Разработка программы внеурочной деятельности по английскому языку для 5 класса (ФГОС) — Страноведение Великобритании
Пояснительная записка
Курс группового занятия рассчитан на учащихся 5-х классов общеобразовательной школы. Занятия проводятся как факультатив по одному уроку в неделю и включает в себя 35 занятий с темами. Этот курс группового занятия предполагает ознакомить учащихся с повседневной жизнью Великобритании , некоторыми чертами национального характера, особенностями быта ее граждан и их традициями.
Целью данного курса группового занятия:
дальнейшее совершенствование языковых навыков и умений, различных видов речевой деятельности и форм речи ( устной, письменной, диалогической и монологической).
Задачами данного курса группового занятия:
1. Расширение активного и пассивного словарей в сфере изучения культуры, традиций другой страны.
2. Овладение необходимым запасом специальных терминов и понятий связанных с данной темой.
3. Развитие умений:
А) вести разговор об особенностях быта граждан и их традиций.Б) проигрывание сюжетно-ролевых ситуаций.В) умений учебного сотрудничества при выполнении коллективных познавательно-поисковых проектов.
4. Научить учащихся управлять своими эмоциями.
5. Научить эффективно сотрудничать с другими людьми.
Планируемые результаты
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате освоения курса группового занятия учащиеся достигают личностные, метапредметные и предметные результаты.
Личностными результатами являются:
- формирование мотивации изучения иностранных языков и стремление к самосовершенствованию в образовательной области «Иностранный язык»;
- осознание возможности самореализации средствами иностранного языка;
- стремление к совершенствованию речевой культуры в целом;
- формирование коммуникативной компетенции в межкультурной и межэтнической коммуникации;
-развитие таких качеств, как воля, целеустремленность, креативность, инициативность, трудолюбие, дисциплинированность;
- формирование общекультурной и этнической идентичности как составляющих гражданской идентичности личности;
- стремление к лучшему осознанию культуры своего народа и готовность содействовать ознакомлению с ней представителей других стран;
-толерантное отношение к проявлениям иной культуры; осознание себя гражданином своей страны и мира;
- готовность отстаивать национальные и общечеловеческие (гуманистические, демократические) ценности, свою гражданскую позицию.
Метапредметными результатами изучения английского языка в основной школе являются:
- развитие умения планировать свое речевое и неречевое поведение;
-развитие коммуникативной компетенции, включая умение взаимодействовать с окружающими, выполняя разные социальные роли;
- развитие исследовательский учебных действий, включая навыки работы с информацией: поиск и выделение нужной информации, обобщение и фиксация информации;
-развитие смыслового чтения, включая умение выделять тему, прогнозировать содержание текста по заголовку/по ключевым словам, выделять основную мысль, главные факты, опуская второстепенные, устанавливать логическую последовательность основных фактов;
- осуществление регулятивных действий самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности на иностранном языке.
Предметными результатами изучения английского языка в основной школе являются:
А. В коммуникативной сфере (т.е. владении иностранным языком как средством общения)
Речевая компетенция в следующих видах речевой деятельности:
говорении:
начинать, вести/поддерживать и заканчивать различные виды диалогов в стандартных ситуациях общения, соблюдая нормы речевого этикета, при необходимости переспрашивая, уточняя;
расспрашивать собеседника и отвечать на его вопросы, высказывая свое мнение, просьбу, отвечать на предложение собеседника согласием/отказом в пределах изученной тематики и усвоенного лексико-грамматического материала;
рассказывать о себе, своей семье, друзьях, своих интересах и планах на будущее;
сообщать краткие сведения о своем городе/селе, о своей стране и странах изучаемого языка;
описывать события/явления, передавать основное содержание, основную мысль прочитанного/услышанного, выражать свое отношение к прочитанному/услышанному, давать краткую характеристику персонажей;
аудировании:
воспринимать на слух и полностью понимать речь учителя, одноклассников;
воспринимать на слух и понимать основное содержание несложных аутентичных аудио- и видеотекстов, относящихся к разным коммуникативным типам речи (сообщение/рассказ/интервью);
воспринимать на слух и выборочно понимать с опорой на языковую догадку, контекста краткие несложные аутентичные прагматические аудио- и видеотексты, выделяя значимую/нужную/необходимую информацию;
чтении:
читать аутентичные тексты разных жанров и стилей преимущественно с пониманием основного содержания;
читать несложные аутентичные тексты разных жанров и стилей с полным и точным пониманием и с использованием различных приемов смысловой переработки текста (языковой догадки, выборочного перевода), а также справочных материалов; уметь оценивать полученную информацию, выражать свое мнение;
читать аутентичные тексты с выборочным пониманием значимой/нужной/интересующей информации;
письменной речи:
заполнять анкеты и формуляры;
писать поздравления, личные письма с опорой на образец с употреблением формул речевого этикета, принятых в стране/странах изучаемого языка;
составлять план, тезисы устного или письменного сообщения; кратко излагать результаты проектной деятельности.
