Исследовательская работа по лингвистике на тему «Логичность речи».
Районная научно-практическая конференция школьников
«Шаг в будущее - 2013»
Исследовательская работа по лингвистике
Тема: «Логичность речи»
Выполнил: ученик 9 класса
МБОУ «Верхне-Идинская СОШ»
Галичин Антон
Руководитель: Учитель русского языка и литературы
МБОУ «Верхне-Идинская СОШ»
Канурина Юлия Викторовна
С. Тихоновка
ОГЛАВЛЕНИЕ
Обоснование возникшей проблемы 3
Введение 4
Понятие культуры речи 4
История 6
Качества идеальной речи 6
Логичность речи 7
Законы логики 8
Тест логического мышления 9
Анализ сочинений школьников 10
Библиографический словарь 11
Приложение 12
ОБОСНОВАНИЕ ВОЗНИКШЕЙ ПРОБЛЕМЫ
В настоящее время, в связи со значительными изменениями условий функционирования языка, актуальной становится проблема языка как средства общения, языка в его реализации, проблема речи. Состояние современного русского человека давно вызывает беспокойство, как социалистов-филологов, так и других представителей наук, всех тех, чья деятельность связана с речевым общением. Поэтому назрела необходимость возрождения непрерывной подготовки на всех ступенях образования.
Цели: 1. Изучить основы культуры речи и различные нормы литературного языка.
Задачи:
Изучить и обработать информацию из разных источников.
Провести классный час по теме «Логичность речи» в 9классе МБОУ «Верхне-Идинская » СОШ. Предоставить слушающим тест логического мышления и проанализировать результаты.
Проанализировать сочинения учеников 5-11классов Верхне-Идинской школы.
ВВЕДЕНИЕ
Умение четко и ясно выразить свои мысли, говорить грамотно, уметь не только привлечь внимание своей речью, но и воздействовать на слушателей, владение культурой речи – своеобразная характеристика профессиональной пригодности для людей самых различных профессий: дипломатов, юристов, политиков, преподавателей школ и ВУЗов, работников радио и телевидения, менеджеров, журналистов.
Культурой речи важно владеть всем, кто по роду своей деятельности связан с людьми, организует и направляет их работу, ведет деловые переговоры, воспитывает, заботится о здоровье, оказывает людям различные услуги.
ПОНЯТИЕ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ
Под культурой речи понимается владение нормами литературного языка в его устной и письменной форме, при котором осуществляется выбор и организация языковых средств, позволяющих в определенной ситуации общения и при соблюдении этики общения обеспечить необходимый эффект в достижении поставленных задач коммуникаций.
Нормы русского литературного языка делятся на 7групп:
Орфографические и пунктуационные нормы – соблюдение правил орфографии слов русского языка и постановки знаков препинания в предложении.
Орфоэпические нормы – соблюдение правил произношения слов русского языка и правил постановки ударений.
Грамматические нормы – соблюдение правил формообразования слов русского языка.
Лексико-семантические нормы – употребление слов в соответствие с их значением. Соблюдение правил семантической сочетаемости слов в различных контекстах.
Лексико-грамматические нормы – знание грамматической сочетаемости слова.
Синтаксические нормы – следование правилам согласования подлежащего и сказуемого; выбор синтаксической конструкции, уместной в данном контексте.
Стилистические нормы – знание стилистических свойств слов, фразеологизмов, словосочетаний и синтаксических конструкций
Культура речи содержит три составляющих компонента: нормативный, коммуникативный и этический.
Языковая норма – это центральное понятие речевой культуры, а нормативный аспект культуры считается одним из важнейших.
Этический аспект культуры речи предписывает знание и применение правил языкового поведения в конкретных ситуациях. Под этическими нормами общения понимается речевой этикет (речевые формулы приветствия, просьбы, вопросы, благодарности, поздравления и т.д.).
На использование речевого этикета большое влияние оказывает экстралингвистические факторы: возраст участников речевого акта (целенаправленного речевого действия), их социальный статус, характер отношений между ними (официальный, неофициальный, дружеский, интимный), время и место речевого воздействия и т.д.
