Урок мужества посвященный к 70-летию авиатрассы Аляска — Сибирь
Через века, через года – помните!К 70-летию авиатрассы «Аляска-Сибирь»Еремеева Т.С.Учитель истории и обществознания Цель урока: Ознакомление учащихся с историей авиатрассы «Аляска-Сибирь»Заполнение пробелов в знаниях учащихся о Великой Отечественной войне;способствовать на примере героических подвигов летчиков к воспитанию патриотизма, любви к родине; АЛСИБ – это воздушный мост Аляска – Сибирь, по которому в годы ВОВ осуществлялись перегон самолетов и поставки вооружений в рамках соглашения о ленд-лизе между СССР и США от 11 июня 1942 г. Общая протяженность трассы Фэрбэнкса до Красноярска сотавляла – 6500 км. Из них по территории СССР -5000 Была открыта 7 октября 1942 года. Авиационная трасса проходила по линии Фэрбенкс (Аляска, США) – Уэлькаль – Сеймчан – Якутск – Киренск – Красноярск – Омск – Свердловск – Казань - Москва. Для доставки самолетов была сформирована 1-я перегоночная авиадивизия под командованием Героя Советского Союза И.П.Мазурука, базировавшаяся в Якутске. Вспоминает Илья Мазурук: - Неожиданно меня вызывают в Кремль – на заседание ГКО. Там Сталин задает мне вопрос: можно ли по недавно проложенному Северному морскому пути доставлять самолеты из США?- Нельзя, – отвечаю. – Все замерли…- Почему? – сверлит взглядом.- Наступает полярная ночь. Авиация там еще на уровне подсобной. Очень мало аэродромов, на них ничтожен запас горючего. Его сможем завезти в навигацию 43-го года…Сталин поворачивается к Ворошилову: – Да, запасы наши в Рязани… Чем вы занимались вообще?! И – уже мне: А через Камчатку?- Тоже невозможно. Самолетам придется долго быть над морем. Джугджурские горы. Здесь также неблагоприятные метеоусловия, для истребителей путь длинный и непригодный. Негде создавать площадки.Сталин идет к столу, переворачивает листки календаря, что-то пишет, а затем говорит Ворошилову и Новикову:- Послезавтра доложите. Трасса должна быть… Командование 1ПАД Слева направо: Пушкарский А., Мельников А.Г., Мазурук И.П., Пряничников И.Я., за обсуждением оперативных вопросов 9 октября 1941 года на основании постановления о строительстве ВТКУ Совнарком Якутской АССР 12 октября принял решение «немедленно приступить и закончить к 1 декабря 1941 года строительство аэродромов в гг. Якутске, Алдане и Олекминске». Местным руководителям предлагалось для выполнения работ в указанные сроки мобилизовать население, чтобы ежедневно на строительстве каждого аэродрома работало не менее 300 человек. Руководство республики держало под особым контролем ход строительства и реконструкцию аэродромов, а также другие мероприятия, связанные с авиацией. На строительство трассы Красноярск—Якутск—Уэлькаль, была откомандирована группа специалистов Якутской авиагруппы, среди которых были пилот В.И. Кузьмин, авиатехники И.П.Митраков, А.В.Сдобников и другие. Руководил изысканиями и строительством уполномоченный Государственного комитета обороны, прославленный полярный летчик, принимавший участие в спасении экипажа “Челюскина”, Василий Молоков. В конце 1942 года генерал-майор Молоков ушел на фронт, где до конца войны командовал 213-й ночной бомбардировочной авиадивизией. Василий Молоков На территории Якутии были открыты новые сухопутные аэропорты в Оймяконе, Хандыге и Зырянке. Морским путем, а затем по Лене в аэропорты воздушной трассы доставлялись из США техника для строительства аэродромов, бензо- и маслозаправщиков, станочное оборудование.К осени 1942 г. всего за 10 месяцев, были закончены строительство и реконструкция 16 аэродромов. Административным центром перегоночной трассы был выбран Якутск, расположенный примерно посредине трассы. Учитывалось и то, что в Якутске имелась возможность организовать ремонт самолетов, здесь же находился самый мощный на северо-востоке страны радиоцентр. В Якутске разместились штабы перегоночной дивизии и Красноярской воздушной трассы, базировался 4-й перегоночный авиаполк, а также 8-й транспортный авиаполк, сформированный в июне 1943 года. За три года функционирования трассы его экипажем было выполнено 15 полетов на ледовую разведку, 29 — для обслуживания золотодобывающих и рыбопромысловых организаций, 15 — для доставки имущества и продовольствия метеостанциям, 80 — для обслуживания Дальстроя. В 1943 году по просьбе наркомата электропромышленности были выполнены рейсы по доставке техники, снаряжения и продовольствия на рудники Алданской экспедиции треста № 13, добывавшие «оборонные минералы» (видимо, слюду). Стенгазета 4 перегоночного авиаполка (ПАП) Без точных карт через горы, тундру, тайгу, через самую суровую климатическую область планеты, где и магнитные компасы ненадежные помощники. Над Верхоянским хребтом В СССР из США поставлялись бомбардировщики, военно-транспортные самолеты, истребители. Прилетающие из США самолёты. На данном фото лидер строя «клин» бомбандировщик В-25, истребители – Р-63 «Кингкобра». 