Разработка мастер-класса по инклюзивному образованию Мы вместе!
Мастер-класс по инклюзивному образованию «Мы вместе!»
Актуальность:
В настоящее время все чаще в педагогической практике стало появляться понятие «инклюзивное образование». В большинстве случаев под ним понимается обучение детей-инвалидов в массовой школе. Однако если обратиться к толкованию понятия, то мы увидим несколько другой смысл. Инклюзивное образование (фр. inclusif-включающий в себя, лат. include-заключаю, включаю) – процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.
Трудность решения проблемы работы с детьми с ОВЗ усугубляется профессиональной некомпетентностью специалистов образовательных учреждений, недостаточным пониманием в обществе возможностей таких детей, равноправно участвующих в жизни общества.
Исходя из этого, требуется разработка и создание условий для повышения уровня профессиональной компетентности педагогов, осуществляющих инклюзивное обучение в общеобразовательных учреждениях, и родителей имеющих детей с ОВЗ.
Цель: привлечение внимания учителей школ к проблемам инклюзивного образования путем применения обучающих структур Сингапурской методики.
Задачи:
1. Создать условия для привлечения внимания к детям с ограниченными возможностями здоровья;
2. Дать представление о проблеме инклюзивного образования в рамках введения ФГОС;
3. Привлечь внимание и заинтересовать в поиске возможных решений проблемы инклюзивного образования.
Участники: учителя школ.
Ожидаемый результат:
Осознание и принятие основных принципов инклюзивного образования участниками и гостями мастер-класса, понимание значимости поставленной проблемы:
1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.
2. Каждый человек способен чувствовать и думать.
3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.
4. Все люди нуждаются друг в друге.
5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.
6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.
7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, чего не могут.
8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Оборудование:
1. Магнитная доска с магнитами;
2. Плакат с изображением планеты Земля;
3. Цветная бумага, клей, цветные карандаши, фломастеры;
4. Столы и стулья по количеству участников, расставленные по Сингапурской методике;
5. Бумага, стикеры.
Ход мастер-класса.
Вводное слово преподавателя: Здравствуйте, уважаемые участники мастер-класса «Мы вместе!». Всегда существовала проблема образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Она складывается из множества факторов, которые приходится преодолевать совместными усилиями всех участников образовательного процесса. Внедрение Федеральных государственных образовательных стандартов позволило сделать еще один шаг навстречу детям.
На нашей планете Земля живёт много семей. Все семьи разные. Но где-то на Урале есть семья, которая заселила целую деревню. В этой семье были молодые и зрелые, богатые и не очень, здоровые и инвалиды. Но никто и никогда не слышал, что бы в этой семье были ссоры, драки, обиды друг на друга. Жители соседних деревень не понимали, почему в этой семье нет раздора. С этим вопросом они обратились к старейшине семьи. На что он ответил: «В нашей семье главное – это любовь, уважение, доброта и взаимопонимание. Мы всё делаем вместе. И девиз нашей семьи: «Мы вместе!»
Школа – это тоже одна большая семья. И в этой многодетной семье много разных детей, в том числе и детей с ограниченными возможностями здоровья. Поэтому нам, людям, в чьих руках находится детство, очень важно научить детей уважению, взаимопониманию, добру, любви ко всем без исключения, чтобы сделать нашу большую семью счастливой… Что бы мы всегда могли сказать: «Мы вместе! Мы счастливы! »
II блок. Преподаватель:
Скажите, пожалуйста, как вы считаете:
- Имеют люди с ограниченными возможностями здоровья право равноценного существования в обществе?
- Готово современное общество к принятию людей с ограниченными возможностями и внедрению инклюзивного образования?
- Какие условия необходимо создать для внедрения инклюзивного образования? Например, совершенствование материально – технической базы, создание программ для работы с детьми с ОВЗ, повышение квалификации педагогов для работы с детьми с ОВЗ и т.д.
Обучающая структура «Stir The Class» «Стё Зе Класс». Запишите в течение 1 минуты тезисно в своих тетрадях, на листочках ответы на вопрос. (Преподаватель задает вопрос или задание и дает время подумать. Студенты записывают как можно больше ответов в течение заданного времени и подчеркивают линию после своего последнего ответа. По команде преподавателя встают, поднимают руку и находят пару не из своего стола. В парах прочитывают ответы друг другу, если у них этот ответ есть, ставят галочку, а новые идеи записывают после линии. Таким образом находят не менее трех пар и возвращаются на свои места. По возвращению по очереди, начиная с участника №1, все зачитывают свои идеи, у кого нет этих идей, они записывают, таким образом, у всех участников за столом получается одинаковые идеи. По усмотрению преподавателя один представитель стола озвучивает идеи всей группе).
