Мастер класс по инклюзивному образованию. Тема: «Они хотят, чтобы их понимали»
МОБУ СОШ № 4 им. А.Я.Першина г.БлаговещенскаМАСТЕР – КЛАСС на тему:
«»Они хотят, чтобы их понимали»
Составили и провели учитель-логопед Низамова Ю.К. и учитель начальных классов Михайлова Е.А.
03.11.2016
Мастер класс по инклюзивному образованию.
Тема: «Они хотят, чтобы их понимали»
Цель: привлечение внимания учителей школ к проблемам инклюзивного образования.
Задачи:
1. Создать условия для привлечения внимания к детям с ограниченными возможностями здоровья;
2. Дать представление о проблеме инклюзивного образования в рамках введения ФГОС;
3. Привлечь внимание и заинтересовать в поиске возможных решений проблемы инклюзивного образования.
Участники: учителя школ.
Ожидаемый результат:
Осознание и принятие основных принципов инклюзивного образования участниками и гостями мастер-класса, понимание значимости поставленной проблемы:
1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.
2. Каждый человек способен чувствовать и думать.
3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.
4. Все люди нуждаются друг в друге.
5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.
6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.
7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, чего не могут.
8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Оборудование:
1. Магнитная доска с магнитами;
2. Плакат с изображением человека-инвалида;
3. Цветные карандаши, фломастеры, бумага
4. Столы и стулья по количеству участников.
Ход мастер класса
Теоретическая часть
До начала мастер класса включен ролик «Мы разные, но мы вместе» (как фон)
Уважаемые коллеги! Мы рады приветствовать вас. Проблема, которая станет предметом нашего сегодняшнего обсуждения, весьма актуальна – «Они хотят, чтобы их понимали». (Слайд 1) Необходимость ее решения продиктована тем, что мы – взрослые должны выводить в большую жизнь толерантного человека. Это во многом определит успешность жизненного пути наших детей.
Упражнение НАРИСУЙ ЧЕЛОВЕЧКА
(Все педагоги получают шаблон человека. На основе этого шаблона они рисуют себя, добавляя свои индивидуальные особенности. (1минута)
Перед вами шаблон человека. Обведите и дорисуйте его. Что общего у всех человечков? (голова, руки, ноги)
Чем они отличаются? (одеждой, цветом волос, прической, цветом глаз)
Посмотрите, какой человек получился у нас. (на доске изображение человека в инвалидном кресле.)
Это инвалид (человек, утративший трудоспособность (полностью или частично) вследствие ранения, увечья или старости, или по каким- то причинам рожден с таким недугом).
-Имеют люди с ограниченными возможностями здоровья право равноценного существования в обществе?
- Готово современное общество к принятию людей с ограниченными возможностями и внедрению инклюзивного образования?
1. Степень зрелости любого общества оценивается отношением к незащищенным слоям населения – это дети, старики, а также люди с ограниченными способностями.
Сегодня, как никогда остро стала проблема социализации детей с инвалидностью. Дети с инвалидностью оторваны от общества своих сверстников, они не имеют возможности развиваться, дружить, играть как обычные дети. Именно поэтому дети с ограниченными возможностями здоровья нуждаются не столько в особом обращении и поддержке, а в большей степени, в реализации своих способностей и достижении успехов в школе. Именно в этом и заключается задача инклюзивного воспитания и образования.
2.Давайте попробуем разобраться, чем же инклюзивное образование и воспитание отличается от обычного.
(Слайд 2)
Представим себе, что обычный ребенок вот такой «кругленький цилиндрик». Ходит в обычную школу, с обычными учителями – у нас круглые цилиндрики для круглых отверстий.
Ребенок с инвалидностью – «колышек квадратный» получает специальное воспитание и образование. Тогда всё подогнано под этот квадратик, созданы квадратные отверстия, для «квадратных колышков» - специальные школы, специальные учителя.
Когда мы говорим об инклюзивном воспитании и образовании, мы подразумеваем, что все дети разные, они могут быть любыми, они могут иметь разный рост, разный цвет кожи, разный цвет волос, разные способности, но все дети могут развиваться и учиться. При этом система адаптируется к потребностям ребенка.
Следует отметить, что инклюзивное воспитание и образование – процесс сложный, многогранный и он возможен только когда в нем взаимодействуют все участники образовательного процесса: это учителя, психолог, логопед, врачи, администрация и конечно же родители. Но центральной фигурой всегда остается ребенок.
