Урок технологии в 5-м классе «Технология обработки древесины. Выпиливание ручным лобзиком».
Урок технологии в 5-м классе по теме "Технология обработки древесины. Выпиливание ручным лобзиком».
Ахметвалеев Ринат Гарафутдинович , учитель технологии МБОУ «Татарская гимназия» Заинского муниципального района
Цели:
Познакомить учащихся с основными приемами выпиливания ручным лобзиком .
Ознакомить учащихся со способами наладки и регулировки лобзика; научить осуществлять окончательную обработку изделия шлифовальной шкуркой и надфилем.
Повторить правила безопасности труда; воспитывать бережливость в расходовании материалов, аккуратность и точность в работе.
Инструменты и оборудование: столярный верстак, лобзик, приспособления для выпиливания, струбцина, заготовки, надфиль, шлифовальная шкурка, копировальная бумага, карандаш, циркуль, шило, шаблон, рисунок.
для учителя: проектор, ноутбук, мультимедийная презентация «Выпиливание лобзиком», образцы выпиленных изделий, план-конспект урока, альбомы по выпиливанию;
для учеников: лобзик, пилки, заготовка из фанеры , выпиловочный столик, тетрадь учебник, наждачная бумага, напильники разного сечения.
Оформление классной доски: тема урока, новые слова, домашнее задание.
Объект работы: «Слоник», «Попугай», «Подставка комбинированная»- «Навстречу Универсиаде - 2013» (сувениры )
организационный момент 1-2 минуты;
сообщение целей и задач урока учащимся 2-3 минуты;
сообщение нового материала при просмотре мультимедийной презентации 7-10 мин;
вводный инструктаж по ТБ и определение задания 3-4 мин;
самостоятельная работа учащихся , текущий инструктаж 20 мин;
подведение итогов, заключительный инструктаж 4-5 мин.
Ход урока
1. Вводная часть.
В начале урока учитель напоминает учащимся, что прямолинейное пиление древесины можно осуществить с помощью ручной ножовки. После этого необходимо показать красивые изделия сложной формы, выполненные лобзиком. Учащиеся рассматривают изделия («Слоник», «Попугай», «Подставка комбинированная – «Навстречу Универсиаде - 2013» ) и отмечают их красоту. (слайд №1)
Учитель с учениками вспоминает, где еще они встречались с изделиями, выполненными лобзиком (наличники на доме в деревне, предметы быта шкатулки и др.) Затем предлагается поставить вопрос: "Каким образом можно достигнуть этого результата?" "Какой инструмент лучше использовать для работы?" "Какие приспособления при этом использовать?"
2. Изложение нового программного материала. Теперь приступим к рассмотрению инструмента, с помощью которого сегодня мы будем выпиливать наши изделия. Демонстрирую образец. Разбираю и показываю отдельные части).
Лобзик состоит из ручки, рамки, верхнего и нижнего зажимов и пилки ( 5 кадр презентации).
4740275600710 Обратите внимание на наклон зубьев пилки. Они должны быть наклонены в сторону ручки, так как при выпиливании лобзик держат вертикально, а значит резание происходит при движении лобзика вниз.
Теперь, пожалуй, самый сложный момент для вас: установка пилки. Ее можно натягивать вручную или с помощью эксцентрикового зажима. Мы будем устанавливать вручную. Для этого требуется ослабить зажим у ручки лобзика, вставить пилку с наклоном зубьев вниз и закрутить гайку зажима. После этого нужно вставить пилку в верхний зажим , но прежде чем затянуть его лобзик нужно сжать. Пилочка должна быть установлена с натяжением, иначе она не будет пилить по намеченной линии, а будет гнуться и сломается. Посмотрите, как натягивается пилка( показываю приемы натяжения пилки).
-96520780415Давайте попробуем установить пилу. (Практическая работа учащихся по установке пилки). Прохожу по рядам и контролирую правильность установки и натяжения пилки.
