Упражнения на развитие фонематических процессов
Примерные упражнения для развития фонематического восприятия
Работа по формированию фонематического восприятия начинается с неречевых звуков.
Обращение внимания ребенка:
на звуки улицы;
на бытовые звуки;
Определение:
источника звука (хлопки, притопы);
направления звука;
Высоты звука
Продолжительности звучания (долгий - короткий);
По громкости (громкий - тихий) (Н-р: идет медведь, кошечка крадется);
По ритму ( Н-р: идут, скачут).
Затем ведется работа над речевыми звуками и дифференциацией речевых и неречевых звуков.
Игра «Тишина»
Ребенок, закрыв глаза, «слушают тишину». Через 1-2 минуты детям предлагается открыть глаза и сказать, что же они услышали.
Игра «Угадай ка»
Взрослый выкладывает на стол муз. Инструменты, называет их, извлекает звуки. Затем предлагает ребенку закрыть глаза («настала ночь»), внимательно послушать, узнать, какие звуки он услышал.
Ребенок прослушивают звучания. По команде взрослого («день») открывает глаза, показывает картинки с изображением звучащих предметов.
Игра «Нарисуй звук»
Ребенок под звучание дудочки рисует на карточках полоски: долгому звуку соответствует длинная полоска, короткому – короткая. Затем, руководствуясь рисунками, воспроизводит по очереди звучания на инструменте.
Игра «В горку, с горки»
Пропевание гласного [а] то низким голосом (рука вниз), то высоким (вверх)
Игра «Аленушка-ревушка»
Кукла Аленушка расплакалась. Ребенок под плач рисуют на карточках полоски: долгому плачу соответствует длинная полоска, короткому- короткая. Затем, руководствуясь рисунком, воспроизводит по очереди [а] (успокаивают куклу) с заданной интонацией: удивление радости и т. д.
Игра «Эхо»
Перед игрой воспитатель обращается к детям: «Ты слышала когда-нибудь эхо?»
Когда путешествуют в горах или по лесу, проходите через арку или находитесь в большом пустом зале, можно повстречать эхо. Увидеть его , конечно, не удастся, а вот услышать - можно. Если сказать: «Эхо, привет!», то оно ответит: «Эхо, привет!», потому что всегда в точности повторяет то, что вы ему скажете. А теперь давай поиграем в эхо» Ребенок выступает в качестве «Эхо», повторяет за взрослым
Начать лучше с простых слов, затем перейти к трудным и длинным. Кроме того, можно попробовать предложить для повторения стихотворные и прозаические фразы.
Игра «Найди место для своей картинки»
Ребенок сидят за столом. Взрослый показывает картинки, где изображен шар и говорит: «Когда выходит воздух из шара, слышно: ш-ш-ш-ш... Эту картинку я кладу с левой стороны стола». Затем показывает картинку, где изображен жук, и напоминает, как жук жужжит:ж-ж-ж-ж... « Эту картинку я ставлю с правой стороны стола. Сейчас я буду показывать и называть картинки, а ты слушай, в названии какой из них будет звук [ш] или [ж]. Если услышиш звук [ш], то картинку надо положить слева, а если услышите звук [ж], то ее надо положить справа». Взрослый показывает, как нужно выполнить задание.
Картинки надо подбирать так, чтобы произнесенные звуки соответствовали их написанию. Нельзя брать такие слова, где звук [ж] стоит в конце слова или перед глухим согласным.
Игра «Ловишки»
Ребенку предлагается поймать звук. Я буду называть разные звуки, а когда ты услышишь Ш (можно брать любой звук), то хлопни в ладоши
Игра «Повтори правильно»
Взрослый предлагает ребенку поймать мяч и внимательно послушать цепочку слогов, затем ребенок должен правильно повторить и бросить мяч обратно. Слоговые ряды могут быть различными: ми-ма-му-ме, па-пя-па, са-са-за, ша-са....
Игра «Путаница»
Нужно обратить внимание ребенка на то, как важно не путать звуки между собой. Для подтверждения этой мысли следует прочесть (следующие шуточные предложения.
Русская красавица своей козою славится.
Тащит мышонок в норку огромную хлебную горку.
Поэт закончил строчку, в конце поставил дочку.
По ходу прочтения, уточнять, все ли поэт написал правильно. Если нет, то где ошибка.
Игра «Повтори за мной»
ребенок стоят около стола . Взрослый предлагает ребенку прохлопать все, что ему простучит карандашом взрослый.
Ритмические фразы должны быть короткими и ясными по своей структуре.
Игра «Услышишь стой!»
Назначается запретный звук (например, [С]). Взрослый громко называет звуки. На каждый звук ребенок должен сделать шаг вперед, за исключением того случая, когда произносится запрещенный звук . В этом случае необходимо пропустить шаг.
·15