Конспект урока Художественная обработка древесины Выжигание по дереву

Художественная обработка древесины
Выжигание по дереву

Выжигание по дереву, названное позже пирографией, считалось когда-то новым и малораспространенным способом ХОД. Аппараты для выжигания были несовершенны, работали на бензине, с помощью которого накалялась платиновая игла. Чтобы поддерживать постоянный накал иглы, мастер вынужден был периодически подкачивать бензин ножной педалью. Но, несмотря на технические трудности, пирография продолжалась развиваться.
С изобретением электровыжигателя пирография стала одним из самых простых и доступных способов ЖОД. Ее применяют также для обработки кожи, кости, картона и других материалов.
Простейший электровыжигатель состоит из понижающего трансформатора, реостата, ручки и сменных нитей накала, которые называют шрифтами. Вместо реостата лучше применять лабораторный трансформатор (ЛАТР). Он удобен в работе и позволяет получать выжиг различной тональности – от светло-охристого до темно-коричневого.
Для выжигания по дереву, коже и кости в домашних условиях вполне пригоден школьный электровыжигатель заводского изготовления. Такой электровыжигатель предназначен в основном для выполнения контурных и тональных рисунков в точечной или штриховой манере, поэтому он имеет постоянный несъемный штифт. Чтобы расширить возможности аппарата, нужно подсоединить к нему ручку другой конструкции (рис.74). Корпус ее выточите из бука или березы. Выточите из латуни 2 стержня-держателя. С одного конца каждого стержня нарежьте резьбу М3. С другого конца на торце просверлите глухое отверстие диаметром 1,5 мм и глубиной 6 мм. Под прямым углом к нему просверлите другое отверстие и нарежьте в нем резьбу под зажимной винт. Для крепления стержней-держателей выточите из пластмассы диск и просверлите в нем 2 отверстия. Диск должен выдерживать высокую температуру и в то же время быть хорошим изолятором. Этими качествами обладает, например, стеклотекстолит. Кроме электровыжигателя потребуется некоторые вспомогательные инструменты: кусачки для откусывания нихромовой проволоки, плоскогубцы и круглогубцы для выгибания штифтов, отвертка для завинчивания зажимных винтов, молоток и наковальня для отковки проволоки. Для выжигания предпочтительно применять мягкую древесину лиственных пород – осины, липы, ольхи, тополя. Известно, что древесина одних пород воспламеняется при температуре 150*С, а для других пород она значительно выше – 250*С. Например, мягкая древесина липы воспламеняется при более низкой температуре, чем древесина бука или березы. Поэтому выжигать на мягкой древесине легче и быстрее, чем на твердой. Достаточно легкого прикосновения раскаленного штифта, чтобы получился глубокий и выразительный выжиг.
Если предстоит выжечь сложный рисунок, переведите его на древесину с помощью копировальной бумаги. Иногда, чтобы сохранить поверхность древесины чистой, мастера применяют другой способ. На папиросную бумагу предварительно переводят рисунок с эскиза. Затем наклеивают бумагу на древесину крахмальным или мучным клейстером. Выжигают прямо на папиросной бумаге, а после выжигания бумагу осторожно удаляют.
Орнамент обычно выполняют фигурными штифтами – штампиками без нанесения предварительного рисунка (рис.75).
Осваивать технику пирографии начинайте с несложного орнамента, для которого потребуется изготовить самые простые штифты. На рисунке 76 показана последовательность выжигания узора. Чтобы выполнить такой узор, заранее приготовьте 2 простых штифта. Они выгибаются в виде скобок разных размеров. Штифты изготовьте из нихромовой проволоки диаметром от 0,3 до 1,5 мм. Проволоку нарежьте на небольшие кусочки и плоскогубцами или круглогубцами придайте им требуемую форму. Чтобы увеличить жесткость штифта, проволоку предварительно слегка откуйте молотком на наковальне. В крайнем случае для изготовления штифтов можно использовать проволоку от спирали электроплитки, но такие штифты недолговечны.