Обработка древесины. Тема урока: Выжигание по дереву. 6-й класс
Обработка древесины. Тема урока: "Выжигание по дереву".
6-й класс
Цели урока:
Образовательные:
расширить у детей запас знаний и умений по художественной обработке изделий из дерева; использовать полученные учащимися ранее навыки работы с деревом;
научить учащихся технологии и приёмам выжигания по дереву, используя ИКТ.
Развивающие:
развивать внимание, память, развивать творческие способности учащихся.
расширять кругозор, развивать эстетический вкус,
формировать навыки работы с электровыжигателем.
Воспитательные:
формирование положительной мотивации к предмету;
формирование умений четко организовать свою практическую деятельность;
развитие личностных качеств: аккуратности, глазомера, терпеливости, трудолюбия.
Инструменты и оборудование: электровыжигатель, копировальная бумага, карандаш, рамка, линейка, фанера.
Зрительный ряд: образцы готовых изделий, таблицы по технике безопасности, набор рисунков, образцы материалов для выжигания, компьютерное тестирование, презентация.
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Организационный момент
II. Изложение программного материала «Выжигание по дереву» (сопровождается показом презентации – Приложение 1.Выжигание (пирография) – один из видов декоративной отделки поверхности изделий из древесины. Пирографией может заниматься любой желающий, даже не имеющий художественного образования. Она может стать не только увлечением, но и способом зарабатывать деньги. Украшенные выжиганием изделия пользуются спросом во все времена. Разделочные доски, ложки, скалки, деревянная посуда, оформленные вами, помогут сделать процесс приготовления пищи приятным и радостным. Симпатичные сувениры, такие, как брелоки для ключей или небольшие изображения в рамках, несложны в изготовлении, но способны порадовать ваших близких. Ведь подарок, сделанный заботливыми руками, ценится во много раз дороже.
Выжигать можно по поверхности любых материалов, которые могут быть обожжены или обуглены, например кожа, кость, пробка и т.п., но ни один из них не даёт таких широких возможностей для выжигания, как дерево. К тому же из всего вышеперечисленного именно дерево является наиболее распространённым в быту и доступным материалом.
Известно более 50000 видов древесных растений. Их древесина может быть отнесена к одной из двух больших категорий: мягкая (у хвойных) и твёрдая (у лиственных). Первая используется для изготовления бумаги и древесностружечных плит (ДСП), а последняя представляет интерес для плотников, токарей по дереву и, что нам особенно важно, пиромастеров. Лучшим материалом, позволяющим получить качественные рисунки, являются берёза, липа, ольха.
На уроках мы будем использовать электровыжигатель с различными насадками. Приступая к выжиганию по дереву, необходимо соблюдать основные меры предосторожности:
1. Включать электровыжигатель в сеть только с разрешения учителя. Работать исправным прибором.2. Выжигать можно только по сухой древесине.3. При работе следует проветривать помещение.4. Не следует наклоняться близко к месту выжигания.5. Не оставлять прибор включённым в сеть.6. Оберегать руки и одежду от прикосновения пера.
III. Повторение пройденного материала
– А сейчас проведём соревнование между двумя командами на знание технологии обработки поверхности древесины. Из предложенных вариантов ответов выберите правильный.Желаю удачи!
Компьютерное тестирование. Приложение 2.
1. Выжигание – это:
А – один из видов столярных работ.В – один из видов слесарных работ.С – один из видов декоративной отделки поверхности древесины.Д – один из видов укрепления поверхности древесины.
2. Наилучший материал для выжигания
А – ДСПВ – ДВПС – фанераД – пластик
3. Перед выжиганием поверхность
А – шлифуют напильникомВ – шлифуют наждачной бумагойС – обрабатывают рубанкомД – полируют
4. Для выжигания подходит древесина деревьев
А – лиственных породВ – хвойных породС – кустарниковД – тропических пород
5. К лиственным породам деревьев относятся
А – берёза, осина, ольха, дуб, липа, лиственницаВ – берёза, осина, дуб, ольха, липа, вязС – осина, дуб, берёза, ольха, вяз, лиственницаД – лиственница, осина, берёза, дуб, вяз
6. Породу деревьев определяют по следующим характерным признакам
А – текстура, твёрдость, цвет, направление волоконВ – текстура, запах, твёрдость, цветС – твёрдость, запах, цвет, количество колецД – текстура, цвет, сердцевина, твёрдость
7. Пробковый слой коры является
А – отмершимВ – основнымС – главнымД – определяющим
8. Лубяной слой служит
А – для отделки изделийВ – проводником соков, питающих деревоС – для определения возраста дереваД – для определения твёрдости дерева
9. Что показывают годичные кольца?
А – рыхлый и мягкий слой дереваВ – возраст дереваС – окраску дереваД – рисунок древесины
10. Фанеру получают путём
А – поперечного распиливания бревнаВ – наклеивания друг на друга трёх (или более) листов шпонаС – прессования и склеивания измельчённой древесиныД – прессования пропаренной и измельчённой древесной массы
11. Недостатком фанеры является
А – крошится при обработкеВ – наличие вредных для здоровья веществС – отсутствие текстурыД – боится сырости
12. Рисунок для выжигания переводят на изделие с помощью
А – калькиВ – ксероксных листовС – копировальной бумагиД – прозрачной бумаги
13. Выжигают рисунок с помощью
А – паяльникаВ – электровыжигателяС – электронагревателяД – электровыключателя
14. Тонкую линию получают приА – медленном движении пераВ – быстром движении пераС – плавном движении пераД – движении пера рывками
15. Толстую линию получают приА – плавном движении пераВ – медленном движении пераС – быстром движении пераД – движении пера рывками
16. Рисунок сначала выжигают
А – по внутренним линиямВ – по выпуклым поверхностямС – по внешнему контуруД – по вогнутым поверхностям
17. Каким должен быть цвет пера при выжигании?
А – красныйВ – тёмно-красныйС – тёмно-коричневыйД – светло-коричневый
18. На предприятии работу по лакированию изделий выполняют
А – малярыВ – полировщикиС – лакировщикиД – шлифовщики
Молодцы! Прекрасно справились с заданием!
IV. Текущий инструктаж
Следить, чтобы учащиеся соблюдали правила безопасной работы, не перегревали приборы, не давили сильно на перо.
V. Практическая работа
Учитель показывает приёмы выполнения различных линий и фоновых штриховок, технику нанесения теней разными насадками. Учащиеся выполняют тренировочные упражнения, а затем приступают к выполнению своих творческих работ: переводят заранее приготовленный рисунок на изделие, выжигают его и оформляют.
VI. Самоконтроль: сравнить качество строчек с образцами; проверить выполнение технических условий.
VII. Заключительная часть
На классной доске прикрепляются законченные лучшие работы. Учащиеся убирают рабочие места и помещение мастерской.