Программа кружка хореографии «Музыкальные ритмы»


Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида № 26 города Ейска
МО Ейский район
Авторская программа
кружка хореографии «Музыкальные ритмы»
Возраст воспитанников - 4-7 лет
Срок реализации программы - 3 года
Автор – составитель – Заводнова Людмила Ивановна музыкальный руководитель.
Ейск 2012г.
Пояснительная записка.Программа дополнительного образования хореографического кружка "Весёлые ритмы" модифицирована музыкальным руководителем Заводновой Л.И. в соответствии с особенностями её функционирования на базе МДОУ ДСКВ№26 г. Ейска МО Ейский район, с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Танец – самое любимое массовое искусство. Трудно представить семейное торжество, народное празднество, вечер отдыха без танцев. Особенно любят танцевать дети. Но любить танец, еще не значит уметь исполнять его. Научиться танцевать очень трудно. Путь к познанию и совершенству танца длинный и сложный, умение приходит не сразу. Помочь ребенку развить творческие способности, воображение, выразительность движений, пластичность, призван хореограф в ДОУ. Умственное и физическое развитие тесно связаны между собой. Без активных движений, без физических упражнений невозможен нормальный рост развитие растущего организма, и в первую очередь мозга. Полноценное умственное и физическое развитие, моральная чистота и активное отношение к жизни и искусству характеризует целостную, гармонически развитую личность, нравственное совершенствование которой во многом зависит от эстетического воспитания. Задачи эстетического воспитания непосредственно связаны с формированием морального облика ребенка – дошкольника. Особая роль в эстетическом воспитании отводится искусству. Танец – это искусство, его специфика состоит в том, что мысли, чувства, переживания человека он передает без помощи речи, средствами движений и мимики.В основу положена программа "Ритмическая мозаика", разработанная А.И. Бурениной, рекомендованная Министерством образования Российской Федерации в качестве программы воспитания, обучения и развития детей младшего школьного возраста и авторизованная парциальная программа Фирилёвой Ж.Е. и Сайкиной Е.Г."СА-ФИ-ДАНСЕ". Программа углублённая, долгосрочная, общая, обращена на творческое развитие ребёнка во всех областях его деятельности, на выявление его способностей, индивидуальности, как способов социализации и формирования социальной компетентности. Назначение программы – осуществление хореографического образования дошкольников в свободное время, более широкое приобщение воспитанников к искусству.  

Новизна.
     В дошкольном возрасте  внимание детей ещё неустойчиво, дети  отличаются большой подвижностью и впечатлительностью, поэтому  они нуждаются в частой смене движений. Для успешного достижения результатов необходимо чередовать  разные виды музыкально- ритмической деятельности: использовать музыкально- ритмические игры, этюды, пальчиковую гимнастику. Они коротки, разнообразны и доступны детям по содержанию. Особое место в программе уделяется подбору музыкально-ритмического репертуара, который выполняется ежегодно в связи с современными  требованиями. При этом он отвечает требованиям высокой художественности, воспитывает вкус ребёнка и обогащает его разнообразными музыкальными впечатлениями, вызывая моторную реакцию, а также удобен для двигательных упражнений
Актуальность хореографического образования.В годы дошкольного возраста закладываются основы здоровья, гармоничного, умственного, нравственного и физического развития ребёнка, формируется его личность.Одной из важнейших задач учебно-воспитательного процесса является художественно-эстетическое и культурное развитие детей приобщение к миру танца, знакомство с различными направлениями, историей и географией танца, прослушивание ритмичной танцевальной музыки развивают и внутренне обогащают, прививают умение через танец выражать различные состояния, мысли, чувства человека, его взаимоотношения с окружающим миром.Кроме того, в этот период дети интенсивно растут и развиваются, движения становятся их потребностью, поэтому физическое воспитание особенно важно в этот возрастной период. В процессе занятий у детей происходит снижение работоспособности, ухудшается внимание, память, нарушается осанка.Одной из важнейших задач учебно-воспитательного процесса является организация двигательного режима детей, который обеспечивает активный отдых и удовлетворяет естественные потребности в движениях.Движение в ритме и темпе, заданном музыкой, способствует ритмичной работе всех внутренних органов и систем, что при регулярных занятиях ведёт к общему оздоровлению организма. Немаловажным является также и лечебный эффект занятий, в результате которых создаётся мышечный корсет, исправляются недостатки осанки, уменьшается плоскостопие, что позволяет также решать задачи общего укрепления и физического развития ребёнка.Решение вышеизложенных задач возможно реализовать в процесс хореографического образования детей дошкольного возраста.
