Методический материал Игры и упражнения на развитие психических процессов и адаптации


ГБПОУ ЕПК КК
Игры и упражнения на развитие психических процессов и адаптации
Подготовила:
Студентка Ш-31 группы
Тур Анастасия
Преподаватель:
Великановская Л.А.
Ейск, 2016
ОГЛАВЛЕНИЕ:
Психические процессы:
Память:
Игра «Попугайчик»;
Игра «Всё помню».
Внимание:
Упражнение «Назови цвет»;
Игра «Самый внимательный».
Мышление:
Игра «Ключ к неизвестному»;
Упражнение «Дерево, лист, плод».
Воображение:
Игра «Нарисуй настроение»;
Упражнение «Внутренний мультфильм».
Речь:
Игра «Интервью»;
Игра «Внимание! Розыск!».
Адаптация:
1. Игра «Ладонь в ладонь»;
2. Игра «Испорченный телефон»;
3. Игра «Весёлые задания»;
4. Игра «Путаница»;
5. Игра «В магазине зеркал».
I. ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ
Психические процессы - устойчивая и целенаправленная совокупность взаимосвязанных нервно-психических актов, которые по определенной схеме преобразуют входы в выходы для получения определенного продукта, результата, представляющего ценность для психики в целом. 
Память
Память - это психическое свойство человека, способность, к накоплению, (запоминанию) хранению, и воспроизведению опыта и информации.
Игра «Попугайчик»
Цель: развитие памяти.
Правила: в одной жаркой стране жил волшебный попугайчик, который умел повторять все звуки. Попробуй повторить за мной все непонятные звуки, как это делал попугайчик:    то-ца (ребенок повторяет);    то-ца-му (ребенок повторяет);    то-ца-му-дэ (ребенок повторяет);    то-ца-му-дэ-ни (ребенок повторяет);    то-ца-му-дэ-ни-зу (ребенок повторяет);    то-ца-му-дэ-ни-зу-па (ребенок повторяет);    то-ца-му-дэ-ни-зу-па-ки (ребенок повторяет);    то-ца-му-дэ-ни-зу-па-ки-ча (ребенок повторяет); Попугайчик научился не только повторять звуки, но даже запоминать слова. Попробуй запомнить как можно больше слов. (Взрослый называет 10 слов: стол, мыло, человек, вилка, книга, пальто, топор, стул, тетрадь, молоко.) 
Игра «Всё помню»
Цель: развитие памяти.
Количество игроков: не менее 4
Правила: участники садятся в кружок. Оговаривается тема, на которую будут говорится слова (города, растения, животные и т.д). Затем первый игрок называет первое слово. Второй игрок должен назвать первое слово и свое. Следующий игрок должен повторить два предыдущих слова и назвать свое и т.д. Допустивший ошибку выбывает из игры.
Внимание
Внимание – это психический процесс, который обеспечивает концентрацию сознания человека на том или ином объекте.
Упражнение «Назови цвет»
Цель: развитие внимания.
Правила: каждому выдаётся бланк со словами, написанными разными цветами. Учащимся сначала необходимо назвать цвет букв, а потом и прочесть сами слова, не обращая внимания на цвет.
Игра «Самый внимательный»
Цель: развитие внимания.
Правила: участники должны встать полукругом и определить водящего. Водящий в течение нескольких секунд старается запомнить опрядок расположения игроков. Затем по команде он отворачивается и называет порядок, в котором стоят товарищи. На месте водящего должны побывать все игроки по очереди. Стоит наградить тех, кто не ошибется аплодисментами.
Мышление
Мышление – это психический познавательный процесс обобщенного и опосредованного отражения предметов и явлений объективного мира в их существенных связях и проявлениях.
Игра «Ключ к неизвестному»
Цель: развитие познавательной активности, целенаправленности мыслительного процесса.
Правила: детям младшего школьного возраста предлагается отгадать, что спрятал в руке учитель. Для этого они могут задавать вопросы, а учитель будет отвечать. Учитель объясняет, что вопросы – как бы ключи от дверей, за которыми открывается что-то неизвестное. Каждый такой ключ открывает определенную дверь. Этих ключей много. На каждом таком занятии (можно его использовать как пятиминутную разминку на уроке) предлагается по два-три «ключа», на которых записаны ключевые слова для вопросов (например: «виды», «свойства», «влияние», «изменение» и т.п.). Дети должны задавать вопросы, используя эти ключевые слова: к какому виду относится? Какие у него свойства?
Упражнение «Дерево, лист, плод»
Цель: развитие мышления.
Материал:
Коробка с двумя отделениями;
Карточки с изображением и названием различных деревьев (ель, сосна, дуб, клен, липа, яблоня, вишня, груша, кокосовая пальма);
Карточки с изображением листьев этих деревьев;
Мелкие игрушки или естественные плоды этих деревьев.
Правила: ребенок выбирает карточку с деревом и подбирает к ней карточку с листом и плод.
Воображение
Воображение – это психическая деятельность по созданию нового в форме образа, идеи, представления, воплощаемых впоследствии в материальной форме или практической деятельности человека.
