Паспорт инновационного педагогического опыта


Паспорт инновационного педагогического опыта
1. ФИО педагога, специальность, стаж работы: Коршунова Наталья Николаевна, учитель физики, стаж работы - 39 лет.

2. Филиал МБОУ "Горловская средняя общеобразовательная школа"
МО - Скопинский муниципальный район Рязанской области "Клекотковская ООШ"
3. I квалификационная категория с 14.05. 2013 г.
4. Педагогическое кредо: никогда не терять надежду в отношении любого ученика, всегда верить в то, что он способен измениться к лучшему.
5. Тема инновационного педагогического опыта: "Воспитание у школьников экологической грамотности" .
6. Сущность опыта.
- Проблема массовой практики, решаемая автором: сегодня, как никогда прежде, остро стоит проблема воспитания людей, способных защитить окружающую среду от своей же незаурядной деятельности, которая уже реально угрожает человечеству самоуничтожением. Воспитание человека, способного жить в гармонии с природой - важнейшая задача школы. При этом физика, как одна из наук, изучающая природу, должна научить детей, как использовать законы природы, не нанося ей вреда.
- Ведущая педагогическая идея опыта: учащиеся должны осознать мысль о том, что законы природы познаются не только с целью их применения на благо людей, но и для того, чтобы человек не нарушал гармонии окружающего его мира и считал бы преступлением нанесение вреда всему живому в природе.
- Средства реализации основной идеи опыта:
· решение физических задач с экологическим содержанием;
· занятия по экологическому воспитанию школьников через поисково-экспериментальную деятельность учащихся;
· пополнение методических пособий по теме, сделанных своими руками;
· использование вопросов на уроке, имеющих экологический подтекст;
· игры на уроках с экологическим содержанием;
· составление экологических таблиц;
· разработки интегрированных уроков;
· вставки на уроке с экологическим содержанием.
- Творческие находки автора:
Моя педагогическая система обучения в основном основана на изложении учителем учебного материала, необходимого для описания физических явлений, вывода законов, формул. Активно используется блочно-модульная технология, позволяющая формировать систематизированные знания, осуществлять дифференцированный и лично-ориентированный подход к обучению, проводить межпредметные связи, особенно с экологией, географией, математикой. Моя система реализуется посредствам применения различных технологий: использование игровых методов, тестовых технологий, модульное обучение, групповая технология.
7. Пропаганда опыта:
Рассмотрение проблем экологии, я считаю, должно быть обязательным для учителя физики. Воспитание у школьников экологической грамотности - это воспитание гражданственности, патриотизма, рачительного отношения к окружающей среде. Проблемы экологии приобрели сегодня международный характер, для многих из них нет государственных границ. Поэтому делюсь названной проблемой со своими коллегами на заседаниях РМО, ШУМО, педсоветах.
8. Описание опыта.
Учебный предмет физика - уникален. Уникальность физики, на мой взгляд, состоит в том, что это почти единственный предмет, где так объемно можно вести экологическое образование, в ходе изучения которого ученики вовлекаются во все этапы научного познания: от информации на уроке, наблюдения и исследования физических явлений до выдвижения гипотез и экспериментальной проверки выводов. Развитие знаний, способностей и интеллекта ученика имеет две основы: качественную и количественную. На уроке происходит изменение этих основ. Экологический компонент способствует и количественному и качественному изменению знаний. Они проявляются в том, что ученик с большим интересом, легче и быстрее решает задачи. Уроки решения задач провожу, чередуя стандартные задачи с оригинальными, с экологическим содержанием. Использую часто методику "погружения в задачу". После записи условия и его осмысления рекомендую учащимся представить ситуацию, описанную в задаче, включить мышление и воображение.
На уроках с экологическими сюжетами всегда есть место формированию потребностей и привычек экологически целенаправленного поведения, здорового образа жизни, стремлению к активной деятельности по охране природы, сознательного соблюдения норм поведения в природе, исключающее нанесение ей вреда.
В школьной программе по физике можно найти много вопросов, задач, имеющих экологический подтекст, экологическое содержание. Предлагаемая ниже подборка литературы поможет найти дополнительные сведения для урока:
· "Проблемы экологического образования и воспитания в средней школе. Тезисы докладов Всесоюзной конференции", Таллин 1980г.
· Зверев И. Д. "Экология в школьном обучении", М.: Знание, 1980г.
· Голубов И. Р. "Окружающая среда и ее охрана" М.: Просвещение, 1985г.
· Дежкин В. "Беседа об экологии" М.: Молодая Гвардия, 1985г.
· Розман Г. А. "Беречь природу". Журнал "Физика в школе", 1995г. №4.
· "Экологическая составляющая курса физики " Ш. Г. Зиятдинов, "Физика в школе" 2004 №3,
9. Внедрение инновационного опыта. Темы уроков, на которых решается экологическая проблема:
· Физические явления. Физика и техника;
· Молекулы. Диффузия;
·Притяжение и отталкивание молекул. Сила, возникающая при деформации тел. Сила трения;
· Давление твердых тел, жидкостей и газов. Атмосферное давление;
· Шлюз;
· Водопровод;
· Архимедова сила. Условия плавления тел;
· Плавание судов;
· Воздухоплавание;
· Работа и мощность;
· Энергия рек и ветра;
· Конвенция в природе и технике;
· Водяное отопление;
· Излучение;
· Удельная теплоемкость вещества;
· Теплота сгорания топлива;
· Плавление и отвердевание;
· Испарение и конденсация. Холодильник;
· Тепловые двигатели. ДВС. Паровая турбина;
· Электрическое поле;
· Гальванические элементы и аккумуляторы;
· Электрический ток в растворах электролитов;
· Электромагнитное поле. Постоянные магниты;
· Электродвигатель;
· Тепловые двигатели и проблема охраны природы;
· Движение искусственных спутников;
· Резонанс и его учет в технике. Звуковые волны;
· Успехи и перспективы электрификации и охрана природы;
· Световые волны;
· Спектр электромагнитных излучение;
· Успехи и перспективы развития ядерной энергетики в России.
10. Результативность опыта:
1) Повышается положительная мотивация обучения, целенаправленно акцентируется внимание к экологическим проблемам производственной деятельности человека, интересам устойчивости жизни и ее безопасности.
2) Выстраивается системный подход экологического образования, система природоохранительных знаний, которые должны изучаться в школе, конструируются учебные тексты, дидактические и вспомогательные материалы, позволяющие обеспечить учебные мотивы в данной теме.
3) Создаются возможности для развития творческой, целенаправленной личности, осознающей конкретные цели и задачи экологического образования и природоохранительного просвещения.
4) Наблюдается положительная динамика познавательных интересов учащихся, учащиеся ежегодно выбирают физику для сдачи экзамена в форме ОГЭ. Каждый год проводится предметная неделя по физике, включающая в себя олимпиады по физике, нестандартные уроки, вечера, конкурсы, проектную деятельность, экскурсию на фоне природы, поле чудес на экологическую тему и т.д.
11. Реализованы проекты:
- Экология населенного пункта, в котором мы живем;
- Экологическое состояние кабинета физики.
- Изучение экологического состояния села Клекотки.
- Мониторинг состояния водоема в селе Клекотки.