Педагогическая целесообразность.
Просмотры спектаклей в театре, кино, видео, и телефильмов , посвященных танцу, посещение концертов хореографических коллективов – это все нужно и важно. Однако наиболее эффективной представляется собственная хореографическая деятельность детей, где каждый ребенок становится на время актером, творчески осмысляющим происходящее. Музыкально – ритмические упражнения – универсальное средство развития у детей музыкального слуха, памяти, внимания, выразительности движения, творческого воображения. Сам процесс занятий должен приносить детям радость.
Цель программы:
Раскрыть творческий потенциал и развить природные способности у воспитанников средствами ритмики, приобщить детей к искусству танца, развить танцевальные и музыкальные способности. Развить у детей субъективный опыт эмоционально – чувственного общения с природой и с окружающими людьми.
Задачи программы:
Обучающие:
• познакомить детей с различными видами танцев (их истории, танцевальных профессиях, костюмах, атрибутах, танцевальной технологией) .
• научить владеть базовыми элементам различных танцевальных жанров;
• научить самостоятельно использовать полученные знания и навыки в работе над пластическими образами танцев;
• обучить основам импровизации.
Развивающие:
• развитие музыкальности (эмоциональную отзывчивость на музыку, слуховые представления, чувство ритма) ;
• формирование художественного вкуса;
• развитие выразительности движения;
• развитие координации движения.
Воспитательные:
• воспитание интереса к занятиям ритмикой;
• психологическое раскрепощение ребенка, творчество в движениях;
• воспитание умения работать в коллективе, выполнять ритмические движения слаженно;
• развитие мышления, воображения, познавательной активности;
• воспитывать любовь к русскому фольклору, задорной русской пляске
Отличительные особенности программы
Программа составлена для детей, желающих научиться красиво двигаться под музыку.
Рассчитана на доступность детям младшего дошкольного возраста. В программе я соединила сложные классические танцы с ритмопластикой, а также новые современные
и авторские упражнения, которые создают комфорт и непринуждённую обстановку на занятиях.
Благодаря несложным движениям которые являются видимым айсбергом глубинных психических процессов по двигательной реакции под музыку можно с достаточной степенью достоверности провести диагностику как музыкального, так и психомоторного развития ребенка.

Программа рассчитана на 3 года для детей с 4 до 7 лет. Первый год обучения с 4-5 лет (средняя группа), второй год обучения с 5-6 лет (старшая группа) и третий год обучения с 6-7 лет (подготовительная к школе группа).В  программе представлены  различные  разделы, все разделы программы объединяет игровой метод проведения занятий. Игровой метод придаёт учебно-воспитательному процессу привлекательную форму, облегчает процесс запоминания и освоения упражнений, повышает эмоциональный фон занятий, способствует развитию мышления, воображения  и творческих способностей ребёнка.
Программа   рассчитана  на  189 учебных  часов. Занятия  проводятся  2  раза  в  неделю. С целью сохранения здоровья и исходя из программных требований   продолжительность  занятия  соответствует  возрасту  детей. Продолжительность  занятий   для   детей  дошкольного   возраста: -  5-го года жизни – не более 20 минут,-  6-го года жизни – не более 25 минут,-  7-го года жизни – не более 30 минут, 
Структура  занятия  по  хореографии – общепринятая.  Каждое  нод состоит  из  трёх  частей: подготовительной, основной  и  заключительной. Каждое  НОД – это  единое  целое, где  все  элементы  тесно  взаимосвязаны  друг  с  другом.
