Конспект интегрированного внеклассного мероприятия История вещей (история+физика).

Сценарий внеклассного мероприятия по физике и истории
«История вещей» (звук).
Пояснительная записка.
Форма проведения: Салон вещей.
Цели:
Побуждать у учащихся интерес к изучению истории вещей, их физических свойств;
Содействовать формированию у учащихся представлений об истории вещей, их физических свойствах, как неотъемлемой части истории и культуры народа, гордость за их достижения;
Способствовать развитию инициативы и творчества.
Участники: учащиеся 9б и 10а класса.
Место проведения: кабинет физики.
Подготовительные мероприятия:
составление сценария
подбор материала
сбор реквизита
оформление выставки
создание презентации
музыкальное оформление
подбор сценария
распределение ролей
подготовка сообщений
приглашение учащихся 9а класса, учителей.


























Пояснительная записка.
Общая цель преподавания в высшей степени
зависит от культурного направления эпохи.
Ф. Клейн.
В настоящее время информации катастрофически много, следовательно, учебные программы информационно перегружены по объему и содержанию, однако уровень познавательной способности учащихся ограничен, да и изучают они не только физику и историю – из-за сильной дифференциации наук дети не имеют целостной картины мира, не перенося знания одного предмета на другой. Необходимо сократить разрыв между физикой, химией, биологией, экологией, историей, литературой и обществознанием, сократить разрыв между наукой, культурой и жизнью в целом.
Чтобы доказать, что физика – часть общечеловеческой культуры, нужно включить в изучение широкий курс прикладных вопросов, в том числе и гуманитарных.
Через культуру, повседневную жизнь людей, обычаев, традиций, достижения науки возникает представление о нашем Отечестве. История «оживает», она перестает быть набором причин и следствий. В ней начинают действовать люди со своими открытиями, достоинствами и недостатками.
Очевидно, что на настоящем этапе просто невозможно обойтись без межпредметной интеграции. Мы возвращаемся к той ситуации, когда не было историков, физиков, биологов, химиков, а были философы. На заре науки не было необходимости их разделять, в настоящее время их необходимо вновь объединить общими идеями и целью познания. На начальном этапе, в этом плане, хорошо работают интегрированные уроки и занятия, а так же технологии критического мышления и проектной деятельности.
Детям подобные уроки и занятия начинают нравиться. Это дает возможность проявить себя, научиться работать в команде, а также научиться не только выдвигать идеи, но и защищать их, т.е. дети приобретают навыки выполнения своей работы в выгодном свете, что очень ценно в современном обществе.
Можно надеяться, что применение новых технологий не только вызовет у детей интерес к предмету, но даст им возможность оптимально подготовиться к дальнейшему обучению и работе.
Предлагаем сценарий интегрированного занятия «История вещей» (физика + история). Данный материал могут использовать учителя физики и истории при проведении уроков и внеклассных мероприятий по предмету, а так же классные руководители при подготовки и проведении классных часов о достижениях наук.










