Этический компонент культуры накладывает строгий запрет на сквернословие в процесс общения, осуждает разговор на «повышенных тонах».
Культура речи вырабатывает навыки отбора к употреблению языковых средств в процессе речевого общения, помогаем сформировать сознательное отношение к их использованию в речевой практике в соответствии с их коммуникативными задачами. Выбор необходимых для данной цели языковых средств – основа коммуникативного аспекта культуры речи. Его целесообразность одной из главных категорий теории культуры речи, поэтому важно знать основные коммуникативные качества речи и учитывать их в процессе речевого взаимодействия.
ИСТОРИЯ
Учение о качествах речи берет свое начало в трудах античных философов, ораторов, которые разработали целую систему качеств речи – положительных и отрицательных. Например, Теофраст в книге «О стиле» изложил такие достоинства речи, как чистота, ясность, точность, величавость, суровость, торжественность, стремительность, правдивость и мощность. К недостаткам речи Гермоген относил сбивчивость, напыщенность, ребячливость, ложный пафос. По убеждению Цицерона, чистота и ясность речи важны и необходимы, но их недостаточно, чтобы оратор смог вызвать восхищение слушателей, - для этого нужна красота речи. По мнению Дионисия Галикарнасского, самое важное и совершенное из достоинств речи уместность.
КАЧЕСТВА ИДЕАЛЬНОЙ РЕЧИ
Словесное выражение, каких бы формах оно не выступало, всегда имеет определенную цель. Лингвисты говорят, что словесное выражение выполняет определенные функции, главнейшей из которых общение, сообщение и воздействие.
Люди давно заметили, что словесное выражение лучше воспринимается и, следовательно, лучше достигает своих целей, если обладает некоторыми положительными качествами. Постепенно в практике обучения владению языком определился круг этих качеств:
Правильность – соблюдение орфографических норм общения.
Точность – соблюдение орфоэпических норм русского языка.
Логичность – соблюдение лексико-семантических и лексико-грамматических норм русского литературного языка.
Чистота – соблюдение лексических и синтаксических норм русского языка.
Богатство – знание словарного и фразеологического фонда русского языка.
Выразительность – умение использовать все разнообразие синтаксических конструкций.
Уместность – следование этическим нормам общения.
ЛОГИЧНОСТЬ РЕЧИ
Логичность речи – это коммуникативное качество, предполагающее умение последовательно, непротиворечиво и аргументировано оформлять выражаемое содержание.
Человек, который хочет научиться говорить и писать логично, должен, прежде всего, научится логично мыслить. Необходимо воспитывать в себе строгую дисциплину мысли, не допускать в самом мышлении логических ошибок и просчетов.
Различают логичность предметную и понятийную.
Предметная логичность состоит в соответствии смысловых связей и отношений языковых единиц в речи связям и отношениям предметов и явлений в реальной деятельности.
Логичность понятийная есть отражение структуры логичной мысли. Эти два вида логичности тесно взаимосвязаны и в конкретной речи выступают в единстве. Одно из условий логичности высказывания – его непротиворечивость.
Однако в политической речи можно найти немало примеров, когда это условие нарушается. Рассмотрим следующий пример:
«Военный этап восстановления Конституции России в Чеченской Республике практически завершен. Вместе с тем… в Грозном продолжаются упорные бои».
В этом высказывании второе предложение перечеркивает смысл первого. В результате этого или при объединении несоотносимых понятий могут возникнуть логические ошибки (алогизмы).
Алогизм – тип логической (речевой) ошибки, состоит в нарушении логических связей в тексте, в логических разрывах, в бездоказательных и неправильных выводах.
Нарушение логических связей между словами и частями высказывания может привести к непреднамеренному комизму. Например: «Хочу выразить искреннюю благодарность врачу санитарно-лесной школы. Человек этот с всегда улыбающимся лицом и вместе с тем большим опытом».
Соединены в один ряд несоотносимые понятия: располагающая внешность и профессиональный опыт.
Важным условием создания логичной речи является правильный порядок слов.
