Конспект выступления по вопросу особенностей оздоровительной работы с часто болеющими детьми
Алексеева Галина Николаевна.
Воспитатель МБДОУ – детского сада №6 «Автошка»,
Димитровград, Ульяновская область
Выступление на МО педагогов ДОУ по вопросу особенностей оздоровительной работы с часто болеющими детьми
Причины частых респираторных заболеваний у детей
Возникновению частых респираторных заболеваний способствует повышенное число контактов с источниками инфекции, а также эндогенные и экзогенные факторы, повышающие восприимчивость к ним.
Среди экзогенных факторов наибольшую роль играют следующие:
1. Низкий уровень санитарной культуры семьи и, как следствие этого, несоблюдение правил здорового образа жизни как наиболее действенного подхода к формированию здоровья. Дефекты ухода за детьми, пренебрежение закаливанием и занятиями физической культурой, нерациональное питание и режим дня способствуют повышению восприимчивости детского организма и заболеваемости ОРЗ.
2. Низкий уровень материального благополучия и неблагоприятные социально-бытовые условия.
3. Начало посещения детьми дошкольных учреждений в раннем возрасте, в котором наблюдается повышенная восприимчивость детей к респираторным инфекциям. Учащение ОРЗ также может быть связано с расширением контактов в семье, транспорте.
4. Экологические нарушения способствуют повышению заболеваемости ОРВИ и увеличению числа ЧБД, что связано с повышением степени бронхиальной гиперреактивности под влиянием аэрополлютантов.
Последняя, в свою очередь, приводит к более выраженным проявлениям ОРВИ (бронхит). Особо следует отметить "пассивное курение" как один из факторов, способствующих усилению БГР. Частые ОРВИ в этой группе отмечаются до возраста 7-8 лет, редко дольше, у небольшой части детей развивается рецидивирующий обструктивный бронхит или бронхиальная астма.
5. Ятрогенное воздействие при нерациональном использовании различных лекарственных средств (длительное и необоснованное применение антибиотиков, жаропонижающих.)
К эндогенным факторам риска возникновения частых респираторных инфекций у детей можно отнести:
1. Неблагоприятные анте- и/или постнатальные факторы развития ребенка (недоношенность, морфофункциональная незрелость, гипотрофия, анемия, рахит, раннее искусственное вскармливание), отражающиеся на функционировании иммунной системы и других защитных механизмах.
2. Перинатальную гипоксию, ведущую к частым нарушениям адаптации к факторам внешней среды и расстройствам терморегуляции. Изменения функционального состояния вегетативной нервной системы и повышенная метеолабильность также могут влиять на повышенную восприимчивость организма к респираторным инфекциям.
3. Аллергию и наследственную предрасположенность к неадекватной иммунной реактивности. Это способствует формированию более кратковреаменной иммунной защиты и, как следствие, большей респираторной заболеваемости у детей с аллергическими заболеваниями.
Очаги хронической инфекции рото - и носоглотки сопровождаются снижением эффективности местного иммунитета и других факторов защиты, способствуя повышению восприимчивости к инфекционным возбудителям.
Патогенетической основой частых и длительных респираторных заболеваний является изменение иммунологической реактивности организма. Изменения при этом неспецифичны, разнонаправлены и могут затрагивать все звенья иммунитета. В разных исследованиях у ЧБД выявлялись нарушения функциональной активности Т-лимфоцитов, изменение соотношения хелперу/супрессоры, нарушения в звеньях фагоцитоза, дисгаммаглобулинемия и гипогаммаглобулинемия (не достигающая степени, характерной для иммунодефицитов), снижение уровня секреторного IgA, лизоцима и многих других показателей. Эти сдвиги, однако, трактуются как зависящие от преморбидного фона, фазы воспалительного процесса, сопутствующей патологии и других факторов, а не как первичные проявления иммунодефицита. В основе снижения противоинфекционной резистентности у детей из группы часто болеющих лежат изменения гомеостатического равновесия иммунной системы, а не стабильные нарушения тех или иных ее компонентов, что необходимо учитывать при выборе иммунокорригирующей терапии.
Определение и общая характеристика группы часто болеющих детей
Эпидемиологические исследования свидетельствуют о том, что большинство детей переносит в течение года от 3 до 5 эпизодов ОРЗ, причем заболеваемость выше у детей раннего возраста, дошкольников и младших школьников. Дети в возрасте 10 лет и старше болеют ОРЗ в 2-2,5 раза реже, чем дети первых 3 лет жизни. Однако 15-40% детей болеют респираторными инфекциями значительно чаще, чем сверстники, на их долю приходится до 67,7-75% всех случаев.
