Презентация Технологическая карта урока, как современная форма планирования


Технологическая карта урока, как современная форма планирования урочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС.Нефедова Галина Анатольевна - учитель математики и физики 1категории Кобзевский филиалГБОУ СОШ №1 «ОЦ» с. Большая Глушица С 1 сентября 2011 года образование в России перешло на Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения. Новая система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков (ЗУН) и ставит главной задачей развитие личности ученика. Формулировки Стандарта II поколения указывают на реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу обучения. Эти требования сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов. Главной же частью ядра ФГОС являются универсальные учебные действия (УУД), которые разделены на познавательные, регулятивные, личностные и коммуникативные. Формирование у учащихся в процессе обучения УУД требует принципиальных изменений деятельности учителя реализующего новый стандарт. В современном образовании акцент ставится на обеспечение становления личности школьника, раскрытие его индивидуальных возможностей, на умения применять знания, на знания как средство развития личности. Поэтому формулировки заданий на уроках математики теперь будут выглядеть несколько иначе. На уроках математики предлагается наряду с усвоением конкретных знаний, научить преобразовывать и применять освоенный учащимися опыт для получения нового знания. Научить работать с текстами, рисунками, графиками, таблицами и схемами с целью отбора источников, поиска и извлечения информации для ответов на вопросы, аргументации своей точки зрения. Без математической подготовки невозможно стать образованным современным человеком так как:в школе математика служит опорным предметом для смежных дисциплин: физики, химии, биологии, информатики и др.; после школы – получение специальностей, в ряде которых необходим высокий уровень образования связанный с непосредственным применением математики: экономика, финансы, психология, и так далее; изучение математики способствует эстетическому воспитанию человека, пониманию красоты и изящества математических рассуждений, восприятию геометрических форм, усвоению идеи симметрии. Поставленная задача с этого момента полностью меняет конструирование современного урока. Так как же построить урок? Какие основные моменты следует учесть учителю при подготовки к современному уроку, чтобы реализовать требования ФГОС?Наиболее «удачным» сценарием современного урока является его обобщенно-графическое выражение, а именно «Технологическая карта урока», как современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и ученика, дающая возможность отразить деятельностную составляющую взаимодействия всех участников учебного процесса. Что даёт использование…Моделирование и проведение урока с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий) в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку. Технологическая карта урока – это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам. Технологическая карта урока позволит учителю…реализовать планируемые результаты ФГОС второго поколения;системно формировать у учащихся универсальные учебные действия;проектировать свою деятельность на четверть, полугодие, год посредством перехода от поурочного планирования к проектированию темы;на практике реализовать межпредметные связи;выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы. При составлении технологической карты мы структурируем урок по следующим параметрам Параметры карты Такими параметрами могут быть этапы урока, его цели, содержание учебного материала, методы и приемы организации учебной деятельности обучающихся, деятельность учителя и деятельность обучающихся. При самоанализе урока учитель нередко просто пересказывает его ход и затрудняется в обосновании выбора содержания, используемых методов и организационных форм обучения. В традиционном плане расписана в основном содержательная сторона урока, что не позволяет провести его системный педагогический анализ. Форма записи урока в виде технологической карты дает возможность максимально детализировать его еще на стадии подготовки, оценить рациональность и потенциальную эффективность выбранных содержания, методов, средств и видов учебной деятельности на каждом этапе урока. Следующий шаг – оценка каждого этапа, правильности отбора содержания, адекватности применяемых методов и форм работы в их совокупности. Параметры урока1) Название этапа урока.2) Цели этапа урока.3) Содержание этапа.4) Деятельность учителя.5) Деятельность учащихся.6) Формы работы.7) Результат. Возможности технологической карты тщательное планирования каждого этапа деятельности;максимально полное отражение последовательности всех осуществляемых действий и операций, приводящих к намеченному результату;координация и синхронизация действий всех субъектов педагогической деятельности;введение самооценки учащихся на каждом этапе урока. самооценивание - один из компонентов деятельности. Самооценка не связана с выставлением отметок, а связана с процедурой оценивания себя. Преимущество самооценки заключается в том, что она позволяет увидеть ученику свои слабые и сильные стороны. Этапы работы над технологической картой1. Определение места урока в изучаемой теме и его вид.2. Формулировка цели урока (образовательные, развивающие, воспитательные).3. Обозначение этапов урока в соответствии с его видом. 4. Формулировка цели каждого этапа урока.5. Определение результатов каждого этапа (формируемые УУД, продукт). 6. Выбор форм работы на уроке: - индивидуальная; - фронтальная; - парная; - групповая.7. Разработка характеристики деятельности учителя и ученика.Проанализировав (на основе открытых электронных источников информации) достаточно большое количество технологических карт урока, разработанных учителями–практиками, я пришла к выводу, что унифицированной, устоявшейся формы подобной карты пока не существует. Свой выбор я остановила на такой технологической карте урока: Структура технологической карты1 этап. «Самоопределение к деятельности. 