АОП по программе Письмо и развитие речи индивидуальное обучение 2 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В школе для умственно отсталых детей в старших классах осуществляются задачи, решаемые в младших классах, но на более сложном речевом и понятийном материале.
Овладение элементарными знаниями по грамматике прежде всего необходимо для приобретения практических навыков устной и письменной речи, формирования основных орфографических и пунктуационных навыков, в воспитании интереса к родному языку. Обучение грамматике способствует их умственному и речевому развитию. Совершенствуются графические навыки, трудности формирования которых у умственно отсталых школьников часто бывают связаны с недостаточным развитием движений мелких мышц руки и малой их координированностью. Работа эта заключается в закреплении в написании строчных и прописных букв и их соединений, что предупреждает появление при письме графических ошибок, в списывании с рукописного и печатного текста.
Обучение грамматике будет действенным при установлении тесной связи между изучением ее элементов и речевой практикой учащихся.
Умения анализировать, обобщать, группировать, систематизировать даже элементарный языковой материал, давать простейшие объяснения - должны способствовать коррекции мышления, развитию познавательной деятельности школьников.
Умственно отсталые школьники овладевают фонетическим составом родной речи, пониманием соотношений между произношением и письмом, которое является не фонетическим, а фонематическим, т. е. передающим основные звуки, а не их варианты, в процессе обучения на уроках и специальных занятиях по коррекции имеющихся у них отклонений психофизического развития. Овладение правописанием безударных гласных, звонких и глухих согласных в конце слова осуществляется на уровне фонетических занятий не на основе анализа морфемного состава слова, а путем сопоставления ударных и безударных гласных, согласных в конце и середине слова с согласными перед гласными.
Цель: формирование навыков грамотного и осознанного письма.
Задачи:
- выработать элементарные навыки письма строчных и прописных букв;
- формировать каллиграфические навыки;
- обогащать и уточнить словарь;
- побуждать познавательный интерес к родному слову;
- корректировать волевые и эмоциональные качества.
При обучении письму и развитию речи использую следующие методы:
словесные – рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой;
наглядные – наблюдение, демонстрация, просмотр;
практические – упражнения, карточки, тесты.
Принципы:
принцип коррекционно-речевой направленности;
воспитывающий и развивающий принципы;
принцип доступности обучения;
принцип систематичности и последовательности;
принцип наглядности в обучении;
принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении.
Адаптированная образовательная программа по предмету «Русский язык и развитие речи» составлена на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. 1-4 классы под редакцией Воронковой В.В.., М.: ВЛАДОС, 2000 г.
Реализация данной образовательной программы осуществляется с использованием учебника для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (автор-составитель В.В.Воронкова, Русский язык: учеб. для 2 кл. для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида/ В.В.Воронкова. М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2006.- 127 с.: ил. – (Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа) и предназначена для индивидуального обучения Василия К. ( г. р.).
Обучающийся не может посещать специальную (коррекционную) общеобразовательную школу и нуждается в индивидуальном обучении в связи с тем, что умственный и физический уровень развития данного ребенка отличается от уровня развития обучающихся коррекционной школы непосредственно в учреждении.
Василий обучается по программе ГОУ РК «СКШИ №» с. на основании решения районной ПМПК, протокол от г. Поступил в 1 класс школы-интерната г. и на основании АКТа КЭК № г. Василий К. выведен на индивидуальное обучение.
Василий - инвалид. С большим трудом усваивает программный материал, нуждается в разнообразных видах помощи, в четком неоднократном объяснении. Каждое задание принимает как новое.
Память кратковременная. Словарный запас значительно ниже возрастной нормы и представлен преимущественно обиходной лексикой. Знания усваиваются механически, быстро забываются.
Работоспособность у мальчика низкая, малопродуктивная, ребёнок крайне неусидчив. Быстро устаёт, начинает отвлекаться, требуется постоянная смена деятельности.
В работу включается неохотно, часто просто отказывается работать. Задания выполняет под контролем учителя, посильные упражнения самостоятельно. С интересом выполняет задания, проводимые в игровой форме.
Буквы знает, с трудом читает двух-, трёхсложные слова. Часто отказывается читать, говорит, что у него не получается и читать он не умеет. Знакомые сказки рассказывает отдельными фразами.
Прочитанное учителем не пересказывает, передаёт по наводящим вопросам, учить наизусть не может. У учащегося чтение не сформировано.
Общий уровень развития не соответствует возрасту, в связи с этим обучение по предмету «Русский язык и развитие речи» проводится по курсу 2 класса.

