«Социометрия как способ проведения диагностики подростков с ограниченными возможностями здоровья».
Тема: «Социометрия как способ проведения диагностики подростков
с ограниченными возможностями здоровья».
В настоящее время существует большое количество различных диагностических методик для психологов, педагогов, но не всегда они приемлемы для работы социального педагога.
Большая часть имеющихся диагностических методик рассчитана на детей, не имеющих каких-либо нарушений в психическом и интеллектуальном развитии, поэтому не всегда подходит для изучения различных сторон личности детей с ограниченными возможностями здоровья.
Особенностью развития данной категорий детей состоит в том, что они не понимают прямого и скрытого смысла высказываний, не в состоянии ответить на большое количество вопросов, самостоятельно даже правильно прочитать вопрос анкеты или теста.
Вашему вниманию я предлагаю диагностическую методику социометрии, как способ проведения диагностики подростков с ограниченными возможностями здоровья.
Данную методику можно применять для детей, обучающихся в классах выравнивания или ЗПР в общеобразовательных школах.
Социометрия - (от лат. Societas -общество и греч. измеряю), отрасль социальной психологии, изучающая межличностные отношения, уделяя преимущественное внимание количественным измерениям симпатий и антипатий между участниками.
Цель социометрии: изучение структуры эмоциональных межличностных предпочтений, определение социального статуса учащихся.
Социальный статус личности в группе сверстников является важным показателем самочувствия ребенка в классе. От успешности ребенка в социальной сфере зависит его успеваемость, самоотношение, психическое состояние, уровень конфликтности и агрессивности, качество взаимоотношений в классе.
Существуют различные методики по социометрии:
Методика «Дерево» Автор: Л.П. Пономаренко
Ученикам предлагаются листы с готовым изображением сюжета: дерево и располагающиеся на нем и под ним человечки. Задание дается в следующей форме: «Рассмотрите это дерево. Вы видите на нем и рядом с ним множество человечков. У каждого из них разное настроение и они занимают различное положение. Возьмите красный фломастер и обведите того человечка, который напоминает вам себя, похож на вас, ваше настроение в школе и ваше положение. Мы проверим насколько вы внимательны. Обратите внимание, что каждая ветка дерева может быть равна вашим достижениям и успехам. Теперь возьмите зеленый фломастер и обведите того человечка, которым вы хотели бы быть и на чьем месте вы хотели бы находиться ». Напишите возле каждого остальных человечков имена всех ваших одноклассников. Интерпретация результатов выполнения проективной методики «Дерево» проводится исходя из того, какие позиции выбирает данный ученик, с положением какого человечка отождествляет свое реальное и идеальное положение, есть ли между ними различия. Методика «Дворец, квартира, изба, шалаш» направлена на изучение межличностных отношений в младшем школьном возрасте можно проводить в игровой форме.
Инструкция: детям предлагается по домикам расселить всех учащихся класса. Домики разные: дворец (1 выбор), квартира (2 выбор), изба (3 выбор), шалаш (4 выбор).
Более подробно я познакомлю Вас с методикой автора – кандидата психологических наук, лауреата премии Ленинского комсомола Анатолия Николаевича Лутошкина.
Методика «Цветопись эмоциональной атмосферы коллектива»
Методика позволяет оценивать эмоциональные взаимоотношения со сверстниками, родителями, учителями.
Методика может быть полезна:
для выявления взаимоотношений сверстников между собой;
для определения отношения со стороны ребенка к учителю, учебному предмету, членам семьи;
для эффективности планирования некоторых форм воспитательного воздействия по изменениям в эмоциональном состоянии самого ребенка либо членов коллектива.
Особо следует указать на эффективность методики в диагностике эмоциональных процессов детских групп. К примеру, ее результаты помогают выявить детей с синдромом школьной дезадаптации, «плохо» привыкающих к новым социальным условиям в коллективе.
Перед проведением методики, дети обговаривают и записывают оттенки настроения, которые затем обозначают цветом:
Красный – радостное
Желтый- приятное
Зеленый- спокойное
серый - скучное
фиолетовый– тревожное
черный – плохое
белый - безразличное
Один из вариантов данной методики:
а)Дневник настроения «Мое настроение»
Например, проблема учителя К. состояла в том, что группа детей срывала постоянно ее уроки. Ее занятия понедельник, среда, пятница.