2 этап. «Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности». 3 этап. «Постановка учебной задачи». 4 этап. «Построение проекта выхода из затруднения». 5 этап. «Первичное закрепление». 6 этап. «Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону». 7 этап. «Рефлексия деятельности (итог урока)». Изучая формулировки Стандарта II поколения, осознаешь важность и необходимость в умении планировать и строить урок, так чтобы осознанно осуществлять формирование результатов обучения, достижения трех групп планируемых образовательных результатов: личностных, метапредметных и предметных, сформулированных не в виде ЗУН, а в виде формируемых способов деятельности. А проанализировав достаточно большое количество технологических карт урока (открытые источники сети Интернет), разработанных учителями-предметниками, приходишь к выводу, что унифицированной формы подобной карты в настоящее время не существует. Тем не менее, на основе множества «Технологических карт урока» и с помощью конструирования технологической карты урока математики с указанием ЭОР, УУД на курсах в СИПКРО сформировалась данная структура «Технологической карты», как мне кажется, наиболее удачно реализующая цели формирования у обучающихся универсальных учебных действий. В зависимости от типа урока по ФГОС количество этапов конструирования урока можно менять.    {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A} ФИОНефедова Галина Анатольевна2. Место работыГБОУ СОШ №1 «ОЦ» имени В.И.Фокина с.Большая Глушица м.р. Большеглушицкий Самарской области 3.ДолжностьУчитель математики первой категории 4.ПредметМатематика5.6Класс5 6.Тема и номер урока в темеУравнения, 2-3 урок (80 минут) 7.Базовый учебникН.Я.Виленкин, В.И.Жохов, А.С.Чесноков, С.И.Шварцбурд. Математика 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации. 26-издание, стереотипное. Издательство МНЕМОЗИНА. Москва 2009ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА «РЕШЕНИЕ УРАВНЕНИЙ»  8. Цель урока: сформировать представление об уравнении как о предложении с переменной и отработать алгоритм нахождения неизвестных компонентов уравнения; 9. Задачи: образовательные (формирование познавательных УУД): сравнение, классификация, подведение под понятие, использование следующих понятий: «равенство», «верное и неверное равенство», «уравнение», «корень уравнения»; решение простейших уравнений на основе зависимостей между компонентами арифметических действий, умение обрабатывать информацию и ранжировать ее по компонентам уравнения; представлять информацию в виде алгоритма, ввести в речевую практику понятие корня уравнения, знако-символические действия; воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД): умение слушать и вступать в диалог, участвовать в обсуждении проблем, интегрироваться в пару со сверстником и строить продуктивное взаимодействие, формировать коммуникативную компетенцию учащихся; воспитывать ответственность и аккуратность. развивающие (формирование регулятивных УУД).: целеполагание, прогнозирование, планирование, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности10. Тип урока: комбинированный урок.11. Место в системе уроков: второй и третий урок по данной теме; очередные уроки в системе уроков по изучению сложения и вычитания натуральных чисел.12. Формы работы учащихся: фронтальная работа, работа в парах, индивидуальная13 . Необходимое техническое оборудование и средства: доска, компьютер, мультимедийный проектор, экран, листы контроля.14. Технологическая карта урока (см. ниже) {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}№Этап урокаНазваниеиспользуемых ЭОР Деятельность учителя Деятельность ученикаВремя(в мин.) Формируемые УУД ПознавательныеРегулятивныеКоммуникативные личностные12345678910Первый урок1Организационный моментСлайд 2Приветствие учащихся; проверка учителем готовности класса к уроку; организация внимания; инструктаж по работе с листом контроля. Знакомство с Листом контроля, уточнение критериев оценки.2Осознанное и произвольное построение речевого высказыванияПрогнозирование своей деятельности.Умение слушать и вступать в диалог.Умение выделять нравственный аспект поведения2Вводная беседа. Актуализация знаний.Слайд №3Анализ самостоятельной работы. Повторение понятий «уравнение, корень уравнения, что значит решить уравнение»Учитель продолжает беседу с проблемной задачи по будущей теме урока.Задает учащимся устную разминку с ЭОР1.Участвуют в беседе с учителем, отвечают на поставленные вопросы, приводят примеры.2.Устно считают и обсуждают решение 3Поиск и выделение необходимой информации, анализ объектов с целью выделения признаков.Постановка цели учебной задачи. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и вступать в диалогУстановление связи между целью деятельности и ее мотивом3Изучение нового материала.Слайды №7-11Вместе с учениками определяет цель урока. Демонстрирует ЭОР с устной разминкойВ тетради составляют алгоритм решения уравнений на примерах ключей ЭОР (сложение и вычитание).7Поиск и выделение необходимой информации. Структурирование знаний. Анализ объектов.Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.Умение слушать и вступать в диалогПроявление доброжелатель-ности в дискуссии, доверия к собеседнику {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}4Решение задач. Слайд №13 Комментирует , направляет работу учащихся, раздав каждому шпаргалку «Уравнение. Решение уравнений»1.Один ученик на доске, а остальные в тетради выполняют задание №3722.Учащиеся в тетради самостоятельно выполняют задание №375 из учебника..Первые 2 учащихся справившихся с заданием сдают тетради на проверку учителю и воспроизводят решение на доске, а остальные сверяют свои записи с эталоном на доске9Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия.Анализ объектов и синтез.Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия. Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, контроль полученного результата, коррекция полученного результата, саморегуляцияСтроят рассуждения, понятные для собеседника. Умеют использовать речь для регуляции своего действия. Воспринимают ответы обучающихся.Поддержание здорового духа соперничества для поддержания мотивации учебной деятельностиПроявление доброжелательности к отвечающему у доски, доверия к собеседнику5Физминутка.- ttp://videouroki.net/view_post.php?id=108http://subscribe.videouroki.net/present/Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся.  Учащиеся сменили вид деятельности (отдохнули) и готовы продолжать работу.  2   Осознание ценности здоровья 6Закрепление изученного на 1 уроке. Слайды №15, 16  Задает вопросы, подводящие к решению задачи1. Учащиеся устно составляют уравнения к задачам2. Учащиеся составляют краткую запись условия задачи, составляют уравнение задачи и решают его. 6Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия.Анализ и синтез объектов.Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, контроль полученного результата. Оценка промежуточных результатов и саморегуляция для повышения мотивации учебной деятельности.Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с учителем.Проявление доброжелатель-ности в дискуссии2. Выполняют тест и записывают ответы в «Лист контроля»6Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия. Анализ и синтез объектов.Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, контроль полученного результата, коррекция полученного результата, саморегуляция.Поддержание здорового духа соперничества для поддержания мотивации учебной деятельности.Установление связи между целью деятельности и ее мотивом {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}7   Подведение итогов 1 урока.  Вместе с учениками формулирует основные тезисы параграфа.Участвуют в беседе с учителем. 3Структурирование знаний.Оценка промежуточных результатов и саморегуляция для повышения мотивации учебной деятельности.Умение слушать и вступать в диалог. Управление поведением партнёра, контроль, коррекция Нравственно-этическая ориентация 8   Домашнее задание. Дает дифференцированное домашнее заданиеУчащиеся записывают домашнее задание в зависимости от уровня освоения темы урока.2    Второй урок9Вводная беседа. Актуализация знаний. Вступительное слово учителя.Анализ тестовой работы. Повторение понятий «уравнение, корень уравнения, что значит решить уравнение»Задает учащимся наводящие вопросы.Участвуют в беседе с учителем, отвечают на поставленные вопросы, приводят примеры.3Поиск и выделение необходимой информации.Постановка цели учебной задачи.Умение слушать и вступать в диалог.Умение выделять нравственный аспект поведения {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}10Изучение нового материала.  Учитель демонстрирует ЭОР и делает необходимые комментарии.В тетрадях самостоятельно решают уравнения и отгадывают ключевое слово7Поиск и выделение необходимой информации. Структурирование знаний. Анализ объектов.Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.Умение слушать и вступать в диалог.Ориентация в межличностных отношениях. 11Практическая работа.  Учитель, в процессе работы учащихся, оказывает помощь каждой паре.Учащиеся работают в парах.Решают уравнения и закрашивают на своих карточках клетки, в которых записаны полученные ответыОценивают взаимную работу.5Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия.Анализ и синтез объектов.Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, контроль полученного результата, коррекция полученного результата.Умение слушать и вступать в диалог, интегрироваться в пару. Учатся формулировать собственное мнение и позицию.Нравственно-этическая ориентация 12Физминутка. http://videouroki.net/view_post.php?id=108http://subscribe.videouroki.net/present/Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся. Учащиеся сменили вид деятельности (отдохнули) и готовы продолжать работу. 2   Осознание ценности здоровья 13Закрепление изученного материала. Задает вопросы, подводящие к решению задачиУчитель, в процессе работы учащихся, оказывает помощь учащимся по их запросу.Учащиеся составляют краткую запись условия задачи, составляют уравнение задачи и решают его. 7Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия.Анализ и синтез объектов.Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, контроль и коррекция полученного результата, саморегуляция.Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с учителем.Умение выделять нравственный аспект поведения {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}14Контроль полученных знаний.  Учитель, в процессе работы учащихся, оказывает помощь учащимся по их запросу.Учащиеся самостоятельно выполняют задания контрольного теста.Результаты работы фиксируются в листе контроля .10Анализ объектов и синтез, выбор оснований и критериев для сравнения.Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, саморегуляция.Самоопределение с целью получения наивысшего результата.Нравственно-этическая ориентация15Подведение итогов урока. Учитель предлагает учащимся обобщить приобретённые знания на уроке. Учитель отмечает, в какой мере достигнуты цели, выполнены задачи урока; говорит о дальнейшем плане изучения темы; выставляет ученикам оценки за урок.Учащиеся вступают в диалог с учителем, высказывают своё мнение, подводят общий итог урока.4Построение речевого высказывания в устной форме, рефлексия способов и условий действия.Адекватно воспринимать оценку учителя.Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной.Проявление доброжелатель-ности к одноклассникам во время дискуссии16Домашнее Задание. Задает дозированное домашнее задание.Учащиеся записывают домашнее задание в зависимости от уровня освоения темы урока.2