 
Подготовительная  часть занятия   занимает  5-15%   общего времени. Задачи  этой  части  сводятся  к  тому, чтобы  подготовить  организм  ребёнка  к  работе, создать  психологический  и  эмоциональный  настрой. В  нее  входят:  гимнастика  (строевые, общеразвивающие  упражнения);  ритмика; музыкально – подвижные  игры; танцы (танцевальные  шаги, элементы  хореографии, ритмические  танцы); музыкально- ритмическая  композиция.
 
 Основная  часть  занимает   70-85%  от  общего   времени. В  этой  части  решаются  основные  задачи, идёт  основная  работа  над  развитием  двигательных  способностей. В этой части даётся  большой  объём  знаний, развивающих  творческие  способности  детей. В нее входят: ритмические   и  бальные  танцы, гимнастика.
 
Заключительная часть занятия длится  от  3 до 7 %  общего времени. Здесь  используются  упражнения  на  расслабление  мышц, дыхательные  и  на  укрепление  осанки, пальчиковая гимнастика. В конце   занятия   подводится   итог,  и  дети  возвращаются в группу.
 
Занятия  составлены  согласно  педагогическим  принципам  и  по  своему  содержанию  соответствуют  возрастным  особенностям  и  физическим  возможностям  детей, которые   позволяют ребенку   не  только  в   увлекательной   и   игровой   форме  войти  в  мир музыки  и  танца, но  и  развивают  умственные  и  физические  способности, а  также  способствуют   социальной   адаптации   ребенка.
 

На первом году обучение начинается с упражнений по ориентировке в пространстве. Основным видом является игровая деятельность. Через музыкально-ритмические игры дети знакомятся с элементами ритмики и музыкальной грамотой. Ритмика, в данном случае, выступает как средство укрепления опорно-двигательного аппарата и развития эластичности мышц. Упражнения изучаются детьми через образные сравнения в игровой форме. Эти упражнения подготавливают мышцы, связки и суставы для классического экзерсиса.На втором году обучения основной учебной деятельностью становятся элементы классического и народного танца. Элементы сценического танца необходимы, как средство развития танцевальности, исполнительского мастерства и концертной деятельности.На третьем году обучения дети знакомятся с современным танцем, его направлениями, такими как рок-н-ролл, чарль-стон. Дети не только знакомятся с элементами современного танца, но и учатся эмоциональной выразительности посредством движений. Занятия проходят:В группе первого года обучения – 2 раза в неделю по 1 часу (всего 63 часа),В группе второго года обучения – 2 раза в неделю по 1 часу (всего 63 часа),В группе третьего года обучения -2 раза в неделю по 1 часу (всего 63 часа).Воспитательная работа ведётся в форме коллективных творческих дел проводимых не реже одного раза в 3 месяца. По традиции старшие дети принимают активное участие в проведении творческих мероприятий. Такая деятельность привлекает воспитанников к сотворчеству, развивает художественное воображение, творческие способности.Научно-методические условия и средства:- учебно-методический комплекс, включающий наглядные пособия и дидактический материал;- специальная музыкальная литература.Техническое обеспечение:- просторное помещение для занятий;- зеркала;- музыкальный инструмент: фортепиано;- музыкальный центр, компъютер, мультимедийная установка.- аудио диски с записями репертуара, презентации.
- реквизит к танцевальным постановкам. Оценка деятельности воспитанников даётся на отчётных мероприятиях в рамках программы работы детского сада, проводимых в течение года.Предполагаемый результат:По итогам освоения программы планируется достижение следующих результатов:
1-й год обучения:
Дети должны знать и уметь:
названия и правила выполнения танцевальных движений;
правила поведения в хореографическом зале.
