Урок по основам православной культуры на тему Христос и Его крест (4 класс)
Коммунальное учреждение
методический кабинет
Ровеньковского городского совета
Урок по основам православной культуры
в 4 классе на тему:
«Христос и Его крест»
Подготовила учитель
начальных классов
высшей категории
Дьяченко Е.В.
г.Ровеньки - 2015
Цель: формировать духовность, активную жизненную позицию, прививать любовь к Родине, воспитывать чувство ответственности, бережное отношение и преемственность к историко-культурному наследию нашего Отечества.
Оборудование: медиа-комплект, парты, расставленные для занятия в группах, плакат с изображением Животворящего Креста Господня «Благодатное Годеново».
Материалы: презентация - сопровождение урока, Презентация к уроку составлена на основе презентации Рябчук С.М. для сайта Светочъ. Основы православной веры в презентациях http://svetoch-opk.ru. http://www.pravmir.ru/audio/article_659.html, электронная версия учебника А.Кураева «Основы православной культуры» для 4-5 классов / М.: Просвещение, 2012; диск П.И. Чайковский «Времена года»; карточки с текстами электронного учебника; карточки с дифференцированным домашним заданием; карточки с заданиями для каждой группы; карточки со стихами-поучениями из Библии; наборы для аппликации в каждой группе (цветная и белая бумага, ножницы, клей, фломастеры или цветные карандаши). Материал урока и стихи из Библии можно использовать на уроке дифференцированно.
Опорные понятия: Боговоплощение, Голгофа, крест, Распятие, Иудея, ІНЦІ.
Ход урока: (40 мин)
І. Организация класса (0,5 мин)
Тихо звучит музыка П.И.Чайковского «Времена года. Октябрь… »
ІІ. Объявление темы и цели урока. Мотивация. (1мин)
(Во время слов учителя музыка играет еще тише).
Учитель:
Ребята, вы любите разгадывать ребусы, головоломки? (Ответы детей).
(Запуск презентации). Сегодня мы с вами попробуем разгадать одну, загадочную надпись: ІНЦІ (Слайд 1). В конце урока я прошу вас поделиться своими мыслями о том, как вы поняли обозначение этой записи, что запомнили. Для этого нам нужно узнать всё, что с ней связано.
Тема сегодняшнего урока «Христос и Его крест» (Слайд 2).
На уроке вы узнаете: (Слайд 3).
- Как Бог стал человеком.
- Почему Христос не уклонился от казни.
- Какова символика креста.
- Ребята, за каждый правильный ответ вы будете получать карточку со стихом – поучением из Библии. Верю, что в жизни эти мудрые Библейские мысли вам помогут.
Каждый урок православной культуры – это путешествие в историческое прошлое нашего мироздания, нашего народа. Так давайте же отправимся в путь!
Что нам нужно с собой взять? (Ответы детей).
Да, ребята, конечно же, это – православная молитва. Давайте прочитаем все вместе коротенькую молитву «Господи, благослови!» (Или «Отче наш»). (Вознесение молитв к Богу возможно на уроке лишь при обучении в классе детей православных либо желающих возносить молитвы, при согласии их родителей (дифференцированно). ІІІ. Проверка домашнего задания. (3 мин)
(На доске плакат с изображением лодки на реке. В лодку вставлены несколько нарисованных рыбок, на обратной стороне которых написан номер вопроса).
Учитель: Иисус Христос проповедовал в храме, на берегу реки Иордан, даже стоя в лодке, т.к. на берегу было много народа, который собрался слушать Иисуса.
(По стрелке у номера вопроса переход на сам вопрос, затем по круглой стрелке на слайд 4 с номерами вопросов по проверке домашнего задания. После подведения итога переход по большой стрелке на слайд 2 с названием темы урока: «Христос и Его Крест»).