Коррекционная работа, которая включает следующие направления:
Совершенствование движений и сенсомоторного развития:
· развитие мелкой моторики и пальцев рук;
· развитие навыков каллиграфии;
· развитие артикуляционной моторики.
Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
· коррекция – развитие восприятия, представлений, ощущений;
· коррекция – развитие памяти;
· коррекция – развитие внимания;
· формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина);
Развитие различных видов мышления:
· развитие наглядно-образного мышления;
· развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).
Развитие основных мыслительных операций:
· развитие умения сравнивать, анализировать;
· развитие умения выделять сходство и различие понятий;
· умение работать по словесной и письменной инструкциям, алгоритму;
· умение планировать деятельность.
Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы:
· развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца;
· формирование умения преодолевать трудности;
· воспитание правильного отношения к критике.
Коррекция – развитие речи:
· развитие фонематического восприятия;
· коррекция нарушений устной и письменной речи;
· коррекция монологической речи;
· коррекция диалогической речи; Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.
Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.

Учитывая состояние здоровья и развития ребенка требования к результатам освоения АОП предъявляются по 2-му уровню оценивания (минимально необходимому).
Адаптированная образовательная программа по русскому языку и развитию речи учитывает особенности познавательной деятельности умственно отсталых детей. Она направлена на разносторонние развитие личности обучающихся, способствует их умственному развитию, обеспечивает гражданское, нравственное, трудовое, эстетическое воспитание.
В данную программу внесены изменения в содержание, в связи с уменьшением количества часов для прохождения курса.









































ЗАДАЧИ АДАПТИРОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ:

Работать над развитием коммуникативных функций речи через обогащение, активизацию словарного запаса воспитанника, развитие способности грамотно оформлять устную и письменную речь.
Работать над формированием познавательных способностей ученика через развитие психологических функций.
Развивать интерес к изучению предмета через создание на уроках «ситуации успеха» для учащегося, вне зависимости от его способностей, осуществление различных форм поощрения использование занимательного материала.
Соблюдать здоровьесберегающие технологии, используя средства и приемы, направленные на исключение мышечного и зрительного переутомления.

Данная АОП реализуется в течение 1 года, в количестве 66 часов в год и 2-х часов в неделю.

В результате изучения курса обучающийся должен достигнуть результатов согласно основных требований к умениям учащихся.

Тематический план составлен с учетом регионального компонента.


ФОРМЫ КОНТРОЛЯ И ВОЗМОЖНЫЕ ВАРИАНТЫ ЕГО ПРОВЕДЕНИЯ

Наряду с повседневным, текущим контролем за качеством усвоения учебного материала по русскому языку и развитию речи проводятся самостоятельные, контрольные работы.















СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

ПОВТОРЕНИЕ. Введение. Слово. Предложение. Текст. Слово, предложение, текст. Связь слов в предложениях, словосочетаниях. Составление предложений с данным словом. Знаки препинания в конце предложения. Заглавная буква в именах собственных. Упражнение в правописании имён собственных.
Звуки и буквы. Слог. Звуки и буквы. Слово и слог.
Согласные и гласные звуки и буквы. Выделение гласного звука в начале слова. Выделение согласного звука в начале слова. Пары слов, отличающие одним звуком. Соотнесение звука и буквы. Пары слов, отличающие количеством звуков. Упражнения в написании слов. Пары слов, отличающие последовательностью звуков в слове. Образование слов со стечением согласных. Ударение. Произношение и обозначение на письме. Ударение в двусложных словах. Упражнение в постановке знака ударения в словах. Гласные ударные и безударные. Слог как часть слова. Слог как речевая единица. Практические упражнения в чтении и написании слов с разделительными ь и ъ.
Гласные буквы Е,Ё,Ю,Я в начале слова или слога. Слова с гласными Е,Ё в начале слова или слога. Буква Ю, Я в начале слова или слога. Слова с гласными Е, Ё, Ю, Я в начале или слога. Перенос слов по слогам. Упражнения в переносе слов со звуками И - Й. Слова с буквой Й.
Парные звонкие и глухие согласные. Согласные Б-П. Согласные Д-Т. Согласные Г-К. Согласные В-Ф. Согласные З-С. Слова с парными звонкими и глухими согласными. Способ проверки.
Шипящие и свистящие согласные звуки. Различай Р-Л. Упражнения в написании слов с буквами Р-Л. Выделение из слов [р],[л] в начале, середине , конце слова. Упражнения в написании данных слов. Звуки [з, с, ц]-свистящие согласные. Упражнения в написании данных слов. Различай шипящие и свистящие согласные. Звуки гласные и согласные, их различие. Выделение гласного звука в начале слова. Звуки [ж, ш, ч. щ]- шипящие согласные.
Мягкие и твёрдые согласные. Мягкий знак на конце слова. Гласные Ы - И после твёрдых и мягких согласных. Гласные О - Ё после твёрдых и мягких согласных. Гласные У - Ю после твёрдых и мягких согласных. Гласные А - Я после твёрдых и мягких согласных. Гласная Е после мягких согласных. Выделение мягких и твёрдых слогов. Обозначение мягкости согласных на письме мягким знаком. Составление рассказа. Различай слова с твёрдыми и мягкими согласными на конце.
Слово. Предмет и его название. Слова, отвечающие на вопросы что? Названия частей предметов. Различай сходные предметы и их названия. Слова, отвечающие на вопросы кто? Составление предложений по предметной картинке. Обобщающее слово для группы однородных предметов. Различай слова, обозначающие один и несколько одинаковых предметов. Большая буква в именах и фамилиях людей, кличках животных. Названия действий, отвечающие на вопрос (что делает?, что делают?). Различай названия предметов и названия действий по вопросам. Предлог как отдельное слово. Употребление предлогов в предложении.
Предложение. Упражнение в правописании слов с безударным гласным звуком в корне слова. Работа с деформированным текстом. Составление предложений по сюжетной картинке. Предложения – вопросы и предложения – ответы. Списывание с печатного текста.
Связная письменная речь. Расположение двух-трех коротких предложений в последовательном порядке (по картинкам или после устного разбора с учителем).
Составление подписей к серии из двух-трех сюжетных картинок.
Правильное использование личных местоимений вместо имени существительного.
Письмо и чистописание. Совершенствование техники письма. Письмо строчных и прописных букв, соединение их в слова.
Выполнение с помощью учителя письменных упражнений по учебнику в соответствии с заданием.
Списывание рукописного и печатного текстов по слогам. Проверка слов путем орфографического проговаривания.
Письмо под диктовку простых по структуре предложений, состоящих из слов, написание которых не расходится с произношением; списывание слов со вставкой пропущенных букв.
Списывание предложений с дополнением пропущенных слов по картинкам.
Выписывание слов, начинающихся с определенной буквы, определенного слога и т. д.
Составление под руководством учителя из букв разрезной азбуки слов подписей под предметными рисунками и их запись; составление и запись предложений из трех-четырех данных вразбивку слов.
Запись коротких предложений, составленных с помощью учителя в связи с чтением, работой по картинкам и с календарем природы.
Устная речь. Повторение пройденного за год.
Составление простых распространенных предложений по вопросам учителя на основе демонстрируемого действия, по предметным и сюжетным картинкам, на предложенную тему.
Правильное употребление форм знакомых слов при ответах на вопросы и составление предложений. Использование предлогов у, к, с и некоторых наречий.
Связное высказывание по предложенному плану в виде вопросов (34 пункта).






СТРУКТУРА КУРСА


Наименование разделов и тем.

Всего часов

1
Введение. Слово. Предложение. Текст.
3

2
Звуки и буквы. Слог.
11

3
Гласные буквы Е,Ё,Ю,Я в начале слова или слога
7

4
Парные звонкие и глухие согласные.
3

5
Шипящие и свистящие согласные звуки.
6

6
Мягкие и твёрдые согласные. Мягкий знак на конце слова.
11

7
Слово
18

8
Предложение
5

9
Повторение в конце учебного года
2


ИТОГО
68































КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


Наименование разделов и тем.

Всего часов
НРК


I семестр
11



Введение. Слово. Предложение. Текст.
3


1
Слово, предложение, текст. Связь слов в предложениях, словосочетаниях.
1


2
Составление предложений с данным словом. Знаки препинания в конце предложения.
1
+

3
Заглавная буква в именах собственных. Упражнение в правописании имён собственных.
1
+


Звуки и буквы. Слог.
11


4
Звуки и буквы. Слово и слог.
1


5
Диагностический срез.
1


6
Согласные и гласные звуки и буквы. Выделение гласного звука в начале слова. Выделение согласного звука в начале слова.
1


7
Пары слов, отличающие одним звуком. Соотнесение звука и буквы.
1


8
Пары слов, отличающие количеством звуков. Упражнения в написании слов.
1


9
Пары слов, отличающие последовательностью звуков в слове.
1


10
Образование слов со стечением согласных.
1


11
Ударение. Произношение и обозначение на письме. Ударение в двусложных словах.
1
+


II семестр
10


1
Упражнение в постановке знака ударения в словах. Гласные ударные и безударные.
1


2
Проверочный диктант.
1


3
Работа над ошибками. Слог как часть слова. Слог как речевая единица.
1



Гласные буквы Е,Ё,Ю,Я в начале слова или слога
7


4
Слова с гласными Е,Ё в начале слова или слога.
1


5
Буква Ю, Я в начале слова или слога.
1


6
Слова с гласными Е, Ё, Ю, Я в начале или слога.
1


7
Перенос слов по слогам. Упражнения в переносе слов со звуками И - Й. Слова с буквой Й.
1


8
Диктант
1


9
Работа над ошибками. Словарь.
1


10
Контрольное списывание.
1
+


III семестр
9



Парные звонкие и глухие согласные.
3


1
Согласные Б-П. Согласные Д-Т
1


2
Согласные Г-К. Согласные В-Ф.
1


3
Согласные З-С. Слова с парными звонкими и глухими согласными. Способ проверки.
1



