту. Между организмом ребенка и взрослого существуют не только количественные различия (размеры тела, его масса), но и, прежде всего, качественные.
В настоящее время наблюдается ускорение физического развития человека. Это явление получило название акселерации.
В своей работе я постараюсь кратко охарактеризовать каждый из основных этапов индивидуального развития ребёнка.
Ребенок - не взрослый в миниатюре, его организм обладает своеобразными анатомофизиологическими особенностями, претерпевающими характерные возрастные изменения в течение всего периода детства. Подходить к оценке тех или других особенностей детей с нормами, установленными для взрослых и лишь уменьшенными пропорционально возрасту обследуемого ребенка, его весу или росту, совершенно неправильно. Нельзя также говорить о "нормах" для детей вообще, без дифференцирования их в возрастном разрезе.
Так, например, частота пульса, дыхания, цифры кровяного давления, лейкоцитарная формула, показатели активности ферментов пищеварительного тракта и т. д., свойственные здоровым детям грудного возраста, должны расцениваться как явно патологические для детей более старших возрастов.
Количество (из расчета на каждый килограмм веса) основных пищевых ингредиентов - белков, жиров, углеводов, воды и минеральных солей, необходимое для правильного роста и развития ребенка-школьника, явно недостаточно, а в отношении некоторых ингредиентов избыточно для детей первых месяцев жизни, получающих только грудное молоко. На одно и то же воздействие дети раннего возраста реагируют совершенно по-иному, чем дети более старшие.
Вот почему и дальнейшие научные достижения педиатрии, и успех практической работы каждого детского врача возможны лишь при условии оценки динамики анатомо-физиологических, реактивных и других особенностей здорового и больного ребенка в зависимости от его возраста.
Ӏ.ОСНОВНЫЕ ПЕРИОДЫ ДЕТСКОГО ВОЗРАСТА И ИХ КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА. РОЛЬ ВОЗРАСТНОГО ФАКТОРА
В ПАТОЛОГИИ РЕБЁНКА.
1.1.ПРОБЛЕМА ПЕРИОДИЗАЦИИ
Возрастная периодизация — периодизация этапов в жизни человека и определения возрастных границ этих этапов, принятая в обществе система возрастной стратификации.
Возраст существует одновременно как абсолютное, количественное, понятие (календарный возраст, время жизни от рождения) и как этап в процессе физического и психологического развития (условный возраст). Условный возраст определяется степенью развития, текущим этапом в процессе развития и зависит от принятой системы периодизации, от принципов разграничения этапов развития.
Деление жизненного цикла человека на возрастные категории менялось со временем, оно культурно-зависимо, и определяется подходом к установлению возрастных рамок. Как указывал И. С. Кон, чтобы разобраться в содержании категории возраста, прежде всего, необходимо разграничить главные системы отсчета, в которых наука описывает человеческий возраст и вне связи, с которыми возрастные категории вообще не имеют смысла.
Первой системой отсчета является индивидуальное развитие (онтогенез, «жизненный цикл»). Эта система отсчета задает такие единицы деления, как «стадии развития», «возрасты жизни», и концентрируется на возрастных свойствах.
Вторая система отсчета — это связанные с возрастом социальные процессы и социальная структура общества. Эта система отсчета задает такие единицы деления, как «возрастные страты», «возрастные группы», «поколения», одним из задаваемых ей направлений исследования являются когортные различия.
Третья система отсчета — это представления о возрасте в культуре, то, как возрастные изменения и свойства воспринимаются представителями социально-экономических и этнических групп, одним из задаваемых ей направлений исследования являются возрастные стереотипы и т. н. «возрастные обряды».
1.2.ПРИНЦИПЫ ПЕРИОДИЗАЦИИ
Л.С.Выготский различал три группы периодизаций: по внешнему критерию, по одному и нескольким признакам детского развития.
Первая группа периодизаций основывается на внешнем критерии, без связи с физическим и психическим развитием человека. Например, из принципа «онтогенез повторяет филогенез» выводилась периодизация, ставящая каждый этап жизни в соответствии с стадиями биологической эволюции и исторического развития человечества. До сих пор сохраняется периодизация по ступеням системы воспитания и обучения, оперирующая такими понятиями, как «дошкольный возраст», «младший школьный возраст» и т. д. Так как структура образования развивалась с учетом психологии развития, такая периодизация косвенно связана с переломными моментами в детском развитии.
Вторая группа периодизаций основывается на одном внутреннем критерии. Выбор критерия, который ложится в основу классификации, субъективен и происходит по самым разным причинам. Так, в рамках психоанализа Фрейдом была разработана периодизация развития детской сексуальности (оральный, анальный, фаллический, латентный, генитальный этапы). В основу периодизации П. П. Блонского лег такой объективный и простой для учета физиологический признак, как появление и смена зубов. В получившейся классификации детство делится на три периода: беззубое детство, детство молочных зубов и детство постоянных зубов; с появлением зубов мудрости начинается взрослость.
Третья группа периодизаций основывается на нескольких существенных особенностях развития и может учитывать изменение важности критериев со временем. Примером таких периодизаций являются системы, разработанные Выготским и Эльконином.(см.Приложение А)
Существует много периодизаций возрастного развития. Детальность проработки периодизаций неодинакова для разных возрастов; периодизации детства и юности, как правило, привлекали больше внимания психологов, чем периодизация зрелости, поскольку развитие в зрелости не несет качественных изменений и содержательная периодизация зрелости затруднена.
В рамках психологии развития, догматические периодизации, основанные на умозрительных принципах, были заменены периодизациями, основанными на предварительном изучении развития детей, в том числе и на лонгитюдных (многолетних) исследованиях одних и тех же детей, разработанных Арнольдом Гезеллом*.
1.3.ВОЗРАСТНЫЕ ПЕРИОДЫ
Возрастные периоды — это те или иные сроки, временные промежутки, которые необходимы для завершения определенного этапа морфологического и функционального развития отдельных тканей, органов, систем организма и всего организма в целом.
Выделение возрастных периодов носит достаточно условный характер, а представление о возрастных периодах относительно. Но для практических целей такое деление необходимо. Критерии, по которым определяются те или иные этапы жизни, те или иные возрастные периоды человека, их продолжительность, зависят от ряда факторов. Это, в первую очередь, биологические особенности организма, во-вторых, социальные факторы (условия среды обитания, уровень жизни), в-третьих, уровень научных знаний и состояние здравоохранения. Имеют значение и другие факторы, влияющие как на состояние здоровья человека, так и на его мировоззрение.
На протяжении жизненного цикла человека — от зачатия до смерти — выделяют три основных периода:
• период роста и развития, становления функциональных систем, продолжающийся до возраста морфологической, половой, психологической зрелости;
• период относительной стабильности, зрелости функциональных систем организма;
-7683567881500• период угасания, ослабления и деструкции функциональных систем во время старения организма, который наступает после прекращения репродуктивной функции.
*Арно́льд Лу́ций Гезе́лл — (англ. Arnold Lucius Gesell; 21 июня 1880 — 29 мая 1961) — американский психолог, содействоваший развитию нормативной медицины раннего детства и изучению особенностей психического развития детей раннего (от рождения до 3 лет), и подросткового возраста. Его уникальное исследование возрастной периодизации, в соавторстве с другими психологами (Льюис Термен) положили начало классическому американскому направлению в развитии детской психологии.
