Урок-игра Мифы и легенды Древней Греции


УРОК-ИГРА
«МИФЫ И ЛЕГЕНДЫ
ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ»
Преподаватель истории и общественных дисциплин
Жгун Наталья Александровна
Цель урока: в игровой форме закрепить знания по культуре Древней Греции; выявить и ликвидировать пробелы; заинтересовать учеников исторической литературой.
Оборудование: кроссворды, плакаты, презентации учащихся, викторины, ребусы, головоломки, карточки – задания и т.д.Ход урока
I. Во вступительном слове учитель ставит перед классом задачу, объясняет условия игры, указывает на необходимое количество баллов для получения той или иной оценки.II. Викторина «Древняя Греция»
1.Какие города-государства участвовали в Троянской войне? ( Троя и Микены.)
2. Согласно теории греков, миром правили три брата – Зевс, Посейдон и Аид. Где правил каждый из них? ( Зевс – верховный бог, Посейдон – бог моря, Аид – бог царства мертвых.)
3. Как называлось чудовище, которым матери пугали своих детей? ( Алфито.)
4.Чему покровительствовал бог Дионис? ( Виноделию.)
5. Полубык – получеловек, назовите его имя. (Минотавр.)
6. Назовите имя бога времени. ( Крон.)
7. Гора – обитель богов. ( Олимп.)
8. Бог солнца, света и правды. (Аполлон.)
9. Назовите имя богини мудрости и войны. (Афина.)
10. Как звали богиню земледелия и плодородия? ( Деметра.)
11. Дочь Зевса и Геры, служанка богов, символ вечной молодости. (Геба.)
12. Назовите имя сына Зевса и Алкены, самого сильного из героев. (Геракл.)
13. Назовите имя богини радуги, крылатой вестницы богов. (Ирида.)
14. Сколько знаменитых подвигов совершил Геракл? ( 12)
15. Как звали царя, к которому Геракл попал в услужение? ( Царь Микен Эврисфей.) 16. Назовите имя слепого поэта - сказителя, автора эпических поэм «Илиада» и
«Одиссея». (Гомер.)
17. Как называется холм, посвященный богу Аресу, на котором заседал Совет
знати? (Ареопаг.)
18. Как называют участника состязаний, человека крепкого телосложения,
силача? ( Атлет.)
19. Греческий историк. (Геродот.)
20. Как называется напиток богов? ( Нектар.)
III. Персонажи древнегреческой мифологии
Приведите в соответствие имена по отношению к мифам, в которых они использованы.
1.Миф о Трое 1.Агамемнон
2. Икар 6.Даная
3. Авгий
2.Миф о Персее 11. Антей
4. Горгона 12. Гелла
Медуза
7.Эдип 13.Андромеда
5. Медея
14.Ахила
3. Миф о Геракле 8. Атлант
4. Миф об аргонавтах
9. Ясон


10. Гектор
Правильный ответ:
миф о Трое (1,7,10,14)
миф о Персее (4, 6,13)
миф о Геракле (3,8,11)
миф об аргонавтах (2,5,9,12).
Этот конкурс можно провести письменно, дав возможность ребятам проверить себя, или устно, если время ограничено ( под контролем учителя дети быстро разберутся, помогая друг другу, и дадут правильные ответы).
IV.Реши кроссворд.
107
5
68
9
2
4