Ход мероприятия.
В кабинете физики размещены все участники мероприятия.
Часть кабинета оформлен как салон вещей (выставка).
Звучит спокойная, настраивающая на работу, музыка. На фоне музыки демонстрируется презентация «История вещей».
Учитель истории: Дорогие, ребята, уважаемые учителя, гости. Вы находитесь в салоне «Биография вещей». Мы сегодня предлагаем вам совершить путешествие по салону. Будем говорить о вещах знакомых и не знакомых, которыми мы пользуемся и пользовались наши предки. Послушаем об истории вещей и их физических свойствах.
Сценка.
Дружинник: (входит с веничком и садится за стол)
- Ух, хороша банька! Венчик сюда положим. Здраво банька творит и не вредит! Что ж, попьем чайку, кваску да кисельку. Тут и мед, и молоко, сахарок, да варенье, хлеб и пряники. Вот я, добрый молодец, киселя поем, молока нахлебаюсь, чаю напьюсь(Ест) Подставляет к самовару стакан, наливает кипяток: - Чтобы стакан не лопнул, положу в стакан ложечку (объясняет для чего)
1-й ведущий: Время действия - XIII век. Все правильно в этой сцене?
Комментируют 2-й ведущий и зрители.
Правильный ответ: Чай на Руси появился в XVII веке, его прислал в подарок (4 пуда) монгольский хан царю Михаилу Федоровичу, а потом, в конце XVII привозили из Китая. Сахара в XIII тоже не было, его промышленное производство началось в Индии с XVI века, а в России с XVIII века. Наверное, варенье, если оно было, делалось не на сахаре, а только на меду.
1-й ведущий: А теперь что?
2-й ведущий: А теперь обед.
1-й ведущий: Да ведь только что
2-й ведущий: Обед! После трудов праведных обед, сотоварищи.
Дружинник: Авдотья Никитишна, неси обед.
(Авдотья Никитишна ставит на стол семечки, картошку, помидоры, грибы, яблоки, масло, хлеб. Раскладывает деревянные ложки и обычные вилки, называя каждую вещь.
Авдотья Никитишна: Кушай, голубок, вот семечки.
1-й ведущий: Ой, ребята, посмотрите, что поставила на стол Авдотья Никитишна.
Время действия – XIII век. Все ли правильно в этой сцене?
(Выслушиваются ответы учащихся и ведущий дает правильный ответ).
1-й ведущий: Семечек не было, подсолнечник завезли, как тыкву, из Америки. Картофель появился в России после Петра I, помидоры в XVIII веке; грибы солили, а не мариновали, не было железных вилок,
Ученик. Рассказ о вилках (Приложение 1); Слайд 1,2.
2-й ведущий: Человек в определенное время занимается делами, отдыхаем. Давайте и мы тоже отдохнем. (Звучит музыка. Танец «Барыня». Исполняют учащиеся класса).
1-й ведущий: После отдыха человек должен быть бодр, трудолюбив и беспокоен, подобно как маятник в часах.
Ученик. Рассказ о часах (Приложение 2); (слайд 3) .
Учитель физики (дополняет). Фотокамера в часах.
Японской фирме CASIO впервые удалось втиснуть цветную цифровую фотокамеру в наручные часы. Память часов модели WQV-10 вмещает до сотни снимков, которые демонстрируются на том же дисплее, где фиксируется и текущее время. Часы запоминают даже дату и время, когда был сделан каждый снимок. Имеется цифровой «телеобъектив», приближающий снимаемые объекты в два раза. Фотографии можно передавать в компьютер или другие такие же часы. Разумеется качество миниатюрных фотографий невысоко: каждая из них состоит всего из 25 тысяч элементов (в «настоящих» цифровых камерах их от полумиллиона до шести миллионов). Но подкупает возможность повсюду носить с собой не обременяющий размерами и весом фотоаппарат.
О песочных часах (практическая работа) (слайд 4).
Наберите теперь две пригоршни сухого песка и медленно высыпайте его через щель между ладонями. Обратите внимание на то, что вначале высыпаются песчинки, лежащие непосредственно над отверстием. А затем – песчинки, расположенные вокруг отверстия в нижних слоях, т.е. ближе к нему.
Продолжим эксперимент. Возьмем лист бумаги, свернем его в трубку, положим горизонтально и засыплем снаружи песком. Конструкция из бумаги будет выдерживать довольно большие нагрузки. Прочность ей придает не только трубчатая форма; нужно, чтобы вокруг трубки и сверху толстым слоем лежал сухой песок. Почему песок не расплющивает трубку, даже если надавить сверху на песок ладонью? Дело в том, что под давлением песчинки перестраиваются так, что заклинивают друг друга, мешая взаимному перемещению. В науке это явление носит название «появление арочных структур». В арке каждый отдельный элемент не может переместиться в направления действия внешней силы – он зажат враспор соседними элементами, которым и передает действующую нагрузку. В результате под давлением (внешним и внутренним) песок утрачивает подвижность и приобретает свойства твердого тела.
По этой причине в песочных часах песок пересыпается равномерно, независимо от высоты его столба (в отличие от воды!). и первыми высыпаются песчинки именно верхнего, потому что не связаны арочными структурами.
Сценка.
Служивый: Как к ракетному заведению приписали, ни сна тебе, ни отдыха. Пороху на эти ракеты немыслимо уходит, материалу всякого и денег без счета, о хо-хо! Слуга! Машину заграничную!
Слуга (вносит ящичек – арифмометр). Ишь, чего удумали иноземцы! Машина самосчетная.
Служивый (крутит ручку). Разорила на ракетах машина заграничная! На счетах-то оно может дешевле выйдет.
Слуга подает счеты.
Служивый (считает, что-то записывая карандашом и приговаривая). Убытки, убытки(раздается бой часов), пора на службу, заведение ракетное! Раньше придешь – выгонят, опоздаешь – высекут! (Уходит).
2-й ведущий: Ребята, прокомментируйте эту сцену.