Границы между теми или иными возрастными периодами не всегда можно четко установить, особенно у взрослого человека. Деление на возрастные периоды наиболее детально разработано для детства, и оно отражает, прежде всего, этапы созревания нервной системы, внутренних органов, жевательного аппарата, становление высшей нервной деятельности. Это объясняется тем, что именно в детстве качественно новые изменения протекают динамичнее, быстрее. Для периода детства характерен непрерывный процесс роста и развития, когда органы и функциональные системы ребенка изменяются в соответствии с известными возрастными границами.
1.4. ОСНОВНЫЕ ПЕРИОДЫ ДЕТСКОГО ВОЗРАСТА
Физиологи и врачи давно пытались для установления особенностей развития детского организма на каждом этапе его жизнедеятельности выделить несколько возрастных периодов. В основу деления брали такие признаки, как прорезывание зубов, сроки окостенения отдельных частей скелета, особенности роста, психического развития и др. Наиболее распространенной классификацией, которая и в настоящее время принимается педиатрией, является классификация Н. П. Гундобина. В основу ее положены некоторые биологические особенности растущего организма ребенка. Выделяются следующие периоды:
период новорожденности (до отпадения пуповины);
грудной возраст (до одного года);
период молочных зубов (с одного года до 6—7 лет);
период старшего детства (с 8 до 11 лет);
период полового созревания (12—17 лет).
На специальном Международном симпозиуме по возрастной периодизации (Москва, 1965) была предложена и утверждена следующая схема возрастной периодизации, по которой период созревания разделен на несколько этапов:
новорожденный — от 1 до 10 дней;
грудной возраст — от 10 дней до 1 года;
раннее детство — от 1 года до 3 лет;
первое детство — от 4 до 7 лет;
второе детство:мальчики — от 8 до 12 лет;девочки — от 8 до 11 лет;
подростковый возраст:мальчики — от 13 до 16 лет;девочки — от 12 до 15 лет;
юношеский возраст:юноши — от 17 до 21 года;девушки — от 16 до 20 лет.
Для работы с детьми наиболее целесообразным считается такое деление развития ребенка на периоды, при котором учитывается совокупность его анатомо-физиологических особенностей и условий жизни, воспитания и обучения. На Международном симпозиуме были приняты такие возрастные периоды:
период новорожденности (первые две-три недели жизни);
грудной возраст (до года);
преддошкольный, или ясельный, возраст (от 1 до 3 лет);
дошкольный возраст (от 3 до 7 лет);
школьный возраст:
младший (от 7 до 10 лет),
средний (от 11 до 14 лет),
старший — подростковый (от 14 до 18 лет).
Дошкольные учреждения организуются для детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет; группы комплектуются с учетом возраста детей. Детей 6—7 лет готовят к школе, кроме детских садов, и подготовительные классы в школах. В соответствии с постановлением партии и правительства от 22 декабря 1977 г. подготовительные классы в нашей стране получают все большее развитие.
1.5.КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПЕРИОДОВ
ДЕТСКОГО ВОЗРАСТА.
Пренатальный период
Пренатальный период — это период внутриутробной жизни от зачатия до момента родов.
Сейчас доподлинно известно, что новорожденный приходит в этот мир уже с огромным багажом впечатлений. Он получает ощущения с помощью всех органов чувств. На данный момент уже достаточно изучен пренатальный период по неделям.(см.Приложение Б)
С конца 3-й недели у плода начинает биться сердце.
В 9 недель на языке плода появляются вкусовые почки, он способен различать вкус околоплодной жидкости и даже реагировать на него.
В 10 недель чувствительна вся поверхность кожи. 10-11 недель — это время, когда малыш отчетливо чувствует прикосновения, тепло и холод, боль. Но самое главное — что он уже умеет реагировать на раздражители. Если ощущения ему неприятны, он может менять мимику лица.
В 16 недель ребенок начинает слышать. Сначала он слышит звуки материнского тела: сердцебиение, шум крови, звуки перистальтики. Он воспринимает эти звуки через водную среду, приглушенно. Затем ребенок начинает слышать звуки, доносящиеся извне. Установлено, что он уже может «запоминать» отдельные слова, различать голоса.
В 16 недель у плода развиты почти все формы чувствительности.
Примерно к 20-й неделе мама начинает чувствовать движения малыша, и это очень важный момент. Ведь это и есть первая встреча матери с малышом — телесный контакт!
К 22-й неделе ребенок способен чувствовать вкус, слышать, видеть и осязать. Он реагирует на прикосновения через стенку живота.
К 36-й неделе у малыша развивается обоняние.
Именно на основании этих знаний и строятся различные теории дородового общения с ребёнком.
Период новорожденности
Периодом новорожденности считают время от первого вдоха ребенка и продолжается до конца 4-й недели жизни (28 дней). до момента отпадения у него пуповины (в среднем около двух недель). Длительность этого периода определяется временем адаптации новорожденного к внеутробным условиям. Переход к самостоятельному, внематочному существованию характеризуется рядом значительных морфологических, функциональных и биохимических сдвигов. Начинается легочное дыхание, включаются малый и большой круг кровообращения, запустевают пупочные сосуды, закрывается артериальный (боталлов) проток, устанавливается самостоятельная, но крайне несовершенная терморегуляция. Этот период характеризуется незрелостью всех органов и систем тканей, особенно ЦНС. Внешне ребенок беспомощен: свисает голова, не держится спина, он все время делает беспорядочные движения руками и ногами. При этом верхние и нижние конечности находятся в состоянии гипертонуса, что указывает на преобладание в этом периоде подкорковой и спинальной регуляции. Из-за недифференцированности коры большого мозга ребенок рождается только с безусловными рефлексами (сосательный, глотательный, хоботковый и др.) и почти постоянно, кроме периодов кормления, находится в состоянии сна.
Такие процессы, как дыхание, кровообращение, выделение, совершаются с максимальной интенсивностью (число дыханий 40 в 1 мин, пульс до 160 в 1 мин). У новорожденного быстро нарастает масса тела. За первый месяц жизни он прибавляет в весе около 800 г. Активность пластических процессов и быстрая прибавка массы тела обеспечиваются большим функциональным напряжением желудочно-кишечного тракта (при условии низкой ферментативной активности), а главное - характером питания. Наиболее физиологической пищей для этого возраста является грудное молоко.
Иммунологические показатели новорожденного следующие: в первые 3 - 4 нед. жизни активизируются иммуноглобулины класса G, пассивно приобретенные во внутриутробном периоде. Иммуноглобулины А и М, которые не проходят в норме через плацентарный барьер, у здорового ребенка при рождении не обнаруживаются; выявление их свидетельствует о преждевременном синтезе в связи с внутриутробным инфицированием. Иммунная система созревает постепенно. Естественное вскармливание, асептика и антисептика предупреждают инфекционные заболевания ребенка с физиологически сниженной иммунной защитой.
Очень важным на этом этапе является интенсивное развитие анализаторов ребенка, прежде всего, зрительного. Начинается развитие координации движений, образование условных рефлексов, возникновение эмоционального, зрительного и тактильного контакта с матерью.
Когда вес ребенка выравнивается, пупочная рана заживает, исчезает желтушное окрашивание, период новорожденности можно считать законченным.
