Использование здоровосберегающих технологий в условиях образовательного процесса 
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ  В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
"Для соразмеренности, красоты 
и здоровья требуется не только образование в области наук и искусства, 
но и занятия всю жизнь физическими упражнениями, гимнастикой".
  Платон
Здоровье  школьника является одной из животрепещущих проблем современного образования. 
В  концепции демографической политики России  на период до 2025 года говорится, что сохранение и укрепление здоровья населения, увеличение продолжительности активного периода жизни, создание условий и формирование мотиваций для ведения здорового образа жизни – одна из главных задач общества. 
В послании к Федеральному Собранию Российской Федерации президент России В.В.Путин указал «основные ценности  государства: жизнь, здоровье и благосостояние тысяч людей Это именно те вещи, которыми нельзя поступиться и ради которых нужно бороться и побеждать». 
Совершенно очевидно, что при таком подходе именно здоровье ребенка необходимо рассматривать как главное достояние нации. Именно за здоровье детей, по словам президента, нужно сегодня бороться и побеждать. 
 Между тем, как раз в  период обучения,  согласно медицинским данным,  происходит наиболее значимое ухудшение здоровья детей.
В разы увеличивается количество функциональных расстройств и хронических заболеваний. На первое место выходят заболевания опорно двигательного аппарата, пищеварительных органов, зрения, нервной и психических  системы школьников. 
Причинами  упадка здоровья  детей называют: 
снижение возрастного порога при приеме в  школу
сложную образовательную программу
понижение двигательной активности учеников
нарушение режима дня 
уменьшение периода  продолжительности сна. 
В результате такого положения дел,  мы имеем ситуацию, когда в школу приходит  практически здоровый ребенок,  а по окончании учебы, он приобретает два, а иногда и три хронических заболевания. 
Так как значительную часть дня дети проводят в школе, заниматься  их здоровьем - обязанность педагогов. К каждому ученику в общеобразовательном учреждении должен быть найден индивидуальный подход и применены соответствующие здоровьесберегающие технологии. 
На основании  всего вышенаписанного,  хочу поделиться  своим опытом  в использовании здоровьесберегающих  технологий  в условиях образовательного процесса. 
Учитывая существующую проблему состояния здоровья современных школьников,  мной была поставлена цель: создание  необходимых условий  для сохранения здоровья учеников в школьный период. 
На пути к достижению цели определены  задачи:
- обеспечить школьнику  условия для сохранения здоровья в период обучения в школе
- сформировать необходимые знания, умения и навыки здорового образа жизни школьника
- научить применять полученные знания в дальнейшей жизни.
Здоровьесберегающие технологии представляют собой комплекс мероприятий,  направленных на сохранение   физического, психического и эмоционального здоровья школьников.
Как сделать, чтоб ученье в пользу шло?
Гармония нужна – здесь нет сомнений!
От умственной нагрузки – под крыло
Физических активных упражнений!
Именно на гармоничном  сочетании физического, эмоционального  и умственного, построен весь комплекс мероприятий по сохранению здоровья школьников.  
Как уже было отмечено ранее, на первом месте в ряду школьных заболеваний стоят  болезни опорно-двигательного аппарата. 
Для профилактики возникновения заболеваний и коррекции уже имеющихся нарушений  был разработан и успешно внедрен в систему учебного процесса комплекс физических упражнений, включающих в себя:
- комплекс утренней гимнастики (проводится перед началом занятий). Гимнастика несет цель – привести только что проснувшийся организм в оптимальное состояние, поднять настроение, вселить бодрость и оптимизм, устранить вялость и сонливость. 
- комплекс двигательных упражнений  и игр на переменах (проводится в младшем и среднем звене). Цель данных упражнений - повышение двигательной активности  учащихся,  снятие  стрессовых состояний и состояний эмоциональной  скованности учащихся.
- комплекс двигательных упражнений, разработанных  для старшего звена учащихся.  Комплекс основан на взаимосвязи физических упражнений и музыки и несет в себе помимо физической, серьезную психоэмоциональную основу.   Имеет своей целью повышение двигательной активности учащихся и  снятие психоэмоционального напряжения. 
Чтобы здоровьесберегающий процесс  был непрерывным, разработаны памятки и раздаточный материал для родителей и детей, призванные обратить внимание на  основные моменты сохранения здоровья школьника. