Фрагмент урока по теме: «Правописание предупредительных мягкого и твердого знаков». Проверочный тест по теме «Предупредительные (разделит

Фрагмент урока по теме:
«Правописание предупредительных мягкого и твердого знаков».
Проверочный тест по теме
«Предупредительные (разделительные) Ъ и Ь»
Методический комментарий: предлагаю фрагмент урока русского языка по УМК «Гармония» по учебнику « Русский язык» М.С. Соловейчик.
В данном фрагменте показано, как на основе технологии проблемно – диалогического обучения вводится правописание предупредительных Ъ и Ь знаков. В ходе открытия нового знания у учащихся формируются предметные и метапредметные умения ( умение определять способы написания предупредительных Ъ и Ь знаков, формирование познавательных, регулятивных, коммуникативных УУД. С целью определения уровня усвоения учащимися данной темы, разработан проверочный тест. Тест разработан на основе уровневой дифференциации.
Создание проблемной ситуации. Предлагаю учащимся завершить звукобуквенный разбор слов.


В результате выполнения задания возникли разногласия:
Ученик. Я слышу звук [ й’] после согласного перед гласным и обозначил предупредительным мягким знаком, так как знаю, что предупредительный мягкий знак пишется в начале слов
Ученица. Я тоже слышу звук [й’] после согласного перед гласным, но обозначила его предупредительным твердым знаком.
2 Постановка учебной задачи урока и определение способов ее решения.
Учитель. Раз наши мнения разделились, и мы не знаем, какой буквой обозначить звук [й’] предупредительным твердым знаком или мягким знаком, поэтому нам предстоит решить орфографическую задачу. Кто сможет сформулировать вопрос к орфографической задаче, которую нам необходимо решить на уроке?
Ученица. Когда звук [й’] после согласного перед гласным нужно обозначать предупредительным Ъ, а когда предупредительным Ь?
Учитель. Кто по-другому может сформулировать вопрос?
Ученица В каких случаях в словах нужно писать предупредительный Ъ , а в каких предупредительный Ь?
Учитель: Молодцы! Задачу поставили. Как же ее нам решить? Что нужно для этого сделать.
Ученик: Нужно подобрать слова и провести с ними исследование.
Учитель. У кого другое мнение? (других мнений нет).
Учитель. Тогда я предлагаю взять слова для исследования в учебнике на странице 183 в упражнении № 563.

Дети читают задание. Запиши слова в 2 столбика. Наблюдай за строением слова. Ищи различия.
Вьюга, въехал, съеду, пьеса, объявление, вьют, подъезд, воробьи. ( Дети в парах выполняют задания и обсуждают).
Проверка работы в парах.
Учитель. Для того, чтобы определить различия., какие действия вы выполнили?
Ученик. Мы разбирали слова по составу.
Учитель. Что заметили?
Ученики (1 пара). Мы заметили, что предупредительный Ь знак пишется в начале слова и в конце слов там, где нет приставок.
Ученики (2 пара). Мы заметили, что предупредительный твердый знак пишется там, где есть приставка.
Учитель. Есть другие мнения, кто хочет еще что-то добавить?
Ученица. Я хотела обратить внимание на то что, если звук [ й’] слышим после согласного перед гласным, то только в этом случае мы его обозначим предупредительным Ъ или Ь.
Учитель. Есть ли другие мнения, все ли согласны с данными выводами?
Учитель. Проверим, истинность наших предположений на странице 184 в упр. 564. (дети читают правило и убеждаются в том,что они верно вывели правило. ).
Учитель. Дети, Антон со страницы учебника обращается к каждому из вас с вопросом.
Прочитайте.
Дети читают. Ты теперь будешь пользоваться этим правилом? А как?
Учитель. Как ответить на вопрос Антона. Что вы можете сказать по этому поводу?
Ученики. Да, мы будем пользоваться этим правилом, но для этого нам нужен алгоритм.
Учитель. Давайте его составим. С чего начнем его составление?
Ученик 1. Надо послушать, есть ли звук [й’] после согласного перед гласным.
Ученик 2. Нужно определить есть ли приставка перед звуком [й’].
Ученик 3. Ели есть приставка, то надо писать Ъ, ели нет приставки – Ь.
Учитель. Давайте дополним алгоритм с помощью символических знаков.
Учитель. Проверим, такой ли алгоритм предлагают нам авторы учебника. ( Дети открывают учебник на странице 184 и убеждаются в правильности выполнения задания).






Учитель. Молодцы! (Дети аплодируют).
Предлагаю детям вернуться к словам, звукобуквенный разбор которых, провели в начале урока. На основе применения составленного алгоритма, предлагаю им решить задачу, не решенную в начале урока.
Учитель. Почему в начале урока мы не смогли решить данную орфографическую задачу, правильно обозначить звук [й’] с помощью предупредительных Ъ и Ь знаков.
Ученик. Мы не знали правила написания данных знаков и алгоритма действий.
Учитель. Почему в начале года мы не могли определить написание твердого знака.
Ученик. Мы не знали состава слова. Ведь для того чтобы правильно написать слово с предупредительным Ъ ,нужно уметь определить приставку.
В оставшуюся часть урока дети выполняют задания на применение нового знания, пользуясь алгоритмом.



Проверочный тест по теме
«Предупредительные (разделительные) Ъ и Ь»

1. Выбери верное утверждение:
а) предупредительные (разделительные) Ъ и Ь служат для обозначения звука [й’] после согласного перед гласным.
б) предупредительные (разделительные) Ь и Ъ показывают, что согласный звук не сливается с гласным.

