Таблица Классификация философских учений


Классификация философских учений. Основные направления и школы в философии
VI в до н. э.
Западная философия: Древняя Греция Восточная философия: Древняя Индия, Китай
Философское направление, школа Представители Произведения Основные идеи
Древняя Индия. Веды, Упанишады
1.мир богов -мир людей -мир демонов
2. вечный круговорот жизни
3. душа бессмертна
4. реинкарнация – переселение душ. Карма
Буддизм
Сиддхартха Гаутама (Будда) Т(р)ипитака 1. жизнь-это страдание
2. отказ от желаний как путь спасения
3. Карма-закон воздаяния
4. переселение душ-Сансара
Китай. Конфуцианство Кун-цзы Беседы и суждения 1. личность не для себя, но для общества
2. Чего не желаешь себе, того не делай другим- гуманизм
3. идея благородного мужа
4. меритократии - власть достойных
Китай.
Даосизм Лао-цзы «Дао Дэ Цзин» - трактат 1. дао – неизменный и естественный путь, ему необходимо следовать
2. жить в согласии со всеобщим абсолютом дао (дать вести себя),
3. принцип недеяния -человек должен следовать естественному ходу вещей
4. «Передаю, но не творю»
Западная философия: Античная, Средневековая, философия Возрождения, философия Нового времени, философия XIX в, философия XX в
Милетская школа
+ Демокрит- Материализм- «линия Демокрита» Фалес
Анаксимен Анаксимандр Гераклит 1. искали первоначало мира:
Фалес – вода, Анаксимен – воздух, Анаксимандр – апейрон, Гераклит – огонь «Всё течёт, всё изменяется»
2. материализм- материя первична, сознание вторично
Софисты - древнегреческие платные преподаватели красноречия Протагор О Богах 1. знания о мире относительны и субъективны
2. «Человек есть мера всех вещей»
3. стремление всё проверить на практике, логически доказать верность или неправильность той или иной мысли – софизмы – логические приёмы
Классический период античной философии Сократ
Киники, Диоген
Диалоги 1. основоположник этики, теория морали
2.диалектика - поиск истины через противоречия
3. диалог как метод поиска
1.Философское обоснование особого образа жизни – вне связи с обществом (нищенство, попрошайничество, бродяжничество)
2. предпочтение наихудшим условиям жизни, аскетизм, непризнание авторитетов
Платон, ученик Сократа; Академия Платона
Идеализм –«линия Платона» Апология Сократа, Государство, Законы 1. идеализм Платона: бытие – это не материя, но эйдосы-идеи. Материя вторична, сознание первично
2. идеальное государство : мудрецы – воины – работники (крестьяне и ремесленники
3. типы государства: монархия- тирания; аристократия – олигархия; демократия – тимократия (венные)
Аристотель, ученик Платона, Ликей Аристотеля Метафизика
Политика
Афинская полития 1.Государства бывают:
• правильные - монархия, аристократия, полития
• неправильные - тирания, олигархия, охлократия. (крайняя демократия)
2. Идеальное государство – полития -совокупность умеренной олигархии и умеренной демократии; государство среднего класса
Эллинистическая философия с III в н. э.
Стоицизм
Эпикурейство (эпикуреизм) Сенека
«О досуге»
О стойкости мудреца
О счастливой жизни 1. нет страстям
2. идеал – невозмутимый мудрец
3.нравственность – основа жизни
4. «Кто согласен, того судьба ведёт, а кто не согласен, того тащит»
5. освобождение от влияния внешнего мира
Эпикур, его последователей называют «философами из сада», т.к. школа находилась в саду философа 1. этика счастья
2. эвдемонизм – освобождение души от страха «Смерть не имеет к нам никакого отношения, когда мы живы, смерти ещё нет, когда она приходит, то нас уже нет»
3. душевное спокойствие и умеренные удовольствия и наслаждения; чувственное восприятие мира
Средневековая философия:
1. патристика – философия отцов церкви (теоцентризм) Августин Блаженный IV-V вв
О граде Божьем
Исповедь
Чтобы познать мир, надо познать Бога в душе
2. схоластика – догматизм, подчинение религиозным идеям, Библия – это нормативный текст, задача человека –понять идею Бога, изучая Библию
Фома Аквинский XIII век
Томизм
Многие схоласты были преподавателями в Университетах Сумма теологии
Сумма философии 1.Чтобы познать Бога, надо познать внешний мир
2. Пять доказательств существования Бога (движение, причина, случайность и необходимость, степень качества, цель)
Философия Возрождения XV-XVI
(антропоцентризм, гуманизм) Н. Кузанский
Н.Маккиавелли Государь
1.Бог и мир едины. Познание бесконечно. 2.Абсолютное знание недостижимо
Общее благо народа превыше всего и достижение его оправдывает любое насилие, обман, любые средства
Социалисты-утописты Томас Мор
Томмазо Кампанелла Утопия
Город Солнца 1. нет частной собственности
2. социальное равенство
3. коллективизм
Монтень Опыты Счастье и удовольствие – главный двигатель человеческих поступков
Философия Нового времени XVII-XVIII Т. Гоббс
Дж. Локк (XVI-XVII
Левиафан
Опыт о человеческом разумении 1. Теория «общественного договора»
2. Гоббс – государство-это чудовище
2.Идея Локка о разделении властей -исполнительная и законодательная
Эмпиризм Ф.Бэкон Новый органон 1.В основе познания лежит опыт, «Знание-сила»
2. В основе научного познания должны лежать индукция и эксперимент.
