Конспект урока русского языка на тему Тире между подлежащим и сказуемым.
Урок русского языка в 8 в классе по теме «Тире между подлежащим и сказуемым»
Цели:
Повторить ранее изученный материал по определению типов связи в словосочетании, по теме “Главные члены предложения”
Углубить знания учащихся о постановке тире в простом предложении
Развивать речь, мышление, орфографическую и пунктуационную зоркость, обогащать словарный запас
Воспитывать бережное отношение к слову, любовь и уважение к патриотам своей Родины, к предмету
Оборудование: Презентация, карточки для индивидуальной самостоятельной работы за партой и у доски, , сведения из истории русской пунктуации
Ход урока
1. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята! Садитесь.
Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.
2. Проверка знаний.
Открыли тетради, записали число, классная работа
1) Словарная работа. Слово Аттестат, диплом. (Презентация)
Запишите слова в тетрадь. Выделите орфограмму.
2) На прошлых уроках мы работали по теме “Главные члены предложения. Виды сказуемого”. Повторим теорию, отвечая только на вопрос
1. Главные члены предложения – это...ПОДЛЕЖ. и СКАЗ.
2. Подлежащее и сказуемое другими словами – это...ГРАММ.ОСНОВА ПР.
3. Подлежащее – это...ГЛ.ЧЛ.ПРЕДЛ,КОТ,СВЯЗ.СО СКАЗ. И ОТВ.НА ВОПРОСЫ ИМ.ПАД.КТО?ЧТО?
4. Подлежащее чаще всего выражается...СУЩ.,НО МОЖ.Б.ВЫР.И ДР.Ч.Р.
5. Сказуемое – это главный член предложения, который...СВЯЗ.С ПОДЛЕЖ. И ОТВ.НА ВОПРОСЫ ЧТО ДЕЛАЕТ ПРЕДМЕТ?ЧТО С НИМ ПРОИСХОДИТ?КАКОВ ОН?
6. Сказуемое, выраженное одним глаголом в форме какого-либо наклонения, называется...ПРОСТЫМ ГЛАГ.СКАЗ.
7. В простом глагольном сказуемом лексическое и грамматическое значения выражаются...ОДНИМ СЛОВОМ.
8. Составными сказуемыми называются такие сказуемые, в которых...ЛЕКС.И ГРАММ.ЗН. ВЫР.В РАЗН.СЛ.
9. Составным глагольным сказуемым называется такое сказуемое, которое...СОСТ.ИЗ ВСПОМ.ГЛАГ. и НЕОПРЕД.Ф.ГЛАГ.
10. Составное именное сказуемое – это...СКАЗ.КОТ.СОСТ.ИЗ ГЛАГ-СВЯЗКИ И ИМЕННОЙ ЧАСТИ.
-Молодцы,ребята!А сейчас перейдем к выполнению задания на изученную ранее тему. Перед вами листы с тестовыми заданиями.
3) Необходимо определить тип сказуемого в предложениях.
Дверь была приоткрыта.
а) простое глагольное сказуемое;
б) составное глагольное сказуемое;
в) составное именное сказуемое.
Болота лежали перед нами пустынные и зловещие.
а) простое глагольное сказуемое;
б) составное глагольное сказуемое;
в) составное именное сказуемое.
Утки начинают купаться.
а) простое глагольное сказуемое;
б) составное глагольное сказуемое;
в) составное именное сказуемое.
Куда-то попрятались все птицы.
а) простое глагольное сказуемое;
б) составное глагольное сказуемое;
в) составное именное сказуемое.
Вода всё ещё не могла успокоиться.
а) простое глагольное сказуемое;
б) составное глагольное сказуемое;
в) составное именное сказуемое.
Выполнили?Проверьте себя.Рядом с ответами запишите количество правильных ответов.
Ключ к тесту “Типы сказуемых”: количество правильных ответов соответствует вашей оценке
Тест 1. в в б а б
3.А сейчас проведем с вами лингвистическую разминку.
На з...ре скалы окрашивают(?)ся в (нежно)розовые и красноватые т...на и приобретают теплый корич(?)неватый оттенок.
(читаю предложение,ученик работает у доски,остальные записывают в тетради. Затем вручаю ребенку карточку,и он работает с орфограммами.)
- Запишите предложение в тетрадь, вставьте пропущенные буквы и объясните орфограммы.