Блиц – опрос в игровой форме по вопросам (на медиаслайдах, с использованием наглядности):
Учитель: В лодке лежат рыбки, которых поймали рыбаки по наставлению Иисуса Христа. Но это не простые рыбки. На каждой из них написан номер вопроса, на который нужно дать ответ по проверке домашнего задания.
«Симон Петр пошел и вытащил на землю сеть, наполненную большими рыбами, [которых было] сто пятьдесят три; и при таком множестве не прорвалась сеть». (Иоан.21:12)
(Ответы детей могут быть совсем простыми, даже односложными, ведь предмет
«Основы православной культуры» для них новый и для многих, возможно, необычный).
Как вы понимаете значение слова «проповедь»?
Какую известную проповедь дал людям Иисус Христос?
Какое богатство православные христиане считают истинным и вечным?
Чего именно в мире становится больше в результате совершённой мести: добра или зла? Поясните ответ.
В чём новизна отношений Бога и человека в Новом Завете?
Все желающие могут дополнить. Вербальное оценивание. Вручение детям карточек с поучениями из Библии. Подведение итога. Переход на слайд 3.
ІV. Актуализация опорных знаний (3 мин) Переход по стрелке РАЗМЫШЛЯЕМ на слайд 9.
Рассуждение. (Слайд 9). (Используется интерактивная технология фронтального обучения «Обсуждение в общем кругу»).
1) Что значит – Бог живет в сердце? (Устные ответы детей).
Учитель (подводя итог): Бог в сердце – это когда кого-то любишь, заботишься о нём, делаешь добро. Любящие люди чувствуют и понимают друг друга без слов, даже на большом расстоянии. Взаимная любовь – когда люди берегут в памяти образ любимого человека, поддерживают друг друга, стараются не огорчать. У них общие радости и печали. Например, так любят нас наши мамы. Но всегда ли мы чувствуем, что мама устала, тревожится о нас, волнуется? (Ответы детей).
2) Как вы думаете, чем мы можем показать нашу любовь к родителям?
(Послушанием, нежеланием огорчать их, проявлением заботы о них).
Значит, любовь – это объединение наших желаний в одно целое. Мама хочет того же, что и я, а я – того же, что и мама.
А если в твоем сердце есть любовь к Богу, то значит, там живет Бог.
3) Как вы думаете, в чем, в первую очередь, проявляется наша любовь к Богу?
(Исполнение Заповедей Божиих как послушание Его воле).
Итог: Бог есть Любовь, и Он любит каждого из нас. Значит и Царство Божие – это не устройство общества, не какое-то государство на Земле, а отношение между Богом и человеком.
По стрелке возвращаемся к плану урока на слайде 3.
Словарная работа.
Переход на слайд 10 (по стрелке БОГОВОПЛОЩЕНИЕ)
Словарная работа. (слайд 10) Ознакомление с опорными понятиями, которые будут раскрыты в ходе урока: Воплощение, Богочеловек, Крест, ІНЦІ (ІНЦИ). Итог. (Переход на слайд 11).
V. Объяснение нового материала (7 мин) (с использованием медиасопровождения.).
Пояснение: Тексты в плане урока под указанием номеров слайдов – комментарии учителя во время объяснения нового материала.
Стихи из Библии – для самоподготовки учителя, их можно и не озвучивать на уроке или озвучивать дифференцированно, с учётом потребностей учеников данного класса, при согласии их родителей).1. Боговоплощение. Как Бог Иисус Христос: (Слайд 11)
Слайд 11. Бог есть чистейший и всесовершеннейший Дух (переход по щелчку).
Библия рассказывает, что Бог невидим. У Бога нет тела и нет границ. Никакое время не может указать Богу Его начала и Его конца.
Слайд 12. Бог вочеловечился.
Но, как повествует Евангелие, однажды Бог соединил с Собою обычное человеческое тело и человеческую душу. (щелчок) Он во-человечился. (Приставка во- указывает на движение вовнутрь). Почему? Потому что Бог есть любовь.
Слайд 13. Бог воплотился.
