Эссе для студентов педагогических вузов
Согласны ли вы с тем,
что практика образования нуждается в изменении процессов? Почему?
Нуждается ли практика образования в изменении процессов? Попытаемся ответить на этот вопрос.
Концепция федеральных государственных образовательных стандартов среднего общего образования определяет, что в условиях новых социальных реалий в России, перехода человечества к постиндустриальному, информационному этапу своего развития и экономике, основанной на информационных технологиях и знаниях, образование становится важнейшим ресурсом социально-экономического, политического и культурного развития страны. Приоритетом нынешнего общества и системы образования является способность вступающих в жизнь молодых людей самостоятельно решать встающие перед ними новые задачи. На первый план выступает умение школьников работать в проектном режиме, проявлять инициативу в принятии решений, прогнозировать ситуацию. Задача учителя сформировать у учащихся универсальные учебные действия (личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные). Предметный результат оказался на втором плане. Считается, что традиционная образовательная среда не рассчитана на достижение новых образовательных результатов, так как она была сформирована в условиях других образовательных задач, стоявших перед обществом.
Человеку необходимо уметь адаптироваться в современных условиях. Школа - это большой и один из самых важных периодов в жизни. В школьные годы происходит формирование и развитие личности ребенка. Безусловно, практика образования должна соответствовать современным требованиям и нуждается в изменении процессов. К сожалению, в России образовательные реформы проводятся постоянно, но не являются эффективными.
Влияет ли подход к обучению на культуру нации?
Влияет ли подход к обучению на культуру нации? Чтобы ответить на этот вопрос, предлагаю, прежде всего, разобраться в самих понятиях «культура» и «образование».
Что такое культура? Это воспитание, образование, развитие. В основном, под культурой понимают человеческую деятельность в её самых разных проявлениях, включая все формы и способы человеческого самовыражения и самопознания, накопление социумом навыков и умений. Источником происхождения культуры мыслится человеческая деятельность, познание и творчество. Образование - это не только процесс усвоения знаний, обучение, просвещение, но и продукт формирования ума, характера и физических способностей личности. Общество передаёт знания, навыки от одного человека другим. Образование способствует сохранению ценностей, накопленных человечеством, и появлению новых, процесс обучения направлен на социализацию личности. Мы видим, что по определениям эти два понятия очень схожи, культура и образование взаимодействуют друг с другом.
С течением времени и эпохи меняются культурные интересы человека и соответственно содержание образования. В Древнем Риме главной целью образования была подготовка военачальников и государственных деятелей, в средние века в Европе делался упор на изучение христианской религии, в эпоху Ренессанса основной интерес существовал к культуре, искусству к литературе. Российская образовательная система в настоящее время находится в состоянии вступления в глобальную мировую систему образования, развивается системно-деятельностный подход. Стандарты нового поколения смещают акценты на активную деятельность учащихся, в которой он развивается как личность. Главным в реформировании педагогического образования должно стать изменение целевых ориентиров, содержания, методов обучения, учитель должен воспитать широкообразованного специалиста, имеющего значительную культурологическую подготовку.
Таким образом, мы можем однозначно ответить, что подход к обучению оказывает влияние на культуру нации.
Достоинства и недостатки использования электронного учебника
в современной российской школе
ХХI век по праву считается веком информационных технологий. Тяжело найти человека, у которого нет компьютера, планшета, смартфона. Сейчас мы используем гаджеты не только в развлекательных целях, для поиска новой информации, но и в учебном процессе.
Электронный учебник - литература нового поколения, которая объединила в себе достоинства традиционных учебников и возможности компьютерных технологий. Что касается электронных приложений для школы, то предполагается, что они будут интерактивными, информативными, инновационными, значительно облегчат труд педагогов, сэкономят время учащихся, затрачиваемое на поиск и повторение учебного материала. Безусловно, у данного вида пособий много преимуществ. Одно легкое устройство способно заменить тяжелую стопку учебников, сделать учебный процесс более увлекательным. Обязательным элементом электронного учебника является дополнительная видеоинформация или анимированные клипы, сопровождающие разделы курса, трудные для понимания в текстовом изложении, возможность копировать выбранную информацию, редактировать и распечатывать ее без выхода из самого учебника. Каждая тема, раздел курса заканчиваются практическими и контрольными заданиями, учащиеся самостоятельно смогут проверить уровень усвоения нового материала.
Среди недостатков электронного учебника можно выделить следующие: отсутствие учета психолого-педагогических требований, междисциплинарных связей, недостаточность преемственности материала; отсутствие единого подхода к подбору иллюстрированного материала, адресности, которая выражается в учете индивидуальных особенностей обучающегося, состоянии здоровья и профессиональной направленности в обучении. В настоящее время не все школы России полностью оснащены компьютерами, нет возможности подключения к Интернету из учебных кабинетов, ближайшие годы государство не сможет обеспечить всех школьников страны планшетами. Не каждый учащийся может сосредоточиться и внимательно смотреть на экран в течение продолжительного времени, такой вид работы может повлечь за собой повышение утомляемости, ухудшение зрения.