Грудной возраст
Для обеспечения усиленного роста и развития детям первого года жизни необходимо большее количество пищи (относительно 1 кг веса), чем старшим детям или взрослым. Вместе с тем пищеварительный тракт в этом возрасте недостаточно развит, и при малейшем нарушении режима питания, изменении качества или количества пищи у детей могут возникнуть как острые, так и хронические расстройства пищеварения и питания, авитаминозы, аномалии конституции (неправильная реакция организма на нормальные условия жизни и питания), проявляющиеся чаще всего в виде экссудативного диатеза. Материнское молоко в первые 4—5 месяцев жизни ребенка остается основной пищей. Ткани у грудных детей отличаются тонкостью и нежностью, недостаточным развитием эластических (упругих) волокон, в результате чего они легко ранимы. Вместе с тем благодаря наличию в тканях маленького ребенка большого количества молодых клеточных элементов и кровеносных сосудов, хорошо питающих их, любое повреждение у детей заживает значительно быстрее, чем у взрослых. Условнорефлекторные связи у детей первого года жизни малоустойчивы вследствие слабости тормозных и раздражительных корковых процессов. В корковой динамике процессы иррадиации преобладают над процессами концентрации. Это приводит к тому, что процесс возбуждения или торможения, возникнув в каком-либо одном участке, быстро распространяется по коре головного мозга. Грудные дети, особенно в первые месяцы жизни, не могут длительно бодрствовать. Повышенная активность нервной системы быстро приводит к торможению, которое, распространяясь по коре и другим отделам головного мозга, вызывает сон. Уже на первом году жизни у ребенка начинает формироваться речь. Недифференцированные звуки — гуление — постепенно сменяются слогами. К концу года здоровый ребенок довольно хорошо понимает речь окружающих его взрослых, сам произносит 5—10 простых слов. У грудных детей идет энергичный рост и окостенение скелета, образуются шейный и поясничный изгибы позвоночника, развиваются мышцы туловища и ног. К концу года здоровый ребенок хорошо сидит, прочно стоит на ножках, ходит, однако движения его еще недостаточно координированы.
Преддошкольный, или ясельный возраст (от года до 3 лет)
Ранний детский возраст — от года до трех лет - называется преддошкольным, или ясельным. В этом возрасте темп роста и развития ребенка несколько замедляется. Прибавка роста составляет 8—10 см, веса — 4—6 кг за год. Изменяются пропорции тела, относительно уменьшаются размеры головы: с 1/4 длины тела у новорожденного до 1/5 у ребенка 3 лет. Наличие зубов (к концу года их должно быть 8), увеличение количества пищеварительных соков и повышение их концентрации служат основанием для перевода ребенка с грудного вскармливания на общий стол. У детей второго года жизни происходит интенсивный рост и формирование опорно-двигательного аппарата. Нервная система и органы чувств быстро развиваются, координация движений улучшается, дети начинают самостоятельно ходить, бегать, что позволяет им шире общаться с окружающим миром. Ребенок овладевает речью (запас слов у детей в этом возрасте достигает 200—300, они произносят не только отдельные слова, но и целые фразы).В период преддошкольного детства возрастает необходимость в продуманной и планомерной воспитательной работе с детьми.
Дошкольный возраст (от 3 до 7 лет)
Этот период отличается более медленным темпом роста ребенка. Годичные прибавки роста (от 3 до 7 лет) составляют в среднем 5—8 см, веса — около 2 кг. Пропорции тела заметно меняются. К 6—7 годам голова составляет лишь 1/6 длины тела. В результате неравномерного роста головы, туловища и конечностей происходит перемещение средней точки длины тела. У доношенного новорожденного эта точка находится почти на пупке, у ребенка в возрасте 6 лет — на середине между пупком и симфизом (лобком), у взрослого — на лобке. Благодаря дальнейшему развитию мышечной ткани и формированию иннервационного аппарата мышц дети способны выполнять разнообразные физические упражнения, требующие хорошей координации движений; они овладевают умением быстро бегать и прыгать, свободно ходить по ступеням, играть на музыкальных инструментах, рисовать, лепить, вырезать из бумаги различные, довольно сложные орнаменты. В этом возрасте способность нервных клеток находиться в деятельном состоянии повышается, процессы отрицательной индукции в коре головного мозга несколько усиливаются, поэтому дети могут более продолжительное время сосредоточенно заниматься какой-либо деятельностью. На третьем году жизни количество слов, используемых детьми в речи, значительно возрастает, речевые сигналы начинают играть основную роль в организации поведения ребенка. Развитию речи способствуют игры и занятия, разучивание стихов и песен, общение детей со взрослыми. Произношение отдельных слов и целых фраз ребенок усваивает через подражание, поэтому развитие правильной детской речи в большой степени зависит от того, насколько правильна речь окружающих его людей. Недостаток внимания со стороны взрослых, острые и хронические заболевания могут вызвать замедление развития речи у ребенка. Вследствие того что дети 3—5 лет слабо владеют речевой моторикой, им свойственны физиологические недостатки звукопроизношения (неправильное произношение шипящих, свистящих звуков, звуков р и л). При правильном обучении звуковой культуре речи эти нарушения с возрастом проходят. Школьный возраст (от 7 до 17 лет)
В этом возрасте все органы и системы детей и подростков продолжают развиваться.
Период младшего школьного возраста (от 7 до 12 лет).
Продолжается совершенствование функций организма ребенка. Молочные зубы полностью заменяются постоянными, появляются остальные зубы, которых не было в дошкольном возрасте, идет дальнейшее окостенение скелета, происходит усиленный рост мускулатуры.
Благодаря усиленному в этот период интеллектуальному развитию ребенок становится более самостоятельным.
С 7 лет начинается обязательное обучение в школе. Школьный ритм жизни способствует развитию усидчивости, необходимых трудовых навыков. Нужно строго следить за осанкой ребенка, так как неправильное положение за партой или столом, ношение в одной руке тяжелого портфеля и ряд других моментов могут привести к искривлению позвоночника.
Период старшего школьного возраста.
Между 12—17 годами происходит половое созревание подростков. Он характеризуется выраженной перестройкой эндокринной системы, усиленным ростом.
В это время несколько возрастает темп роста и развития организма, появляются вторичные половые признаки: рост волос в подмышечной впадине и на лобке, развитие грудных желез и появление менструаций у девочек, изменение голоса и поллюции у мальчиков, прорезаются так называемые зубы мудрости. У девочек вторичные половые признаки обычно развиваются раньше, чем у мальчиков. Подростки по пропорциям тела приближаются к взрослым. Все это значительно изменяет их внешний облик. Жизненный опыт подростков возрастает, они становятся более самостоятельными.
1.6.РОЛЬ ВОЗРАСТНОГО ФАКТОРА В ПАТОЛОГИИ РЕБЁНКА.
Критические периоды онтогенеза
В процессе индивидуального развития имеются критические периоды, когда повышена чувствительность развивающегося организма к воздействию повреждающих факторов внешней и внутренней среды. Выделяют несколько критических периодов развития. Такими наиболее опасными периодами являются:
1) время развития половых клеток - овогенез и сперматогенез;
2) момент слияния половых клеток - оплодотворение;
3) имплантация зародыша (4-8-е сутки эмбриогенеза);
4) формирование зачатков осевых органов (головного и спинного мозга, позвоночного столба, первичной кишки) и формирование плаценты (3-8-я неделя развития);
5) стадия усиленного роста головного мозга (15-20-я неделя);
6) формирование функциональных систем организма и дифференцирование мочеполового аппарата (20-24-я неделя пренатального периода);
7) момент рождения ребенка и период новорожденности - переход к внеутробной жизни; метаболическая и функциональная адаптация;
8) период раннего и первого детства (2 года - 7 лет), когда заканчивается формирование взаимосвязей между органами, системами и аппаратами органов;
9) подростковый возраст (период полового созревания - у мальчиков с 13 до 16 лет, у девочек - с 12 до 15 лет).