(щелчок) Христиане говорят: «Бог воплотился в человеке» (от слова плоть). Все, что было свойственно Богу всегда, осталось с Ним. Но теперь Бог родился как человек.
Слайд 14. (щелчок) Так более 2000 лет назад произошло Рождество Христово. Бог и человек, Богочеловек, стал именоваться Иисусом Христом.
Слайд 15. Земная жизнь Иисуса Христа.
Как Бог Христос творил чудеса, (щелчок) а как человек Он радовался и страдал, вкушал пищу и голодал, и даже плакал от потери друзей.
Слайд 16. Сорокин Е.С. Распятие.
(щелчок) Пройдя весь путь человеческой жизни, Бог вошел и в мир человеческой смерти. Там, где Бог – там вечная жизнь и нет места для смерти. Но Христос претерпел смерть. Он позволил Себя распять на Голгофе.
Голгофа
Слайд 17. Поленов В.Д. Вошли на Голгофу.
(щелчок) Голгофа – небольшая гора на окраине Иерусалима (столицы Иудеи), на которой распинали преступников. На ней не было деревьев, а ее вершина была округлой, напоминавшей верхнюю часть головы человека. Голгофа означает «лобное место».
«И, неся крест Свой, Он вышел на место, называемое Лобное, по-еврейски Голгофа» (Иоан.19:17)
Переходим к следующему слайду или по стрелке возвращаемся к плану урока на слайде 3.
Переход по стрелке ЖЕРТВА ХРИСТА на слайд 18.
Жертва Иисуса Христа. Размышляем о «жертве»:
Слайд 18. Этимология слова «жертва». Проблемный вопрос.
Учитель: Как вы думаете, что означает слово «жертва»? (Дети размышляют).
(щелчок) В переводе с санскрита – призывать, величать; (щелчок) с латинского – хвала, благодарность; (щелчок) с греческого – почетный подарок.(щелчок) Приносить жертвы еще первых людей научил сам Бог. В Ветхом Завете жертвы имели значение дара и очистительного средства и заключались в жертвоприношениях животных, продуктов, фимиама (душистых смол – ладана).
В Новом Завете значение жертвы не меняется, но приобретает более глубокий смысл – духовный (последняя кровавая жертва, завершающая ветхозаветное жертвоприношение - казнь Иисуса Христа – Жертва Господня).
Слайд 19.
(щелчок) «Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас. Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин.15:12-13)
Переходим к следующему слайду или по стрелке возвращаемся к плану урока на слайде 8.
Зачем умер Христос? Бессмертный Бог, воплотившись во Христе, умер? Если бессмертный умер - значит, Он Сам отказался от Своей неуязвимости для смерти. Он Сам добровольно принял крест. Смерть была нужна Христу для того, чтобы пройти через человеческую смерть. Для чего?
Слайд 20. Рябушкин А.П. Голгофа.
Слайд 21. Икона «Воскресение Христово. Сошествие во ад», 14 век, праздничный чин, Софийский собор, Новгород.
(щелчок) До Христа смерть давала людям лишь пустоту и холод. Теперь же Бог решил Сам войти в мир смерти, чтобы человек после смерти встретил бы не пустоту, а любовь Христа. Чтобы за смертью следовало радостное бессмертие («Царство Божие», «Царство Небесное»). Дар светлого бессмертия Христос хотел принести всем людям – даже тем, кто Его судил и казнил.
«От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Матф.11:12)
Переходим к следующему слайду или по стрелке возвращаемся к плану урока на слайде 8.
Слайд 22. Кошелев Н.А. Голова Христа.
(щелчок) Когда Его арестовывали, Он ни ангелам, ни апостолам не позволил защитить Его. Он не спорил со Своими судьями. Если бы Он их переубедил, то встреча Жизни (а Бог есть Жизнь) и смерти не состоялась бы, и смерть не была бы сокрушена в самой своей глубине. Поэтому Он позволил Себя казнить, распять на кресте.
Слайд 23. Ге Н.Н. Что есть истина?
Евангелие так передает ответы Христа Его судье - Понтию Пилату:
(щелчок) «Пилат сказал Иисусу: откуда Ты? Но Иисус не дал ему ответа. Пилат говорит Ему: мне ли не отвечаешь? не знаешь ли, что я имею власть распять Тебя и власть имею отпустить Тебя? Иисус отвечал: ты не имел бы надо Мною никакой власти, если бы не было дано тебе свыше… Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять ее. «Никто не отнимает ее у Меня, но Я Сам отдаю ее. Имею власть отдать ее и власть имею опять принять ее» (Иоанна, 10:18).
«Иисус отвечал: ты не имел бы надо Мною никакой власти, если бы не было дано тебе свыше; посему более греха на том, кто предал Меня тебе». (Иоан.19:9-11)
Слайд 24. Васнецов В.М. Распятый Иисус Христос.
(щелчок) Вот почему Крест Христов стал восприниматься христианами не только как орудие пытки и казни, но и как знак любви Бога к людям. В напоминание об этом христиане носят на своей груди нательный крестик.
«И мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в нее. Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем» (1Иоан.4:16)
Распятие
Слайд 25. Бронников Ф. Проклятое поле. Место казни в древнем Риме. Распятые рабы.
(щелчок) Распятие – это самая страшная из казней, придуманных людьми. Две деревянные перекладины клались друг на друга. К одной из них прибивались руки, к другой – ноги. Затем крест поднимали над землей, и человек часами висел на этих гвоздях. Каждое его движение причиняло ему боль. Даже если он хотел вздохнуть – он должен был пошевелиться, приподняться. И тогда его руки двигались вокруг пронзивших их гвоздей. Это все равно, как если бы палач вонзил в тело жертвы нож, а потом сказал бы: «Хочешь дышать – ради каждого вздоха сам поворачивай нож в своей ране!». Эта пытка длилась несколько часов, а то и дней…
«и предадут Его язычникам на поругание и биение и распятие; и в третий день воскреснет». (Матф.20:19)
Слайд 26. Распятие.
(щелчок) Из Библии. Но Бог не гневался на своих на тех, кто его распял, а молился о них: Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! Сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели!..
«Отче! прости им, ибо не знают, что делают» (Луки, 23:34).
Слайд 27. Икона «Иисус Христос в терновом венце».
(щелчок) На голову Христа надели якобы царскую корону. Но ее сплели из веток терновника. Поэтому иглы «тернового венца» рвали Его кожу.
«и одели Его в багряницу, и, сплетши терновый венец, возложили на Него» (Мар.15:17)
Слайд 28. Джеймс Тиссот. Распятие Христа. Прободение копьем.
(щелчок) Уже когда Христос умер, римский воин пронзил Его грудь копьем.
«но один из воинов копьем пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода.
(Иоан.19:34)
Слайд 29. Карл Генрих Блох. Погребение Христа.
(щелчок) Затем тело Христа сняли с креста и похоронили в каменной гробнице (пещере) у подножия Голгофы.
«На том месте, где Он распят, был сад, и в саду гроб новый, в котором еще никто не был положен». (Иоан.19:41)
Переходим к следующему слайду или по стрелке возвращаемся к плану урока на слайде 3. Затем переход по большой стрелке на слайд 30.
Символика креста
Слайд 30. Нестеренко В.И. Распятие. (Щелчок по верхней, затем - нижней - кнопкам «книга» - переход на скрытые слайды 30 и 31 с пояснительными иллюстрациями).
(щелчок) На православном кресте есть три поперечные перекладины.
Верхняя, над головой Христа – символизирует дощечку с надписью ІНЦІ (или ІНЦИ), которая была на распятии Иисуса Христа.