- Найдите грамматическую основу в этом предложении. (Скалы окрашиваются и приобретают).(Н.)
Укажите вид сказуемого.(Н.)
- Устно сделаем синтаксический разбор.(Г.)
Создание проблемной ситуации.
- Ребята, а что такое оттенок?
Оттенок – разновидность одного и того же цвета. (Учащиеся записывают определение в тетрадях и на доске)(А.)
- Подчеркните грамматическую основу.
- Чем выражены подлежащее и сказуемое? (Именем существительным в И.п.)
- Что мы знаем о расстановке знаков препинания в таких случаях?(Необходимо поставить тире)
- Обратите внимание на экран (слайд). Вы видите предложения, записанные в два столбика.
Ишимбай–город моего детства.
Чужим умом жить – добро не нажить. Её глаза как яркие звёзды.
Бедность не порок.
- Сравните эти предложения.
- Объясните, почему в одних случаях поставлено тире, а в других не поставлено. Можем мы объяснить?
- Все ли мы знаем о постановке тире между подлежащим и сказуемым? (Нет)
- Значит, о чем мы будем говорить на уроке? Назовите тему нашего урока. (Тире между подлежащим и сказуемым). Запишите тему в тетрадь (слайд)
- Какие цели поставим на сегодняшний урок? (Узнать еще случаи, когда ставится тире, а когда нет)(слайд)
- Молодцы!
4. Изучение нового материала.
1. Самостоятельное чтение теоретического материала параграф 15, стр. 80
(у детей на парте карточка-таблица, ее нужно заполнить предложениями, которые учитель будет читать)
ТИРЕ МЕЖДУ ПОДЛЕЖАЩИМ И СКАЗУЕМЫМ (слайд)
Тире ставится:
1. Существительное + существительное Лес — друг человека.
2. Числительное + числительное Дважды два —четыре.
3. Н. ф. гл. + н. ф. глаг. Охранять природу— любить родину.
4. Существительное + н. ф. глаг. Наша задача —хорошо учиться.
5. Н. ф. глаг. + существительное Ходить босиком —удовольствие.
6. Это, вот, значит Чтение — вот лучшее учение.
Тире не ставится:
1. При сказуемом есть не Старость не радость.
2. При сказуемом есть как, будто Пруд как зеркало.
3. Подлеж. = местоим. Он врач.
Если на местоимение падает логическое ударение, то тире может ставиться Ты - лучший человек на свете.
- Проверьте запись предложений в карточке. Эту карточку приклеить в тетрадь конспектов.
- Давайте вернемся к нашим примерам из таблицы. Зная правило, объясните, почему в предложениях первого столбика стоит тире, а в предложениях второго столбика оно не стоит.(ИШИМБАЙ-….)
5. Физкультминутка (ТИМУР ПРОВОДИТ,Я ВКЛЮЧ.МУЗЫКУ С ТЕЛЕФ.)
6. Закрепление материала.
1. Выполнение упр.115 (1 и 3 предл.) с проверкой.
2. Ребята, а сейчас вы будете работать самостоятельно по вариантам и заносить ответы в листы с заданиями в виде знака «+» если в предложении есть тире ,и « - » ,если в предложении его ставить не нужно. 1 в – 1-5 предложения; 2 в – 6 – 10 предложения) (слайд).
1. Язык есть сама жизнь.
2. Наши души зеркала, отражающие нас.
3. В бою побывать цену жизни узнать.
4. Воздух как роза.
5. Этот день словно праздник.
6. Бедность не порок.
7. Наша Волга самая красивая река.
8. Великое дело новость.
9. Природа не храм, а мастерская.
10. Пятью пять двадцать пять.
По завершении: Обменяйтесь своими карточками и проверьте друг друга по ответу на слайде. Рядом укажите количество ошибок.
Правильные ответы:
1. Язык есть сама жизнь.-
2. Наши души - зеркала, отражающие нас. +
3. В бою побывать - цену жизни узнать. +
4. Воздух как роза. -
5. Этот день словно праздник. -
6. Бедность не порок. -
7. Наша Волга - самая красивая река. +
8. Великое дело - новость. +
9. Природа не храм, а мастерская. -
10. Пятью пять - двадцать пять. +
3. Исследование синтаксического материала.
Изменить предложения так, чтобы между подлежащим и сказуемым стояло тире.