Одновременно с быстрым ростом органов половой системы активизируется эмоциональная деятельность.
В эмбриональной фазе различные заболевания женщины могут привести к самопроизвольному прерыванию беременности. В фазе плода плацента является достаточным биологическим барьером между матерью и плодом. Однако постепенно проницаемость ее увеличивается, и она может стать проходимой для вирусной инфекции, микробных токсинов, различных лекарственных веществ, в том числе и антибиотиков. Поэтому вирусные заболевания матери - грипп, краснуха и др.- являются чрезвычайно опасными для плода и могут отразиться на физическом и психическом развитии новорожденного.
Установлено, что плод высокочувствителен к влиянию патогенных факторов в периоды его наиболее интенсивного развития. В I триместре беременности наиболее высокими темпами происходят дифференцировка тканей и формирование органов и систем, но сроки максимального их развития неодинаковы. В зависимости от этого образуются те или иные аномалии плода. Последний триместр характеризуется наиболее выраженным увеличением массы тела. В этом периоде у плода со сформированными внутренними органами многие патогенные факторы могут вызывать как задержку созревания функций, так и дистрофические и воспалительные изменения в органах и тканях.
В связи с этим представляется особенно важной так называемая антенатальная профилактика - дородовая охрана здоровья матери и ребенка, которая должна быть основной задачей не только акушеров и педиатров, но и врачей других специальностей.
В период новорожденности все основные функции организма находятся в состоянии неустойчивого равновесия и даже незначительные изменения условий окружающей среды могут быть причиной тяжелых нарушений важнейших жизненных процессов. Все это требует тщательного специального ухода за новорожденным, особых гигиенических условий его содержания, правильной организации вскармливания.
Болезни периода новорожденности имеют свои особенности. В этом периоде чаще проявляются: внутриутробно развившиеся (врожденные) вирусный гепатит, цитомегалия, листериоз, малярия, туберкулез, сифилис, токсоплазмоз; врожденные пороки развития органов и систем; разнообразные родовые травмы и нарушения мозгового кровообращения, а также последствия внутриутробной асфиксии; гемолитическая и геморрагическая болезни новорожденных; септические заболевания, вызванные чаще всего кокковой флорой, по отношению к которой новорожденный беззащитен. Заражение может произойти как внутриутробно, так и в период родов и после рождения. Отмечается склонность к быстрой генерализации процесса с развитием тяжелых септических и токсико-септических состояний, пневмоний.
Резкое изменение условий жизни (внеутробное существование) заставляет организм ребенка приспосабливаться к совершенно новым и постоянно меняющимся факторам внешней среды. Это отражается на функциях многих органов и систем новорожденного, иногда вызывает их нарушение. В первые 2—4 дня у новорожденных наблюдаются такие явления, как потеря в весе (на 6-10 % от веса при рождении), желтушное окрашивание, связанное с временной недостаточностью деятельности печени и усиленным распадом эритроцитов, гиперемия (покраснение кожи, сопровождающееся иногда ее шелушением), недостаточная терморегуляция (температура тела легко изменяется при изменении температуры окружающего воздуха), в результате ребенок легко перегревается или переохлаждается. К концу первой — началу второй недели при нормальных условиях питания и ухода за новорожденным большинство нарушений почти полностью устраняется. Материнское молоко в этом периоде представляет основную и единственно полноценную пищу. При рождении всегда производится оценка состояния здоровья новорожденного по шкале Апгар. В первую минуту жизни определяется 5 важнейших признаков: частота и ритм сердцебиений, характер дыхания, мышечный тонус, рефлекторная возбудимость, окраска кожных покровов. Каждый признак оценивается двумя возможными баллами, полученные значения складываются. Оценка состояния производится по сумме баллов. 1 - 3 балла свидетельствуют о тяжелом состоянии. Здоровые дети оцениваются в 8-10 баллов. Через 5 мин оценка по шкале Апгар повторяется. В этом случае она точнее коррелирует с неврологическим статусом ребенка первого дня жизни и может быть использована для прогноза степени неврологических расстройств.
Воспалительная (защитная) реакция на проникновение болезнетворных микробов у детей грудного возраста слабо выражена, почти отсутствует защитная реакция со стороны регионарных (периферических) лимфатических узлов, поэтому на любое местное заболевание организм ребенка очень часто отвечает общей реакцией. Дети в этом возрасте склонны к гнойничковым поражениям кожи, которые при плохом уходе за ребенком могут переходить в общее заражение крови. Инфекционные заболевания у грудных детей, особенно в первые месяцы их жизни, редки. Корь, краснуха, скарлатина почти не встречаются; дифтерия, ветряная оспа, дизентерия и др. протекают своеобразно, часто не давая характерных для этих болезней симптомов. Это зависит, с одной стороны, от иммунитета, приобретенного ребенком еще в период его утробной жизни через плаценту и полученного с молоком матери, с другой — от незаконченности строения многих органов и систем, особенно центральной и периферической нервной систем. В преддошкольном (ясельном) возрастном периоде происходит более широкое общение с окружающим миром, что создает и большую возможность соприкосновения здоровых детей с детьми, заболевшими инфекционными болезнями. Кроме того, с возрастом пассивный иммунитет, переданный ребенку матерью, ослабевает, угроза возникновения у детей инфекций (корь, коклюш, ветряная оспа, дизентерия и др.) возрастает. Вместе с тем острые и хронические расстройства пищеварения и питания в этом возрасте встречаются реже, чем у детей первого года жизни.Ткани детей раннего возраста еще очень нежны и легко ранимы, в этот период по-прежнему за ребенком нужен хороший уход.
У детей дошкольного возраста имеет место устойчивость ферментативных процессов, в связи с чем заболевания желудочно-кишечного тракта возникают довольно редко, в то время как детским инфекциям организм подвергается чаще. Скарлатина, ангина, катары верхних дыхательных путей создают предпосылку к возникновению у детей ревматизма. Инфекционные болезни в школьном возрасте встречаются реже, а если они и возникают, то протекают с теми же симптомами, что и у взрослых. Чаще наблюдаются такие болезни, как ревматизм, нарушения функций желез внутренней секреции, особенно гиперфункция (усиление функции) щитовидной железы, а также психоневрозы.
В период старшего школьного возраста часто встречаются функциональные расстройства сердечно-сосудистой(функциональные кардиопатии, вегетативные дисфункции и т.д.) , нервной систем (психоневрозы), обусловленные, с одной стороны, быстрым, непропорциональным ростом всего тела и отдельных органов, с другой - неустойчивостью вегетативно-эндокринной системы (явления а гипертиреоза, ожирение и т.д.), дефекты развития полового аппарата (дисменорея, аменорея и т.д.), а также заболевания пищеварительного тракта (гастрит, дуоденит, язвенная болезнь).
Выводы по первому вопросу.
Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что физическое развитие человека - это комплекс морфологических и функциональных свойств организма, которые определяют форму, размеры, массу тела и его структурно-механические качества.
Условный возраст определяется степенью развития, текущим этапом в процессе развития и зависит от принятой системы периодизации, от принципов разграничения этапов развития.
Деление жизненного цикла человека на возрастные категории менялось со временем, оно культурно-зависимо, и определяется подходом к установлению возрастных рамок.