Слайд 31. (скрытый, возврат к слайду 30 – по стрелке). Это начальные буквы фразы «Иисус Назарянин, царь иудейский». «Назарянин» - потому что Его детство прошло в городе Назарете в стране, которая сегодня называется Израиль. Слово «царь иудейский» - из того ложного приговора, что вынесли Ему люди, обвиняя в том, что Он хочет произвести переворот и стать царем в древней Иудее.
«Пилат же написал и надпись, и поставил на кресте. Написано было: Иисус Назорей, Царь Иудейский». (Иоанна, 19:19).
(Возврат к слайду 30)
К средней перекладине были прибиты руки Христа.
Слайд 32. (скрытый, возврат к слайду 30 – по стрелке). Гарри Андерсон. Распятие.
(щелчок) А к нижней – Его ноги. Она перекошена потому, что вместе с Христом были казнены еще два человека. Они действительно были преступниками. Один стал издеваться над Христом: мол, если ты Бог, то сотвори чудо и сойди с креста, прекрати свою казнь. Другой просил прекратить издевки: «мы осуждены справедливо, а Он ничего худого не сделал». Этот покаявшийся разбойник был справа от Христа, Которого он просил: «Помяни меня, когда придешь во Царствие Твое!». Тот разбойник, кто так и закончил свою жизнь в потоках ругани, был слева.
(возврат к слайду 30)
Поэтому перекладина на кресте Христа поднята в правую сторону и опущена в левую. Это знак того, что «благоразумный разбойник» покаялся и пошел ввысь, в Царство Небесное, а тот, кто даже в минуту смерти не попробовал измениться, так и завершил свою жизнь в низости. (щелчок).
Слайд 33.
(щелчок) У крестов, устанавливаемых над храмами, иногда нижняя перекладина дополняется или заменяется полумесяцем. В этом случае крест обретает очертания якоря. Якорь же – знак уверенности и твердости. Храм тогда воспринимается как корабль, увозящий людей от угрозы, а его колокольня - как мачта.
VІ. Закрепление нового материала. Работа по учебнику, в группах. (15 мин)
Подготовительная работа.
Учитель: Ребята, какие чувства и мысли возникли у вас, когда вы узнали о распятии Иисуса Христа? Давайте попробуем осознать происшедшее в те далёкие годы, глубже изучим эту тему и составим «Совместный проект» под названием «Христос и Его Крест». (Интерактивная технология кооперативного обучения, работа в малых группах. Правила: каждая группа изучает отдельную тему, затем через отведенное время докладчики рассказывают о том, что изучили. Остальные ребята класса слушают, записывают для себя важные понятия. Всем классом обобщают изученный материал. Распределение обязанностей в группе (0,5 мин).
Слайд 34. (щелчок) Обязанности в группе:
Руководитель группы – следит за ходом работы.
Посредник – следит за временем, отведенным для обговаривания вопросов или заданий.
Секретарь – очень быстро записывает все мысли членов группы, важные выражения, предложения.
Докладчик (1 или 2 ученика) – сообщают, как члены группы понимают изученный вопрос, выражают общее мнение группы.
Самостоятельная работа в группах.
Слайд 35. (щелчок) Задание для групп:
ІVгр. Подготовит рассказ о Боговоплощении. Учебник «Основы православной
культуры», автор А.Кураев, с.24.
ІІІгр. Жертва Христа. Учебник «Основы православной культуры», автор А.Кураев,
с.25-26.
ІІгр. Символика Креста. Учебник «Основы православной культуры», автор
А.Кураев, с.27.
І гр. Обобщение по теме. Блиц-ответы.
Ситуация «Открытие». Рассказ докладчиков групп об изученном материале урока. (С использованием фронтальной технологии обучения «Микрофон», если её применение не будет отвлекать детей от основной темы урока. Микрофоном может быть любой предмет. Правило: говорит только тот, у кого в руках микрофон). Переход по стрелке на слайд 3. Переход по стрелке ВОПРОСЫ на слайд 36.
Этический диалог Слайд 36.. (Интерактивные методики «Обсуждение проблемы в общем кругу» и «Микрофон» фронтальной технологии обучения).