1.В настоящее время выделяются следующие категории детей с нарушениями развития: (Слайд 3)
- дети с нарушениями слуха (неслышащие и слабослышащие)
- дети с нарушениями зрения (незрячие и слабовидящие)
- дети с тяжелыми нарушениями речи
-дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата
-дети с задержкой психического развития
-дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы (дети с ранним детским аутизмом)
-дети с комплексными нарушениями развития, у которых сочетаются два и более нарушения (например, слабослышащие с детским церебральным параличом, слабовидящие с задержкой психического развития и др.)
Проблема воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательном пространстве требует деликатного, гибкого подхода и предполагает постепенное включение таких детей в коллектив сверстников.
Просмотрите отрывок из видео-ролика «Инклюзия. Полная версия. Принятие и участие» выступает Светлана Алёхина, кандидат психологических наук, директор института Проблем инклюзивного образования МГППУ
(Слайд 4)
2. Существует такое красивое слово ТОЛЕРАНТНОСТЬ. Напишите на лепестках цветка, как вы понимаете это слово, лепестки-ваши ответы прикрепим на доску и мы получим вот такой чудесный цветок (обобщение).
Толерантность – это и есть основа инклюзивного образования. (Слайд 5)
Многие из вас боятся, что обычные дети не примут детей с ОВЗ. На этот счет хочется сказать, что сами дети часто не выделяют ребенка с инвалидностью как особого. Они просто не знают или не замечают особенность такого ребенка. А если и замечают, то это совсем не значит, что обычные дети не захотят с ним играть, дружить.
1.Уважаемые коллеги предлагаем вам по группам выполнить некоторые предложенные задания (сердечки на доске).
Практическая часть
1-й стол (зрение)
Игра «Слепой и поводырь» Один из пары участников будет играть роль незрячего, а другой – помощника.
Задание «незрячему». «Закрой, пожалуйста, глаза, глаза и ни в коем случае не подглядывай. Ты должен будешь встать с места, подойти к доске, написать на ней своё имя, положить мел на стол учителя и вернуться на своё место».
Задание помощнику. «Ты – помощник. Твоя задача сделать всё, чтобы незрячий не упал, не нанёс себе травму, не столкнулся с чем-нибудь или с кем-нибудь. И ещё следи, чтобы твой товарищ не подглядывал.
Вопросы к «незрячему»:
Что ты чувствовал?
Что ты делал?
Трудно ли было? Если трудно, то когда?
Что для тебя было самым трудным?
Вопросы к помощнику:
Хотелось ли тебе помочь?
Если хотелось, то когда?
Вопросы ко всей аудитории:
Что вы видели?
Где ему было трудно?
Когда ему больше всего требовалась помощь?
Угадал ли помощник тот момент, когда его помощь была нужна?
С какими трудностями сталкиваются люди, у которых есть проблемы со зрением?
2-й стол (ОНР)
Игра «узнай новость». Дать листок со словосочетанием или предложением, обсудить 3 минуты и показать без помощи слов написанное.
Человеку плохо на улице. Вы понимаете, что он немой. Ваши действия.
Один из пары участников будет играть роль глухонемого, а другой – прохожего.
Задание «глухонемому». «Изобразите, что вам на улице стало плохо. И вы просите о помощи»
Задание прохожему. «Вы – прохожий. Наблюдаете, что человеку плохо на улице. Вы понимаете, что он немой. Ваша задача сделать всё, чтобы помочь ему. Ваши действия»
Вопросы к «глухонемому»:
Что вы делали?
Сложно ли было передать предложение, не пользуясь речью?
Вопросы к помощнику:
Что вы делали?
Как вы поняли, что хотел сказать «глухонемой»?
Сложно ли было понять, что хотел сказать «глухонемой»?
Вопросы ко всей аудитории:
Что вы видели?
Где ему было трудно?
Когда ему больше всего требовалась помощь?
Угадал ли помощник тот момент, когда его помощь была нужна?
С какими трудностями сталкиваются люди, у которых есть проблемы со зрением
3-й стол (ОДА)
Игра «Собери портфель». Один из пары участников будет играть роль ребёнка с нарушениями ОДА (опорно-двигательного аппарата), а другой – помощника.
Задание «ребёнку с нарушениями ОДА».
-Встаньте. Правую руку уберите за спину. Левой рукой снимите с крючка и откройте ранец. Достаньте линейку, учебник.