Диагностика проводится самим педагогом до занятий, во время занятий и после занятий, но может отмечать и сам ребенок. Педагог в процессе наблюдения за реальной деятельностью ребенка, отражает данные определенным цветом в дневнике наблюдения.
Срок от1до 2 недель.
Действия социального педагога.
Посещение уроков по данному предмету.
Проведение наблюдений за реальной деятельностью ребенка, отражение данных определенным цветом в дневнике наблюдения.
Проведение обработки цветоматрицы всех участников.
Беседа отдельно с каждым учеником
Проведение первичной корректировки
Составление плана дальнейших действий.
Вновь посещение данных уроков в феврале.
Дневник настроения «Мое настроение»
Фамилия имя
ребенка
Дата, дни недели
понедельник
четверг
суббота
понедельник
четверг
суббота
12
12
16
16
20
20
20
4
4
12
12
16
А. В.
к
ж
к
ж
к
з
к
ж
к
о
с
ж
Г. Ж
с
ф
ф
ч
ч
к
с
ж
ч
з
с
ж
М. П.
ж
з
з
б
б
з
з
с
ж
ж
о
з
Т. А.
о
б
с
ф
з
ж
к
о
ж
с
ж
б
К . С.
з
ж
ж
з
ж
ж
з
з
ч
с
ж
з
П. С.
ф
б
ф
к
ж
к
к
з
ж
з
о
к з
Р. К.
ч
ж
з
ж
ф
б
з
ж
ж
ж
ч
с
Т. П.
б
с
з
з
с
ж
к
с
о
з
з
с
Р. С.
с
ж
ф
ф
с
ж
к
с
з
ж
о
ж
С. С.
ф
з
ф
з
с
ж
к
з
ч
ж
з
о
К. К.
с
ж
з
б
ф
к
з
о
б
ж
ч
ж
Интерпретация эмоционального настроения:
красный – восторженное, возбужденное (позитивно-стимулирующее)
желтый – светлое, приятное (позитивно-стимулирующее)
зеленый- спокойное (умеренные, стабилизирующее)
серый – неудовлетворительное, грустное (умеренные, стабилизирующее)
фиолетовый – тревожное (негативное, астеничное)
черный – упадок, уныние – (негативное, астеничное).
белый - трудно сказать – (негативное, астеничное).
Оценка интерпретации цветоматрицы проводится в двух вариантах.
Первичная оценка – по представленности и соотношению цветов.
Выделяются общие цветовые синдромы, дающие картину настроений во всем коллективе (какие состояния преобладали в течение исследуемого периода, как они соотносятся по неделям, отдельным дням), групповые или зональные цветовые синдромы (могут показывать психологическую атмосферу в отдельных группировках людей, сложившихся внутри коллектива).
По своему содержанию синдромы могут оцениваться как позитивно-стимулирующие (представлены цвета верхней части спектра), умеренные, стабилизирующие (преобладают цвета средней части), негативные, астеничные (цвета нижней части спектра), напряженные (представлены противоположные по значению цвета), «ковровые» (представлена пестрота цветов, означающая отсутствие единства в настроениях).
Более глубокий анализ – вторичная обработка цветоматрицы.
Анализ изменений состояний членов коллектива и отдельного ребенка в течение дня помогает выявлению факторов, воздействующих на настроение личности.
Большую ценность представляют результаты интервьюирования в момент заполнения цветописи,( после урока), когда выясняется причина того или иного состояния ребенка.
Значение данной методики:
определение всех возможных стрессовых ситуаций, как причина беспокойства ребенка.
возможность «увидеть» настроение коллектива, оценивание психологической атмосферы коллектива и его воздействие на конкретного ученика;
определение общего характера эмоционального состояния ребенка на определенном уроке;
планирование мероприятий по решению проблемных ситуаций.
Следующий из вариантов данной методики:
б) «Взаимоотношения с членами семьи»
Часто для решения проблем ребёнка в школу вызывается мать, но это не всегда верный выбор, так как она во-первых не всегда является авторитетом для ребёнка; во-вторых, между ними может не быть доверительных отношений и т.д. Для выявления того, с кем из родственников лучше планировать совместную работу, можно провести следующую методику:
Члены семьи
Выбор цвета
мама
папа
брат
сестра
бабушка
дедушка
тетя
дядя
отчим
Др. родственник по желанию ребёнка
Данную методику можно использовать по изучению:
в) «Взаимоотношения с одноклассниками»
г) «Взаимоотношения с педагогами»
Для изучающая межличностных отношений в коллективе проводится аналогичная диагностика, только вместо членов семьи записываются члены коллектива. После обработки данных легко увидеть, к кому ребёнок проявляет дружеские ощущения, к кому страх, неприязнь, либо этот человек ему вообще безразличен.
