Развитие коммуникативных навыков на уроках английского языка на основе ФГОС


Обучение само по себе, вне воспитания,
есть бессмыслица, ничего, кроме вреда, не приносящая.
К.Д.Ушинский
Главная специфика обучения иностранным языкам заключается в том, чтобы обучающиеся смогли овладеть основами общения средствами иностранного языка, имея, однако ввиду, что общение – это средство и путь приобщения к духовным ценностям, к культуре других народов.
Однако, в последнее время наблюдается тенденция, что только небольшой процент молодых людей отмечают необходимость приобщения к искусству, культуре.
Поэтому, иностранный язык занимает особое место. Его своеобразие заключается в том, что в ходе его изучения обучающиеся формируют умения и навыки пользоваться чужим языком как средством общения, средством получения новой и полезной информации. Коммуникативная направленность предмета, его обращенность к изучению быта, обычаев, традиций и, прежде всего, языка другого народа способствуют воспитанию гражданственности, патриотизма, высоких нравственных качеств личности.


Чтобы реализовать воспитательный потенциал, необходимо смоделировать процесс учебных занятий таким образом, чтобы он содержал в себе воспитательное воздействие на обучающихся. Решению этой задачи способствует раскрытие эстетического в содержании самого учебного материала. Искусство ( музыка, живопись, кино, литература) называют «школой чувств», так как воздействуя художественными образами на обучающихся, оно порождает сопереживание, пробуждает эмоции.
Для того, чтобы повысить интерес учащихся Советского профессионального колледжа к изучению предмета «Иностранный язык», я решила использовать на занятиях музыку и песни на языке, что в дальнейшем поможет учащимся сформировать определенные навыки иноязычной компетенции.
Использование песен на ин. языке весьма актуально по ряду причин:
-во-первых, обучающиеся приобщаются к культуре изучаемого языка;
-во вторых, при работе с песней создается хорошая предпосылка для всестороннего развития личности, так как песни стимулируют образное мышление и формируют хороший вкус.
Песенный жанр способен точно и образно отразить различные стороны социальной жизни народа страны изучаемого языка. Песни оказывают воздействие на эмоции человека.
Благодаря песне создается возможность разнообразить и деятельность преподавателя, посредством использования различных форм.
Более того, песня вносит в процесс обучения элемент праздничности, не традиционности, что оказывает существенное влияние на эмоциональную сферу обучаемых. Замечено, что иноязычная деятельность на фоне музыки способствует не только запоминанию материала, но и снимает усталость в процессе обучения, т.е. с помощью музыкального материала создается комфортная обстановка на уроке.
Песенный материал должен соответствовать следующим критериям отбора:
критерий актуальности
критерий языковой ценности
критерий лингвострановедческой ценности
критерий учета интересов обучающихся
При отборе музыкального материала следует учитывать особенности музыкального восприятия обучающихся. Для этого следует использовать общемузыкальные критерии отбора песен:
четкий ритмический рисунок
ритмообразующий темп ( без длительных партий – проигрышей)
благозвучный характер вокальной партии
Практика использования песенного материала позволяет сделать вывод, что совместное пение может улучшить эмоциональную атмосферу на уроке, повысить интерес к занятиям и сделать процесс изучения иностранного языка увлекательным. В этом можно было убедиться на проведенных мероприятиях, таких как: «Караоке по - английски», музыкальная гостиная, посвященная великому композитору Людвигу Ван Бетховену, урок, посвященный истории создания группы «Битлз», где учащиеся проявили свои творческие способности.

Современная стратегия развития воспитания подрастающего поколения в соответствии с Концепцией модернизации российского образования направлена, прежде всего, на обеспечение соответствия содержания и качества воспитания актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Программа развития воспитания отдает должное приобщению обучающихся к чтению литературы, как одному из наиболее действенных средств формирования духовно нравственных качеств. И это справедливо, так как «чтением человек переживает века» (А.И.Герцен)
Чтение текстов на иностранном языке предоставляет огромные воспитательные возможности, если «иностранный язык используется как средство для приобщения учащихся к духовной культуре других народов, если он выступает как способ познания действительности, как способ самопознания и самовыражения личности в процессе обучения» (И. Л. Бим)
Среди стимулов к чтению ведущим является тот, где деловые мотивы (учеба, победа в конкурсе, успешная самореализация в новых жизненных условиях) трансформируются в мотив личностный, затрагивающий душу, поскольку, как говорил В.А.Сухомлинский, «чтение становится могучей воспитательной силой благодаря тому, что, увлекаясь моральной красотой, стремясь подражать, человек начинает думать о себе, оценивать свои действия и поступки, измерять себя определенной мерой моральности». При работе над чтением любого текста лежит теория осмысленного обучения Л.С. Выготского «…всякое размышление есть результат внутреннего спора, так, как если бы человек повторял по отношению к себе те формы и способы поведения, которые он применял раньше к другим.» (Выготский, 1984: 243), а также идеи Д. Дьюи, Ж. Пиаже и Л.С. Выготского о творческом сотрудничестве обучающегося и преподавателя, о необходимости развития в обучающихся аналитически-творческого подхода к любому материалу. Т. е. работая над чтением можно использовать технологию «Развития критического мышления». Технология «Развитие критического мышления» разработана Международной ассоциацией чтения университета Северной Айовы и колледжей Хобарда и Уильяма Смита. Авторы программы - Чарльз Темпл, Джинни Стил, Курт Мередит.
В основе данной технологии – трехфазовая структура урока
Технологические этапы
I фаза  Вызов  (пробуждение имеющихся знаний интереса к получению новой информацииII фазаОсмысление содержания(получение новой информации)
III фаза  Рефлексия(осмысление, рождение нового знания)
Вот некоторые приемы развития технологии критического мышления
Кластеры 
Прием «Кластеры» применим как на стадии вызова, так и на стадии рефлексии. Суть приема заключается в том, что информация, касающаяся какого – либо понятия, явления, события, описанного в тексте, систематизируется в  виде кластеров (гроздьев). В центре находится ключевое понятие. Последующие ассоциации обучающиеся логически связывают с ключевым понятием. В результате получается подобие опорного конспекта по изучаемой теме. 
Данный прием позволяет каждому учащемуся выйти на собственное целеполагание, выделить  значимые именно для него понятия.  Прием «Кластер» позволяет не только активизировать  лексические единицы в речи учащихся  и ввести новые, но и, объединив их в связное высказывание, тренировать различные грамматические структуры, в зависимости от поставленной цели.
Например, работая над темой «Природа и человек» можно использовать следующие ассоциации.
destruction of the ozone layer
water contamination noise pollution
Ecological dangerous tendencies