Ответы на вопросы: (щелчок)
1) Как вы понимаете выражение «положить душу за друзей своих»? (Дети размышляют, приводят примеры)
Жить ради ближних, а не ради себя. Даже самые обыденные дела могут стать нашей жертвой ближнему. Помощь по дому вместо игры и т.п. – жертвуем временем и своими интересами – «дарим» время и внимание. Уступить место в транспорте – жертвуем своим комфортом – дарим комфорт и уважение. (щелчок)
2) Согласны ли вы с тем, что самая большая жертва – жертвовать своей жизнью ради спасения людей? (Дети приводят примеры из жизни: война, пожары и т.п.)
Слайд 37. (щелчок) Икона «Одигитрия», конец XV — начало XVI вв., Новгород.
Что означают слова воплощение, Богочеловек?
Слайд 38. (щелчок) Икона «Спас Вседержитель» (Пантократор). Около 1363 г.
Византия.
Объясните, для чего, по убеждению христиан, Бог стал человеком?
Слайд 39. (щелчок) Икона «Распятие». 1502 г., Дионисий. (Из праздничного чина Троицкого собора Павло-Обнорского монастыря, основанного в 1415 году
учеником Сергия Радонежского Павлом).
Объясни, почему крест, орудие пытки и свидетельство страданий Христа, стал символом любви Бога к людям?
Как Христос отнёсся к тем, кто судил и казнил его?
Слайд 40. (щелчок) Нательный крест.
Как ты считаешь, можно ли носить крест ради украшения? Почему?
Слайд 41. Православный крест.
VІІ. Практ(щелчок) ическая работа. Работа в группах. (5 мин) Слайд 41.
Изготовление Осмиконечного Креста из цветной бумаги.
(Музыка П.И.Чайковского «Времена года. Апрель»)
Учитель: Каждый из вас, ребята, может написать свои мысли, пожелания, обещания, что он хотел бы сказать о том, что узнал сегодня на уроке.
Отчет-доклад каждой группы о проделанной работе. Выставка работ.
Вербальное оценивание учащихся. Вручение детям карточек с поучениями из Библии (последовательное, в течение всего урока. Музыка затихает).
Слайд 42. (щелчок) Материал для дифференцированного рассмотрения (2 мин) (можно рассказать детям во время практической работы); (по желанию родителей и детей, которое определяется на организационном родительском собрании):
Краткий рассказ учителя об исцеляющем Животворящем Кресте Господнем, явившемся с неба, хранящемся в красивом каменном храме во имя святителя Иоанна Златоустого. VІІ. Домашнее задание (дифференцированное) Слайд 43. (щелчок) (1 мин)
Каждому ученику учитель, по возможности, дает распечатанный лист с текстом электронного учебника:
І гр. Подготовить рассказ о Боговоплощении. Учебник «Основы православной культуры», автор А.Кураев, с.24.
ІІгр. – Жертва Христа. Учебник «Основы православной культуры», автор А.Кураев, с.25-26.
ІІІгр. – Символика Креста. Учебник «Основы православной культуры», автор А.Кураев, с.27.
ІVгр. – Обобщение по теме. Блиц-ответы.
VІІІ. Итог урока. (2,5 мин).
Учитель: - Что вы запомнили? (Переход по стрелке на слайд 1).
- Так что же означает запись ІНЦІ (или ІНЦИ)? (Ответы детей).
- О чём бы вам хотелось рассказать своей семье, своим родным?
- Ребята, что вас взволновало на уроке? (Ответы детей). В жизни нужно быть мужественным, не говорить обидных слов, с терпением и спокойствием преодолевать трудности, с верой в то, что Бог всегда поможет, если человек задумал доброе дело. И за всё благодарить ближних и Бога! - Давайте, ребята, поблагодарим Бога и друг друга за сегодняшний урок, сотрудничество, скажем хором: «Слава Богу за всё!»