Частые и, особенно, тяжело протекающие ОРЗ могут приводить к нарушению физического и нервно-психического развития детей, способствуют снижению функциональной активности иммунитета, формированию хронических воспалительных процессов в органах дыхания. Частые ОРЗ также могут приводить к социальной дезадаптации ребенка из-за ограниченности общения со сверстниками и пропусков занятий в школе. Частые ОРЗ поглощают значительные материальные ресурсы, нанося экономический ущерб, связанный как непосредственно с затратами на лечение, так и с потерей трудового времени родителей.
Эффективность оздоровления часто болеющих детей во многом зависит от рациональной организации реабилитационных мероприятий. Это определяет необходимость выделения отдельной группы диспансерного наблюдения (группа ЧБД). Ребенка правомочно отнести в эту группу в тех случаях, когда его повышенная восприимчивость к респираторным инфекциям не связана со стойкими врожденными и наследственными патологическими состояниями. ЧБД - это не нозологическая форма заболевания и не диагноз. Частые ОРЗ могут быть проявлением наследственной, врожденной или приобретенной патологии (муковисцидоз, селективный дефицит, пороки развития органов дыхания.), которую следует исключить, прежде чем включить ребенка в группу ЧБД. При обследовании состоящих на диспансерном учете ЧБД удается выявить большую долю больных с рецидивирующим (в т. ч. обструктивным) бронхитом, бронхиальной астмой. Таким детям необходимо лечение и наблюдение по поводу именно этих заболеваний. Своевременное выявление основного заболевания позволяет обеспечить его эффективное лечение.
Отечественные педиатры относят детей в группу часто болеющих детей на основании критериев, предложенных В. Ю. Альбицким и А. А. Барановым.
У детей старше 3-летнего возраста в качестве критерия для включения в группу ЧБД можно использовать инфекционный индекс (ИИ), определяемый как отношение суммы всех случаев ОРЗ в течение года к возрасту ребенка. ИИ у редко болеющих детей составляет 0,2-0,3, а у детей из группы ЧБД - 1,1-3,5.
При включении ребенка в группу ЧБД необходимо также учитывать:
- частоту ОРЗ в течение года;
- тяжесть каждого ОРЗ;
- наличие осложнений ОРЗ;
- необходимость применения антибактериальных препаратов при лечении ОРЗ;
- продолжительность интервала между эпизодами ОРЗ.
Общие принципы оздоровления и лечения часто болеющих детей
Комплексная реабилитация часто болеющих детей на всех этапах оздоровления (семья, организованный коллектив, поликлиника, санаторий) включает проведение мероприятий, направленных на предупреждение заболеваний и укрепление здоровья детей, а также адекватную терапию острого заболевания.
Рациональный режим дня. В связи с тем, что у часто болеющих детей часто наблюдаются функциональные нарушения со стороны центральной и вегетативной нервной системы, необходимо исключить занятия и игры, приводящие к переутомлению и перевозбуждению ребенка. Целесообразно увеличить продолжительность сна на 1-1,5 часа. Обязательным является дневной сон или отдых. При нарушениях сна, астеноневротических расстройствах показаны спокойные прогулки на свежем воздухе перед сном, а также прием седативных трав (пустырник, валериана, саносан, персен, алталекс). Необходимо ограничить поездки в транспорте.
Рациональное питание. В питании часто болеющих детей необходимо использовать оптимальное количество белков, жиров, углеводов, минеральных солей, важно обязательное включение в ежедневный рацион свежих овощей, фруктов и ягод, при недостаточном потреблении которых необходимо использовать поликомпонентные витамино-микроэлементные препараты.
Детям с пищевой аллергией необходимо соблюдать диету с исключением прдуктов, содержащих причинно-значимые аллергены, что позволяет предупредить манифестацию аллергии, в свою очередь, предрасполагающей к частым простудным заболеваниям.
Оздоровительные мероприятия. Одной из причин, способствующих высокой респираторной заболеваемости, нередко является дисфункция и/или незрелость и детренированность системы терморегуляции с пониженной устойчивостью к изменяющимся климатическим и гелиографическим факторам. В связи с этим большую значимость приобретает закаливание, снижающее уровень заболеваемости. Закаливающие процедуры необходимо сочетать с проведением гимнастики и массажа грудной клетки. Двухнедельные курсы массажа проводятся 2-4 раза в год.
