Доклад по теме «Здоровьесберегающие технологии на уроках английского языка»


Доклад по теме
«Здоровьесберегающие технологии на уроках английского языка»
Слайд 1
Здоровье человека — тема для разговора достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной.
Слайд 2
Ещё великий Генрих Гейне сказал: «Я не знаю большей красоты, чем здоровье». Состояние здоровья подрастающего поколения - важнейший показатель благополучия общества и государства, не только отражающий настоящую ситуацию, но и дающий прогноз на будущее. Ухудшение здоровья детей школьного возраста в России стало не только медицинской, но и серьезной педагогической проблемой и вызывает тревогу специалистов.
Поэтому учителю необходимо найти резервы собственной деятельности в сохранении и укреплении здоровья учащихся. Но как помочь учащимся освоить весь объем знаний, умений и навыков, необходимых для того, чтобы стать востребованными и успешными членами социума, и при этом максимально сохранить физическое и психическое здоровье молодого поколения.
Слайд 3
Поэтому необходимо создать оптимальные условия для участников учебного процесса:
гуманизация содержания урока,
целесообразные формы организации учебного процесса,
эффективные методы обучения,
разнообразные виды поддержки ученика,
право свободного выбора,
комфортная вещно-пространственная среда.
И я рассмотрю подходы к организации главной составляющей образовательного процесса – урока и способам оценки его качества с точки зрения здоровьесбережения.
Слайд 4
 Сам термин «Здоровьесберегающие технологии» можно определить как педагогическую деятельность, которая по-новому выстраивает отношения между образованием и воспитанием, переводит воспитание в рамки человекообразующего и жизнеобеспечивающего процесса, направленного на сохранение и приумножение здоровья ребенка.
Слайд 5
Существует множество определений ЗСТ. Один из известных авторов работ по здоровьесберегающим технологиям в школе, профессор Смирнов Никита Константинович, дает следующее определение здоровьеформирующим образовательным технологиям - все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.
Другой не менее популярный автор, Валентин Дмитриевич Сонькин, приводит еще более обширное определение. Здоровьесберегающая технология, по мнению В.Д. Сонькина, - это условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания); рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями); соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка; необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.
Слайд 6
Известный автор работ по здоровьесберегающим технологиям в школе Петров О.В. отмечает, что не стоит все внимание акцентировать только на учениках, надо подумать и об учителях. Петров под ЗСТ понимает систему, создающую максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования (учащихся, педагогов и др.). 
Таким образом, здоровьесберегающие технологии - тема популярная в педагогической среде, особенно если учесть тот факт, что она даже включена в программы повышения квалификаций учителей. И это не случайно, ведь большую часть дня школьники проводят либо в школе, либо в подготовке к ней. И от школы напрямую зависит здоровье учеников. В стенах школы дети проходят основной период взросления и трудно себе представить место, которое бы также сильно влияло на физическое и психическое здоровье, как школа. Поэтому логично, что сохранение здоровья школьников такая же важная составляющая педагогической деятельности, как и сам процесс образования.
Слайд 7
Здоровьесберегающие образовательные технологии включают в себя:
-технологии проблемного обучения,
-игровые технологии,
-технологии критического мышления,
-групповые способы обучения,
-методы, способствующие активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся, т.е. активные - методы (ученики в роли учителя, обучение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, семинар),
-применение ТСО (в соответствии с гигиеническими нормами),
-включение в урок вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни.
Слайд 8
А сейчас позвольте перейти непосредственно к «Здоровьесберегающим технологиям на уроках английского языка». Ввиду того что иностранный язык является одним из наиболее трудных школьных предметов и характеризуется большой интенсивностью, требующей от учеников концентрации внимания и напряжения сил в течение всего урока, уделять внимание применению здоровьесберегающих технологий на уроках чрезвычайно важно
Слайд 9
В рамках технологии здоровьесбережения я
1. Использую частую смену видов учебной деятельности (опрос, письмо, аудирование, чтение, рассказ, составление диалогов, просмотр наглядных материалов, работу с компьютером, ответы на вопросы, рисование, работу с интерактивной доской).
2. Применяю не менее трех видов преподавания (словесный, наглядный, аудиовизуальный, групповую, парную, индивидуальную, самостоятельную работу), чередую их не позже чем через 10–15 минут; 3. Использую методы, способствующие активизации и творческому самовыражению учащихся, – непринужденную беседу, выбор действия, способа действия, взаимодействия, свободу творчества; активный метод – ученик в роли учителя, исследователя, обучение действием, обсуждение в группах, ролевую игру, дискуссию, семинар. 
4. Применяю динамические паузы или минуты релаксации (норма: дважды за занятие, через 15–20 мин. урока по 1 мин. из трех упражнений). 5. Обязательно стимулирую внешнюю мотивацию (оценка, поддержка, соревновательный момент). 
