Рабочая программа ОП.08 Менеджмент туризма, специальность 100401

Департамент образования города Москвы
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования города Москвы
Колледж малого бизнеса № 4









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебной дисциплины: ОП.08 Менеджмент туризма
код, специальность 100401 Туризм
по программе базовой подготовки

















Москва
2014 г.

РАССМОТРЕНО
Методическим объединением
профессиональных дисциплин
Протокол № 1
от «__» 2014г.
РСП ГБОУ СПО КМБ №4
__________ / /
подпись Ф.И.О.




РАЗРАБОТАНА
на основе Федерального государственного образовательного стандарта
по специальности среднего
профессионального образования
100401 Туризм
(базовой подготовка),
примерной программы учебной дисциплины «Менеджмент»







УТВЕРЖДАЮ
Заместитель директора по учебной работе
________________ / Антипенко Л.В./

« » сентября 2014г.




Составитель: Емченова Маргарита Николаевна,
преподаватель высшей категории, ГБОУ СПО КМБ №4


Рецензенты:______________________________________________________




Содержание
13 LINK \l "bookmark0" \o "Current Document" 14Паспорт рабочей программы учебной дисциплины 415
Структура и содержание программы учебной дисциплины 6
Условия реализации программы учебной дисциплины 10
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины 11



1. Паспорт программы учебной дисциплины
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 100401 Туризм (базовая подготовка),
Программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки).
Цель дисциплины- формирование у студентов системы теоретических знаний, практических навыков и профессиональных компетенций, необходимых для организации эффективного упарвлени предприятиями в сфере туризма.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: учебная дисциплина входит в профессиональный цикл как общепрофессиональная дисциплина. Ее изучение базируется на знаниях, полученных студентами при изучении дисциплин основы туризма, Технологии и технологическое обеспечение в туризме, Менеджмент коммуникаций. Данная дисциплина является предшествующей для дисциплины технология и организация туроператорских и турагентских услуг.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины: процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
- способность к достижению целей и критическому переосмыслению накопленного опыта (ОК-2);
- способность работать в коллективе, руководить людьми и подчиняться (ОК-6);
- способность к работе в трудовых коллективах предприятий туристской индустрии (ПК-7);
- способность организовывать работу исполнителей, принимать управленческие решения в организации туристской деятельности, в том числе с учетом социальной политики государства
(ПК-8);
- умение рассчитать и оценить затраты по организации деятельности предприятия туристской индустрии (ПК-9);
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
пользоваться основными законодательными актами и нормативно-правовыми документами, определяющими организацию менеджмента в сфере туризма;
применять полученные знания в практической деятельности, обобщать и структурировать информацию;
знать:
сущность и характерные черты современного менеджмента, историю его развития;
формы и методы стратегического менеджмента в туризме;
особенности менеджмента отдельных видов деятельности в сфере туризма;
принципы построения организационной структуры управления;
основы формирования мотивационной политики организации;
особенности менеджмента в области профессиональной деятельности;
особенности менеджмента в туризме;
процесс принятия и реализации управленческих решений в туристической фирме;
владеть:
методами стратегического и текущего планирования деятельности туристического предприятия;
технологиями разработки и принятия решений в сфере туризма.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)
63

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
42

в том числе:


практические занятия
10

Самостоятельная работа обучающегося (всего)
21

Итоговая аттестация в форме - зачет

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП.08 Менеджмент туризма
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся
Объем часов
Уровень освоения

Введение
Содержание учебного материала
2
1,2


Менеджмент: понятие, цели, задачи. Менеджмент как особый вид профессиональной деятельности. История развития менеджмента: предпосылки возникновения менеджмента, школа научного управления, классическая школа, школа человеческих отношений и школа поведенческих наук. Значение каждого этапа в развитии менеджмента.