Что для этого нужно сделать?(Убрать глагол-связку)
Повесть “Капитанская дочка” - историческое произведение.
Основа повести - картины восстания Пугачева.
Маша Миронова - любимый женский образ автора.
4. Письмо со вставками
- Сейчас вам предстоит самим составлять предложения из нескольких компонентов. Первая часть ваших предложений — это названия цветов, которые вы увидите на слайдах. Вторая часть предложений будет мною прочитана. Вам нужно записать предложения полностью, поставив, где это необходимо, тире.
1) Подарить букет тюльпанов (слайд) — значит, на языке цветов признаться в любви.
На языке цветов тюльпан означает объяснение в любви, и этому предшествует легенда о персидском принце Фархаде. Влюблённый в красавицу Ширин, принц мечтал о счастливой жизни с любимой. Однако завистливые соперники пустили слух, будто Ширин убита. Обезумевший от горя Фархад погнал своего коня на скалы и разбился насмерть. В том месте, где кровь несчастного принца попала на землю, выросли яркие красные цветы, символ страстной любви – тюльпаны.
2) Астра (слайд) — это последняя улыбка осени.
- Астра в переводе с греческого означает “звезда”. Взгляните, её лепестки и впрямь напоминают лучики звезды. Недаром астру называют “последней улыбкой осени”: эти цветы выдерживают морозы до 7 градусов! Запах поздних астр неподражаем: он доносит и сырость осеннего дождя, и увядание листвы, и горечь хвои...
3) Сирень (слайд) точно нежное душистое море.
Древнегреческая легенда повествует, что молодой Пан, бог лесов и лугов, повстречал однажды прекрасную лесную нимфу Сирингу и так залюбовался её красотой и грацией, что забыл о своих забавах. Решил Пан заговорить с Сирингой, но она испугалась и убежала. Пан помчался следом, но нимфа превратилась в благоухающий куст с нежными лиловыми цветами. Так имя Сиринги дало название цветку — сирень.
7. Если время остается Тренажер для экзамена. (слайд на выбор)
8. Подведение итогов. (рефлЕксия)
9. Домашнее задание: § 15, завершить выполнение упражнения 115, упражнение 116 .
Главные члены предложения
Главные члены предложения — подлежащее и сказуемое.
Подлежащее
Подлежащее — это главный член предложения, который связан со сказуемым и отвечает на вопросы именительного падежа кто? или что?
Способы выражения подлежащего
Способы выражения Примеры
1. Имя существительное в именительномпадеже (или другая часть речи,употребленная в значенииимени существительного) Метель надвинулась сразу. (Н. Островский)Собравшиеся обсуждали повестку дня.
2. Местоимение в именительном падеже Каждый отправился в комнату, ему предназначенную.(А. Пушкин)
3. Неопределенная форма глагола Охранять природу — значит охранять Родину.(К. Паустовский)
4. Фразеологизмы В поле вышли от мала до велика.
5. Собственное наименование Широкой полосой, от края до края, протянулсяМлечный Путь. (В. Арсеньев)
6. Синтаксически цельное словосочетание Мы с бабушкой уходили тихонько к себе на чердак.(М. Горький)
Сказуемое
Сказуемое — это главный член предложения, который связан с подлежащим и отвечает на вопросы что делает предмет? что с ним происходит? каков он? и др.Сказуемое выражается глаголом в форме одного из наклонений.Сказуемое может быть простым и составным.
Сказуемое, выраженное одним глаголом в форме какого-либо наклонения, называетсяпростым глагольным сказуемым.В простом глагольном сказуемом лексическое и грамматическое значения выражаются одним словом. Сказуемое выражает характер движения; в то же время глаголы указывают на реальное действие.
Составным называется такое сказуемое, в котором лексическое и грамматическое значения выражаются в разных словах.Составное сказуемое может быть глагольным и именным. Оно состоит из двух частей: одна часть (связка) выражает грамматическое значение сказуемого, другая (глагольная и именная) — основное лексическое значение сказуемого. В качестве связок бывают глагол быть и вспомогательные глаголы.Составным глагольным называется сказуемое, которое состоит из вспомогательного глагола, выражающего грамматическое значение сказуемого, и неопределенной формы глагола, выражающей его основное лексическое значение.Вспомогательные глаголы выражают значения начала, конца, продолжительности действия, его желательности или возможности.В роли связки составного глагольного сказуемого могут выступать сочетания некоторых кратких прилагательных (должен, рад, готов, обязан, способен, намерен и др.) и служебного глагола-связки быть в форме одного из наклонений.Составным именным называется сказуемое, которое состоит из глагола-связки, выражающего грамматическое значение сказуемого, и именной части (имени прилагательного, имени существительного и др.), выражающей его основное лексическое значение.Наиболее употребляемым является глагол-связка быть, выражающий только грамматические значения.