И. С. Кон разграничил главные системы отсчета. Первой системой отсчета является индивидуальное развитие. Вторая система отсчета — это связанные с возрастом социальные процессы и социальная структура общества. Третья система отсчета — это представления о возрасте в культуре.
На основе ранее изложенного, мы видим, что существуют следующие возрастные периоды детского возраста: пренатальный период (от зачатия до момента родов); период новорожденности (первые две-три недели жизни); грудной возраст (до года); преддошкольный, или ясельный, возраст (от 1 до 3 лет); дошкольный возраст (от 3 до 7 лет); школьный возраст:(младший (от 7 до 10 лет), средний (от 11 до 14 лет), старший — подростковый (от 14 до 18 лет)).
Каждый возрастной период в процессе индивидуального развития имеет критические периоды, когда повышена чувствительность развивающегося организма к воздействию повреждающих факторов внешней и внутренней среды.
ӀӀ. ОРГАНИЗАЦИЯ РЕЖИМА ДНЯ В ДОШКОЛЬНОЙ
ОРГАНИЗАЦИИ.
В нашей стране воспитание детей дошкольного возраста в коллективах носит массовый характер. Задачи, содержание и формы воспитательно-образовательного процесса в дошкольных образовательных организациях определены основной образовательной программой воспитания и образования детей, утвержденной Министерством образования РФ. Она составлена с учетом возрастных морфофункциональных особенностей детей и предусматривает последовательное и своевременное формирование у них понятий, представлений, умений и навыков.
Одно из обязательных условий эффективной реализации программы воспитания — четкое выполнение оптимального режима дня, который составляется на основе Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26"Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций" ( см. Приложение В).
2.1.ОРГАНИЗАЦИЯ РЕЖИМА ДНЯ
Одно из ведущих мест в ДОО принадлежит режиму дня.
Под режимом принято понимать научно обоснованный распорядок жизни, предусматривающий рациональное распределение времени и последовательность различных видов деятельности и отдыха.
Правильный режим является непременным условием здорового образа жизни и успешного развития детей. Правильный режим дня – это рациональная продолжительность и разумное чередование различных видов деятельности и отдыха детей в течение суток. У ребенка, приученного к распорядку, потребность в еде, сне и отдыхе наступает через определенные промежутки времени и сопровождается ритмическими изменениями в деятельности всех внутренних органов. Организм как бы заблаговременно настраивается на предстоящую работу, поэтому она не вызывает утомления.
Режим – это гибкая и динамичная конструкция, но при этом основные его компоненты (дневной сон, общее время прогулок, бодрствование, интервалы между приемами пищи, ночной сон) должны оставаться неизменными. Правильный, соответствующий возрастным возможностям ребенка режим укрепляет здоровье, обеспечивает работоспособность, успешное осуществление разнообразной деятельности, предохраняет от переутомления. Хорошая работоспособность в течение дня обеспечивается разнообразием видов деятельности и их чередованием. С физиологической точки зрения это объясняется способностью коры головного мозга одновременно работать и отдыхать. В каждый отдельный момент работает не вся ее поверхность, а отдельные участки, именно те, которые ведают данной деятельностью (поле оптимальной возбудимости). Остальные области коры в это время находятся в состоянии покоя. Все физиологические процессы в организме, имея свой биологический ритм, подчиняются единому суточному ритму - смене дня и ночи. В течение суток активность и работоспособность ребенка не одинакова. Их подъем отмечается от 8 до 12 ч и от 16 до 18 ч, а период минимальной работоспособности приходится на 14-16 ч. Не случайно занятия, вызывающие выраженное утомление детей, планируются в первую половину дня, в часы оптимальной работоспособности. Продолжительность отрезков бодрствования у дошкольников ограничивается 5 - 6 ч. Отсюда вытекает необходимость чередования бодрствования и сна.
При выборе режима учитываются возрастные и индивидуальные особенности ребенка, некоторые состояния (период выздоровления после болезни, адаптации к детскому саду, время года, длительность сна, вкусовые предпочтения, темп деятельности и т.д.). Чем ближе режим детского сада к индивидуальным особенностям ребенка, тем комфортнее он себя чувствует, тем лучше его настроение и выше активность.
Переводить из одного режима в другой следует постепенно, при условии физиологической готовности ребенка к переходу. О необходимости перехода на новый режим могут свидетельствовать изменения в поведении здорового ребенка: медленное засыпание; укорачивание или отказ от дневного сна; снижение аппетита; неадекватный ответ, негативное отношение к предложению взрослого.
Воспитатель должен последовательно, с учетом возрастных особенностей детей формировать культурно-гигиенические навыки, проводить закаливающие процедуры, организовывать самостоятельную деятельность детей, выбирать оптимальные формы и методы работы, стиль общения.
Основные компоненты режима ДОО:
дневной сон,
бодрствование,
прием пищи,
время прогулок.
Режимы дня составляются для каждой возрастной группы.
При проведении режимных процессов выполняются следующие ПРАВИЛА:
1. полное и своевременное удовлетворение всех органических потребностей детей (в сне, питании);
2. тщательный гигиенический уход, обеспечение чистоты тела, одежды, постели;
3. привлечение детей к посильному участию в режимных процессах, поощрение самостоятельности и активности;
4. формирование культурно-гигиенических навыков;
5. эмоциональное общение в ходе выполнения режимных процессов;
6. спокойный и доброжелательный тон обращения, бережное отношение к ребенку, устранение долгих ожиданий (аппетит и сон малышей прямо зависят от состояния их нервной системы).
2.2.ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ РЕЖИМА ДНЯ
Основным принципом правильного построения режима является его соответствие возрастным психофизиологическим особенностям детей.
Режим дня выполняется на протяжении всего периода воспитания детей в дошкольном учреждении, сохраняя последовательность, постоянство и постепенность.
Соответствие правильности построения режима дня возрастным психофизиологическим особенностям дошкольника.
На основании вышеперечисленных принципов в ДОО для каждой возрастной группы определен свой режим дня .Организация режима дня проводится в каждой возрастной группе с учетом теплого и холодного периода года.
2.3.ПРИМЕРНЫЙ РЕЖИМ ДНЯ В ГРУППАХ ДОО
В разделах Программы по возрастам представлены примерные режимы дня для каждой возрастной группы. Режим может быть скорректирован с учетом работы конкретного дошкольного учреждения (контингента детей, климата в регионе, наличия бассейна, времени года, длительности светового дня и т.п.).
2.3.1.Режим дня в группе детей раннего возраста (от рождения до года)
Режим дня в группе детей раннего возраста (от рождения до года) устанавливается на сутки и согласовывается с режимом ребенка в домашних условиях. Он должен четко соблюдаться родителями и в будни, и в выходные дни.
Эмоционально положительное состояние ребенка в течение дня, успешность восприятия им окружающей действительности зависят от полноценного и своевременного кормления, качественного и достаточного по времени сна, педагогически грамотно организованного бодрствования, необходимо соблюдать определенную последовательность их чередования: сон, кормление, бодрствование (с 9-10 месяцев такая последовательность сохраняется частично).
Продолжительность сна, бодрствования и количества кормлений в течение суток
Возраст Кормление Бодрствование Дневной сон
количество интервал, час. длительность, час. количество периодов длительность, час.