Тема 1 Общие сведения о менеджменте
6


Тема 1.1.
Сущность и характерные черты современного менеджмента
Содержание учебного материала
4
1,2


Понятие и сущность менеджмента. Цели, задачи и основные функции менеджмента. Организация как система управления. Эволюция управления: школы управления. Подходы к изучению управления: процессный, системный, ситуационный. Менеджмент в микро- и макроэкономике




Самостоятельная работа обучающегося:
2
3


Подготовка доклада:
- Практические предпосылки возникновения менеджмента
- Менеджмент как наука и искусство



Тема 2 Структура организации. Внешняя и внутренняя среда организации
19


Тема 2.1.

Основные принципы построения организационных структур
Содержание учебного материала
4
1,2


Миссия организации. Цели организации и их характеристики. Классификация целей. Органы управления. Основные принципы построения организационных структур. Типы структур управления. Основные методы проектирования организационной структуры предприятия




Самостоятельная работа обучающихся:
3
3


Подготовка доклада: Типы структур управления: линейная, функциональная, линейно-функциональная, линейно масштабная; Масштаб управляемости по Д. Вудворд Построение схем по теме: Методы проектирования организационных структур




Практическое занятие
2
3


№1 Сравнительный анализ различных структур



Тема 2.2.
Внутренняя среда организации
Содержание учебного материала
2
1,2


Понятие о стратегическом анализе. Внутренняя среда организации. Элементы внутренней среды предприятия




Самостоятельная работа обучающихся:
2
3


Подготовка доклада на тему Элементы внутренней среды предприятия



Тема 2.3.
Внешняя среда организации
Содержание учебного материала
2
1,2


Внешняя среда организации. SWOT-анализ, PEST-анализ, SNW-подход к анализу внутренних ресурсов




Практическое занятие:
2
3


№2 Проведение SWOT- анализа внешней среды организации




Самостоятельная работа обучающихся:
2



Подготовка сообщений, докладов на тему «Факторы внешней среды предприятия: среда прямого и косвенного воздействия»



Тема 3 Цикл менеджмента
24


тема 3.1.
Основные составляющие цикла менеджмента
Содержание учебного материала
2
1,2


Содержание процесса управления. Основные функции управления. Основные составляющие цикла менеджмента, их характеристика.




Самостоятельная работа обучающихся:
2
3


Подготовка сообщений, докладов на темы: «Цикл менеджмента (планирование, организация, мотивация и контроль)», «Взаимосвязь и взаимообусловленность функций управленческого цикла»



Тема 3.2.
Планирование в системе менеджмента
Содержание учебного материала
2
1,2


Планирование в системе менеджмента. Стратегическое (перспективное) планирование. Анализ альтернатив, выбор, реализация и оценка стратегии. Тактическое и текущее планирование. Основные этапы. Реализация текущих планов




Практические занятия:
2
3


№ 3 Составление миссии организации



Тема 3.3.
Мотивация и потребности
Содержание учебного материала
2
2


Мотивация и факторы мотивации: заработная плата, рабочая среда, стабильность, собственное развитие, полезность работы и интерес к работе. Индивидуальная и групповая мотивации. Корпоративная культура. Потребности. Теория потребностей А. Маслоу. Делегирование в менеджменте




Практическое занятие:
2
3


№ 4 Исследование мотивации достижения




Самостоятельная работа обучающихся:
2
3


Подготовка сообщений, докладов на темы: «Первичные и вторичные потребности», «Потребности и мотивационное поведение»



Тема 3.4.
Система методов управления
Содержание учебного материала
2
1,2


Система методов управления: организационно-распорядительные, экономические, социально-психологические; их достоинства и недостатки




Практическое занятие:
2
3


№ 5 Управление и типы характеров




Самостоятельная работа обучающихся:
2
3


Составить логико-смысловую схему «Классификация методов управления». Определить психологический климат в коллективе группы. Подготовка сообщения на тему Типы характеров



Тема 3.5
Процесс принятия решения

Содержание учебного материала
2
1,2


Содержание и виды управленческих решений. Процесс принятия решений. Методы принятия решений. Уровни принятия решений. Индивидуальные стили принятия решений. Условия эффективности управленческих решений