Примечание:В роли связок могут выступают глаголы, имеющие значения движения, состояния: прийти, приехать, вернуться и др.; сидеть, стоять и др.
Именная часть составного сказуемого выражается именем прилагательным, именем существительным, кратким страдательным причастием и др.
Примечание:В именную часть могут входить союзы как, будто, словно, точно, вносящие в сказуемое значение сравнения.
1)Опрос (повторение теории)
Главные члены предложения-это ПОДЛЕЖАЩЕЕ и СКАЗУЕМОЕ
Подлежащее и сказуемое другими словами – это ГРАММАТИЧЕСКАЯ ОСНОВА ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Подлежащее –это ГЛАВНЫЙ ЧЛЕН ПРЕДЛОЖЕНИЯ,КОТОРЫЙ СВЯЗАН СО СКАЗУЕМЫМ И ОТВЕЧАЕТ НА ВОПРОСЫ ИМЕНИТЕЛЬНОГО ПАДЕЖА КТО?ЧТО?
Подлежащее чаще всего выражается СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМ,НО МОЖЕТ БЫТЬ ВЫРАЖЕНО И ДРУГИМИ ЧАСТЯМИ РЕЧИ.
Сказуемое-это главный член предложения, который СВЯЗАН С ПОДЛЕЖАЩИМ И ОТВЕЧАЕТ НА ВОПРОСЫ ЧТО ДЕЛАЕТ ПРЕДМЕТ?ЧТО С НИМ ПРОИСХОДИТ?КАКОВ ОН?
Сказуемое,выраженное одним глаголом в форме какого-либо наклонения,называется ПРОСТЫМ ГЛАГОЛЬНЫМ СКАЗУЕМЫМ.
В простом глагольном сказуемом лексическое и грамматическое значения выражаются ОДНИМ СЛОВОМ.
Составными сказуемыми называются такие сказуемые,в которых ЛЕКСИЧЕСКОЕ И ГРАММАТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЯ ВЫРАЖАЮТСЯ В РАЗНЫХ СЛОВАХ.
Составным глагольным сказуемым называется такое сказуемое, которое СОСТОИТ ИЗ ВСПОМОГАТЕЛЬНОГО ГЛАГОЛА И НЕОПРЕДЕЛЕННОЙ ФОРМЫ ГЛАГОЛА.
Составное именное сказуемое –это СКАЗУЕМОЕ,КОТОРОЕ СОСТОИТ ИЗ ГЛАГОЛА-СВЯЗКИ и ИМЕННОЙ ЧАСТИ (ИМЕНИ ПРИЛАГАТЕЛЬНОГО,ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО И ДР.)
2) Тест : в в б а б
3)Лингвистическая разминка
Объяснение орфограмм:
НА ЗАРЕ СКАЛЫ ОКРАШИВАЮТ СЯ В НЕЖНО-РОЗОВЫЕ И КРАСНОВАТЫЕ ТОНА И ПРИОБРЕТАЮТ ТЕПЛЫЙ КОРИЧНЕВАТЫЙ ОТТЕНОК.
С слове “заре” чередование зар-зор, гласная в корне находится в безударном положении ,поэтому пишем А
В слове “окрашиваются” нет мягкого знака,так как слово отвечает на вопрос ЧТО ДЕЛАЮТ?
Слово «нежно –розовые» пишем через дефис,это сложное прилагательное.Между двумя словами можно поставить союз и.
В корне слова «тона» пишем букву «о»,её можно проверить однокоренным словом «тОн».
Корич неватый- сочетание ЧН, пишем без мягкого знака.
Грамматическая основа предложения – СКАЛЫ ОКРАШИВАЮТСЯ И ПРИОБРЕТАЮТ
Вид сказуемого – простые глагольные сказуемые.
