Сообщение на методическом объединении учителей домашнего обучения Разработка дидактического материа для уроков письма в коррекционной школе


Разработка дидактического материала.
Задача учителя индивидуального обучения при обучении школьников с ОВЗ правописанию – обеспечить высокую познавательную активность детей, понимание ими материала, который изучается и тех приемов работы, которыми они пользуются. Учитель надомного обучения использует занимательные задания и игры, содержащие разнообразные орфограммы, способствующие развитию интереса у учащихся к изучаемому материалу. Это использование художественных текстов, загадок, пословиц, поговорок в качестве дидактического материала; декламация небольших стихотворных отрывков, содержащих слова с орфограммами. Систематическое, ежеурочное использование подобных поэтических материалов, шуток, потешек повышает эмоциональный уровень работы учащихся, снимает напряженность, предупреждает утомление, способствует успеху обучения. Большое значение имеют языковые игры – словарное лото, кроссворды, шарады, ребусы, подбор слов с заданным сочетанием, например, «жи», «чу» и т. д. В отборе дидактического материала соблюдаются следующие требования : дидактический материал подбирается интересный по содержанию, образцовый по языку (преимущественно из художественной литературы).. Орфограммы в дидактических материалах должны встречаться в доступных вариантах, с постепенным усложнением.
Учитывая эти требования разработала систему раздаточного дидактического материала для учащихся средней школы по отдельным темам курса русского языка. Важнейшие темы, которые особенно трудны для обучающихся, находящихся на надомном обучении это – «Проверяемые безударные гласные», « Проверяемые звонкие и глухие согласные»
Так, по теме «Правописание безударной гласной в корне слова» предлагает детям разнообразные карточки, содержащие задания в игровой форме, с учетом особенностей усвоения учащимися данного материала, дифференцируя задания от простого к сложному.
Ошибки на правописание безударной гласной происходят, во-первых, потому, что у детей слаба орфографическая зоркость: они не замечают слов, где необходима и возможна проверка; во-вторых, у них мал запас проверочных слов, они не успевают или не умеют изменять слово нужным образом, подбирать родственные слова. Для овладения навыком проверки безударной гласной большую роль играют перфокарты. Перфокарта выглядит так:

Внутрь перфокарты подкладывается лист, на котором ученик пишет проверочные слова.
Часть перфокарт содержит только слова с безударной гласной. Нужно вписать гласную и проверочное слово.


Очень нравятся детям карточки с заданием «Зажги свет в окошках». На карточке нарисован домик. В нём по этажам вырезаны окна – это пропущенные безударные гласные в словах. Ученик должен покрасить пропущенную гласную в нужный цвет, устно подобрав проверочное слово.

509206511176000
Разработаны задания в виде словесного лото. Здесь уже учащийся не пишет (отдыхает рука), получает карточку с нарисованными на них домиками с безударными гласными и набор карточек-слов с пропущенной гласной и распределяет, т. е. раскладывает карточки по соответствующим домам, устно подбирая проверочное слово.

Слова для карточек: б.льной, г.ра, с.сна, з.ма, б.да, стр.на, в.сёлый, д.брота, д.ревья, п.сьмо, гр.чи, кр.чит, вст.ют.
Вариант таких же карточек: «Рассели жильцов по этажам». Здесь в набор входит 1 карточка с изображением домика и 8 слов-карточек с безударной гласной.

Слова для карточек: л.тел, х.дил, сн.жок, с.ва, с.дит, в.сят, фл.жок, м.лыши.
Обучающиеся с ОВЗ, находящиеся на надомном обучении с удовольствием выполняют задания, предложенные в игровой форме, следующая разновидность карточек «Помоги Незнайке вставить пропущенную букву», «Помоги зайцу убежать от волка», «Помоги колобку убежать от лисы», «Помоги Буратино выполнить задание Мальвины». Карточки обернуты скотчем, на них нарисованы сказочные герои и написаны слова с пропущенной безударной гласной. Ученик вписывает гласную на карточку. В последующем использовании ее можно просто стереть.

Часто ученики, находящиеся на надомном обучении затрудняются подобрать проверочное слово. Такие дети не умеют выявлять значение слова. В работах этих детей встречаются ошибки, свидетельствующие о том, что подбор проверочных слов проводится на основе формального созвучия, без учета лексического значения, например, водитель – воды, отравил - трава. Ппредлагаются следующие виды заданий:

Большое значение уделяется также правописанию слов с непроверяемой безударной гласной. Они так же включены в раздаточный материал.


В зависимости от времени и этапа урока учащиеся могут либо списывать эти слова в тетрадь, либо написать пропущенную гласную на карточке, которая обернута плёнкой.
В качестве раздаточного дидактического материала по теме «Парные звонкие и глухие согласные» используется следующий раздаточный материал:

Следующий вид карточек «Найди пару». В первом столбике написаны слова, где согласный на конце пропущен, во втором столбике проверочные слова. Надо вписать пропущенную букву и соединить слово с проверочным словом.


Виды карточек в игровой форме: «Укрась ёлочку игрушками», «Раскрась цепочку шариков» или «Разноцветные шары». Все задания выполняются по цветограмме. В карточке «Укрась ёлочку игрушками» ученик получает карточку с изображением ёлочки и набор «ёлочных игрушек» - вырезанных из картона кружочков, сосулек и т.д., на которых написаны слова с пропущенной парной согласной на конце. Согласно цветограмме, ученик закрашивает игрушку и кладет её на ёлочку.
Согласные в цветограмме окрашены так:

По этой же цветограмме закрашивают бусы или цепочку в заданиях:


Эти карточки одноразового пользования. Каждый раз, изготовляя карточки, можно использовать другие слова. Тем самым у детей обогащается словарный запас, пробуждается интерес к изучаемой теме.
Таким образом, используя эти виды раздаточного дидактического материала на уроках письма пробуждает у учащихся интерес к изучаемым темам, добивается успешного усвоения изучаемого материала.