1-3 мес7 3 1-1,5 4 1,5-2
3-5-6 мес. 6 3,5 1,5-2 3-4 1,5-2
5-6-9 мес. 5 4 2-2,5 3 1,5-2
9 мес-1 год 4-5 4-4,5 2,5-3 2 2-2,5
Длительность ночного сна постоянна (10-11 часов). В первой группе раннего возраста воспитанники живут по двум (иногда трем) режимам, что позволяет избегать скученности детей, предотвращает возникновение конфликтных ситуаций, способствует повышению качества воспитательно-оздоровительной работы. Работа с небольшой подгруппой детей обеспечивает индивидуальный подход к каждому ребенку.
Перевод на новый режим осуществляется с учетом возраста, состояния здоровья и особенностей поведения ребенка.
Недопустимы ранний перевод ребенка на режим более старшей возрастной подгруппы, а также задержка его на режиме младших детей. Показателями соответствия режима возрастным и индивидуальным возможностям ребенка являются его деятельное, активное поведение во время бодрствования, хороший аппетит, глубокий и достаточный по времени сон.
2.3.2.Примерный режим дня во второй группе детей раннего возраста
(от 1 года до 2 лет)
С учетом оптимальной продолжительности активного бодрствования и обеспечения необходимого по длительности сна детям каждой возрастной подгруппы рекомендуется свой режим.
Дети первой подгруппы спят днем два раза, а с 1 года 6 месяцев их переводят на один дневной сон.
Ночной сон ребенка длится 10-11 часов.
Режимы составлены так, чтобы по возможности развести время бодрствования и сна каждой подгруппы (когда дети первой подгруппы спят, дети второй подгруппы бодрствуют, и наоборот). Необходимо рационально расходовать время, отведенное для самостоятельной деятельности детей.
Небольшое число одновременно бодрствующих детей позволяет уделить внимание каждому ребенку, чаще общаться с ним, следить за его состоянием, поведением, настроением и воздействовать на детей с учетом их индивидуальных особенностей.
Необходимо учить детей занимать себя, если взрослый занят с нуждающимся в его помощи малышом; помогать вовремя сменить вид деятельности; обеспечивать эмоционально-положительное состояние детей в играх п других видах самостоятельной деятельности.
Для каждой возрастной подгруппы разработан режим для холодного и теплого времени года. В холодный период бодрствование детей первой подгруппы организуется в помещении.
Прогулка предусмотрена в вечернее время (с родителями). Дети второй подгруппы гуляют 1-2 раза в день (в зависимости от погодных условий).
В теплое время года жизнь детей всей группы организуется на специально оборудованном озелененном участке детского сада.
В помещении проводятся кормление, сон, гигиенические и оздоровительно-закаливающие процедуры.
Перевод ребенка на режим второй подгруппы (с 1 года 6 месяцев) проводится постепенно. Показателями для перевода являются: возрастающая потребность в более длительном бодрствовании, изменения в поведении при укладывании, физическое развитие и состояние здоровья.
2.3.3.Примерный режим дня в первой младшей группе
(от 2 до 3 лет)
Режим может быть скорректирован с учетом работы конкретного дошкольного учреждения (контингента детей, климата в регионе, наличия бассейна, времени года, длительности светового дня и т.п.). При осуществлении режимных моментов необходимо учитывать также индивидуальные особенности ребенка (длительность сна, вкусовые предпочтения, характер и т.д.).
В представленном в Приложении Г режиме дня выделено специальное время для чтения детям. Это не является обязательным элементом режима дня, и чтение может быть заменено самостоятельной деятельностью детей, однако для эффективного решения программных задач ежедневное чтение крайне желательно. Для детей 2-3 лег длительность чтения с обсуждением прочитанного рекомендуется до 5-10 минут. При этом ребенка не следует принуждать, надо предоставить ему свободный выбор—слушать либо заниматься своим делом. Часто дети, играя рядом с воспитателем, незаметно для себя увлекаются процессом слушания.
В режиме дня указана общая длительность организованной образовательной деятельности, включая перерывы между ее различными видами. Педагог самостоятельно дозирует объем образовательной нагрузки, не превышая при этом максимально допустимую санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами нагрузку.
По действующему СанПиН для детей ясельного возраста от 1,5 до 3 лет планируют не более 10 занятий в неделю продолжительностью не более 8-10 минут (СапПиН 2.4.1.1249-03).
Приведённые ниже примерные режимы дня представлены в обязательной образовательной программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой. Режим предполагает 12-часовое пребывание детей в ДОО. (см. Приложение Г)
В Приложении Д представлен режим дня с расчетом на 9-часовое пребывание ребенка в детском саду. Режим составлен в соответствии с требованиями СанПин и климатическими условиями региона (северный регион Республики Крым). Примерный режим дня расписан на три периода: тёплый и холодный периоды (в течение учебного года) и летний период ( применяется в ДОО «Солнышко» с. Ишунь). См. Приложение Д.
2.4.ОРГАНИЗАЦИЯ ДНЕВНОГО СНА
При недостатке сна выносливость нервных клеток у детей ослабевает, наступают снижение активности, вялость. Длительное недосыпание может привести к невротическим расстройствам. Поэтому общая продолжительность суточного сна для детей дошкольного возраста 12 – 12,5 часов, из которых 2 – 2,5 часа отводят дневному сну.
Режим сна складывается из ночного (10 ч 30 мин - 10 ч 15 мин) и дневного сна (2 ч 20 мин - 1 ч 45 мин). Сон восстанавливает функциональное состояние нервной системы. Чередование бодрствования и сна способствует нормальной психической деятельности. Очень полезна перед сном спокойная прогулка. При организации сна важно не только соблюдать его длительность, но и следить за тем, чтобы дети хорошо спали. В спальнях и группах, временно превращаемых в спальни, важно создать условия для спокойного сна.
Спальню перед сном проветривают со снижением температуры воздуха в помещении на 3—5 градусов.
После обеда ни в коем случае не нужно сразу укладывать детей спать. После приема пищи должно пройти не менее 20 минут.
Лучше, чтобы период подготовки ко сну был спокойным, уравновешенным. Детям не рекомендуется отвлекаться шумными играми, эмоциональными разговорами. Шумные игры исключаются за 30 мин до сна. При раздевании воспитатель формирует бережное отношение к вещам, аккуратность. Обстановка в спальне должна быть спокойной и расслабляющей. Для быстрого засыпания детей используют элементы рефлексотерапии и аутогенной тренировки, нежная колыбельная песня, народные потешки и приговорки. Необходимо проверить: удобно ли дети расположились в своих кроватях, подойти к каждому, поправить одеяло, погладить по голове и пожелать спокойного сна. Этим воспитатель покажет ребенку свою любовь и заботу, создаст умиротворенное настроение, способствующее хорошему сну. Во время сна детей присутствие воспитателя (или помощника воспитателя) в спальне обязательно.
Подъем проводится постепенно, по мере пробуждения детей, необходимо правильно разбудить детей; дать возможность 5— 10 мин полежать, но не задерживать их в постели.
После подъема организуются закаливающие процедуры, проведение которых педагог согласовывает с медсестрой и родителями воспитанников.