1944 г. Бомбардировщик В-25 «Митчелл» на аэродроме в Барановичах Механики за работой. Тренировочный самолет АТ-6 «Тексан» готовится к перелету из Якутска в запасной авиаполк, где переучивали советских пилотов на американскую авиационную технику. Август 1943 г. Гидросамолёт "Каталина" на реке Лене. Якутск. Техник-лейтенат 4 ПАП Николай Александров на фоне трофейного немецкого самолета Зибель Si-204D. Для обслуживания воздушной трассы за годы войны было реконструировано и построено 16 аэродромов, 274 здания и сооружения. В 1942 – 1945 годах по трассе АЛСИБ перегнали около 8000 самолетов, было перевезено около 19000 тонн грузов, 319 тонн почты. Контрольная вышка аэродрома (наши дни) АЛСИБ использовался и как международная пассажирская и дипломатическая авиалиния, по которой перевезли более 128 тысяч пассажиров, в том числе платных более 17 тысяч. 1-ый ПАП перегонял самолеты из Фэрбэнкса через Берингов пролив до Уэлькаля. 2-й ПАП с Уэлькале до Сеймчана. 3-й ПАП — из Сеймчана до Якутска, 4-й ПАП — из Якутска до Киренска, 5-й ПАП — из Киренска до Красноярска. Передав самолеты соседнему полку, летчики возвращались на свою базу транспортными самолетами специальной эскадрильи, которую позже преобразовали в 8-й транспортный полк. Зима 1942/43 года была на Аляске на редкость суровой – морозы превышали 60 градусов. В термометрах твердела ртуть, замерзали пушные звери. Три тысячи километров маршрута были неимоверно трудными. Летели часто при плохой видимости и, не зная, что ждет по курсу. Сейчас на Аляске работает сто пятьдесят метеостанций, тогда их было лишь десять. Метеосводки из-за магнитных бурь трудно было передавать. Радисты “с голоса” переходили на более надежную искровую “морзянку”. Карты были неточными. Перепад температур по высотам в этих местах был для летчиков новостью. Облака стояли слоем толщиною в несколько километров. В один из самых морозных дней на трассе погибло от холода одиннадцать человек. У озера Ватсон один из самолетов попал в буран и разбился. Два пилота погибли, а два других, привязав у коленей лыжи и надев на руки боты, ползли на четвереньках. Их нашли через четыре дня – были живы и продолжали ползти. От места аварии их отделяло шесть километров. Мороз был 59 градусов.Ампутация обмороженных пальцев была на трассе обычным делом, “при вдохе из зубов выпадали пломбы”, было немало случаев обмораживания легких, а одному страдальцу ампутировали обмороженную губу. “Летают даже при 68 градусах!” – отмечал военный корреспондент, побывавший на самой холодной трассе.133 машины и почти столько же пилотов потеряли ВВС США на своем участке трассы перегонки, прозванном ими Алканом (Аляска-Канада). Вот текст приказа командира 1-й перегоночной авиадивизии полковника Андрея Мельникова, разъясняющий причины потерь Согласно данным, на советском участке трассы произошло 279 летных происшествий, из них: 39 катастроф, 49 аварий, 131 поломка и 60 вынужденных посадок. Погибло 114 человек.Причины потерь: сложные метеоусловия, плохое метеообеспечение, конструктивные недостатки и производственные дефекты (по этой причине потеряно 8 машин), неполная подготовка к вылету матчасти (потеряно 7 машин), плохая техника пилотирования в сложных метеоусловиях (потеряно 18 самолетов), недисциплинированность летного состава (потеряно 8 самолетов), плохая организация полетов (потеряно 9 самолетов). В начале 1946 года перегоночная трасса Аляска — Сибирь прекратила свою деятельность. В наследство от трассы Якутии осталась разветвленная сеть хорошо оборудованных аэродромов с полным комплектом наземных радионавигационных средств.Героизм тружеников трассы Аляска — Сибирь получил высокую оценку — Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 ноября 1944 года за образцовое выполнение заданий командования по перегонке боевых самолетов 1-я перегоночная авиадивизия была награждена орденом Красного Знамени, а многие офицеры и солдаты — орденами и медалями. Фэрбэнкс В ноябре 1997 года, когда отмечалось 55-летие трассы, в Якутском аэропорту на новом здании аэровокзала была открыта мемориальная доска, которая напоминает о тех героических событиях, произошедших в Республике Саха (Якутия) в годы Великой Отечественной войны. Летчики-ветераны АлСиб на аэропорту Провидения в 1992 г. На 20-летнем Юбилее трассы На 50-летнем Юбилее трассы АлСиб Авиаторы СССР и США встретили 70-летие открытия Аляска-Сибирь в здании Ил-Тумэна В настоящее время в Якутии ведутся исследования, цель которых найти обломки, документы. В 2012 г. Запланировано проведение самолетов под водой, в горах Конец лекцииЧто мы узнали нового? В коком году была открыта авиатрасса Аляска-Сибирь? 1942 год в рамках какого соглашения между СССР и США от 11 июня 1942 г. осуществлялись перегон самолетов и поставки вооружений? Ленд-лиз Укажите маршрут трассы Фэрбенкс (Аляска, США) – Уэлькаль – Сеймчан – Якутск – Киренск – Красноярск – Омск – Свердловск – Казань - Москва. Кто был назначен командующим 1-ой перегоночной авиадивизии? Героя Советского Союза И.П.Мазурука Кто руководил изысканиями и строительством трассы? прославленный полярный летчик, принимавший участие в спасении экипажа “Челюскина”, Василий Молоков. Какие бомбардировщики, военно-транспортные самолеты, истребители поставлялись В СССР из США? бомбандировщик В-25, истребители – Р-63 «Кингкобра», АТ-6 «Тиксан» Протяженность авиатрассы Фэрбэнкс - Красноярск 6500 км Перечислите причины потерь авиатехники Причины потерь: сложные метеоусловия, плохое метеообеспечение, конструктивные недостатки и производственные дефекты, неполная подготовка к вылету матчасти ,плохая техника пилотирования в сложных метеоусловиях, недисциплинированность летного состава, плохая организация полетов. Спасибо за внимание!