2. Определи верное утверждение:
а)предупредительный (разделительный) Ь и Ъ обозначают звук [й’] вместе с гласными буквами а, о, у, ы, э.
б) предупредительный (разделительный) Ь и Ъ обозначают звук [й’] вместе с гласными буквами е, ё, ю, я, (и).

3. Укажи верное утверждение:
а) предупредительный (разделительный) Ъ пишется после буквы согласного звука перед буквой гласного звука, если есть приставка.
б) предупредительный (разделительный) Ъ пишется после буквы согласного звука перед буквой гласного звука, если нет приставки.

4. Выберите верное утверждение:
а) предупредительный (разделительный) Ь пишется после буквы согласного звука перед буквой гласного, если нет приставки.
б) предупредительный (разделительный) Ь пишется после буквы согласного звука перед буквой гласного, если есть приставка.

5. Определи, в каких словах пишется предупредительный (разделительный) Ъ :
а) обез?яна;
б) об?яснение;
в) солов?и;
г) под?ход.
6 Укажи слова с предупредительным (разделительным) Ь:
а) мурав?и;
б) кон?ки;
в) в?юга;
г) в?езд
д) л?ёт
7. Укажи слова, где звук [й’] обозначим предупредительным Ъ вместе с гласными:
а) [ви’ун];
б) [падй’ом];
в) [п’й’у];
г) [сй’эм].








8. Установи соответствие между предупредительными знаками и приставками:

1. Предупредительный Ъ приставки
а)- у
2.Предупредительный Ь б) - от;
в) - по;
г) - с;
д) - на;
е) - под





9.Установи соответствие между словами и буквами:

Ъ а) ш?ю;
Ь б) сем?я;
в) об?елся;
г) с?ехал;
д) под?ём;
г) в?ют.

10. Установите соответствие между записями в столбиках :

1. [й’] - обозначим Ъ а) [п’эр’й’а];
2. [й’] – обозначим Ь б) [вар’эн’й’э];
в) [сй’омка];
г) [вй’эхал].
д ) [ л’эй’ка]

II уровень.

1Дополни высказывания нужными словами.

а) Звук [й’] после согласного перед гласным обозначается _______ или __________
+ е, ё, ю, я (и);

б) Услышу звук [й’] после ______ перед ______ буду писать предупредительный
( разделительный) Ъ или Ь;

в) Ъ пишется _____________ перед корнем, а Ь – не _________ в других частях слова;

Воспроизведи алгоритм написания разделительных Ъ и Ь.



3. Обозначить орфограммы Ъ в словах:
Ь
Въехал, объявление, вьюга, варенье.

4. Реши орфографическую задачу:

Под ел?ю, под сирен?ю, бул?он, раз?яснил, с?ежился.

5.Сделай звуко-буквенный разбор слов: [п’й’от] [сй’эл ]



6.С помощью приставок образуй и напиши слова:

за у-
явить ехать
пред под-

.
7.Запиши слова в два столбика.

Об?ём, бел?ё, об?едки, вз?ерошить, крыл?я.

8.Вставь в каждое из слов предупредительный Ъ или Ь.

подели- --------- Сёмка- -----------

полет- ----------- Коля- ---------

9.Раздели слова для переноса:

Демьян, объятие, подъём.

10.Допиши по два однокоренных слова с разными приставками.

Соединить- ----------------------
Съезд- ---------------------------

11.Спиши предложения, вставь пропущенные буквы.

К стройке под?ехал под?ёмный кран.
Кто на ветке шишки грыз и бросал об?едки вниз ?

12.Вспомни и запиши по два слова с предупредительными Ъ и Ь



Ответы:
1 уровень:
1.-а; 2-б; 3.-а; 4-а; 5-б; 6-а,в,е; 7-б, г; 8.- 1(б, г, е ); 9- 1(в, г, д); 10-1 (в, г,) 2(а,б)

Сумма верно выполненных операций 22.




II уровень



1.а) Звук [й’] после согласного перед гласным обозначается Ъ или Ь + е, ё, ю, я (и):

б) Услышу звук [й’] после согласного перед гласным буду писать предупредительный Ъ или Ъ

в) Ъ пишется после приставки перед корнем, а Ь – не после приставки в других частях слова;
2.

1). Послушать: [й’] ?

2). Определить: [й’]?

Если , то Ъ
3). написать
Если , то Ь

3. Въехал, объявление, вьюга, варенье.

4. Под елью, под сиренью, бульон, разъяснил, съежился.

5. [ c] - с [п’ ] = п
[й’] = ъе [ й’] = ъё
[э] о [ о ] о
[ л] - л [т] - т


6.Заявить,предъявить.уехать,подъехать.
7.Объём,бельё.объедки,взъерошить.крылья.
8.Подъели,польёт,съёмка,колья.
9.Демь-ян,объ-ятие,подъ-ём.
10. Соединить, объединить, разъединить.
Съезд, разъезд,.подъезд.
11.Подъехал,подъёмный,объедки.
Сума верных выполненных операций -61














6.С помощью приставок образуй и напиши слова:

за у-
явить ехать
пред под-

.
7.Запиши слова в два столбика.

Об?ём, бел?ё, об?едки, вз?ерошить, крыл?я.

8.Вставь в каждое из слов предупредительный Ъ или Ь.

подели- --------- Сёмка- -----------

полет- ----------- Коля- ---------

9.Раздели слова для переноса:

Демьян, объятие, подъём.

10.Допиши по два однокоренных слова с разными приставками.

Соединить- ----------------------
Съезд- ---------------------------

11.Спиши предложения, вставь пропущенные буквы.

К стройке под?ехал под?ёмный кран.
Кто на ветке шишки грыз и бросал об?едки вниз ?

12.Вспомни и запиши по два слова с предупредительными Ъ и Ь.
























15