СИСТЕМА ЗАКАЛИВАЮЩИХ МЕРОПРИЯТИЙ
№ Оздоровительные мероприятия Iмладшая IIмладшая средняя старшая
1 Утренний прием детей на воздухе С мая по сентябрь Круглый год Круглый год Круглый год
2 Утренняя гимнастика на воздухе С мая по сентябрь С мая по сентябрь С мая по сентябрь С апреля по октябрь
3 Контрастное воздушное закаливание +18
+20 +18
+20 +16
+20 +16
+20
4 Дыхательная гимнастика + + + +
5 Босохождение+ + + +
6 Ребристая доска + + + +
7 Дорожка с пуговицами + + + +
8 Точечный массаж - - - +
9 Умывание прохладной водой +24 +20 +18 +18
10 Полоскание горла кипяченой водой - +36 +36 +36
11 Облегченная одежда в помещении ДОО По окончании адаптационного периода Круглый год Круглый год Круглый год
12 Прогулка 2 раза в день -15 -18 -20 -20
13 Коррекционная гимнастика +20 +20 +19 +18
14 Сон без маечек + + + +
15 Соблюдение воздушного режима + 20 +20 +19 +18
16. Проветривание помещений (сквозное) 2 раза 2 раза 2 раза 2 раза
17. Световой режим + + + +
18. Колебания температуры воздуха +22 +18 +20 +17 +20 +17 +20 +17
После сна дети закрепляют навыки самостоятельного одевания, а воспитатель помогает им при необходимости. Продолжается работа по воспитанию аккуратности, самостоятельности.
2.5.ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОГУЛКИ
Прогулка является надежным средством укрепления здоровья и профилактики утомления. Пребывание на свежем воздухе положительно влияет на обмен веществ, способствует повышению аппетита, усвояемости питательных веществ, особенно белкового компонента пищи, и, конечно, закаливающий эффект. Наконец, прогулка - это элемент режима, дающий возможность детям в подвижных играх, трудовых процессах, разнообразных физических упражнениях удовлетворить свои потребности в движении. Если прогулка хорошо и правильно организована, если она достаточна по длительности, дети реализуют в ней около 50% суточной потребности в активных движениях. Сокращение времени пребывания на воздухе создает дефицит движений. Длительность пребывания на свежем воздухе в разные сезоны года существенно варьируется .Даже в холодное время и ненастную погоду она не должна быть отменена. Прогулки решают не только воспитательные, но и оздоровительные задачи.
В режиме дня выделяется достаточное время для пребывания детей на свежем воздухе. В группах дневного пребывания предусмотрены две прогулки продолжительностью около 4 ч. Прогулка, как правило, включает: наблюдение, подвижные игры, труд на участке, самостоятельную игровую деятельность, индивидуальную работу по развитию физических качеств.
Прогулку организуют 2 раза в день: в первую половину дня – до обеда и во вторую половину дня – после дневного сна и (или) перед уходом детей домой. Продолжительность прогулки определяется дошкольной образовательной организацией в зависимости от климатических условий. Зимой рекомендуются прогулки при температуре не ниже -15 °С (младший возраст) и не ниже -22 °С (старший дошкольный возраст).
При температуре воздуха ниже -15°С и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки сокращается (СанПиН 2.4.1.3049-13, п. 11.5, п. 11.6.).
Прогулка состоит из следующих частей: наблюдение, подвижные игры, труд на участке, самостоятельная игровая деятельность детей, индивидуальная работа с детьми по развитию физических качеств.
Чтобы дети не перегревались и не простужались, выход на прогулку организуется подгруппами, а продолжительность регулируется индивидуально, в соответствии с возрастом, состоянием здоровья и погодными условиями. Детей учат правильно одеваться, в определенной последовательности.
При проведении целевых прогулок и экскурсий учитываются особые правила:
1. Темы целевых прогулок и экскурсий, их место, время проведения должны быть спланированы заранее, но не в день их проведения;
2. Место и дорога должны быть апробированы заранее, должны быть безопасными для жизни и здоровья детей;
3. Ответственность за проведение экскурсии возлагается на воспитателя данной группы;
4. Выход на экскурсию разрешается только после проведения инструктажа, издания приказа по ДОО и ознакомления с ним воспитателя, записи в журнале «Журнал учета целевых прогулок и экскурсий»;
5. Длительность экскурсии должна быть предусмотрена программой ДОО с учётом возраста детей.
2.6.ОРГАНИЗАЦИЯ ПИТАНИЯ( завтрак, обед, полдник, ужин)
Обязательным компонентом режима является прием пищи, который организуется с учетом перерывов между завтраком, обедом, полдником и ужином в пределах 4 ч. Строгое соблюдение установленных часов приема пищи служит условным раздражителем пищевого рефлекса и обеспечивает секрецию пищеварительных соков, хороший аппетит. Весь процесс, связанный с питанием детей, имеет большое воспитательное значение. Детям прививают важные гигиенические навыки: мыть руки перед едой, а после еды полоскать рот, пользоваться столовыми приборами и салфетками; приучают тщательно пережевывать пищу, аккуратно есть и правильно сидеть за столом. По режиму дня на подготовку и прием пищи отводится от 2 ч - в младших до 1 ч 25 мин - в старших группах. Между тем ребенку достаточно 10--15 мин, чтобы съесть всю порцию еды во время завтрака и ужина, 15 - 20 мин - для обеда, 5-7 мин - для полдника, что в общей сложности составляет не более 50 - 60 мин на все приемы пищи. Недопустимо, чтобы дети сидели за столом в ожидании пищи и после ее приема - это способствует утомлению.
Режим питания детей
Время приема пищи Режим питания детей в дошкольных образовательных организациях (группах)
8-10 часов 11-12 часов 24 часа
8.30 - 9.00 завтрак завтрак завтрак
10.30-11.00
(рекомендуемый) второй завтрак второй завтрак второй завтрак
12.00-13.00 обед обед обед
15.30 - 16.00 полдник полдник*полдник
18.30-19.00 - ужин ужин
21.00 - - 2 ужин
Контроль за качеством питания (разнообразием), витаминизацией блюд, закладкой продуктов питания, кулинарной обработкой, выходом блюд, вкусовыми качествами пищи, санитарным состоянием пищеблока, правильностью хранения продуктов, соблюдением сроков реализации продуктов возлагается на технолога по питанию.
2.7.ОРГАНИЗАЦИЯ ДВИГАТЕЛЬНОГО РЕЖИМА
Рациональный двигательный режим физические упражнения и закаливающие мероприятия осуществляются в ДОО с учетом состояния здоровья, возрастных возможностей детей и сезона года.
Вид деятельности Возрастные группы Периодичность Ответственные
НОД по ОО
«Физическая культура» все 2 раза в неделю инструктор
по физической культуре, воспитатели
Утренняя гимнастика все ежедневно инструктор
по физической культуре, воспитатели
Гимнастика после сна II младшая – подготовительная ежедневно воспитатели
Прогулки с подвижными играми и упражнениями все ежедневно воспитатели
НОД по ОО "Музыка" все 2 раза в неделю музыкальные руководители, воспитатели
Физкультурные досуги II младшая – подготовительная 1 раз в месяц инструктор
по физической культуре
Физкультурно-спортивные праздники средняя – подготовительная 2 раза в год инструктор
по физической культуре, воспитатели
НОД по ОО
«Физическая культура»
(занятия в бассейне) II младшая
средняя – подготовительная 1 раз в неделю
2 раза в неделю инструктор
по физической культуре
Целевые прогулки II младшая – подготовительная 1 раз в месяц воспитатели
Экскурсии старшая – подготовительная 1 раз в месяц воспитатели
День здоровья II младшая – подготовительная 1 раз в квартал старшие воспитатели, воспитатели, инструктор
по физической культуре,
старшая медсестра
Каникулы все 1 раз в год старшие воспитатели, воспитатели, инструктор
по физической культуре
Кружки: старшая – подготовительная 1 раз в неделю руководители кружка
МОДЕЛЬ ДВИГАТЕЛЬНОГО РЕЖИМА
(из опыта работы ДОО «Солнышко» с. Ишунь)
№ Форма работы Общеразвивающие группы (возраст)
2-3 года. 3-4 года. 4-5 лет. 5-6 лет.
