Организация самоподготовки в школе-интернате в условиях ФГОС. 
Организация самоподготовки в школе-интернате в условиях ФГОС.
Самоподготовка – один из важнейших моментов в образовательном процессе школы-интерната. Понятие «самоподготовка» предполагает самостоятельную работу воспитанника под руководством воспитателя.
Цель  самоподготовки – привитие учащимся навыков самообразовательной работы по планированию, усвоению, закреплению, контролю и оценке полученных знаний.
Задачи:
- способствовать прочному усвоению знаний образовательных программ;
- формировать навыки работы с учебной и справочной литературой;
- развивать познавательные возможности школьников;
- формировать личностные качества: дисциплинированность, прилежание, усидчивость, самостоятельность, ответственность и коммуникативные навыки.
- воспитывать культуру умственного труда.
Строгое соблюдение режимных моментов самоподготовки – залог успешной и продуктивной работы воспитанников на занятии.
Организационный момент включает в себя обязательное проветривание помещения и организацию детьми под руководством педагога своего рабочего места. Учащиеся готовят письменные принадлежности, пользуясь дневником, достают  нужные учебники, тетради и располагают всё в нужном порядке на парте.  В результате такой работы у учащихся будут сформированы  регулятивные УУД: умение под руководством воспитателя организовать свое рабочее место. Детей, которые справились быстро и добросовестно, можно поставить в пример, создавая ситуацию успеха для одних и мотивацию для других.  Учащиеся не приступают к выполнению домашней работы, пока не определят совместно с воспитателем цели самоподготовки, а это качественное выполнение работы.  Ребята повторяют правила поведения на занятии, они должны иметь четкое представление о  взаимосвязи поведения, активной или пассивной работы  и будущего результата.  На этом этапе работы   у учащихся формируются регулятивные УУД – умение определять цель учебной деятельности совместно с педагогом; коммуникативные УУД  -  умение слушать и понимать других,   участвовать в диалоге, отвечать на вопросы; личностные УУД  – умение осознавать ответственность за результат своего труда. 
Основная часть самоподготовки имеет несколько этапов.  Сначала педагог  организует учащихся на индивидуальную работу. Идет  работа с дневниками.  Воспитанники  учатся находить  задание сначала в дневнике, а потом  открывают нужную страницу в учебнике или  тетради,  сообщают домашнее задание. Далее идет коллективный разбор задания к упражнению по предмету. Дети под руководством воспитателя вспоминают и повторяют правила, необходимые для качественного выполнения упражнения.  Педагог также обращает внимание детей на план выполнения заданий с использованием опорных таблиц и справочной литературы.  Таким образом,  формируются у детей регулятивные УУД – умение определять план выполнения заданий под руководством педагога; познавательные УУД – умение отвечать на вопросы воспитателя, используя знания, полученные на занятиях и находить нужную информацию в дневнике, учебнике, словаре; коммуникативные УУД – умение читать тексты вслух и про себя  и понимать прочитанное; личностные УУД – освоение  смысла учения, желание учиться.  Идет формирование умений через вовлечение воспитанников  в учебную деятельность, разъяснение, практическую деятельность.
После подробного разбора задания к упражнению, педагог организует воспитанников на самостоятельную деятельность. Это снова работа с дневником и учебником, черновиком и рабочей тетрадью. Дети работают самостоятельно, пользуясь опорными таблицами, словарями, справочным материалом. Воспитатель при этом контролирует посадку учащихся, организует удерживание детьми учебной цели, оказывает индивидуальную помощь.  В результате работы на данном этапе у детей будут сформированы регулятивные УУД -  умение следовать режиму организации учебной деятельности;  умение работать по плану, предложенному воспитателем и корректировать выполнение заданий;  умение удерживать цель занятия в течение самоподготовки; познавательные УУД  - умение пользоваться опорными таблицами,  находить необходимую информацию в дневнике, учебнике, словаре, справочной литературе.
Обязательным моментом самоподготовки является проведение  физкультминутки. Она позволяет детям  сохранить познавательную активность и работоспособность учащихся до конца занятия. Дети при этом учатся следовать режиму организации учебной деятельности.
В завершение работы воспитатель организует проверку детьми выполненного задания. Использует для этого разные формы, это может быть  самопроверка и (или)  взаимопроверка. Учащиеся меняются тетрадями и выполняют взаимопроверку письменного задания по образцу, предложенному педагогом. Такой вид проверки домашнего задания в начальной школе является очень результативным,  но также следует   обучать воспитанников  и самопроверке, что у детей получается хуже.  На этом этапе педагог формирует у воспитанников  регулятивные УУД – умение соотносить выполненное задание с образцом, предложенным воспитателем; коммуникативные УУД -  умение слушать и понимать других; умение договариваться о совместном взаимодействии при работе в паре.
Важным этапом самоподготовки является подведение итогов. Педагог организует обсуждение выполненной работы (обучает элементам анализа). Воспитанники совместно с педагогом осуществляют самоанализ проделанной работы,  поиск причин допущенных ошибок  и составляют план действий по предотвращению подобных ошибок в будущем. При этом у детей формируются познавательные УУД  - умение наблюдать и делать простые выводы о своей деятельности;  регулятивные УУД – умение оценивать свою работу и работу класса по заданным параметрам; коммуникативные УУД – умение оформлять свои мысли в устной форме; личностные УУД – умение давать нравственную оценку своим поступкам и поступкам одноклассников на самоподготовке.