ориентироваться в музыкально-пространственных упражнениях;
овладеть начальной танцевальной памятью;
слушать и слышать музыку, различно двигаться под музыку;
учить расслабляющим упражнениям и правильному дыханию.
2-й год обучения:Дети должны знать и уметь:
названия и правила выполнения упражнений классического танца;
названия и правила выполнения портерного экзерсиса;
правила поведения в хореографическом зале;
правильно дышать;
координировать простейшие танцевальные движения;
различать танцевальную музыку, акцентировать сильную долю.
3-й год обучения:Дети должны знать и уметь:
названия и правила выполнения элементов современного
танца (рок-н-ролла);
названия и правила выполнения элементов современного танца (чарль-стона);
названия и правила выполнения европейского танца – вальс;
координировать танцевальные движения, ориентируясь в пространстве музыкального зала;
уметь выполнять танцевальную связку из нескольких элементов под музыку;
правила поведения в хореографическом зале.
Критерии определения уровня усвоения программы.
С трудом повторяет танцевальные движения после показа педагога, хотя присутствует желание воспроизводить движения также хорошо. Навыков выразительности нет.
Б. Выполняет танцевальные движения хорошо, владеет навыками эмоционально-выразительного исполнения.В. Имеет творческое воображение, импровизирует, танцевальные движения эмоционально окрашены, имеет навыки актёрской выразительности. Сразу может повторить после показа педагога.Карта определения уровня освоения программы заполняется на каждую группу 3 раза в год карандашами разных цветов.
С воспитанниками проводится промежуточная диагностика.
№ Ф.И. воспитанника Уровни усвоения программы
1 А Б В
2 3 По окончанию каждого года обучения планируется итоговое открытое занятие, для работников и воспитанников детского сада, а также родителей.
Учебно-тематический план первого года обучения.
№ п/п Название темы Количество часов
теория практика всего
1 Вводное занятие. 1 1
2 Музыкальная грамота. 4 10 14
3 Ритмический тренаж. 2 18 20
4 Портерная гимнастика. 2 20 22
5 Танцевальные игры. 2 2 4
6 Воспитательная работа. 2 2
Итого 63
Содержание программы первого года обучения.
Вводное занятие:
Программа обучения, условия и содержания технических зачётов; правила техники безопасности и поведения на рабочем месте во время занятий.2. Музыкальная грамота:Слушание и анализ музыки, определение темпа и характера, понятие такт и за такт, определение танцевального жанра, музыкальная длительность.3. Ритмический тренаж:Музыкальные пространственные упражнения: различные перестроения, маршировка в темпе и ритме, фигурная маршировка, ходьба парами, змейкой, звёздочкой.Упражнения для развития чувства ритма: изучение шагов притопов, хлопков, поворотов, сочетание движений исполняемых в такт и из-за такта музыки, начало и окончание движений одновременно с музыкой. Упражнение для головы с различной амплитудой, для гибкости шеи, для подвижности плечевых суставов, для увеличения подвижности голеностопного сустава, для подвижности суставов позвоночника, для исправления осанки, для улучшения подвижности тазобедренных и коленных суставов. Пластические этюды на повторение "движений растений и животных".4. Портретная гимнастика:
упражнения для стопы, вытянуть, сократить, развернуть подъём.
«Велосипед».
«Бабочка» (летит, отдыхает).
Поднятие ног на 90.
«Берёзка».
Упражнение на растяжку, наклоны вперед, влево, вправо.
«Рыбка».
«Рыбка поплыла».
«Лягушка» (лёжа, сидя).
«Кошечка».
«Кошечка потянулась».
«Флажок».
«Еж».
