Метод проектов по технологии во внеурочной деятельности (5-7 класс) Сувенирная лавка


Министерство Науки и Образования РБ
МКУ «Селенгинское Районное Управление Образованием»
МБОУ Баратуйская ООШ
«Проектная деятельность на уроках технологии»
Автор: учитель технологии Галданова Ирина Намдаковна2015
Учебный проект – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, максимально используя свои способности проявить себя, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат, практическая деятельность, направленная на решение интересной проблемы.
В современной педагогике активно разрабатывается и используется уже более двадцати лет технология проектной деятельности, более известная в педагогике как так называемый метод проектов, ориентированный на выявление новых коллективных форм учебной деятельности в развивающем обучении и нацеленный на активизацию творческих возможностей личности.
Слово «проект» (в буквальном переводе с латинского – «брошенный вперёд») толкуется в словаре иностранных слов, проект – замысел, план; разработанный план сооружения и тд. Гораздо интереснее что-то создавать самим, так сказать, решать проблему в прикладном плане. Этим мы и занимаемся в своей проектной деятельности на уроках и во внеурочное время. Помогает мне в этом и кружок "Берестяное рукоделие", на занятиях которого мы с ребятами осваиваем мультимедийные технологии и пробуем создать что-то нужное и интересное.
История возникновения и развития метода учебных проектов.
Метод проектов разработан в 20–е годы прошлого века американским философом и педагогом Джоном Дьюи, его учеником В.Х. Килпатриком и основывался на гуманистических идеях в философии и образовании. Согласно теории Джона Дьюи
ребёнок в онтогенезе повторяет путь человечества в познании;
усвоение знаний есть спонтанный, неуправляемый процесс;
ребёнок усваивает материал, не просто слушая и воспринимая материал, а благодаря возникшей у него потребности в знаниях, являясь активным субъектом своего обучения
Условиями успешности обучения по Дьюи являются:
проблема (новая идея) учебного материала;
активность ребёнка;
связь обучения с жизнью, игрой, трудом
В России идеи проектного обучения практически возникли в то же время. Уже в 1905 г. русский педагог С.Т. Шацкий возглавил небольшую группу коллег, пытавшихся активно использовать проектные методы в практике преподавания. После революции метод проектов применялся в школах по личному распоряжению Н. К. Крупской. В 1931 г. Постановлением ЦК ВКП(б) метод проектов был осужден как чуждый советской школе и не использовался вплоть до конца 80-х годов.
Целью проектной деятельности являются:
- понимание и применение учащимися знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении различных предметов (на интеграционной основе).
- повышение мотивации учащихся при решении задач;
- развитие творческих способностей;
- формирование чувства ответственности;
- создание условий для отношений сотрудничества между учителем и учащимся.
Задачи проектной деятельности:
- Обучение планированию (учащийся должен уметь четко определить цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели, концентрироваться на достижении цели, на протяжении всей работы);
- Формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (учащийся должен уметь выбрать подходящую информацию и правильно ее использовать);
- Умение анализировать;
- Умение составлять письменный отчет (учащийся должен уметь составлять план работы, презентовать четко информацию, оформлять сноски, иметь понятие о библиографии);
- Формировать позитивное отношение к работе (учащийся должен проявлять инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы).
Классификация проектов:
практический;
исследовательский;
информационный;
творческий;
игровой
1. Исследовательский проект.
Такой проект требует хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, актуальности проекта для всех участников, социальной значимости, продуманных методов, в том числе экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов.
Ход выполнении проекта:
структурирует проект в логике научного исследования;
выявляет его актуальность;
определяет объект и предмет исследования;
обозначает цели и задачи проектного исследования, формулирует гипотезу исследования;
определяет методы исследования;
конкретизирует источники информации;
определяет пути решения проблем;
оформляет проект в виде выводов или опровергает гипотезу, выходит на новый спектр проблем.
Примером такого проекта может служить работа ученицы 7 класса Скворцовой Алины «Бурятские национальные игры». В ходе исследования были поставлены вопросы: Какие бывают национальные бурятские игры? Что означает слово «Шагай»? Почему некоторые игры забыты? Были организованы встречи со старожилами села Бараты: Дамбаевой Верой Бальжинимаевной, Дамдиновой Екатериной Доржиевной, Бутытовым Геннадием Батоевичем. Ученица провела социологический опрос на знание русских национальных и бурятских национальных игр в школе, селе. Работа презентовалась в рамках внутришкольного конкурса «Здравствуй, Белый Месяц!» и заняла 2 место.