Языковая компетенция:
применение правил написания слов, изученных в основной школе;
адекватное произношение и различение на слух всех звуков иностранного языка; соблюдение правильного ударения в словах и фразах;
соблюдение ритмико-интонационных особенностей предложений различных коммуникативных типов (утвердительное, вопросительное, отрицательное, повелительное); правильное членение предложений на смысловые группы;
распознавание и употребление в речи основных значений изученных лексических единиц (слов, словосочетаний, реплик-клише речевого этикета);
знание основных способов словообразования (аффиксации, словосложения, конверсии);
понимание и использование явлений многозначности слов иностранного языка, синонимии, антонимии и лексической сочетаемости;
распознавание и употребление в речи основных морфологических форм и синтаксических конструкций изучаемого языка; знание признаков изученных грамматических явлений (видо-временных форм глаголов, модальных глаголов и их эквивалентов, артиклей, существительных, степеней сравнения прилагательных и наречий, местоимений, числительных, предлогов);
знание основных различий систем иностранного и русского/родного языков;
Социокультурная компетенция:
знание национально-культурных особенностей речевого и неречевого поведения в своей стране и странах изучаемого языка; применение этих знаний в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;
распознавание и употребление в устной и письменной речи основных норм речевого этикета (реплик-клише, наиболее распространенной оценочной лексики), принятых в странах изучаемого языка;
знание употребительной фоновой лексики и реалий страны/стран изучаемого языка, некоторых распространенных образцов фольклора (скороговорки, поговорки, пословицы);
знакомство с образцами художественной, публицистической и научно-популярной литературы;
представление об особенностях образа жизни, быта, культуры стран изучаемого языка (всемирно известных достопримечательностях, выдающихся людях и их вкладе в мировую культуру);
представления о сходстве и различиях в традициях своей страны и стран изучаемого языка;
понимание роли владения иностранными языками в современном мире.
Компенсаторная компетенция – умение выходить из трудного положения в условиях дефицита языковых средств при получении и приеме информации за счет использования контекстуальной догадки, игнорирования языковых трудностей, переспроса, словарных замен, жестов, мимики.
Б. В познавательной сфере:
умение сравнивать языковые явления родного и иностранного языков на уровне отдельных грамматических явлений, слов, словосочетаний, предложений;
владение приемами работы с текстом: умение пользоваться определенной стратегией чтения/аудирования в зависимости от коммуникативной задачи (читать/слушать текст с разной глубиной понимания);
умение действовать по образцу/аналогии при выполнении упражнений и составлении собственных высказываний в пределах тематики основной школы;
готовность и умение осуществлять индивидуальную и совместную проектную работу;
умение пользоваться справочным материалом (грамматическим и лингвострановедческим справочниками, двуязычным и толковым словарями, мультимедийными средствами);
владение способами и приемами дальнейшего самостоятельного изучения иностранных языков.
В. В ценностно-ориентационной сфере:
представление о языке как средстве выражения чувств, эмоций, основе культуры мышления;
достижение взаимопонимания в процессе устного и письменного общения с носителями иностранного языка, установления межличностных и межкультурных контактов в доступных пределах;
представление о целостном полиязычном, поликультурном мире, осознание места и роли родного и иностранных языков в этом мире как средства общения, познания, самореализации и социальной адаптации;
приобщение к ценностям мировой культуры как через источники информации на иностранном языке (в том числе мультимедийные), так и через непосредственное участие в школьных обменах, туристических поездках, молодежных форумах.
Г. В эстетической сфере:
владение элементарными средствами выражения чувств и эмоций на иностранном языке;
стремление к знакомству с образцами художественного творчества на иностранном языке и средствами иностранного языка;
развитие чувства прекрасного в процессе обсуждения современных тенденций в живописи, музыке, литературе.
Д. В трудовой сфере:
умение рационально планировать свой учебный труд;
умение работать в соответствии с намеченным планом.
Е. В физической сфере:
стремление вести здоровый образ жизни (режим труда и отдыха, питание, спорт, фитнес).
Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны знать:
Лексический минимум /500 лексических единиц/
Грамматический минимум, включающий грамматические структуры, необходимые для обучения устным и письменным формам.
Учащиеся должны уметь:
Вести на английском языке беседу страноведческого характера.
Соблюдать правила речевого этикета.
Читать литературу с извлечением новой информации.
Языковой материал включает в себя лексический, минимум, грамматический, тематика устных высказываний (диалоги и монологи).
Уроки обязательно предполагают теоретический и практический материал. Теоретические сведения сообщаются учащимся в виде лекции, бесед, сообщений различного рода информации.
Практическая часть состоит из текстов, диалогов, заданий творческого характера позволяющих на практике самим учащимся применять полученные знания.
Описание места группового занятия в учебном плане
35 учебных часов в год, 1 учебный час в неделю
Формы занятий:
Аудиторные групповые занятия под руководством учителя.
Индивидуальная самостоятельная работа, выполняемая во внеурочное время
Индивидуальные консультации.
Учебно-тематический план курса группового занятия
№
Тема
Всего занятий
Теория
Практикум
Деловая игра
1
Введение: Предмет, цели и задачи курса. Великобритания
2
1
2
Какие они, британцы?
4
3
2
3
Где остановиться в Великобритании?
4
2
2
4
Как и на чем путешествовать?
5
2
2
1
5
Магазины и покупки
3
1
1
1
6
Еда по-британски
3
2
2
7
Как связаться по телефону?
3
1
1
8
Почтовые услуги
3
2
1
9
Досуг и спорт
4
3
10
Охрана здоровья
4
3
2
Итого:
35
20
12
3
Содержание тем курса группового занятия:
Тема№1: “Введение в курс”
Задачи курса.
Великобритания цифры и факты. Аббревиации.
Особенности американского английского и британского, английского языков.
Тема№2: “Какие они, британцы?”
Употребление артикля: определенный, неопределенный, нулевой.
Что такое диалект?
Практическая часть:
А) работа с диалогом;Б) тест на употребление артиклей.
Тема№3: “Где остановиться в Великобритании?”
Множественное число имен существительных.
Как узнать стоимость жилья и обслуживания в Британии?”
Тема №4: “Как и на чем путешествовать?”
The Present Simple Tense. Местоимения much, many.
Как попасть в Великобританию?
Практическая часть:
А) работа с текстом;Б) составление диалогов;В) тесты на знание лексики.
Тема №5 “Магазины и покупки”
Структура “I d like to” Модальный глагол сап.
Какие они магазины?
Практическая часть:
А) грамматический тест;Б) составление диалогов;В) игра “мои покупки”.
Тема №6 “Еда по-британски”
Оборот there is, there are. Местоимения some, any.
Блюда национальной Британкой кухни. Экологически чистые продукты.
Практическая часть:
А) лексико-грамматический текст;Б) составление диалогов.
Тема№7 “Как связаться по телефону”
Вопросы к подлежащему. Типы вопросов.
Виды телефонных справочников.
Практическая часть.
А) позвони своему другу;Б) позвони своему другу;В) работа с текстом.
Тема №8 “Почтовые услуги”
Систематизация времени группы Simple. Конструкция “to be going to do smth”
Почта в жизни британца.
Практическая часть:
А) подписать правильно конверт;Б) тест по грамматике.
Тема№9 “В поисках работы”
Степени сравнения имен прилагательных
Люди разных профессий;
Практическая часть:
А)рассказ “Кем ты хочешь быть?”Б) тесты по лексике.
Тема №10 “Охрана здоровья”
Систематизация Л.Е. по темам “В поисках работы”, “Охрана здоровья”.
Услуги национальной системы здравоохранения.
Платные услуги врачей-специалистов.
Практический выход
Проектная работа «Охрана здоровья» и ее защита.
Описание учебно –методического обеспечения образовательного процесса
Процесс обеспечивается наличием пособия авторской программы, дидактического материала, цифровых носителей, компьютерных программ по теме, коллекцией презентаций страноведческого материала, раздаточным материалом упражнений по тематике курса.
Учебно-методическая литература
Ощепкова В.В. “О Великобритании вкратце”. Москва. №Лист”. 1999г.
Томахин Г.Д, “Страны соединенного королевства”. Москва. “Просвещение”. 2001г.
Описание материально –технического обеспечения образовательного процесса
Средства обучения : интерактивная доска, компьютер, проектор, коллекция пособий электронных носителей по теме курса.
Форма занятий :
Аудиторные групповые занятия под руководством учителя.
Индивидуальная самостоятельная работа, выполняемая во внеурочное время
15