Статья ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА — СОВРЕМЕННАЯ ФОРМА ПЛАНИРОВАНИЯ УРОКА ПО ФГОС
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА - СОВРЕМЕННАЯ ФОРМА ПЛАНИРОВАНИЯ УРОКА ПО ФГОС
Урок был и остается основной формой учебно-воспитательного процесса. Современный урок - это урок, на котором учитель умело, использует все возможные формы организации познавательной деятельности учащихся. Подготовку к современному уроку легче и удобнее провести по технологической карте.
Для начала надо разобраться, а что же такое «технологическая карта»?
Термин «технологическая карта» пришёл в педагогику из технических, точных производств. Это форма технологической документации, в которой описан весь процесс обработки изделия, указаны операции и их составные части, материалы, производственное оборудование, инструмент, технологические режимы, время, необходимое для изготовления изделия, квалификация работников и т.п.
Технологическая карта урока – это современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и учащихся и предназначена для проектирования учебного процесса.
Технологическая карта урока - способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам. Такими параметрами могут быть этапы урока, его цели, содержание учебного материала, методы и приемы организации учебной деятельности обучающихся, а также деятельность учителя и учащихся.
Технологическая карта разрабатывается учителем самостоятельно, исходя из его уровня творческих возможностей и квалификации; уровня обученности и обучаемости учащихся, уровня сформированности общих учебных умений, навыков и способов деятельности учащихся, обеспеченности образовательного процесса необходимым учебным оборудованием и современными средствами обучения.
Возможности технологической карты
форма записи урока в виде технологической карты дает возможность максимально детализировать его еще на стадии подготовки, оценить рациональность и потенциальную эффективность выбранного содержания, методов, средств и видов учебной деятельности на каждом этапе урока;
тщательного планирования каждого этапа деятельности;
максимально полного отражения последовательности всех осуществляемых действий и операций, приводящих к намеченному результату;
координации и синхронизации действий всех субъектов педагогической деятельности
Исходя из определения “технологическая карта”, можно выделить те позиции, на которые можно и нужно опираться при конструировании технологической карты урока: в ней должен быть описан весь процесс деятельности; должны быть указаны операции, их составные части.
Структура технологической карты:
название темы с указанием часов, отведенных на ее изучение;
цель освоения учебного содержания;
планируемые результаты (личностные, предметные, метапредметные, информационно-интеллектуальную компетентность и УУД);
межпредметные связи и особенности организации пространства (формы работы и ресурсы);
этапы изучения темы (на каждом этапе работы определяется цель и прогнозируемый результат, даются практические задания на отработку материала и диагностические задания на проверку его понимания и усвоения);
контрольное задание на проверку достижения планируемых результатов.
Этапы работы над технологической картой:
Определение места урока в изучаемой теме и его вид.
Формулировка цели урока (образовательные, развивающие, воспитательные).
Обозначение этапов урока в соответствии с его видом.
Определение результатов каждого этапа (формируемые УУД, продукт).
Выбор форм, методов и технологий работы на уроке:
индивидуальная, фронтальная, парная, групповая;
словесная, письменная, проектная, наглядно-иллюстративная, дискуссии;
самостоятельная, частично-поисковая;
самоанализ, самооценка
Разработка характеристики деятельности учителя и ученика:
учитель: организует внимание, предлагает выполнить задания, тесты, вспомнить и т.д.
ученики: слушают, решают, осуществляют, вспоминают, отвечают и т.д.
Деятельность учителя Деятельность учащихся
Познавательная Коммуникативная Регулятивная
Осуществляемые действия Формируемые способы деятельности Осуществляемые действия Формируемые способы деятельности Осуществляемые действия Формируемые способы деятельности
1-й этап урока
Организации деятельности (создание учебной ситуации, мотивирующей ученика на конкретную деятельность, на изучение конкретного материала, формирование целей деятельности, обеспечение их понимания каждым учеником, формулирование конкретных познавательных целей каждым учеником, планирование деятельности, определение способов деятельности, средств достижения целей)
2-й этап урока
Исполнение деятельности (организация коллективного или самостоятельного выполнения деятельности посредством определенных учебных действий, операций, приемов; организация предъявления учениками результатов деятельности)
3-й этап урока
Контроль деятельности (организация рефлексии процесса деятельности учеником, оценки результатов деятельности в соответствии с поставленными целями)
Этапы урока:
Мотивация к учебной деятельности (формулирование проблемы/цели урока; актуализация знаний, необходимых для изучения темы; высказывание версий ответа);
Построение нового знания (планирование способов достижения цели; поиск решения по намеченному плану; формулирование решения; осуществление контроля: самоконтроля/ взаимоконтроля);
Применение полученных знаний (самоорганизация для выполнения ситуативного задания: выбор уровня и способа деятельности; выполнение задания, создание продукта; презентация продукта);
Рефлексия учебной деятельности (соотнесение полученного результата с поставленной целью; самоанализ и самооценка учебной деятельности; выбор домашнего задания с учетом индивидуальных особенностей);
Каждый этап представляет цикл пошагового выполнения учебных заданий по освоению конкретного содержания и включает:
на 1 шаге — организацию деятельности учащихся по освоению учебной информации на уровне «знания» — освоение отдельных терминов, понятий, высказываний;
на 2 шаге — организацию деятельности учащихся по освоению этой же учебной информации на уровне «понимания»;
на 3 шаге — организацию деятельности учащихся по освоению этой же учебной информации на уровне «умения»;
на 4 шаге — организацию деятельности учащихся по предъявлению результата освоения этой же учебной информации данного этапа.
Технологическая карта позволяет увидеть учебный материал целостно и системно, проектировать образовательный процесс по освоению темы с учётом цели освоения курса, гибко использовать эффективные приёмы и формы работы с детьми на уроке, согласовать действия учителя и учащихся, организовать самостоятельную деятельность школьников в процессе обучения; осуществлять интегративный контроль результатов учебной деятельности.
Многие могут сказать, что это трудоемкий процесс. Однако с этим можно спорить. В наш век компьютеризации достаточно один раз создать образец карты в электронном варианте, а дальше менять в ней то, что необходимо. Технологическая карта позволяет раскрыть цели, последовательность этапов урока, подробно описать деятельность учителя и учащихся, показать содержание обучения, выбранные формы, методы и средства обучения, способы проверки и оценки результатов познавательной деятельности учащихся. Хорошо продуманная технологическая карта урока может стать моделью, которая ляжет в основу последующих уроков. Но это может произойти только в том случае, если за проведенным уроком последует самоанализ урока.Учитель должен уметь находить сильные и слабые стороны собственной деятельности, стараться избегать повторения ошибок, уметь предвидеть результаты.
Литература:
Копотева Г.Л., Логвинова И.М. Проектируем урок, формирующий универсальные учебные действия. Волгоград: Учитель, 2013. — 99 с.
Логвинова И.М.. Копотева Г.Л. Конструирование технологической карты урока в соответствии с требованиями ФГОС // Управление начальной школой. — 2011. — № 12. — С. 12–18.
Мороз Н.Я. Конструирование технологической карты урока. Научно-методическое пособие. — Витебск, 2006. — 56 с.
Планируемые результаты основного общего образования. Под редакцией Г.С. Ковалёвой, О.Б. Логиновой. — М.: Просвещение, 2011. — 120 с.