Игра «Нарисуй настроение»
Цель: развитие воображения.
Правила: ребёнку говорится, что ему необходимо нарисовать своё настроение, как он его представляет.
Лучше всего для этого подходит рисование акварельными красками.
Упражнение «Внутренний мультфильм»
Цель: развитие воображения.
Правила: взрослый рассказывает начало какой-то истории, например: «Лето. Утро. Мы на даче. Мы вышли из дома и пошли к реке. Ярко светит солнце, дует приятный легкий ветерок...». Далее ребенок должен придумать продолжение истории. Он представляет себе то, что происходит дальше, и рассказывает. Затем ребенок останавливается и дальше продолжение придумывает взрослый и т.д.
Речь
Речь – это деятельность общения – выражения, воздействия, сообщения – посредством языка, речь – это язык в действии.
Игра «Интервью»
Цель: развитие речи.
Правила: сначала познакомьте детей с новыми словами. Интервью - беседа, предназначенная для передачи по радио, телевидению или в газете. Репортер - тот, кто задает вопросы. Респондент - тот, кто отвечает на вопросы. Надо научить детей смело говорить в микрофон. Для этого попросите детей по очереди что-нибудь сказать в микрофон, хотя бы сосчитать до 10 прямым и обратным счетом. Затем между детьми распределяются роли. Обсуждаются возможные темы. Настраивается магнитофон. Репортеры начинают задавать вопросы. Потом беседу коллективно прослушивают и обсуждают. Возможные темы: обсуждение похода в театр и просмотренной пьесы; обсуждение праздника, выставки рисунков, интересной книги, самого интересного события за неделю. Варианты игры: 1) воспитатель интервьюирует ребят, 2) дети берут интервью у воспитателя, 3) родители интервьюируют ребенка, 4) ребенок берет интервью у родителей.
Игра «Внимание! Розыск!»
Цель: развитие речи.
Количество участников: не менее 5 человек.
Правила: ведущий говорит: Я разыскиваю подругу (друга). У неё голубые глаза, темные длинные волосы, она любит кошек и терпеть не может молоко. Тот, кто первым догадается, о ком из детей идет речь, становится ведущим. 
II. АДАПТАЦИЯ
Адаптация – это процесс приспособления ребенка к условиям школьной жизни.
Игра «Ладонь в ладонь»
Цель: развитие коммуникативных навыков, получение опыта взаимодействия в парах, преодоление боязни тактильного контакта.Необходимые приспособления: стол, стулья и т. д.
Правила: дети становятся попарно, прижимая правую ладонь к левой ладони и левую ладонь к правой ладони друга. Соединенные таким образом, они должны передвигаться по комнате, обходя различные препятствия: стол, стулья, кровать, гору (в виде кучи подушек), реку (в виде разложенного полотенца или детской железной дороги) и т. д.Комментарий: в этой игре пару могут составлять взрослый и ребенок. Усложнить игру можно, если дать задание передвигаться прыжками, бегом, на корточках и т. д. Играющим необходимо напомнить, что ладони разжимать нельзя.
Игра «Испорченный телефон»
Цель: развитие коммуникативных навыков.
Правила: обычно играют две команды. Ведущий загадывает слово и шепотом говорит его на ухо первому члену команды. Тот передает слово (также тихонько, чтобы никто не услышал) следующему игроку, и так далее – по цепочке. Последний член команды произносит слово вслух. Выигрывает та команда, которая верно «донесла» слово ведущего через всех игроков.
Многие усложняют игру: ведущий загадывает не слово, а целую фразу.
Игра «Весёлые задания»
Цель: развитие коммуникативных навыков, преодоление боязни тактильного контакта.
Правила: «Слушай, смейся выполняй,Имена запоминай»с этими словами ведущий дает задание детям.
Саши взяли Марин за руки и станцевали.
Лены спели песню «В лесу родилась елочка».
Леши взяли Тань за левую руку и попрыгали.
Светы-наперегонки бегут к корпусу и т.д.
Игра «Путаница»
Цель: формирование группового единства. 
Правила: выбирается считалкой водящий. Он выходит из комнаты. Остальные дети берутся за руки и образуют круг. Не разжимая рук, они начинают «запутываться» в клубок. Когда образовалась путаница,водящий заходит в комнату и распутывает клубок, не разнимая рук у детей. 
Игра «В магазине зеркал»
Цель: Эта игра способствует созданию положительного эмоционального фона, развивает чувство уверенности в себе, а также умение подчиняться требованиям других людей. 
Правила: В магазине стояло много больших зеркал. Туда вошёл человек, на плече у него была обезьянка (на роль обезьянки ученик выбирается заранее). Она увидела себя в зеркалах (зеркала - дети) и подумала, что это другие обезьянки. Стала корчить им рожицы. Обезьянки ответили тем же. Она погрозила им кулаком, и ей из зеркал погрозили, она топнула ногой, и все обезьянки топнули ногой. Что бы ни делала обезьянка, все остальные в точности повторяли ее движения.