6. Стимулирую внутреннюю мотивацию – стремление больше узнать, радость от активности, интерес к материалу, удовольствие от полученных знаний. 7. Поддерживаю у детей веру в собственные силы для достижения желаемых результатов в учебе. 
8. Создаю ситуацию успеха (необходимо постоянное поощрение интеллектуальных способностей ребят). 
9. Справедливо оцениваю ответы школьников (использую вариативную систему оценивания: за один урок ставлю баллы за каждый вид деятельности, суммируя их в конце; тогда понятие «двойка» просто исчезнет). Оценка должна помогать, а не отбивать охоту учиться.Слайд 10
Подробнее хотелось бы остановиться на организации и проведении физкультминуток.
Физкультминутки, кратковременные перерывы для проведения упражнений, являются обязательным элементом здоровьесберегающей организации урока, предотвращающим утомление.Их цель – предупреждение утомления, восстановление умственной работоспособности, профилактика нарушений осанки. 
Основные виды физкультминуток: 1) упражнения для снятия общего или локального утомления; 2) упражнения для кистей рук; 3) гимнастика для глаз; 4) гимнастика для слуха; 5) упражнения, корректирующие осанку; 6) дыхательная гимнастика; 7) артикуляционно-мимическая гимнастика.
 Слайд 11
Говоря об иных методах технологии здоровьесбережения, следует отметить, что она реализуется главным образом через оптимизацию содержания и целенаправленной организации урока иностранного языка.  Во-первых, урок должен быть зоной психологического комфорта. Здесь невольно вспоминается высказывание Константина Дмитриевича Ушинского: «Учитель! Помни, твоя улыбка стоит тысячи слов». В результате введения в урок видов деятельности, поддерживающих положительное отношение ребенка к себе, уверенность в себе, в своих силах и доброжелательное отношение к окружающим, изменяется микроклимат на уроках.
Атмосфера на уроках становится более благоприятной для обучения ИЯ и для межличностного общения.
С этой целью используются методы эмоциональной раскачки, медитативно релаксационные упражнения, упражнения на рефлексию, визуализацию и релаксацию.
Упражнение «Комплименты».
Дети по очереди говорят друг другу добрые слова на английском языке, стараясь акцентировать достоинства своих одноклассников.
Слайд 12
Упражнение «Покажи мне свое настроение».
Слайд 13
Упражнение «Деревянная кукла» в формате физминутки.
Кукла падает.
Сначала кисти поднятых рук, затем до локтя, голова, кукла складывается в поясе и покачивается.
Слайд 14
Упражнения для снятия общего мышечного утомления
Слайд 15
Одним из важных средств создания благоприятного микроклимата является похвала ученика.
Она может быть вербальной : «Well done!», «How clever you are!», «Good boy/girl!» и т.д.
Невербальные методы поощрения: улыбка, жесты, мимика, аплодисменты и т.д.
Похвалу учителя можно выразить в раздаточных жетонах, карточках.
На уроках ИЯ я широко практикую самооценивание и взаимооценку. Например, оцени свою работу на уроке, используя смайлики:
Данная система может быть использована и на начальном этапе урока, например, как способ благоприятного психологического настроя
И, наконец, на уроках я стараюсь уйти от формальной зубрежки, ввести в учебный процесс игровые, развлекательные моменты, активизировать познавательные мотивы обучения. В этом отношении иностранный язык – особый предмет. Ученики проходят долгий путь усвоения чужого языка, заучивания новых слов, работы со словарем.
Но чтобы учащиеся получали подлинное удовольствие от общения с иной языковой культурой, самостоятельно могли прочесть по-английски занимательный текст, оценить знаменитый английский тонкий юмор, пополнить свой лексический запас, необходимо широко практиковать обучение через развлечение и игру, особенно на младшем и среднем этапах обучения. Чем ближе к жизни игровая ситуация, тем легче и быстрее дети запоминают языковой материал.
С целью повышения интереса к английскому языку в урок вводятся занимательные элементы Для повышения мотивации, особенно на старшем этапе, подходит метод проектов.
Метод проектов является составной частью обучения английскому языку и поддерживает мотивацию к учению – в проектной работе она всегда положительная – и личный интерес: проект отражает интерес учащихся, их собственный мир.
Заключение Таким образом, использование здоровьесберегающих технологий на уроке английского языка базируется на учете физиологических и психологических особенностей детей и приводит к достижению высокой эффективности занятия, возрастанию удовлетворенности ребят полученными знаниями, повышению качества знаний по предмету, укреплению и сохранению здоровья школьников. В заключение хотелось бы привести слова академика, хирурга Н.М. Амосова: “Здоровье необходимо. Это базис счастья…Добыть здоровье проще, чем счастье. Природа милостива: она запрограммировала организм с большим запасом прочности, и нужно много стараний, чтобы этот запас свести к нулю.… Если нельзя вырастить ребенка, чтобы он совсем не болел, то, во всяком случае, поддерживать его высокий уровень здоровья вполне возможно”.