Значимость морально-этических аспектов развития личности


Значимость морально – этических аспектов в становлении личности
Сегодня перед современными родителями, педагогами и обществом необычайно актуальной является проблема нравственного воспитания детей.
Суть нравственного воспитания.
Перед тем, как освоить методы нравственного воспитания детей, важно разобраться с основными понятиями – воспитание, нравственность и мораль.
Если заглянуть в знаменитый «Словарь русского языка», составленный С.И.Ожеговым, то можно прочитать следующие разъяснения:
Воспитание – определенные навыки поведения, которые прививаются родителями, детскими учреждениями и окружающей социальной средой. Данные навыки поведения активно используются человеком в общественной жизни.
Нравственность – правила, которые определяют особенности поведения и духовные качества, которые нужны человеку для нормальной адаптации в социуме.
Мораль – это и есть нравственность, характеризующаяся определенными правилами и нормами. Следует отметить, что многие известные педагоги, психологи и философы уверенны, что нравственность является границей дозволяемого совестью, а нравственное воспитание детей первоначально формируется в семье.
Существует тесная взаимосвязь между семьей, нравственностью и ребенком.
Специалисты утверждают, что нравственность личности основывается на трех уровнях.
Рассмотрим их более детально:
Мотивационно – побудительный уровень
Данная ступень нравственности содержит определенные мотивы поступков, систему убеждений и потребности. Вот эти самые реакции взрослых и являются определяющими на данном уровне. Какую установку ребенок вынесет себе на будущее.
Папа помог старушке донести тяжелую сумку, в транспорте уступили место.
Какая мысль появляется у ребенка?
Пожилым людям надо помогать, относиться к ним с уважением. Или помогать нужно тем, кто нуждается в помощи.
Эмоционально – чувственный уровень
Данный уровень основывается на разнообразных эмоциях и чувствах, которые необходимо правильно развивать и воспитывать.
Такие важные состояния человека как: жалость, сочувствие, отзывчивость и сопереживания прямо связаны с эмоциями ребенка. Развитие и воспитание данных чувств должны осуществляться не только словом, но и личным примером. При этом нужно помнить, что лучше использовать искренность и ласку, а не запрет и отчуждение.
Если в семейных отношениях доминируют упреки, скандалы и агрессия, то не следует ожидать от ребенка в будущем высокого уровня нравственности.
Рациональный уровень
Этот уровень включает в себя основные моральные знания, идеалы, моральные оценки и нормы поведения. Развивать у ребенка нужно все уровни для формирования многообразного нравственного мира.
Стадии нравственного воспитания
Каждый человек проходит пять основных стадий нравственного развития, которые помогают преобразиться в нравственно устойчивую личность.
Ребенок не может полноценно пройти через все стадии без постоянной помощи и любви родителей, выполняющие определенную роль на каждой стадии.
Рассмотрим данные стадии более детально:
Стадия младенчества
В данный период ребенок – Центр Вселенной, т.к. на любое его требование он получает чувствительный и внимательный отклик у родителей. В этот период формируются и развиваются первые чувства, которые становятся его собственной «нормой» поведения.
Если ребенок в этот период получает внимание, заботу, зрительный контакт и тактильное тепло, тогда у ребенка будет формироваться доверие и открытость к внешнему миру. И наоборот, если внимание к ребенку будет не в полной мере, тогда у ребенка формируется недоверие к окружающим и тяжелая социализация в будущем.
Стадия ползункового возраста
На этой стадии ребенок понимает, что кроме родителей существуют и другие люди, которые имеют собственные потребности и права. Ребенок поступает так, как ему говорят близкие люди. Он еще не определяет самостоятельно, что такое «хорошо» или «плохо».
Стадия дошкольника
Возраст от 3 до 7 лет является поворотным в нравственном воспитании ребенка! Именно в этот период закладывается основа нравственного развития. Ребенок впервые задумывается о том, что хорошо и что плохо, что такое зависть и хвастовство, скромность, высокомерие, подлость, бескорыстность, щедрость и доброта.
Мир ребенка расширяется. В нем появляются ровесники, другие взрослые – воспитатели, учителя, друзья и знакомые родителей.
Ребенок начинает усваивать и понимать семейные ценности. То, что является актуальным для его родителей, становится автоматически актуальным для него.
Это тот период, когда закладываются базовые ценности и установки, которые ребенок пронесет через всю свою жизнь.
Главное и основное в этот период – это беседовать с ребенком, совместно просматривать и обсуждать мультфильмы, ситуации, сказки, истории.
Стадия от семи до десяти лет
В этот период происходит возникновение личного сознания, начало дифференциации внутренней и внешней стороны личности ребенка.  Переход к новой социальной ситуации – позиции школьника. Ребенок приходит к осознанию своего места в мире общественных отношений.  Он верит, что должен обязательно слушаться взрослых и родителей. Часто встречаемся с тем, что обучающийся начальной школы говорит «А мне так Марья Ивановна говорила. Значит нужно делать так!». У них начинает формироваться чувство справедливости. У ребенка вырабатывается собственное мнение, которое не всегда аналогично с точкой зрения взрослого. Дети уважают чувство справедливости и не любят когда ущемляют их права.
Стадия от десяти лет до подросткового возраста
В данный период ребенок стремится быть популярным, поэтому легко поддается влиянию окружающих его людей и может перенимать их ценности. Он проверяет разнообразные системы ценностей и определяет наиболее актуальные для себя. Подростки уже могут абстрактно рассуждать о нравственных понятиях и ценностях, а также проявлять интерес к общественному мнению.