2. Информационный проект.
Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте, ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Структура такого проекта может быть обозначена следующим образом: цель проекта, его актуальность, методы получения (литературные источники, средства СМИ, базы данных, в том числе электронные, интервью, анкетирование), обработки информации (их анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы), результат (статья, реферат, доклад, видео) - презентация (публикация, в том числе в сети, обсуждение в телеконференции).Ход выполнения проекта:
направляет работу на сбор и знакомство с новой информацией, обобщает и анализирует информацию;
делает выводы,
анализирует и обобщает новые факты;
проводит презентацию своих результатов
.
Примером такого проекта может являться работа ученика 6 класса Макарова Родиона на тему «Моя Бурятия». В ходе работы ученик собрал богатый материал (история, климат, национальный состав, животный мир, национальные игры, знаменитые люди района и республики), прочитал бурятскую сказку, выучил стихи Матвея Чойбонова «Сагаан hараар”. Работа Макарова Родиона презентовалась на празднике Белого Месяца в школе, в клубе сельского поселения Бараты, где занял 1 место.


3. Творческий проект.
Такой проект, как правило, не имеет детально проработанной структуры, она только намечается и далее развивается, подчиняясь принятой логике и интересам участников проекта. В лучшем случае можно договориться о желаемых, планируемых результатах (совместной газете, сочинении, видеофильме, спортивной игре, поздравительной открытки, экспедиции…);
Договаривается с группой или учителем о жанре;
Развивает проект в подчинение жанра конечного результата, продукта;
Стремится получить творческий продукт,
Задает жесткую структуру не самого проекта, а его оформления.
Пример такого проекта – работа учащихся 7 класса «Ветераны войны и тыла нашего села», представляющая собой презентацию, хотя этот проект можно назвать и исследовательским, так как учащиеся в ходе работы над проектом собрали богатый материал и встретились с родственниками ветеранов, оказали тимуровскую помощь ветеранам войны и тыла. Участники проекта выполнили поздравительные открытки, выпустили газету. Данная работа была презентована на конкурсе «Шаг в будущее» в школе, на празднике «Никто не забыт, ничто не забыто!». Ребята выступили с докладом и презентацией перед жителями села.


Также примером творческих проектов можно считать и работу Колодина Егора, Бессонова Дмитрия «Мастера нашего района», «Мое увлечение берестой», «Сувенирная лавка в школе». Ребята собрали и обработали биографический материал. В каникулярные дни были организованы выезды для встречи с мастерами в село Новоселенгинск, п. Селендума. Работы были презентованы на НПК «Шаг в будущее», «Хрустальный мир» и заняли призовые места в номинации «Технология».


Творческие проекты может выполняться и на уроке: «Моя пицца», «Подарок маме» (вышивка), «Мое увлечение» (вязание), «Жилет», «Детская одежда».


5. Практико-ориентированный проект.
Отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности участников проекта. Причем этот результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников (газета, документ, видеофильм, звукозапись, спектакль, программа действий, проект закона, справочный материал…).
Такой проект требует хорошо продуманной структуры, даже сценария всей деятельности его участников с определением функций каждого из них, четкие выходы и участие каждого в оформлении конечного продукта. Здесь особенно важна хорошая организация координационной работы в плане поэтапных обсуждений, корректировки совместных и индивидуальных усилий, в организации презентации полученных результатов и возможных способов их внедрения в практику, организация систематической внешней оценки проекта.
Обозначает результат в начале проектной деятельности;
Определяет функцию каждого участника проекта и (или) партера;
Получает конкретный материальный продукт...
Задает жесткую структуру,
Определяет функцию каждого участника проекта и (или) партера;
Получает конкретный материальный продукт, который заранее определён и может быть использован в жизни класса, школы, города и т. д. Например, учебное пособие для кабинета по предмету. Важно оценить реальность использования продукта на практике и его способность решить поставленную проблему.
Примером такого проекта может быть проект по ландшафтному дизайну «Наша новая школа». Были привлечены учащиеся всей школы, учителя, родители. Участники проекта разделились на 3 творческие группы во главе с родителями и учителями: «Строители», «Оформители», «Садоводы». Эта работа была презентована на конкурсе «Наша новая школа» и заняла призовое место.



Общеучебные умения и навыки, формирующиеся в процессе проектной деятельности.
Поисковые (исследовательские) умения: умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле, умение запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, специалиста), умение находить несколько вариантов решения проблемы, умение выдвигать гипотезы, умение устанавливать причинно-следственные связи.
Навыки оценочной самостоятельности: умения сотрудничать, умения коллективного планирования, умения взаимопомощи в группе в решении общих задач, навыки делового партнерского общения, умения находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.
Менеджерские умения и навыки: умение проектировать процесс (изделие), умение планировать деятельность, время, ресурсы, умение принимать решения и прогнозировать их последствия,навыки анализа собственной деятельности
Коммуникативные умения: умение инициировать учебное взаимодействие с взрослыми – вступать в диалог, задавать вопросы, умение вести дискуссию, умение отстаивать свою точку зрения, умение находить компромисс, навыки интервьюирования, устного опроса.
Презентационные умения и навыки: навыки монологической речи, умение уверенно держать себя во время выступления, умение использовать различные средства наглядности при выступлении, умение отвечать на незапланированные вопросы.