Шипящие и свистящие согласные звуки.
6


4
Различай Р-Л. Упражнения в написании слов с буквами Р-Л. Выделение из слов [р],[л] в начале, середине , конце слова.
1


5
Упражнения в написании данных слов. Звуки [з, с, ц]-свистящие согласные.
1


6
Упражнения в написании данных слов. Различай шипящие и свистящие согласные.
1
+

7
Проверочный диктант.
1


8
Работа над ошибками. Звуки гласные и согласные, их различие. Выделение гласного звука в начале слова.
1


9
Звуки [ж, ш, ч. щ]- шипящие согласные.
1



IV семестр
12



Мягкие и твёрдые согласные. Мягкий знак на конце слова.
11


1
Гласные Ы - И после твёрдых и мягких согласных.
1


2
Гласные О - Ё после твёрдых и мягких согласных.
1


3
Гласные У - Ю после твёрдых и мягких согласных.
1


4
Гласные А - Я после твёрдых и мягких согласных
1


5
Гласная Е после мягких согласных.
1


6
Выделение мягких и твёрдых слогов. Обозначение мягкости согласных на письме мягким знаком.
1


7
Составление рассказа по картинке «Щенок».
1
+

8
Различай слова с твёрдыми и мягкими согласными на конце.
1


9
Контрольный диктант.
1


10
Работа над ошибками. Словарь.
1


11
Контрольное списывание.
1



Слово
18


12
Предмет и его название. Слова, отвечающие на вопросы что?
1
+


V семестр
12


1
Контрольное списывание.
1


2
Названия частей предметов. Различай сходные предметы и их названия.
1


3
Списывание с печатного текста.
1


4
Слова, отвечающие на вопросы кто?
1


5
Составление рассказа по картинке «Будка для щенка». Составление предложений по предметной картинке.
1


6
Обобщающее слово для группы однородных предметов.
1


7
Различай слова, обозначающие один и несколько одинаковых предметов.
1


8
Большая буква в именах и фамилиях людей, кличках животных.
1
+

9
Составление рассказа по картинке «Заботливая хозяйка»
1


10
Обучающий диктант.
1


11
Работа над ошибками.
1


12
Названия действий, отвечающие на вопрос (что делает?, что делают?).
1



VI семестр
12


1
Различай названия предметов и названия действий по вопросам.
1


2
Картинный диктант. Закрепление.
1


3
Предлог как отдельное слово. Употребление предлогов в предложении.
1
+

4
Контрольный диктант.
1


5
Работа над ошибками.
1



Предложение
5


6
Упражнение в правописании слов с безударным гласным звуком в корне слова. Работа с деформированным текстом.
1


7
Составление рассказа по картинке «Шалун». Составление предложений по сюжетной картинке.
1


8
Предложения – вопросы и предложения – ответы.
2


9
Контрольный диктант.
1


10
Работа над ошибками.
1



Повторение в конце учебного года.
2


11
Списывание с печатного текста.
1
+

12
Повторение в конце учебного года
1















ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ РЕАЛИЗАЦИИ АОП

2-й уровень оценивания (минимально допустимый):

Обучающийся должен уметь:
-анализировать слова по звуковому составу;
- различать звуки гласные и согласные, согласные звонкие и глухие;
- списывать слова и предложения с рукописного и печатного текста;
- писать под диктовку слова, написание которых не расходуется с произношением, простые по структуре предложения, текст после предварительного анализа;
- правильно оформлять предложение на письме;
- составлять по заданию предложения, выделять предложения из речи и текста.

Обучающийся должен знать:
-правила написания имён собственных;
- правило написания предложений.



КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ

На основании «ПОЛОЖЕНИЯ о системе оценки знаний, умений, навыков учащихся ГОУ РК «Специальная (коррекционная) школа-интернат № 12» с.Читаево» п. 2.5. «Оценивание уровня знаний и умений учащихся, занимающихся по индивидуальным программам обучения проводится по зачетной системе. (Ставится оценка «зачет»)».


















УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ:

1. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный класс. 1-4 классы /под ред. В.В. Воронковой. М.: Просвещение, 2003.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ


1. Учебник Э. В. Якубовская, Н.В.Павлова Русский язык Москва «Просвещение», 2006



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПЕДАГОГА

В.В. Воронкова. Обучение грамоте и правописанию в 1-4 классах вспомогательной школы. Москва, Просвещение, 1988.
Обучение учащихся 1-4 классов вспомогательной школы – под ред. В.Г. Петровой, Москва «Просвещение», 1982.
Учебник: Э. В. Якубовская, Н.В.Павлова Русский язык Москва «Просвещение», 2006






















15