Использование здоровосберегающих технологий в условиях образовательного процесса
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
"Для соразмеренности, красоты
и здоровья требуется не только образование в области наук и искусства,
но и занятия всю жизнь физическими упражнениями, гимнастикой".
Платон
Здоровье школьника является одной из животрепещущих проблем современного образования.
В концепции демографической политики России на период до 2025 года говорится, что сохранение и укрепление здоровья населения, увеличение продолжительности активного периода жизни, создание условий и формирование мотиваций для ведения здорового образа жизни – одна из главных задач общества.
В послании к Федеральному Собранию Российской Федерации президент России В.В.Путин указал «основные ценности государства: жизнь, здоровье и благосостояние тысяч людей Это именно те вещи, которыми нельзя поступиться и ради которых нужно бороться и побеждать».
Совершенно очевидно, что при таком подходе именно здоровье ребенка необходимо рассматривать как главное достояние нации. Именно за здоровье детей, по словам президента, нужно сегодня бороться и побеждать.
Между тем, как раз в период обучения, согласно медицинским данным, происходит наиболее значимое ухудшение здоровья детей.
В разы увеличивается количество функциональных расстройств и хронических заболеваний. На первое место выходят заболевания опорно двигательного аппарата, пищеварительных органов, зрения, нервной и психических системы школьников.
Причинами упадка здоровья детей называют:
снижение возрастного порога при приеме в школу
сложную образовательную программу
понижение двигательной активности учеников
нарушение режима дня
уменьшение периода продолжительности сна.
В результате такого положения дел, мы имеем ситуацию, когда в школу приходит практически здоровый ребенок, а по окончании учебы, он приобретает два, а иногда и три хронических заболевания.
Так как значительную часть дня дети проводят в школе, заниматься их здоровьем - обязанность педагогов. К каждому ученику в общеобразовательном учреждении должен быть найден индивидуальный подход и применены соответствующие здоровьесберегающие технологии.
На основании всего вышенаписанного, хочу поделиться своим опытом в использовании здоровьесберегающих технологий в условиях образовательного процесса.
Учитывая существующую проблему состояния здоровья современных школьников, мной была поставлена цель: создание необходимых условий для сохранения здоровья учеников в школьный период.
На пути к достижению цели определены задачи:
- обеспечить школьнику условия для сохранения здоровья в период обучения в школе
- сформировать необходимые знания, умения и навыки здорового образа жизни школьника
- научить применять полученные знания в дальнейшей жизни.
Здоровьесберегающие технологии представляют собой комплекс мероприятий, направленных на сохранение физического, психического и эмоционального здоровья школьников.
Как сделать, чтоб ученье в пользу шло?
Гармония нужна – здесь нет сомнений!
От умственной нагрузки – под крыло
Физических активных упражнений!
Именно на гармоничном сочетании физического, эмоционального и умственного, построен весь комплекс мероприятий по сохранению здоровья школьников.
Как уже было отмечено ранее, на первом месте в ряду школьных заболеваний стоят болезни опорно-двигательного аппарата.
Для профилактики возникновения заболеваний и коррекции уже имеющихся нарушений был разработан и успешно внедрен в систему учебного процесса комплекс физических упражнений, включающих в себя:
- комплекс утренней гимнастики (проводится перед началом занятий). Гимнастика несет цель – привести только что проснувшийся организм в оптимальное состояние, поднять настроение, вселить бодрость и оптимизм, устранить вялость и сонливость.
- комплекс двигательных упражнений и игр на переменах (проводится в младшем и среднем звене). Цель данных упражнений - повышение двигательной активности учащихся, снятие стрессовых состояний и состояний эмоциональной скованности учащихся.
- комплекс двигательных упражнений, разработанных для старшего звена учащихся. Комплекс основан на взаимосвязи физических упражнений и музыки и несет в себе помимо физической, серьезную психоэмоциональную основу. Имеет своей целью повышение двигательной активности учащихся и снятие психоэмоционального напряжения.
Чтобы здоровьесберегающий процесс был непрерывным, разработаны памятки и раздаточный материал для родителей и детей, призванные обратить внимание на основные моменты сохранения здоровья школьника. Памятки под общим слоганом «Береги здоровье смолоду» содержат рекомендации:
режима дня (Соблюдай распорядок и будет порядок!)
правильного питания (Ты - то, что ты ешь!)
закаливания (Чтобы тело и душа были молоды)
профилактики вредных привычек (Я – против! /курения/ , /наркотиков/, /алкоголя/ и т.п.)
времени работы ребенка на компьютере (Как компьютер сделать другом)
упражнения для глаз (Остроглаз) и т.д.
Грамотная организация деятельности ребенка во время урока – важная составляющая в заботе о его здоровье.
Планирование урока провожу с учетом индивидуальных особенностей каждого учащегося. Важно помнить, что воспитание активности ученика (физической, умственной) - залог его будущей социальной активности.
На уроке стремлюсь научить ребят думать и принимать решения самостоятельно, стимулировать их познавательную и двигательную активность, ощущать себя личностью и в то же время уметь работать и взаимодействовать в коллективе.
Этому в полной мере соответствуют различные виды спортивных игр и соревнований, а также внеурочная деятельность, которой я уделяю большое внимание. Это такие мероприятия как:
- организация сезонных кратковременных походов «У природы нет плохой погоды»
- проведение оздоровительных спортивных мероприятий как внутри классов, так и при участии родителей (Спортивный праздник «Папа, мама, я – спортивная семья», «Веселая эстафета», Спортивные соревнования к 23 февраля «Сегодня просто мальчик – завтра – чемпион!» Спортивные соревнования для девочек «Спортсменка, красавица, отличница!»)
- классные часы по формированию культуры здоровья учащихся
-организация «Минут релаксации» и пр.
Как учитель и классный руководитель я постоянно слежу за состоянием физического и психологического климата в учебном коллективе.
В начале и конце каждого года совместно с медицинским работником и психологом провожу оценку состояния здоровья учеников.
Как показывает опыт, внедрение в работу здоровьесберегающих технологий дает очень хорошие результаты. Наблюдается положительная динамика физического и психоэмоционального состояния учащихся.
А ведь именно это и является главной целью для каждого учителя – здоровый ученик, способный в полной мере реализовать в дальнейшем полученные знания и умения и принести пользу нашему обществу!
Что ни урок, то праздник для детей,
Где вместе с волей укрепляют тело,
Становятся сильней, ловчей, быстрей
И после школы в жизнь вступают смело!
Ведь как говорил великий ученый и гуманист Ж.Ж.Руссо «Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым!»
Спасибо за внимание!
15