1 Утренняя гимнастика 5м *5=25 м 5м*5=25м 8м*5=40м 10м*5=50м
2 Хороводная игра или игра средней подвижности 2-3 мин 2-3 мин 2-3 мин 3-5 мин
3 Физкультурные занятия
• на воздухе
• в помещении 10м*2=20м 15м*2=30м 20м*1=20м
20м*2=40м 25м*1=25м
25м*2=50м
Музыкальное занятие 6м*2=12м 8м*2=16м 7м*2=14м 9м*2=18м
4 Физкультминутка во время занятия 2-3 мин 2-3 мин 2-3 мин 2-3 мин
5 Двигательная ритмика во время перерыва между занятиями Ежедневно от 3 до 7 минут
6 Подвижные игры и физические упражнения на прогулке
• утром
• вечером 6м*10=60м 8м*10=80м 10м*10=100м 12м*10=120м
7 Игровая оздоровительная гимнастика после дневного сна 3м*5=15м 4м*5=20м 4м*5=20м 6м*5=30м
8 Динамический час - 60мин 60мин 60мин
9 Индивидуальная работа по развитию движений (в помещении или на воздухе) 8м*5=40м 10м*5=50м 12м*5=60м 15м*5=75м
Подвижные игры во 2 половине дня 6м*5=30 8м*5=40м 10м*5=50м 15м*5=75м
10 Самостоятельная двигательная деятельность в группе и на прогулке Ежедневно, характер и продолжительность зависит от индивидуальных особенностей и потребностей детей. Проводится под наблюдением воспитателя.
11
Активный отдых
прогулки, походы 1-2 раза в месяц
15-20 мин 20-30 мин 45-60 мин
2.8. ОРГАНИЗАЦИЯ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
На самостоятельную деятельность детей 3-7 лет (игры, подготовка к образовательной деятельности, личная гигиена) в режиме дня должно отводиться не менее 3-4 часов.
Для детей раннего возраста от 1,5 до 3 лет длительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности не должна превышать 10 мин. Допускается осуществлять образовательную деятельность в первую и во вторую половину дня (по 8-10 минут). Допускается осуществлять образовательную деятельность на игровой площадке во время прогулки.
Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности для детей от 3 до 4-х лет - не более 15 минут, для детей от 4-х до 5-ти лет - не более 20 минут, для детей от 5 до 6-ти лет - не более 25 минут, а для детей от 6-ти до 7-ми лет - не более 30 минут.
Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня в младшей и средней группах не превышает 30 и 40 минут соответственно, а в старшей и подготовительной - 45 минут и 1,5 часа соответственно. В середине времени, отведенного на непрерывную образовательную деятельность, проводят физкультурные минутки. Перерывы между периодами непрерывной образовательной деятельности - не менее 10 минут.
Образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста может осуществляться во второй половине дня после дневного сна. Ее продолжительность должна составлять не более 25 - 30 минут в день. В середине непосредственно образовательной деятельности статического характера проводятся физкультурные минутки.
Образовательную деятельность, требующую повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, следует организовывать в первую половину дня. Для профилактики утомления детей рекомендуется проводить физкультурные, музыкальные занятия, ритмику и т.п. (см. Приложение Ж).
Выводы по второму вопросу.
Таким образом, изучив материалы нормативных документов, я выделила основные компоненты режима: дневной сон, бодрствование, прием пищи, время прогулок.
Таким образом, правильный режим является непременным условием здорового образа жизни и успешного развития детей. Правильный режим дня – это рациональная продолжительность и разумное чередование различных видов деятельности и отдыха детей в течение суток.
При осуществлении режимных моментов учитываются индивидуальные особенности ребенка (длительность сна, вкусовые предпочтения, темп деятельности и т.д.). Чем ближе режим детского сада к индивидуальным особенностям ребенка, тем комфортнее он себя чувствует, тем лучше его настроение и выше активность.
Режимы дня представлены для каждой возрастной группы. При проведении режимных процессов выполняются определённые правила. Режим работы групп, длительность пребывания в них воспитанников, а также объём недельной образовательной нагрузки не должны превышать нормы предельно допустимых нагрузок, определенных на основе рекомендаций органов здравоохранения и соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:
Ваганов П.Д. Периоды детского возраста. / П.Д. Ваганов // Медицинский научный и учебно-методический журнал, - 2005.- № 28 .
Выготский Л.С. Проблема возраста // Л.С. Выготский. Собрание сочинений: В 6-ти т.; Т.4. - М.: Педагогика, 1984. - С. 244-268
Зебзеева В. А. Организация режимных процессов в ДОУ / В. А. Зебзеева. - М.: ТЦ Сфера, 2008. - 80 с.
Капитан Т.В. Пропедевтика детских болезней с уходом за детьми / Т.В.Капитан. –5-е изд., доп. – М. : МЕДпрессинформ, 2009. – 656 с.
Лазарев М. Л. , Ланцбург М. Е. Пренатальный период / М. Л Лазарев,
М. Е. Ланцбург // 9 месяцев. – 2003.- № 01.
Мазурин А.В., Воронцов И.М. Пропедевтика детских болезней / А.В. Мазурин, И.М. Воронцов. – СПб. : Фолиант, 2001. – С. 32-59
Мощич П.С. Медицина детства // П.С. Мощич. Собрание сочинений: В 4-х т.; Т.1.- К.: Здоровье, 1994. - С 187-201
Ногина О.П. Организация и работа яслей. Руководство для заведующих яслей и медицинского персонала яслей и яслей-садов. / О.П. Ногина. - М,; Медгиз, 1961. - 187 с.
Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология./ Л.Ф. Обухова. - М.: Российское педагогическое агентство, 1996. - 374 с.
ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Н. Е. Вераксы, Т. С. Комарова, М. А. Васильева. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. - 304 с.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26 Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 Санитарно-эпидеми-ологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций.
10. Руководство по социальной педиатрии / В.Г. Дьяченко, М.Ф. Рзянкина,Л.В. Солохина. - Хабаровск: ГОУ ВПО Дальневосточный государственный медицинский университет, 2010.
11. Сапин М.Р., Брыксина З.Г. Анатомия и физиология детей и подростков / М.Р Сапин, З.Г. Брыксина. - 2-е изд., стер. - М.: Академия, 2002. – С.7-21
12. Чеботарева В.Д., Майданник В.Г. Пропедевтическая педиатрия/ В.Д. Чеботарева, В.Г.Майданник. - К .: 1999. – С. 40-49
13. Чусов Ю.Н. Физиология человека / Ю.Н. Чусов. – М.: Просвещение, 1981. – 240с.
14.Шмидт Р., Тевс Г. Физиология человека /Р.Шмидт, Г. Тевс. Пер. с англ. – М.: Мир, 1996. - 834с.
Интернет-ресурсы:
Возрастные периоды развития человека. "Русмедсервис": www. rusmedserv. com/endocrinology/
Периоды детского возраста. http://www.medmoon.ru/rebenok/deti2.htmlПериоды развития ребенка.Энциклопедия "Кругосвет": http: // www. krugosvet. ru/
Проблема периодизации .Энциклопедия "Википедия": http: // ru. . org/wiki/
Развитие ребенка. http://www.kraskizhizni.com/
Школа молодых родителей Своя семья! Copyright © 2014