У большинства ЧБД из-за дисфункции вегетативной нервной системы наблюдается повышенная потливость. Им рекомендуется частая (2-3 раза в сутки) смена белья, особенно у детей раннего возраста. Рекомендуется систематическое проведение так называемой стопотерапии, представляющей собой массаж стоп ладонью, подушечками пальцев или пальцами, сложенными в кулак (поглаживание, растирание и снова поглаживание подошв обнаженных стоп).
В оздоровлении часто болеющих детей важное значение имеет систематическое проведение специальных комплексов лечебной физкультуры, направленных на обеспечение хорошего дренажа бронхов и повышение тонуса дыхательной мускулатуры (особенно диафрагмы).
Медикаментозная коррекция. Для лечения часто болеющих детей нередко предлагают использовать так называемые адаптогены, биогенные стимуляторы, общеукрепляющие средства, которым приписывается способность "повышать общую сопротивляемость организма", "оказывать стимулирующее или общеукрепляющее действие", то есть понятия, не несущие конкретного содержания. К таким средствам относят апилак, прополис, политабс, экстракты родиолы розовой, левзеи, элеутерококка, заманихи, лимонника китайского, пантокрин. Достоверных данных об их благотворном влиянии на частоту ОРЗ не опубликовано, к тому же они имеют противопоказания, такие, как повышенная возбудимость, эпилепсия, артериальная гипертония. Препараты женьшеня, зверобоя, ункарии нельзя использовать у детей. Их применение должно иметь конкретные показания, например, анорексию, астению после перенесенных заболеваний.
В качестве одного из основных компонентов патогенетического лечения и профилактики рецидивирующих респираторных инфекций используются методы, которые обозначают как иммунокоррекция, которая должна проводиться на фоне обязательного соблюдения общих принципов оздоровления. Для успешного ее проведения при частых ОРЗ в первую очередь должно быть максимально уменьшено влияние эндогенных и экзогенных (неблагоприятные социально-бытовые и экологические условия, пассивное курение.) факторов.
Выбор оптимального препарата из большого числа иммунотропных средств, действующих на разные "уровни повреждения" в иммунной системе - фагоцитарный, клеточный, гуморальный - сложная задача. Даже при клинически выраженной картине иммунологической недостаточности не всегда удается выявить нарушения в лабораторных параметрах иммунной системы. Опубликовано много работ о применении у детей из группы часто болеющих различных иммунотропных лекарственных средств, однако их результаты противоречивы и не всегда могут достоверно свидетельствовать об их эффективности.
Список использованной литературы
1. Амосов Н.М. Раздумья о здоровье / Н.М. Амосов. - Кемерово, 1981. - 198 с.
2. Аршавский И.А. Физиологические механизмы и закономерности индивидуального развития / И.А. Аршавский. - М.: Наука, 1982. - 270 с.
3. Богина Т.Л. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях: методическое пособие / Т.Л. Богина. - М.: Мозаика-Синтез, 2005. - 112 с.
4. Вайнер Э.Н. Общая валеология: учебное пособие / Э.Н. Вайнер. - Липецк: Липецкое издательство, 1998. - 183 с.
5. Волков В.К. Современные и традиционные оздоровительные системы // Теория и практика физической культуры. - М., 1996. - № 12. - с. 45-47.
6. Змановский Ю.Ф. Воспитательно-оздоровительная работа в дошкольных учреждениях // Дошкольное воспитание. - М., 1993. - № 9. - с. 23-25.
7. Змановский Ю.Ф. Воспитаем детей здоровыми / Ю.Ф. Змановский. - М.: Медицина, 1989. - 128 с.
8. Осокина Т.И. Физическая культура в детском саду / Г.В. Особкина. - М.: Просвещение, 1986. - 304 с.
9. Перелыгина Г.И. Показатели физического развития в комплексной оценке состояния здоровья детей дошкольного возраста: Методические рекомендации / Г.И. Перелыгина - Хабаровск: ХГИФК, 1981. - 47 с.
10. Решетнева Г.А. и др. Региональные стандарты физического развития и физической подготовленности дошкольников / Г.А. Решетнева, А.С. Дорошенко, Г.И. Минеева. - Хабаровск: ДВГАФК, 2000. - 16 с.
11. Стеркина Р. Качество дошкольного образования и основные тенденции его изменения //Дошкольное воспитание. 1996, № 6, с. 2 - 14.
12. Сухарев А.Г. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков / А.Г. Сухов. - М.: Медицина, 1991. - 270 с.
13. Шнейдер О.С. Путь к здоровью: Программа валеологического образования детей / О.С. Шнейдер, Г.А. Решетова. - Хабаровск: ХГИФК, 1999. - 43 с.
MђЗаголовок 1!ђЗаголовок 215