5. Танцевальные игры:Из мира игры в мир хореографии – музыкальные игры организующего характера (импровизация педагога), для закрепления и продолжения развития координации рук и ног, чувства ритма, умения сочетать движения с музыкой и словами "Чунга-чанга", "Чебурашка", " Два веселых гуся" и др. 6. Воспитательная работа:- Тематический праздник внутри детского сада.- Родительское собрание.^ Формы и методы, используемые на первом году обучения:- Прослушивание музыкальных произведений.- Разучивание отдельных элементов, движений.- Целостное разучивание движений.- Показ воспитанниками.- Анализ.
Учебно-тематический план второго года обучения.
№ п/п Название темы Количество часов
теория практика всего
1 Вводное занятие. 1 1
2 Музыкальная грамота. 1 1 2
3 Ритмический тренажер. 1 12 13
4 Портретный экзерсис. 1 12 13
5 Элементы классического танца. 1 12 13
6 Постановочная работа. 3 16 19
7 Воспитательная работа. 1 1 2
Итого 63
Содержание программы второго года обучения.
Вводное занятие:
Программа обучения, правила техники безопасности и поведения во время занятий.
Музыкальная грамота:
Динамические оттенки музыки. Знакомство с жанром классической и народной музыки.
Ритмический тренаж:
Постепенный разогрев мышц: ходьба с носка, на полупальцах, ходьба на пятках, ходьба с высоким подниманием колена, лёгкий бег, разнообразные танцевальные шаги. Упражнения для головы с различной амплитудой, для гибкости шеи, для подвижности плечевых суставов, гибкости позвоночника, для исправления осанки. Пластические этюды на повторение "движений растений и животных".
4.Партерный экзерсис (в течение года):
Упражнения на напряжение и расслабление мышц тела;
Упражнения для улучшения эластичности мышц плеча и предплечья, развитие подвижности локтевого сустава;
Упражнения для развития гибкости плечевого и поясного суставов;
Упражнения для укрепления мышц брюшного пресса;
Упражнения для улучшения гибкости позвоночника;
Упражнения для улучшения подвижности тазобедренного сустава и эластичности мышц бедра;
Упражнения для развития подвижности голеностопного сустава, эластичности мышц голени и стопы.
Упражнения для развития выворотности ног танцевального шага;
Упражнения для исправления осанки.

5.Элементы классического танца:
Позиции рук (1, 2, 3, подготовительное положение);
Позиция ног 1-я, 2-я, 3-я, 5-я;
Понятие опорная нога, работающая нога;
Ре леве по 1-й, 2-й, 5-й позиции;
Де-ми-плие по 1-й, 2-й, 5-й позиции;
Гранд плие по 1-й. 2-й, 5-й позиции (изучение сначала спиной к стене, затем лицом к опоре);
Батман тандю в сторону, вперёд, назад крестом (лицом к станку);
Сотэ по 1-й. 2-й. 5-й позиции (лицом к станку и на середине зала).
6.Постановочная работа:
Разучивание элементов сценического танца с характерным исполнением движений
7.Воспитательная работа:
Проведение праздника внутри детского сада. Родительское собрание. Индивидуальная работа с детьми.Формы и методы, используемые на втором году обучения.- Прослушивание музыкальных произведений различных жанров.- Объяснение и показ педагогам учебного материала.- Разучивание отдельных, целостных элементов движения.- Показ воспитанниками.- Беседы.- Анализ.
Учебно-тематический план третьего года обучения.