air pollution traffic congestion
acid rains deforestation
Для того, чтобы обучающийся мог воспользоваться своим критическим мышлением, ему важно развить в себе ряд качеств, среди которых Д. Халперн выделяет:
- готовность к планированию;
- гибкость;
- настойчивость;
- готовность исправлять ошибки;
- поиск компромиссных решений
Технология критического мышления дает обучающемуся:
- повышение эффективности восприятия информации;
- повышение интереса к изучаемому материалу;
- умение работать в сотрудничестве
Технология критического мышления дает преподавателю:
- умение создать в аудитории атмосферу открытости;
- возможность использовать систему эффективных методик.
Технология критического мышления предполагает равные партнерские отношения, превращает обучение в совместный интересный поиск.
Выбор способа воспитания на уроках иностранного языка осуществляется в соответствии с темой урока. Можно сказать, что любая программная тема позволяет включить в обсуждение вопросы, связанные с духовными и нравственными качествами личности. При обсуждении тем в ходе изучения иностранных языков, звучат многие насущные проблемы. Среди них выделяются такие, как:-проблемы толерантности,
-проблемы современной семьи,
-проблемы образования,
-проблемы, связанные с работой, профессиональным ростом,
-проблемы благотворительности,
-проблемы национальной культуры.
К методам и приемам, содействующим нравственному воспитанию обучающихся на уроке иностранного языка, могут быть отнесены коллективные формы взаимодействия. Среди них можно выделить групповую и парную работы. Именно в группах и парах проходит обсуждение той или иной проблемы, именно во взаимодействии с окружающими людьми складываются определенные точки зрения. Решение, принятое в ходе обсуждения, какой-то проблемы, презентуется всей группе, в то время как группа выбирает лучшее решение и обосновывает свой выбор.
Следующим эффективным приемом работы в упомянутом выше направлении является ролевая игра. Ролевая игра также является формой коллективного взаимодействия. Однако в данном случае каждый обучающийся уже несет индивидуальную ответственность за принятое решение. В то же время в ролевой игре обычно предварительно оговаривается траектория поведения участника игры в определенной ситуации.
Важную роль в процессе воспитания играют наглядные пособия, а также технические средства обучения. Большое значение имеют аутентичные материалы, в том числе видеофильм, так как одним из его достоинств является эмоциональное воздействие на учащихся. Поэтому внимание должно быть направлено на формирование у обучающихся личностного отношения к увиденному и услышанному на уроке иностранного языка.
Их использование способствует реализации важнейшего требования коммуникативной методики - представить процесс овладения языком как постижение живой иноязычной культуры. Во время просмотра видеофильма обучающиеся имеют возможность, например, погрузиться в атмосферу взаимоотношений носителей языка, наблюдать за особенностями их мимики и жестов.
Использование видеофильма помогает также развитию различных сторон психической деятельности обучающихся, прежде всего внимания и памяти. Во время просмотра в классе возникает атмосфера совместной познавательной деятельности.
На основании теоретического анализа и изучения передового педагогического опыта по проблемам духовно-нравственного воспитания учеников средствами изучения иностранного языка можно сделать следующие выводы. Изучение иностранного языка:
-повышает духовно-нравственную культуру,
-развивает логическое мышление,
-оказывает большое влияние на память,
-расширяет кругозор,
-повышает общую культуру.
Литература
1.   Аверкиева, Г.В. Проблема формирования ценностных ориентаций современных школьников 2001.
2. Агапов, В.С. Концепция духовно-нравственного воспитания учащейся молодежи //Проблемы формирования и развития личности в психологии и педагогике. - М., 2001.
3. Власова, Т.И. Духовно ориентированная парадигма воспитания в отечественной педагогике //Педагогика - 2006.
4. Макаренко, А.С. Лекции о воспитании детей Избр. пед. соч. - М., 1977. - Т.2
5. Пассов, Е.И. Урок иностранного языка /Е.И. Пассов //Настольная книга преподавателя иностранного языка. - М.: Глосса-пресс Феникс, 2010.
6. Линдсей, Г., Халл К.С., Томпсон Р.Ф. Творческое и критическое мышление // Хрестоматия по общей психологии. Вып. III. Субъект познания / Отв. ред. В.В. Петухов // http://www.tsure.ru/University/Faculties/Fib/PiBG/creative.html7. Халперн Д. Психология критического мышления. Мышление: введение. 2000 / http://academy.odoportal.ru/documents/akadem/bibl/education/supporting/2.1.htm