Также модно определить отношение ребёнка к педагогам, работающим с ним. К кому проявляет уважение, с кем спокойно находиться рядом, а кто вызывает страх.
Практическая часть для педагогов.
Работа в группах по 5 человек.
На столах цветные карточки.
Задание: напротив каждого учебного предмета поставить кружочек выбранного цвета.
Инструкция: вспомните, с каким цветом мы с вами соотносили различные наши чувства, эмоции, отношения и соотнесите его с каждым учебным предметом.
Социальный педагог дает интерпретацию
отношение каждого испытуемого к определённому учебному предмету и ко всем предметам вообще;
в отдельных группировках людей по столам
Задание
Спланировать эффективные мероприятия по решению проблемных ситуаций.
Ф.И.О. учащегося
Учебные предметы
Русск. Яз.
Литература
Математика
музыка
Рисование
Физ-ра
Биология
История
География
Труд
Настя
Затем данные каждого ребёнка заносятся в своднуютаблицу
Ф.И.О. учащегося
Учебные предметы
Русск. Яз.
Литература
Математика
музыка
Физ-ра
Биология
История
География
Общий цветовой синдром
Настя
Красный
Красный
Зеленый
серый
Желтый
Зеленый
фиолетовый
Зеленый
умеренные, стабилизирующее
Ира
Желтый
Желтый
Желтый
серый
белый
Желтый
фиолетовый
серый
позитивно-стимулирующее
Ксюша
Красный
Зеленый
Красный
серый
Желтый
Желтый
фиолетовый
Желтый
позитивно-стимулирующее
Вова
Зеленый
серый
Желтый
серый
серый
Желтый
фиолетовый
Зеленый
позитивно-стимулирующее
Костя
Красный
Желтый
Красный
серый
Желтый
Желтый
фиолетовый
Желтый
позитивно-стимулирующее
Серёжа
черный
черный
черный
серый
черный
черный
фиолетовый
черный
негативное, астеничное
Общий цветовой синдром
отсутствие единства в настроениях
отсутствие единства в настроениях
отсутствие единства в настроениях
позитивно-стимулирующее
отсутствие единства в настроениях
позитивно-стимулирующее
негативное, астеничное
отсутствие единства в настроениях
Анализируя сводную таблицу можно сделать вывод:
1.У большинства учащихся преобладает позитивно-стимулирующее настроение на уроках, что способствует хорошей работоспособности, усвоению материала, отсутствию конфликтов.
2. У одного из учащихся (Сергея) выявлено негативное отношение ко всем учебным предметам. Подобное состояние выявлено лишь у одного ребёнка, поэтому необходимо проводить индивидуальную работу с данным ребёнком по выявлению и устранению факторов приводящих к данному состоянию.
3. Можно заметить, что такой учебный предмет, как музыка вызывает у всего класса грустное, неудовлетворительное состояние, что может свидетельствовать о неинтересных, скучных для учащихся уроках.
4.Также можно увидеть негативное отношение всего класса к уроку истории, что свидетельствует о том, что ребятам либо всегда очень сложно на данных уроках, либо во время данных уроков напряжённая атмосфера. В последних двух случаях необходима работа с педагогом, ведущим данные уроки.
Таким образом, представленные мной методики не вызывают больших трудностей при их проведении, обработке результатов, дети выполняют их с удовольствием. Данные, полученные при обработке данных методик являются большой базой для планирования индивидуальной работы с учащимися, имеющими различные проблемы, поиска наставника для трудного подростка, авторитета среди педагогов, родственников, товарищей.
Индивидуальные листы для заполнения
Ф.И.О. учащегося
Учебные предметы
Русск. Яз.
Литература
Математика
музыка
Рисование
Физ-ра
Биология
История
География
Труд
Сводная таблица
Ф.И.О. учащегося
Учебные предметы
Русск. Яз.
Литература
Математика
музыка
Физ-ра
Биология
История
География
Общий цветовой синдром
Общий цветовой синдром
Заголовок 1Заголовок 215