III блок.
Присаживайтесь за столы. Перед собой вы видите цветную бумагу, клей, карандаши, фломастеры, из них мы будем изготавливать куколок, но есть одно условие – без применения ножниц. С давних времен куклы использовались для игры, в качестве оберегов, но мы найдем им иное применение.
Во время изготовления кукол я вам прочитаю стихотворение В. Беляевой «Я свяжу тебе жизнь… »
Преподаватель:
Я свяжу тебе жизнь
Из пушистых мохеровых ниток.
Я свяжу тебе жизнь,
Не солгу ни единой петли.
Я свяжу тебе жизнь,
Где узором по полю молитвы —
Пожелания счастья
В лучах настоящей любви.
Я свяжу тебе жизнь
Из веселой меланжевой пряжи.
Я свяжу тебе жизнь
И потом от души подарю.
Где я нитки беру?
Никому никогда не признаюсь:
Чтоб связать тебе жизнь
Я тайком распускаю свою.
Вот так и мы, ради жизни близких людей готовы на любые жертвы, ради детей, какими бы они не были, но это наши дети и они заслуживают счастья.
На последнем этапе изготовления преподаватель предлагает участникам придумать характер и историю своей кукле, наделить ее качествами толерантной личности, основываясь на цвете бумаг, своих впечатлениях, жизненном опыте.
Например,
- Мой человечек появился на свет из бумаги ярко-желтого цвета, он такой же жизнерадостный и яркий, самое главное его качество – это оптимизм и жизнелюбие.
Далее каждому столу предлагается представить своего человечка, последним выступает заранее подготовленный участник (он изготавливает куклу с одной рукой) и дает описание:
- Мой человечек появился на свет из бумаги синего цвета, он инвалид, но обладает качествами очень сильной личности и огромной силой духа…
Преподаватель:
Конечно, мы заранее придумали эту ситуацию. Но именно через неё, мы хотели показать, что дети с ОВЗ также как и взрослые сильны духом, хотят счастливой жизни, хотят быть с нами вместе!
Ведущий:
На доске находится плакат с изображением нашей планеты, все мы, ее жители, должны уважительно относиться друг другу, соблюдать права и свободы каждого гражданина, уметь сострадать, помогать и прощать, принимать человека таким, какой он есть, а самое главное сохранять культуру мира – это и есть толерантность – гармония в многообразии…
Пожалуйста, возьмите своих человечков и прикрепите их к плакату, так, чтобы они крепко держали друг друга за руки, тем самым оберегая наш большой дом, символизировали согласие и единение.
Участники мастер-класса приклеивают своих человечков к плакату.
И последний вопрос:
- Как вы думаете, мы должны помогать этим людям?
Конечно, ДА! Я очень рада и благодарна вам за то, что наше мнение не разделилось. Только вместе мы можем справиться с поставленными задачами, бесконечной любовью «вылечить» наше уставшее общество и посеять росточки добра в сердцах наших воспитанников.
Заключительный этап.
И в конце я хочу рассказать вам притчу.
«Человек шел по берегу и вдруг увидел мальчика, который поднимал что-то с песка и бросал в море. Человек подошел ближе и увидел, что мальчик поднимает с песка морские звезды. Они окружали его со всех сторон. Казалось, на песке — миллионы морских звезд, берег был буквально усеян ими на много километров.
— Зачем ты бросаешь эти морские звезды в воду? — спросил человек, подходя ближе.
— Если они останутся на берегу до завтрашнего утра, когда начнется отлив, то погибнут, — ответил мальчик, не прекращая своего занятия.
— Но это же просто глупо! — закричал человек. — Оглянись! Здесь миллионы морских звезд, берег просто усеян ими. Твои попытки ничего не изменят!
Мальчик поднял следующую морскую звезду, на мгновение задумался, бросил ее в море и сказал:
— Да, я не смогу помочь всем, но эту звезду я могу сделать счастливой!
Тогда человек тоже поднял звезду и бросил ее в море. Потом еще одну. К ночи на пляже было множество людей, каждый из которых поднимал и бросал в море звезду. И когда встало солнце, на пляже не осталось ни одной неспасенной души.
Конечно, каждый из нас по отдельности не сможет помочь детям с ОВЗ, но если мы объединимся, то сможем сделать для этих детей гораздо больше, мы сможем сделать мир вокруг них добрее, а этих детей счастливыми. И это потому, что МЫ ВМЕСТЕ!