Т.е., нравственное развитие проходит этапы от понятия «Я», через «Мы»
А что будет, если мы не будем участвовать в нравственном и личностном развитии наших детей?
Все в этом мире структурировано, жизнь не терпит хаоса и природа не терпит пустоты.
У ребенка нравственные понятия и на их основе его личностные ценности все равно формироваться будут. Он будет выхватывать информацию извне, там, где услышит и увидит, и то, что услышит и увидит.
На ребенка с момента рождения оказывает влияние большое количество информации, которая не всегда способствует правильному нравственному развитию ребенка, а наоборот размывает четкие границы норм его поведения и правила взаимодействия с окружающим миром.
Телевидение (ТВ) занимает одно из ведущих мест по силе воспитательного воздействия после семьи, являясь инструментом интенсивной социализации детей. ТВ во многом подменяет другие социальные институты по формированию нравственных, социокультурных и поведенческих установок. Воздействие ТВ на человека начинается в самом раннем возрасте, причем зачастую с просмотра мультфильмов. Уже многие десятилетия мультфильмы являются неизменными спутниками детей, в том числе значительно влияют и на процесс гендерной социализации путем механизмов идентификации и подражания понравившимся героям.
Одним из мультфильмов, оказывающий негативное влияние на психическое развитие ребенка – «Маша и медведь». Если анализировать видеоряд, то можно увидеть, что происходит быстрая смена картинки и действий. И у ребенка который часто смотрит серии мультика может развиться логоневроз, поскольку когнитивная информация не успевает усваиваться.
«Маша – веселая, озорная и милая девочка, как может показаться на первый взгляд, но уже вскоре становится видно, что в этого персонажа заложены совсем не положительные качества: она эгоистична, избалованна, невосприимчива к критике, капризна и неаккуратна. Все ее шалости всегда сходят ей с рук. Маша противопоставляет себя природе, используя ее как средство достижения цели.
Несмотря на то, что Медведь намного старше по возрасту, она не проявляет к нему никакого уважения. Поведение Маши неадекватно и антисоциально, авторитет взрослого не имеет для нее значение. Медведь наделен совсем противоположными характеристиками. Мы с первой серии видим его хозяйственным, заботливым, сдержанным, добрым и терпеливым. Однако маленькому зрителю будет не так интересен данный персонаж, куда привлекательнее для него будет озорница, вытворяющая все, что только приходит ей в голову. Вот тут и срабатывает механизм подражания, субъектом которого становится Маша. Ребенок подсознательно копирует ее образцы поведения, он не понимает, что Маша совершает некрасивые поступки, потому что за этими поступками в фильме, как правило, не следует никакого порицания, никакой должной моральной оценки.
Стоит отметить измененные гендерные стереотипы: Медведь, выступающий как представитель мужского пола, варит обеды в фартуке, убирается по дому, заготавливает соленья на зиму, стирает, а девочка Маша демонстрирует модель поведения маленького хулигана, которая лишена способности любить. В ней нет того, что лежит в основе женского начала – сочувствие, нежность и доброта. И вот огромный вопрос к родителям хотят ли, чтобы их ребенок так воспринимал мир и общался, как общается Маша. А как эта выросшая Маша будет относиться к собственным детям. Ведь не секрет, что современные матери часто отказываются кормить грудью своего ребенка боясь испортить фигуру и отказывают им во внимании и любви, когда они плачут, считая что ребенок манипулирует своим плачем.
После просмотра этого мультфильма у детей могут формироваться искаженные гендерные представления.
Главный вредоносный вирус м/ф: взрослый не воспитывает ребенка, а потакает ему. Не показывает, что можно делать, а чего нельзя, не воспитывает, а плывет по течению идет на поводу у ребенка. Можно вести себя как хочешь, и тебе за это ничего не будет, а наоборот получишь сладости, подарки, исполнение желаний.
А на примере мультфильма – «школа Монстр Хай» – можно посметреть, что девочки – монстрики учатся в школе, однако уроков не посещают, при просмотре данного мультфильма у детей подсознательно формируется установка на то, что можно быть школьником, но при этом школу можно не посещать.
Или например «Губка Боб квадратные штаны», который с экрана демонстрирует конфликтное поведение.
А обращаясь к мультфильмам нашего детства, можно проследить воспитательную нить. Там в ответ на такое поведение следовало осуждение со стороны значимого окружения.
И сейчас есть ряд мультфильмов, которые несут познавательную и воспитательную направленность. А роль родителей обсуждать с детьми поведение и поступки героев.
Негативные качества прививаются нашим детям не только по средствам мультфильмов и выпуском игрушек, но и с помощью печатной продукции. В последнее время популярным среди детей стал блокнот под названием «Уникальный блокнот для творческих идей «Уничтожь меня», где представлены страницы которые можно мять, рвать, топтать. Само название блокнота несет разрушительный эффект.
И в конце концов этот блокнот предлагается выбросить и смириться с потерей. Что может способствовать формированию небрежного отношения не только к вещам, но и эмоциональной привязанности.
Все, выше перечисленное является хорошим качественным продуктом для либерально – ювенального воспитания детей.
Отточенное оружие для стрельбы по нашему будущему.
Идет навязывание чужого мнения, которое впоследствии воспринимается ребенком как свое собственное. Формируются определенные шаблоны мышления и поведения, которые несут негативный характер.
Современные дети этим живут и мы не в силах отменить целый мир если он уже существует, но мы можем помочь ребенку найти правильный ориентир.