УРОК ПО ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» В ТЕХНООГИИ «РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ЧЕРЕЗ ЧТЕНИЕ И ПИСЬМО» В 4 КЛАССЕ
Использование открытых образовательных
технологий на уроках в современной школе
Головач Марина Витальевна,
учитель начальных классов,
МБОУ СОШ № 37 г. Волжского Волгоградской области
УРОК ПО ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
В ТЕХНООГИИ «РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО
МЫШЛЕНИЯ ЧЕРЕЗ ЧТЕНИЕ И ПИСЬМО»
В 4 КЛАССЕ
АННОТАЦИЯ К КОНСПЕКТУ УРОКА
Урок по теме «Леса России» представлен как урок в технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» с применением стратегии «Зигзаг».
Разработанный урок отвечает требованиям, предъявляемым к урокам с применением технологии РКМЧП. В основе – базовая модель технологии; четко выделены все ее стадии (вызов, смысловая стадия, стадия рефлексии).
На стадии вызова деятельность учителя была направлена на создание эмоционального настроя для последующего восприятия темы (запись «Голоса птиц», стихотворение, прочитанное учителем, и творческая работа учеников со словом – составление сиквейна). На смысловой стадии учитель организует процесс чтения текста, при этом объединяет учащихся в группы по «предметному» признаку (эмблемам, предложенным учителем). На стадии рефлексии учитель дал творческое задание, направленное на развитие способности перевода информации с вербального языка на графический, а также на формирование умений представлять продукт своей деятельности. Итоговая рефлексия с коллективным заполнением сводной таблицы на доске позволила учителю увидеть, как ученики усвоили тему, скорректировать и внести дополнения.
Автору урока можно порекомендовать включать в конспект ответы учащихся, что позволит педагогу провести глубокий самоанализ проведенного урока.
Таким образом, рецензируемый урок по структуре, форме и целям соответствует технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо».
4 класс
Тема урока: «Леса России».
Цели урока:
познакомить учащихся с географическим положением зоны лесов, с частями зоны лесов: тайгой, смешанным и широколиственным лесом;
познакомить с растительным и животным миром зоны лесов.
Задачи урока:
создать условия для развития познавательной активности детей;
создать условия для развития навыков работы с информацией в процессе чтения;
развивать умение делать выводы из результатов исследовательской деятельности.
Оборудование
Компьютер.
Карта природных зон.
Запись голосов птиц.
Тексты.
Эмблемы.
Технология РКМЧП, стратегия «Зигзаг»
Ход урока
I стадия: «Вызов»
На экране панорама «Зона лесов» (звучит запись «Голоса птиц»).
Учитель читает стихотворение:
Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою?
Что там шепчешь на заре,
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей томится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи:
Ты же видишь – мы свои!
(С. Погореловский).
Учитель: В этом стихотворении спрятаны тема и цели нашего урока. Как вы думаете, в какую природную зону отправится наша экспедиция?
Ученики: В стихотворении говорится о лесе, значит, мы отправляемся в лесную зону.
Учитель: Да, это так. Тема нашего путешествия «Леса России» (запись темы на доске и в тетради).
Ученики вспоминают все, что они знают о лесе, работают индивидуально, затем в парах. После этого учащиеся читают свои записи, а учитель фиксирует ответы учеников на доске. Затем ученики работают парами и составляют один синквейн на двоих, с которым оба будут согласны. Приведем один из составленных школьниками синквейнов.
Лес
Дремучий, темный.
Пугает, страшит, манит.
«Лес, лес до небес, полон сказок и чудес»
Тайна.
II стадия: «Смысловая»
Класс объединяется в «кооперативные» группы по количеству эмблем («Тайга», «Смешанный и широколиственный лес», «Звери», «Птицы», «Насекомые»). Каждый ученик в группе выбирает одну эмблему, читает текст, соответствующий выбранной эмблеме.
III стадия: «Рефлексия»
Работа в группе «экспертов» (с одинаковыми эмблемами). Ученики выделяют главное, составляют кластер и обмениваются мнениями. В результате совместной работы составляется общая презентационная схема рассказа по теме и решается вопрос о том, кто из «экспертной» группы будет проводить итоговую презентацию. После этого ученики возвращаются в свои «кооперативные» группы. Пользуясь общей презентационной схемой, каждый из экспертов знакомит других членов группы со своей темой. Таким образом, в группе учащиеся обмениваются информацией, и у каждого складывается общее представление о теме. Один из экспертов проводит презентацию сведений по тексту, соответствующему эмблеме, другие дополняют и отвечают на вопросы.
Итог урока – коллективное заполнение сводной таблицы на доске (Таблица 5).
Таблица 5
Природная зона
Расположение и климатические условия
Растения
Животные
Звери
Птицы
Насекомые
Задание на дом: в удобной для вас форме (мини-сочинение, рисунок) выразите свое отношение к лесам России.