Рационализм Декарт (Я мыслю, следовательно, я существую)
Спиноза
Лейбниц
Гроций Опыт не может лежать в основе познания не подкрепленный разумом
Естественное право
Философия просвещения
Вольтер( Мари Франсуа Аруэ) вольтерьянство
Ж.Ж. РуссоМонтескьё Энциклопедия
«Раздавите гадину» 1.Принцип политического равенства людей.
2. Причины появления теории «общественного договора».
3.Идея социального равенства
А. Смит
Исследование о природе и причинах богатства народов 1.Теория трудовой стоимости.
2.Основные условия процветания государства.
3. Роль рынка ; «Невидимая рука рынка»
Социалисты-утописты Сен-Симон (Человек человеку-брат)
Фурье
(фаланстер-дворец особого типа, являющийся центром жизни фаланги — самодостаточной коммуны)
Оуэн Новое христианство
Книга нового нравственного мира 1. Основные черты идеального общественного строя
(социализма).
2.Критика капитализма.
3.Попытка Оуэна на практике реализовать свои идеи. «Новая гармония»
Философия XIX в
марксизм К. Маркс

Ф. Энгельс
Капитал
Диалектика природы Законы общественного развития.
Теория прибавочной стоимости.
Теория социалистической революции.
Учение о высшей фазе общественного развития (коммунизм)
Немецкая классическая философия И.Кант Критика чистого разума Моральный закон – категорический императив: «Поступай так, чтобы максима твоего поступка могла быть принципом всеобщего законодательства»
Г.Гегель Наука логики
Философия права 1. диалектика – закон развития
2. идея гражданского общества
Философия «жизни» А. Шопенгауэр
С. Кьеркегор
Ф. Ницше (идея сверхчеловека) Так говорил Заратустра 1. Изучение жизни как особого феномена во всех её проявлениях
2. цель философии - помочь человеку реализовать себя, приспособиться к окружающему миру
3. экспансия «я»- расширение своего «я во внешнем мире»
4. воля к власти – это самая суть жизни
Позитивизм- направление философии, сутью которого является стремление поставить философию на твёрдую научную основу О.Конт
Г. Спенсер 1.Научное знание для Конта – высшая, самая совершенная форма знания
2. Основная цель позитивизма — получение объективного знания
3. Это возможно на основе опытного познания и логического анализа
Философия экзистенциализма
XX век (экзистенция - существование) К. Ясперс
Ж.-П. Сартр
А. Камю Экзистенциализм – это гуманизм 1. предмет изучения сам человек, его проблемы, трудности существования в окружающем мире
2.Человек – хозяин своей судьбы
3. стержень жизни человека- свобода
4. человек делает себя сам через свой выбор («Всё, что со мной происходит- это моё»)
Русская философия
Чаадаев Пётр Яковлевич
1794-1856
Западник, идеалист Историческая философия
1.»Философические письма»
2. «Апология сумасшедшего» 1.Признавал существование Высшего Разума
2. Чаадаев не отрицает христианство, но считает, что его основная идея заключается в «водворении царства божьего на Земле»= справедливое общество, которое уже осуществляется на Западе
3.«Мы не принадлежим ни к Западу, ни к Востоку, — пишет он, — мы — народ исключительный»
4. " Мы одинокие в мире, мы ничего не дали миру, ничему не научили его, мы не внесли ни одной идеи в массу идей человеческих".
Владимир Сергеевич Соловьев 1853-1900 Либеральная философия
1"История и будущность теократии"
2. "Россия и вселенская церковь"
3. "Кризис
западной философии (против позитивистов)" 1.Благодаря вере в Христа человечество способно возродиться.
2.Прогресс науки и философии привел к тому, что христианство находится в несоответствующей ему форме.
3. Система Соловьева - попытка создать религиозную философию, представляющую собой синтез науки, философии и религии.
Павел Александрович Флоренский 1882-1937 Русская религиозная философия
1."Столп и
утверждение истины (1913) 2"Смысл идеализма" 1.Он полагает, что истину нельзя
познать посредством слепой интуиции она познается лишь с помощью рациональной интуиции.
2. Подлинная истина, разумная истина возможна только на небе, а на земле мы имеем лишь множество истин, "осколков истин.
3. Флоренский развивает учение Соловьева о конкретных идеальных началах мироздания, об идеальном бытии.
4. Идеальная христианская жизнь должна состоять не в отгораживании от мира, а в принятии жизни и мира оптимистическим образом в его улучшении.
Иван Александрович Ильин 1882-1954 1."Религиозный смысл
философии"
2. "О сопротивлении злу силою"
3. "Путь духовного обновления" 4."Аксиомы
религиозного опыта" 1. Борьба со злом - это прежде всего нравственное воспитание, духовное воздействие.
2. Он полагает, что в борьбе со злом возможно и даже необходимо полагаться на государственную машину. Резкие критические высказывания Ильина против толстовства как раз и связаны с тем, что толстовская идеология способствовала принижению роли государственного начала в социальной жизни.
3.В центре философии Ильина всегда были вопросы духовного развития личности и проблемы совершенствования ее.
4. Вера, любовь, свобода, семья, патриотизм, национализм – любовь к нации - вечные основы духовного бытия
Николай Александрович Бердяев 1874-1948 1.«Философия свободы»
2. «О рабстве и свободе человека»
3. «Русская идея (Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века)» 1. «Моя философия есть философия духа. Дух же для меня есть свобода, творческий акт, личность, общение любовь. Я утверждаю примат свободы над бытием, бытие вторично»
2. У Бердяева ключевая роль принадлежала свободе и творчеству. Дуализм в его философии — это Бог и свобода