Правильный ответ: Ракета – очень старое оружие. В 1680 году в Москве было «ракетное заведение», а в конце XVIII века, когда в России появился отличный русский порох, производство стало массовым. Карандашом служивый не мог пользоваться, его изобрели во Франции в конце XVIII века. Арифмометр – машина, выполняющая сложение и вычитание, в середине XVII века уже была, а счеты были еще в начале XVII века.
Ученик: Рассказ о счетах и калькуляторах (Приложение 3); (слайд 5,6).
Учитель физики. Рассказ об А. Нобеле и его изобретениях (Приложение 4).
1-й ведущий: Дорогие гости! Как вам в нашем салоне? Тепло, ли вам?
Есть тепло душевное, человеческое, а есть тепло физическое.
Ученик: История термометра (Приложение 5); (слайд 7).
Забегает коробейник. Под музыку «Коробейники»:
Мыла пахучие –
По две гривны за кусок!
Румяна нелинючие –
Молодись за пятачок!
Вот и камни самоцветные
В перстеньке, как жар горят!
Есть и любчики заветные –
Хоть кого приворожат!
(Коробейник вынимает из коробки спички, очки, зеркало, )
Ведущий предлагает купить товары, которые были в «таком-то» веке.
Участники покупают товары (торгуются) и рассказывают о них.
Ученик: Рассказ о спичках (Приложение 6); (слайд 8).
Ученик: Рассказ о зеркале (Приложение 7); (слайд 9).
Учитель истории. К нам пришли гости, наши дорогие родители. Они станцуют нам русский танец с гармошкой.
Танец «Гармонь любимая».
Ученик: Рассказ о гармошке (Приложение 8); (слайд 10).
Ученик: Рассказ об очках (Приложение 9); (слайд 11).
1-й ведущий: И еще одно уютное творение есть в нашем салоне. Это «русская чайная машина». Так на Западе называли наш самовар.
2-й ведущий: Замечательное свойство самовара отвлекать нехитрой работой, втягивать в неторопливый ритм, врачевать чаепитием душевные раны. И тогда в душе звучит веселая музыка.
Ученик: Рассказ о самоваре (Приложение 10); (слайд 12).
Самовар пыхтит искрится –
Щедрый, круглый, золотой.
Озаряет наши лица
Он своею добротой.
Лучше доктора любого
Лечит скуку и тоску
Чашка вкусного, крутого,
Самоварного чайку!
Самовары появились в России в середине 18 в., когда в домах стали пить чай и кофе. Но еще раньше в русской домашней утвари существовали многочисленные сбитенники и сосуды, способные «сами варить».
Производство самоваров со 2 половины 18 в. было налажено в Москве, Петербурге, Ярославле и Архангельске. Но самым главным «самоварным центром» стала Тула. 1-ую тульскую самоварную фабрику основал в 1778г. Иван Лисицын.
Учитель истории: (дополняет) о Самоваре.
Вот самовар мерцающий, потливый,
Стоит со шпорой крана как петух.
Самым известным атрибутом русского стола конечно же являлся блестящий и пышущий самовар, который, как «водогрейный для чаю сосуд с медной трубой», по своим размерам мог быть большим (на несколько ведер), средним (около ведра и маленьким (на 1-2 стакана).
Самовар вносил в чаепитие праздничность и располагал к неспешной застольной беседе. Во время вечернего чаепития домохозяин с полотенцем на шее выпивал по 20-25 чашек чая. Согласно питейным традициям того времени первые 5 чашек домочадцы пили вприглядку (т.е.глядя на сахарную голову, выставленную посредине стола), затем вприлизку (облизывая свой сектор 7-килограммовой сахарной головы), потом впригрызку (отгрызая свою часть сахара от головы) и лишь под конец чаепития – вприкуску (откусывая по маленькому кусочку от большого куска сахара, завернутого в тряпицу).
В трактирах, расположенных вдоль почтовых трактов, ямщиков потчевали двумя кусками колотого сахара и парой чая, выставляя на стол перед посетителем трактира два чайника: большой – с крутым кипятком, налитым из самовара, и маленький – со свежезаваренным чаем или зельем: морковным или травяным сбором.
1-й ведущий: Наше путешествие закончилось. Есть родословная не только у людей, но и у вещей.
2-й ведущий: И у вещей есть юбилеи, столетия, двухсотлетия и тысячелетия.
1-й ведущий: И вещи проходят «эволюцию».
2-й ведущий: Мы с вами свидетели возникновения новых вещей – компьютеров, например. И даже не удивляемся тому, насколько замечателен наш век.
1-й ведущий: И, может быть, в третьем тысячелетии будут ломать голову новые эрудиты: что такое магнитофон, телевизор, компьютер.
2-й ведущий: И ты уверена, что будут такие игры, как сегодня?
1-й ведущий: Вот в этом я абсолютно убеждена!
Все участники мероприятия приглашаются на чаепитие.
Учитель истории: Существует ли на Земле хоть одно подобное место, (в котором) где чай играет такую важную роль, как на Севере. Чай! Магическое слово для северян. Он важен и необходим в лютые холода. Потребность в чае у северян такова, что скорее он согласится не есть, ежели не пить чаю. Я хочу заметить, что на Севере чай стал мерилом человеческих отношений. Когда все в порядке, то чай льется рекой, ну а если нет, то говорят «чай пьют врозь». А чтобы отношения были более сердечными, предлагаю всем вместе попить чайку. Чай человеку подать – уважение оказать.

Литература.
Рабинович Е.Г. Судьба вещей. М., 1983 г.
Популярная художественная энциклопедия: В 2 т. М., 1986 г.
Внеклассная работа по истории. Авторы – составители: Р.Н.Чеброва, А.В. Бармин. Саратов, ОАО «Издательство «Лицей», 2003 г.
Журнал «Наука и жизнь». 2002г (№7,8,10,12), 2003г, 2006, 2007, 2008г.
Еженедельная методическая газета для преподавателей физики, астрономии и естествознания «Физика». №39, 16-23 октября, 2004г, с 27-31.
Интернет-ресурсы:










13 PAGE \* MERGEFORMAT 14315




15