3
1

1. Рядом с этой богиней часто изображают лань. (Артемида.)
2.Как называется одна из поэм Гомера? (Одиссея.)
3.Великий поэт древности, создавший литературное произведение «Геагония».
( Гесиод.)
4. Сколько олимпийских богов существовало в мифологии? (Двенадцать.)
5. Имя бога, покровителя науки и искусства. (Аполлон.)
6. Гора, на которой жили боги. (Олимп.)
7. Он считал, что первоосновой всего является огонь, из которого все возникает.
(Гераклит.)
8.Бог, повелитель стихии. (Зевс.)
9. Животное, считавшееся священным. (Бык.)
10. Дочь Зевса, родившаяся из его головы. (Афина.)
V. Двенадцать «А»
Отгадайте имена древнегреческих божеств, богов, героев, деятелей и название местности, начинающиеся с одной и той же буквы А.
1.Укрепленная часть города, «кремль». Особенно известен он в Афинах, расположенный на крупном холме, высотою до 100 метров. Холм этот был посвящен богам, и на нем находились различные священные памятники, храмы и статуи. Одной из них являлась 20-метровая статуя Афины. (Акрополь.)
2.Пища греческих богов, сообщавшая им вечную юность и бессмертие. Считалось, что бессмертие может получить и смертный, если его тело натирать пищей богов. (Амброзия.)
3. Дочь Зевса и Геры, сестра Аполлона, родившаяся вместе с ним на о.Делосе, неутомимая богиня охоты, покровительница животных, особенно новорожденных. Жизнь ее протекает на лоне природы: с луком и колчаном за спиной, с копьем охотника в руках, в коротком до колен платье, вечно юная дева охотится в лесах и полях, а после охоты отдыхает в тенистых гротах. На изображениях чаще всего ее спутником является лань. (Артемида.)
4. Прекраснейшая из богинь, воплощение идеальной женской красоты, символ женского обаяния, богиня любви, покровительница браков и семейного счастья. Красота ее всепокоряющая: при ее появлении солнце светит ярче, цветы распускаются пышнее, дикие звери ласкаются к ней. По одной из легенд, она произошла из морской пены, волны выбросили ее на о.Кипр, который является главным местом ее почитания. От него и ее второе имя Киприда. (Афродита.)
5. Лучезарный, сияющий сын Зевса и Леты, покровитель музыки, поэзии, хранитель всего возвышенного и прекрасного, бог света и тепла. Даже само рождение его на острове Делосе, до этого носившемся в океане в виде бесформенного нагромождения камней, принесло свет и тепло. Неприступные голые скалы покрылись травой, зацвели цветы, зажурчали ручьи и живительные источники. Ему посвящен лавр, который вручали победителю игр-состязаний, ежегодно проводившихся в его честь. (Аполлон.)
6.Часть Пелопоннеса, где по преданиям греков, родился козлоногий бог лесов Пан. Окруженная с трех сторон мощными горными цепями, она не знала развития промышленности и пользовалась у остальных греков славой земли гостеприимного, благочестивого и счастливого пастушеского народа. Многие позднейшие поэты идиллически воспевали ее как страну простоты нравов, патриархальности, мирного счастья. ( Аркадия.)
7.Вторая река загробного мира по греческим мифам. Преодолев первую – Стикс, тени умерших попадали на берег этой реки скорби, через которую грязный, нечесаный, отвратительный, свирепый и неприступный старик Харон перевозит в утлом челне за один обол ( медная монета) тени умерших в подземное царство Аида. (Ахеронт.)
8. В сказаниях греков это храбрейший из греков, сын смертного – одного из царей Фессарии и морской богини Фетиды, которая и после вступления в брак со смертным была вхожа на Олимп. По ее просьбе боги покровительствовали ее сыну, помогали совершать героические поступки. Фетида, желая сделать сына бессмертным, погрузила его в воды Стикса, лишь одна пята оказалась уязвимой. (Ахиллес.)
9. Родоначальница всех звезд и ветров, богиня утренней зари. Сестра бога Гелиоса и богини луны Селены, она олицетворяет собой розовый нежный утренний свет, рассеивающий ночные сумерки. О на открывает ворота для въезда Гелиоса. (Аврора.)
10. Смертный юноша удивительной красоты, которого страстно полюбила Афродита и проводила с ним время в развлечениях и на охоте. Арес, гневный, несущий разрушения, бог войны, ревновал богиню к юноше и стал причиной его гибели. Опечалилась богиня, узнав о смерти своего любимца. Из его крови она вырастила цветок – воплощение нежной прелести. (Адонис.)
11. Могучий исполин, поддерживающий своими плечами по приказу Зевса небесный свод. Этому наказанию он подвергся якобы за то, что с другими титанами покушался на самого Зевса, стремясь захватить небо. Изображают его чаще всего в виде могучей мужской фигуры, поддерживающей архитектурные перекрытия. (Атлант.)
12. Юго-восточная область средней Греции, соединительное звено между Балканским полуостровом и архипелагом. Почвы здесь тощие, каменисто-известняковые, наиболее пригодные для произрастания олив. Здесь особенно чтили Афину. Известен миф о том, что между Афиной и Посейдоном разгорелся жаркий спор - кому владеть этой страной. Богами было решено, что она будет отдана тому, кто создаст лучшее творение. Ударил Посейдон трезубцем по скале, с силой вырвалась струя воды из скалы, а из нее вышел замечательный конь. Взнуздал его Посейдон и научил людей обращаться с ним. С восхищением смотрели судьи на прекрасное творение и с нетерпением ждали очереди Афины. От удара ее копья по той же скале выросло оливковое дерево. Суд богов решил, что страна будет принадлежать Афине ( в гористой стране невыгодно заниматься коневодством, а оливы произрастают хорошо и дают масло). Именем Афины был назван главный город страны. (Аттика.)
VI. Подведение итогов.
Данная работа дает возможность ученикам увидеть свои недостатки, пробелы в знаниях. Оценку «2» можно не ставить, предложив подготовиться к зачету. У детей появится стимул к более добросовестной подготовке.