Статья на тему Импровизации


Импровизации.
Творчество в музыкальном исполнительстве – это, прежде всего, импровизации в различных видах музыкально-исполнительской деятельности. Развитие навыков импровизации служит основой формирования художественно-ценностного отношения к окружающему миру. Образное мышление развивается во многом именно на основе импровизационного творчества. Импровизация — это самая доступная форма продуктивного самовыражения детей, которая ведет к раскрепощению личности.
Большое внимание развитию навыков импровизации – ритмических, мелодических, инструментальных, пластических – уделяется в современных методиках развития музыкального слуха (П.Вейс, Н.Долматов, И.Микита и др.).
По мнению Дмитрия Борисовича Кабалевского, занятия импровизацией на уроках музыки могут решать две взаимосвязанные друг с другом задачи:
первая – выработка интонационного и ладового слуха,
вторая – развитие творческой фантазии ребёнка.
Импровизация – это особый вид художественного творчества, при котором произведение создаётся непосредственно в процессе исполнения.
Существуют следующие виды импровизаций:
речевые,
пластические,
инструментальные,
изобразительные,
вокальные.
К речевым импровизациям относятся: поиск эмоционально-образных определений характера и настроения музыки и передача их смыслового значения в соответствующем выразительном тоне: радостно, светло, тревожно, сумрачно и т.п., а также интонационно-осмысленное чтение текста песен при их исполнении и разучивании, ритмизованное чтение стихов (в ритме, заложенном в самом тексте), подбор рифм к словам и стихотворным строчкам. Пластические импровизации продолжают линию развития эмоционального отклика детей на музыку. Чаще всего для пластических импровизаций и этюдов учителем музыки подбираются музыкальные сочинения, имеющие программное содержание, или такие, в которых ярко и наглядно раскрывается музыкальный образ.
Возможные виды пластических импровизаций:
игра на воображаемых инструментах, «пластическое интонирование» (свободные движения рук, корпуса, головы в характере музыки), передача музыкального образа в характерных движениях, инсценирование песни или музыкального произведения и т.д.
Инструментальные импровизации зависят от того, к какой группе относится инструмент.
Ударные инструменты можно использовать при подборе «ритмического остинато» (ритмоформулы, повторяющиеся в неизменном виде на протяжении всего произведения), свободного ритмического сопровождения к пьесам, песням, музыкальным сказкам, речевым импровизациям.
На инструментах со звуковысотной основой (металлофоны, триолы и др.), дети могут подбирать знакомые песни, подголоски к исполняемым мелодиям песен, находить «остинатные» повторяющие звуки основных гармонических функций – тоники, субдоминанты, доминанты для сопровождения некоторых произведений.
Музыкальные впечатления детей могут подкрепляться детским изобразительным творчеством – изобразительные импровизации: рисованием на сюжеты музыкальных произведений, лепкой из глины, пластилина персонажей музыкальных сказок, пьес, песен, оформлением афиш и программ концертов, созданием эскизов костюмов для действующих лиц опер, балетов.
Художественная деятельность направлена, прежде всего, на развитие ассоциативного мышления ребёнка, поиск им таких выразительных средств в других видах искусства, которые помогли бы им осознать содержание музыкальных образов.
Поэтому в качестве импровизаций можно использовать подбор иллюстраций (литературных, изобразительных) к музыкальным произведениям, графическое и цветовое моделирование музыки (подбор цветовых пятен, раскрывающих разные состояния природы, души человека, её наблюдающего).
Давая детям, задание нарисовать картину на тему программного музыкального сочинения, следует обратить их внимание на изображение характерных персонажей, поиск выразительности колорита, линий, штрихов рисунка.
Вокальные импровизации.
В практике вокальной импровизации сложился стереотип, в основе которого выработка у учащихся умения продолжить начатую учителем мелодию и завершить её, как правило, на тонике заданной тональности. Однако, Д.Б.Кабалевский говорил: «Наряду с этим достаточно широко распространённым приёмом не следует отказываться и от другого – импровизирования мелодии с выходом за пределы привычных мажорно-минорных ладовых отношений, когда мелодия вовсе не обязательно должна завершаться тоникой, а может уходить во всевозможные «вопросительные», «незавершённые» интонации».
К вокальным импровизациям относят:
пропевание имен (при этом, важно осознание учащимися метро-ритмической организации имени, как полного, так и краткого),
музыкальные диалоги (учитывать правило: количество долей в ответе должно соответствовать количеству долей в вопросе),
завершение мелодии (также с опорой на ее ритмическую основу),
сочинение мелодии с опорой на заданную интонацию (например, терцовая интонация предполагает возможные варианты движения мелодии по терции и с ее заполнением), свободное сочинение мелодии на заданный текст и др.
К вокальным импровизациям тесно примыкает разыгрывание народных песен. Для разыгрывания детям предлагаются русские народные песни: «На горе-то калина», «Ходила младешенька», «Я с комариком плясала» и др., в которых есть определенный сюжет и развитие.
Учащиеся выразительно читают текст песни, определяют характер, настроение действующих лиц. Совместно обсуждается, какими интонациями (песенными, танцевальными или маршевыми) можно передать характер песни и каждого действующего лица.
Запев каждый герой исполняет на свою мелодию, а припев поет весь класс на разученную мелодию. Пение, инструментальное музицирование, музыкально-ритмические движения являются, на мой взгляд, ведущими видами исполнительской деятельности.