4)Устно синтаксический разбор (по членам предложения)
НА ЗАРЕ СКАЛЫ ОКРАШИВАЮТСЯ В НЕЖНО-РОЗОВЫЕ И КРАСНОВАТЫЕ ТОНА И ПРИОБРЕТАЮТ ТЕПЛЫЙ КОРИЧНЕВАТЫЙ ОТТЕНОК.
Подлежащее-СКАЛЫ,выражено существительным множественного числа в именительном падеже и отвечает на вопрос ЧТО?
Сказуемые – ОКРАШИВАЮТСЯ и ПРИОБРЕТАЮТ, выражены глаголами настоящего времени в изъявительном наклонении. Отвечают на вопрос ЧТО ДЕЛАЮТ?Одни однородные,так как отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же члену предложения –скалы.
Окрашиваются во ЧТО?В ТОНА –дополнение,выраженное существительным в именительном падеже.
В тона КАКИЕ? НЕЖНО-РОЗОВЫЕ И КРАСНОВАТЫЕ –однородные определения,выраженные прилагательными.
Окрашиваются КОГДА?НА ЗАРЕ-обстоятельство времени,выраженное существительным в предложном падеже с предлгом.
Приобретают ЧТО?ОТТЕНОК- дополнение,выраженное существительным в винительном падеже.
Оттенок КАКОЙ? ТЕПЛЫЙ-определение,выраженное прилагательным
Оттенок КАКОЙ?КОРИЧНЕВАТЫЙ-определение,выраженное прилагательным.
Между ними не ставится запятая, так как у них разные признаки.
5)Оттенок- это виды одного цвета
Оттенок –разновидность одного и того же цвета. (Подлежащее и сказуемое выражены именами существительными).
Мы знаем,что в таким случаях между ними ставится знак тире.
6)Ишимбай-город моего детства.(тире между главыми членами предложения ставится,так как они оба выражены существтельными в именительном падеже).
В остальных примерах мы можем объяснить знаки препинания? НЕТ.
Значит о чем мы будем говорить на уроке? Назовите тему нашего урока . ТИРЕ МЕЖДУ ПОДЛЕЖАЩИМ И СКАЗУЕМЫМ.
Какие цели ставим на сегодняшний урок?УЗНАТЬ И О ДРУГИХ СЛУЧАЯХ,КОГДА СТАВИТСЯ ТИРЕ,А КОГДА НЕ СТАВИТСЯ.
7)Самостоятельно читаете материал на странице 57 в ваших учебниках.
Один встанет и назовет вкратце моменты,когда тире СТАВИТСЯ, а второй перечислит,когда тире НЕ СТАВИТСЯ.
Когда я скажу,заполняете таблицу на местах предложениями,которые я буду читать. Потом я откроюслайд и вы проверите себя.
Снова один объяснит,почему в одних примерах тире СТАВИТСЯ, а в других НЕ СТАВИТСЯ.
8) ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (под песню)
9)Выполнение упражнения 115 у доски.
1 предложение – Совесть -есть внутреннее сознание добра и зла(подлежащее и сказуемое выражены существительным в именительном падеже)
4 предложение – Доброта как деятельная способность делать добро, высшее совершенство человека(есть союз как,поэтому тире не ставится)
10)Самостоятельная работа в парах на листочках ( 1 вариант 1-5 пр., 2 вариант -5-6 пр.)Потом обмениваетесь и проверяете.
Повесть “Капитанская дочка” – историческое произведение.
Основа повести - картина восстания Пугачева.
Маша Миронова – любимый женский образ автора.
11) Подарить букет тюльпанов – значит,на языке цветов признаться в любви(тире ставится,есть указательное слово значит)
Астра- это последняя улыбка осени(тире ставится,есть указательная частица это)
Сирень точно нежное душистое море.(тире не ставится,есть сранительный союз точно)
12) Время остается – по-одному выходим к доске и работаем на тренажере.
Ответы : 3, 1,2,4,3,2,2,3,1,4
13)РефлЕксия:
Что повторили ?Условия постановки тире между подлежащим и сказуемым.
Что узнали нового? Узнали,что тире ставится и в других случаях. Узнали много интересного о цветах.
Чему научились?Научились правильно ставить тире между подлежащим и сказуемым.
Какой этап урока показался самым интересным?Работа с таблицей,проверка друг друга.
Что было трудно?Не путать условия постановки тире между подлежащим и сказуемым. Но всё запомнили.