При выпиливании лобзиком используют специальное приспособление для опоры фанеры – выпиловочный столик ( фотография в презентации) . Он закрепляется в зажим. ( демонстрирую)
Теперь посмотрим, какая правильная поза должна быть при выпиливании. ( фотографии презентации) сесть нужно так, чтобы правое плечо было напротив выпиловочного столика, а заготовка находилась на уровне груди.
Теперь рассмотрим приемы выпиливания:
Выпиливание ведут без перекосов лобзика . Пилка работает вертикально по всей своей длине с легким нажимом на нее , чтобы не поломать ее . Правая рука с лобзиком работает как бы на одном месте, а левая рука, придерживая заготовку подает ее на пилку;
Для выполнения поворота рука с лобзиком совершает более частые и мелкие движения , а левая рука плавно поворачивает заготовку;
При выпиливании острого угла поступают следующим образом: не доходя до угла совершают плавный поворот, затем отдельно с двух сторон выпиливают угол;
Зачистку выпиленных кромок производят с помощью шлифовальной бумаги и надфилей разного сечения
Текущий инструктаж:
Подсказываю и корректирую положение рук при работе, помогаю натянуть пилки в лобзике, контролирую ход практической работы.
Правила ТБ при выпиливании лобзиком
Учитель знакомит детей с правилами безопасности труда.
Работу выполнять хорошо подготовленным лобзиком.
Работать лобзиком и шилом с надежно закрепленными и исправными ручками.
Надежно крепить выпиловочный столик к верстаку.
Надежно закреплять пилку в рамке лобзика.
Не "заваливать" лобзик во время пиления!
Следи, чтобы рука, удерживающая заготовку, не попала под пилку!
Не делать резких движений лобзиком при выпиливании, не наклоняться низко над заготовкой.
Не торопись и не нажимай сильно на пильное полотно.
Не сдувай опилки, по окончании работы применяй щетку-сметку.
4. Объяснение практической работы. Самостоятельная работа учащихся.
Ребята, сегодня на уроке мы с вами научимся выпиливать фигурки животных и др. Учитель показывает готовые изделия и заинтересовывает учащихся. Дети рассматривают фигурки, определяют количество деталей.
Детям раздается технологическая карта, которая предварительно была сделана учителем.
В беседе с учениками учитель проговаривает каждый этап выполнения работы.
Последовательность выполнения работы.
На листе фанеры раскладываются шаблоны , максимально приближенные друг к другу для экономии.
Закрепляем столик для выпиливания на верстаке
Выпиливаем изделие, начиная с самой маленькой.
Подгоняем места соединения деталей в натяг.
Выравниваем неровности, зачищаем изделие напильником и наждачной бумагой.
Склеиваем изделие
Раскрашиваем изделие красками.
Покрываем лаком.
Технологическая карта.
№ п\п Последовательность операций Инструменты и приспособления
1 Выбрать трехслойную фанеру толщиной 4 мм Линейка карандаш
2 На заготовке разметить по шаблону детали изделия Карандаш, шаблон, линейка
3 Выпилить детали, начиная с самой маленькой по размеру. лобзик
4 Зачистить поверхность. Наждачная бумага, надфили.
5 Склеить изделия Клей, кисточка
6 Раскрасить изделия краски, кисточка
7 Изделие покрыть лаком Лак по дереву, кисточка
5. Подведение итогов.
Характеристика успехов и ошибок в работе. Мы начали выпиливать изделие, но наша работа по выпиливанию еще не закончена . На следующем уроке мы продолжим выпиливание. На дом задание повторить пройденный материал, выучить правила ТБ при выпиливании лобзиком, ответить на вопросы стр. 48-50 учебника. (Технология. Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. Вариант для мальчиков. Под редакцией В.Д.Симоненко.)
6. Уборка кабинета
Сейчас в оставшиеся 5 минут до конца урока выполните уборку рабочих мест:
Сдайте инструменты и приспособления,
предварительно вынув пилку;
Сдайте изделия;
Приберите рабочее место щеткой-сметкой и совком;
Повесьте спецодежду;
Урок окончен. До свидания.