В синтаксической структуре предложении порядок слов определяет взаиморасположения компонентов словосочетания и общую организацию группы подлежащего и группы сказуемого. Нарушение порядка слов приводит к нарушению логической последовательности изложения к неясности смысловых акцентах в нем.
Вот пример неудачного словорасположения в предложении:
«Напоминаю родителям, что без путевок дети на все базы отдыха не принимаются»
Это предложение следует исправить так: в начало вынести обстоятельство место и устранить слово «все»: «На базы отдыха дети без путевок не принимаются».
«Надоенное молоко надо сдавать государству высокого качества».
«К окнам подошла невысокая девушка с голубыми глазами и стала их протирать».
Также важным условием создания логичной речи является краткость. Явление словесной избыточности показывается плеоназмом.
Например:
антагонизм социальных противоречий – социальные противоречия
в масштабах всеобщего глобального обновления – всеобщее обновление
она тонет в водах реки – тонет в реке (подчеркнутые выражения верны)
ЗАКОНЫ ЛОГИКИ
Существует 4 закона логики: три открыл Аристотель, четвертый сформировал немецкий ученый Лейбниц.
Закон тождества: предмет мысли в пределах одного рассуждения должен оставаться неизменным.
Закон противоречия: не могут быть одновременно истинными две противоположных мысли об одном и том же предмете, взятом в одно и то же время в одном и том же отношении.
Закон исключительного третьего: если имеются два противоположных одно другому суждения, то одно из них истинно, а другое – ложно. Между ними не может быть ничего среднего.
Закон достаточного основания: для того чтобы принять суждение истинным, нужно обосновать свою точку зрения, доказать истинность выдвигаемых положений последовательность и аргументированность высказывания.
Состояние культуры речи определяется как уровнем социально-речевого взаимодействия, так и уровнем межличностного общения. Влияние публицистического стиля на речевую культуру всего общества огромно. Поэтому общение в рамках этого стиля требует особого внимания к содержанию и форме высказываний.
ТЕСТ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
После того как был проведен классный час ученикам была представлен тест логического мышления в который входило 12 вопросов (приложение №1). Необходимо было определить формальную правильность того или иного логического умозаключения (или ряда утверждений). Реальная действительность не играет в этом никакой роли (это немного усложняет тест, поскольку содержание обсуждений обсурдологически безупречно). Учитывалось также то, что правильных ответов может вообще не быть, может быть больше одного.
За каждый правильный ответ ученик получал 1балл
Количество баллов от 0 до 2 говорит о том, что с логикой очень слабо.
От 3 до 6 – логика не отсутствует, но, наверное, имеет смысл потренироваться.
Область 7-10 – вполне приемлемый результат, говорящий о нормально развитых способностях.
11 или 12 говорят о хорошо развитых логических способностях. Вас трудно убедить речами, в которых есть логические неувязки. Вы видите многие ситуации «насквозь» можете «предсказывать» поведение людей из вашего окружения.
Проанализировав результаты, я составил диаграмму(приложение 2)
По итогам теста логического мышления видно, что из всего 9-ого класса только два ученика показали вполне приемлемый результат. У девяти логика не отсутствует, но она слабо тренированна, а у пяти так вообще очень слаба. Эти результаты показывают, какое у нынешних школьников слабое логическое мышление.
АНАЛИЗ СОЧИНЕНИЙ ШКОЛЬНИКОВ
Во время моего исследования я брал у учителей различные сочинения учеников. Проанализировав их, были обнаружены ошибки такого вида:
Долохова за его бесшабашность произвели в солдаты (хотя в солдаты его разжаловали).
Старое, умирающее страстно сопротивляется новом (вместо отчаянно сопротивляется).
Татьяна Ларина противопоказана Онегину и Ленскому (не найдено нужное слово. Правильно - противопоставлена).Татьяна любит свою няню, эту седобородую старушку (у няни выросла борода?)
Значение образа Татьяны велико. Пушкин самый первый оценил всю полноту русской женщины.
У Гоголя каждое действующее лицо имеет свое лицо.
Старуха Изергиль состоит из трех частей.
Топор, которым Раскольников совершает убийство, направлен лезвием к герою.
Есенин чувствует себя на равных с бессловесными существами (неправильно подобрано слово «бессловесными», правильно «бесславными»)
Втечение февраля продолжительность суток возрастет на два часа (правильно световой день)
Стоят наши дальневосточные березки в подвенечном саване (подвенечным убором может быть только фата, а саван – погребальный убор, в нем хоронят покойников).
А в сочинении на свободную тему мальчик поделился своими планами: «Мы наметили посетить музей и вынести из него все самое ценное и интересное»
Вывод: По итогам анализа сочинений были выявлены ошибки, связанные с неумением выбирать из синонимического ряда слово, соответствующее по стилю всему тону речи. Также из-за неумения использовать многозначные слова.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Борекова С.Н., Воронцова В.Л., Еськова Н.А.; Под ред. Аванесова Р.И.. Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы / – М.: Рус. яз.,1989год – 704с.
Розенталь Д.Э, Русский язык: Сборник упражнений для школьников старших классов и поступающих в ВУЗы. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2000год. – 240с.
Розенталь Д.Э, Голуб И.Б. Секреты стилистики. 4-е изд. М.: Айриспресс,2004. – 208с. – (Домашний репетитор)
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение №1 «Тест логического мышления»
Некоторые улитки являются горами. Все горы любят кошек. Следовательно, все улитки любят кошек.
а) правильно
б) неправильно
Все крокодилы могут летать. Все великаны являются крокодилами. Следовательно, все великаны могут летать.
а) правильно
б) неправильно
Некоторые кочаны капусты являются паровозами. Некоторые паровозы играют на рояле. Следовательно, некоторые кочаны капусты играют на рояле.
а) правильно
б) неправильно
Две рощи никогда не похожи друг на друга. Сосны и ели выглядят совершенно одинаково. Следовательно, сосны и ели не являются двумя рощами.
а) правильно
б) неправильно
Никто не может стать президентом, если у него красный нос. У всех людей нос красный. Следовательно, никто не может быть президентом.
а) правильно
б) неправильно
Все вороны собирают картины. Некоторые собиратели картин сидят в птичьей клетке.
а) правильно
б) неправильно
Только плохие люди обманывают или крадут. Екатерина – хорошая.
а) Екатерина обманывает
б) Екатерина крадет
в) Екатерина не крадет
г) Екатерина обманывает и крадет
д) Екатерина не обманывает
Все воробьи не умеют летать. У всех воробьев есть ноги.
а) воробьи без ног могут летать
б) Некоторые воробьи не имеют ног
в) Все воробьи, у которых есть ноги – не могут летать
г) воробьи не умеют летать, потому что у них есть ноги
д) воробьи не умеют летать и у них есть ноги
Некоторые люди – европейцы. Европейцы – трехноги.
а) У некоторых людей три ноги
б) Европейцы, являются людьми и иногда трехноги
в) Люди с двумя ногами – не являются европейцами
г) Европейцы – не люди с тремя ногами
д) Европейцы с двумя ногами иногда являются людьми
Цветы – это зеленые животные. Цветы пьют водку.
а) Все зеленые животные пьют водку
б) Некоторые зеленые животные пьют водку
в) Цветы, которые пьют водку, являются зелеными животными
г) Зеленые животные не являются цветами
Каждый квадрат круглый. Все квадраты красные.
а) Бывают квадраты с красными углами
б) Бывают квадраты с круглыми углами
в) Бывают круглые красные углы
г) Углы и квадраты круглые и красные
д) У красных квадратов круглые углы
Хорошие начальники падают с неба. Плохие начальники могут петь.
а) Плохие начальники летят с неба вниз
б) Хорошие начальники, которые умеют летать – могут петь
в) Некоторые плохие начальники не могут петь
г) Некоторые хорошие начальники плохи, т.к. не умеют петь
д) Плохие начальники не падают с неба
Ключ (правильные ответы): 1-б, 2-а, 3-б, 4-а, 5-а, 6-б, 7-ни один,10-бв, 11ни один, 12-ни один.
Приложение 2