№ п/п Название темы Количество часов
теория практика всего
1 Вводное занятие. 1 1
2 Музыкальная грамота. 1 1 2
3 Ритмический тренажер. 1 12 13
4 Портретный экзерсис. 1 10 11
5 Элементы современного танца(рок-н-ролл). 1 4 5
6 Элементы современного танца(чарль-стон). 1 4 5
7 Элементы европейского танца – вальс. 1 4 5
8 Постановочная работа. 3 16 19
9 Воспитательная работа. 1 1 2
Итого 63
Содержание программы третьего года обучения.1. Вводное занятие: Программа обучения, правила техники безопасности и поведения во время занятий.2. Музыкальная грамота:Динамические оттенки музыки. Знакомство с жанром современной музыки.3. Ритмический тренаж:Постепенный разогрев мышц: ходьба с носка, на полупальцах, ходьба на пятках, ходьба с высоким подниманием колена, лёгкий бег, разнообразные танцевальные шаги. Упражнения для головы с различной амплитудой, для гибкости шеи, для подвижности плечевых суставов, гибкости позвоночника, для исправления осанки. Пластические этюды на повторение "движений растений и животных", этюды с предметами (гимнастическими лентами и султанчиками).4. Партерный экзерсис (в течение года):
Упражнения на напряжение и расслабление мышц тела;
Упражнения для улучшения эластичности мышц плеча и предплечья, развитие подвижности локтевого сустава;
Упражнения для развития гибкости плечевого и поясного суставов;
Упражнения для укрепления мышц брюшного пресса;
Упражнения для улучшения гибкости позвоночника;
Упражнения для улучшения подвижности тазобедренного сустава и эластичности мышц бедра;
Упражнения для развития подвижности голеностопного сустава, эластичности мышц голени и стопы.
Упражнения для развития выворотности ног танцевального шага;
Упражнения для исправления осанки.
5. Элементы современного танца (рок-н-ролл):
Выпад в сторону.
Закручивание-раскручивание.
«Кик».
Притопы.
Боллчейндж.
6. Элементы современного танца (чарль-стон):- «Дорожка».- Шаги.- Выпады.- Движения рук.7. Элементы европейского танца – вальс:- Позиции в паре.- Шаги.- Повороты.8. Постановочная работа:Разучивание этюдов современных танцев с характерным исполнением движений. 9. Воспитательная работа:Проведение праздника внутри детского сада. Родительское собрание. Индивидуальная работа с детьми.^ Формы и методы, используемые на втором году обучения.- Прослушивание музыкальных произведений различных жанров современной музыки.- Объяснение и показ педагогам учебного материала.- Разучивание отдельных, целостных элементов движения.- Показ воспитанниками.- Беседы.- Анализ.Литература для педагога.
Буренина А. И. "Ритмическая мозаика", Санкт-Петербург, 2000г.
2. Лыткина И. "Хореографический коллектив", учебно-педагогическое издательство Трудрезевиздат, Москва, 1972 г.
Барышникова Т. "Азбука хореографии" Рольф, Москва 2000г.
4.Фирилёва Ж.Е.и Сайкина Е.Г."СА-ФИ-ДАНСЕ".Москва 2003г.
5.Климов А. "Основы народного танца" М. "Искусство", 1981 г
6.Костровицкая Т. "100 уроков классического танца", М "Искусство" 1981г.
7 .Ткаченко Т. "Народный танец" М. "Искусство" 1967 г.
8.Гусев Г.П. "Методика преподавания народного танца", учебное пособие для вузов, 2002 г.
9.М. Говоркян. "Воспитание движения" 1952 г.
10.Аверина И. Е. «Физкультурные минутки и динамические паузы в ДОУ»
                            М. «Айрис – пресс» 2005 г.
11. Бондаренко Л. «Методика хореографической работы в школе и вне-                              школьных заведениях» Киев 1985 г.
12.Ветлугина Н. А. «Эстетическое воспитание в детском саду» М. «Про-         свещение» 1985 г.
13. Захаров Р. «Сочинение танца» М. «Искусство» 1983 г.
14.Климов А. « Основы русского народного танца» М. 1994 г.
15.Михайлова М. А., Воронина Н. В. «Танцы, игры, упражнения для красивого движения» Ярославль «Академия Холдинг» 2000 г.
16.Слуцкая С. Л. «Танцевальная мозаика» М. «Линка – пресс» 2006 г.
17.Ткаченко Т. «Народный танец» М. «Искусство» 1975 г.