Рефлексивный отчёт по модулю Обучение талантливых и одарённых учеников

Рефлексивный отчет по обоснованию и методике внедрения модуля «Обучение талантливых и одаренных учеников» в серию последовательных уроков.
Сегодня можно найти достаточно много определений понятиям талант и одаренность.
Талант – высокий уровень развития, прежде всего, специальных способностей; совокупность таких способностей, которые дают возможность получить продукт деятельности, который отличается новизной, высоким уровнем совершенства и общественной значимостью. (Программа третьего (базового) уровня, с. 80)
Одаренность – структурные составляющие динамической иерархии способностей. Качественное своеобразие, личностное сочетание способностей. Выделяется общая одаренность и специальная. (Программа третьего (базового) уровня, с. 78)
Одарённые дети –это дети в деятельности которых преобладают мотивы (влечение, желание, склонности, интересы, потребности), креативность, развитие творческих способностей на уроках и во внеурочное время.
На своих уроках я стараюсь создавать условия для реализации потенциальных возможностей талантливых и одаренных учащихся.
Для себя я выделяю следующие категории учеников: учащиеся с особыми возможностями в моем классе (это учащиеся, которые активно занимаются решением заданий олимпиад по предметам), учащиеся с развитыми творческими и спортивными возможностями. На уроках я стараюсь обучать данные категории учащихся в соответствии их потребностями. В классе, в котором реализовывалась серия последовательных уроков, наблюдаются все эти категории учащихся, и поэтому, в серии последовательных уроков я планировала наиболее активно внедрить и использовать всё то, что я узнала на курсах об обучении талантливых и одаренных детей. Так как это является, и будет являться неотъемлемой частью моей повседневной, практической, урочной деятельности.
В моём классе есть три ребёнка, которые хорошо рисуют и посещают школу искусств. И на своих уроках, при делении на группы, я старалась распределить их в разные группы, для выполнения заданий, где нужно было проявить свои художественные способности. Эти ребята проявляли свои способности на первом уроке при составлении кластера, на втором уроке при выполнении следующих заданий, когда нужно было изобразить 1 группа – «От чего гибнут растения», 2 группа-«Правила поведения на природе», 3 группа – «Знаки запрещающие». Они сразу же сделали наброски, а остальные дети им просто помогали раскрашивать и дорисовывать незначительные элементы.



Художники класса



Ещё в классе есть олимпиадники, именно их я объединяю в пары, для создания конкурентной среды, это позволяет достичь очень большого эффекта при выполнении заданий.
На третьем уроке по теме «Многообразие животных», при знакомстве с новым материалом смогли себя проявить такие учащиеся как Лисин Кирилл, Хафизова Алина, Бугаёв Никита, Степаннова Наталья, Рогозина Анастасия, учащиеся, которые с большим желанием занимаются изучением познания мира.

Ученики, которые с большим желанием занимаются
предметом познание мира.
На первом и четвёртом уроке при защите кластеров свои ораторские способности смогли проявить учащиеся, которые предпочитают активно выступать на публике, перед аудиторией.


Защита кластеров (ораторы класса)

На третьем уроке, при расшифровке слов, с названием животных я предложил учащимся написать четверостишие об одном из животных, где талантливые ученики смогли проявить себя. В этом задании проявила себя ученица Дарья, не смотря на то что ей всего 7 лет она сочинила прекрасное четверостишие:
Страшно маленькой лошадке, Через речку мостик шаткий. Цок да цок, ещё немножко
Вот и ровная дорожка. 
Это доказывает, что необходимо включать подобные задания для реализации потенциала талантливых и одаренных в литературе и поэзии учащихся.
На уроке «Охрана растений», на этапе закрепления материала я предложил учащимся, используя модуль «Обучение критическому мышлению», написать за 5-7 минут несколько предложений на тему «Берегите природу». После этого, по желанию, учащиеся зачитывали свои работы.
В классе с этим заданием быстрее всего справились четыре ученика олимпиадника: Кирилл, Наташа, Никита и Вова.
Для себя сделала выводы, что большую роль при обучении талантливых и одаренных играют дифференцированные задания и задания на развитие критического мышления. Поэтому чтобы составить задания для развития критического мышления нужно тщательно планировать и больше выделять времени на уроке, т.к. они требуют временных затрат на уроке. Ещё для себя отметила, что ученики с разным уровнем успеваемости и разной степенью одаренности не одинаково справляются с задания по развитию критического мышления. Задания низкого порядка выполняют все ученики. С заданием на анализ материала, справляются и ученики с «высоким» уровнем успеваемости и ученики с «низким» уровнем. Всё зависит только от ситуации, в которой оказался ученик. Творческие задания легче даются ученикам, одаренным в творческой сфере (певцы, артисты, художники, ораторы и.т.д.);
Считаю, что на уроках мне необходимо учитывать требования всех учеников, я должна знать: что интересует конкретного ученика, в чем он может проявить свою одаренность и талант. Также должна подбирать задания соответственно уровня и интереса своих учащихся, позиционируя себя в качестве «талантливого наблюдателя», постоянно выявляя проявления способностей или таланта со стороны учеников. (Руководство для учителя, с.177).
Из практики могу сказать: ученик не может быть одарён во всех предметах и талантлив в каждой школьной науке. И учитель должен помочь каждому ученику проявить себя в своем предмете, и, если это необходимо, не мешать проявлять себя в другой деятельности Работая с одарёнными и талантливыми детьми учитель должен обладать гибкостью мышления, творчеством, чувствовать себя свободно в рамках школьной программы. Учитель должен сам быть увлечён настолько, чтоб его эмоциональный настрой служил примером и мотивацией к деятельности учащихся.