Самостоятельная работа обучающихся:
2
3


Подготовка к практическому занятию, изучение техники «мозгового штурма». Составить логико-смысловую схему «Классификация методов управления». Определить психологический климат в коллективе группы. Составление матрицы принятия решений



Тема 4.1 Понятие и сущность качества продукции услуг
Тема 4 Управление качеством услуг
12
2


Содержание учебного материала




Понятие и сущность качества продукции и услуг. Принципы системы управления качеством. Качество исполнение услуг.
2
2,3

Тема 4.2 Создание служб управления качеством в социально-культурном сервисе и туризме
Содержание учебного материала
2
1,2



Службы по обеспечению качества в туристической фирме. Деятельность службы управления качеством




Самостоятельная работа обучающихся
подготовка презентации «Сервисные услуги в туризме»
4


Тема 4.3 Основные этапы разработки политики управления качеством в турбизнесе
Содержание учебного материала
4
1,2


Этапы политики управления качеством в турбизнесе. Основные условия создания качественного сервиса .Основные направления в управлении качеством обслуживания туристов. Стратегические направления работы по обеспечению системы качества туристского обслуживания.


3

Зачет
2


Итого
63


Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1.– ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2.– репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
Список литературы
Основная учебная литература
Косьмин А.Д., Свитецкий Н.З., Косьмина Е.А. Менеджмент, М., Академия, 2010
Косьмин А.Д., Свитецкий Н.З., Косьмина Е.А. Менеджмент: Практикум., М., Академия, 2010
Драчева Е.Л., Юликов Л.И. Менеджмент. Учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования – 5-е изд. ИЦ «Академия», 2007
Мескон М.,Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ.-М., 2008
Зайцева Н.А. Менеджмент в социально-культурном сервисе и туризме М., Академия, 2008


Дополнительная литература.
Вершигора Е.Е. Менеджмент: Учеб.пособие. 2-е изд, перераб. И доп. –М.:Инфра-М, 2007
Казначевская Г.Б. Менеджмент: Учебное пособие. Ростов на Дону: Феникс, 2007
Вершигора О.С. Наумов Л.И. Менеджмент. – М.:Гардарика, 2008
Лукашевич В.В. Управление персоналом. Учебн.пособие – М: Деловая литература-Гелан, 2009
Радугин А.А. Основы менеджмента.- М.: Центр, 2007
Ладанов И.Д. практический менеджмент. Ч 1. Менеджер и менеджмент.Ч.2 Менеджерское искусство. – М., 2007
Интернет-ресурсы
1.www.protekt.gost.ru
2.поисковые системы.
3. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины

Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Умение использовать на практике методы планирования и организации работы подразделения
Экспертная оценка результатов деятельности обучающегося при выполнении и защите результатов практических занятий, выполнении домашних работ, тестирования, контрольных работ и других видов текущего контроля

Умение анализировать организационные структуры управления


Умение проводить работу по мотивации трудовой деятельности персонала


Умение применять в профессиональной деятельности приёмы делового и управленческого общения


Умение принимать эффективные решения, используя систему методов управления

Экспертная оценка результатов деятельности обучающегося при выполнении и защите результатов практических занятий, выполнении домашних работ, тестирования, контрольных работ и других видов текущего контроля

Умение учитывать особенности менеджмента в области профессиональной деятельности


Знание сущности и характерных черт современного менеджмента, истории его развития


Знание методов планирования и организации работы подразделения


Знание принципов построения организационной структуры управления


Знание основ формирования мотивационной политики организации


Знание особенностей менеджмента в области профессиональной деятельности


Знание внешней и внутренней среды организации


Знание цикла менеджмента


Знание процесса принятия и реализации управленческих решений


Знание функций менеджмента в рыночной экономике: организации, планирования, мотивации и контроля деятельности экономического субъекта











13 PAGE \* MERGEFORMAT 141015




Заголовок 115