- Теперь попросите помощника помочь вам присесть на одной ноге.
Задание помощнику. «Ты – помощник. Твоя задача сделать всё, чтобы ребёнок с ОДА не упал, не нанёс себе травму, не столкнулся с чем-нибудь или с кем-нибудь».
- Теперь помогите ребёнку с ОДА присесть на одной ноге.
Задание ко всей группе:
- А теперь встаньте около своих парт и очень аккуратно, не мешая друг другу, попытайтесь присесть на одной ноге. Расскажите, легко ли вы выполнили это задание?
Вопросы к «ребёнку с ОДА»:
Удобно ли вам было выполнять команды?
Трудно ли было?
Когда задание «присесть» вам было легче выполнить?
Вопросы к помощнику:
Хотелось ли помочь?
Если хотелось, то когда?
Вопросы ко всей аудитории:
Что вы видели?
Где ему было трудно?
Когда ему больше всего требовалась помощь?
Угадал ли помощник тот момент, когда его помощь была нужна?
Вопросы ко всей аудитории:
-Что вы видели?
-Где ему было трудно?
-Когда ему больше всего требовалась помощь?
-Угадал ли помощник тот момент, когда его помощь была нужна?
-С какими трудностями сталкиваются люди, у которых есть проблемы со зрением, со слухом, с ОДА?
-Какой из этого можно сделать вывод? (детям-инвалидам необходимо помогать)
-Жалость обижает инвалидов. Она им не нужна. Для них нужнее спокойное, терпимое отношение к ним. Хорошо, если их понимают и помогают им преодолеть последствия их физических недостатков.
Педагоги делятся впечатлениями после своих действий.
Сейчас вы почувствовали на себе как трудно таким людям сделать, то что для нас не составляет труда. И, нам, людям, в чьих руках находится детство, очень важно научить и самим научиться терпению, пониманию, добру и состраданию ко всем без исключения, чтобы сделать нашу большую семью счастливой…
2.Притча (Слайд 6)
«Ладная семья»:
Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать, писал долго – видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. (Слайд 7) Три слова были начертаны на бумаге: любовь; прощение; терпение. И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение.
Прочел владыка и спросил:- И все?- Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.И, подумав, добавил:- И мира тоже…
Действительно, всего три слова, но они являются основополагающими для каждого уважающего себя и окружающих человека. Ведь все люди хотят, чтобы их понимали. (Слайд 7 ……)
Спасибо за внимание! (Слайд 8)
Литература
Институт проблем инклюзивного образования
http://www.inclusive-edu.ruИнформационно-методический портал по инклюзивному и специальному образованию http://edu-open.ruЦентр лечебной педагогики http://www.ccp.org.ruИнститут коррекционной педагогики
http://институт-коррекционной-педагогики.рф/Зарецкий В.К. Десять конференций по проблемам развития особенных детей – десять шагов от инновации к норме // Психологическая наука и образование.- 2005.- № 1.- С. 83-95.
Интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями в обществе здоровых детей / Ф.Л.Ратнер, А.Ю.Юсупов. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006.
Инклюзивное образование в России. ЮНИСЕФ. М., 2011.
Инклюзивное образование: право, принципы, практика. М., 2009.
Малофеев Н.Н. Специальное образование в меняющемся мире. Европа. Уч. пос. для студентов пед. вузов. – М.: Просвещение, 2009.
Ярская-Смирнова Е.Р., Лошакова И.И. Инклюзивное образование детей-инвалидов // Социологические исследования.- 2003.- № 5.- С. 100-106
http://www.un.org/russian/documen/declarat/salamanka.pdf //
Материалы по инклюзивному образованию
http://school.msk.ort.ru/integration/index.php?p=teor_mpio
Об интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья
http://www.fatihovalf.ucoz.ru/blog/chto_vy_dumaete_ob_integrirovannom_obrazovanii_detej_s_ogranichennymi_vozmozhnostjami_zdorovja/2010-05-26-1
Инклюзивное образование - равные возможности для всех учащихся
http://nashiosobiedeti.ucoz.ru/news/inkljuzivnoe_obrazovanie_ravnye_vozmozhnosti_dlja_vsekh_uchashhikhsja/2010-09-04-246
Инклюзивное образование в России и Москве. Статистика и справочные материалы
http://www.dislife.ru/flow/theme/4696/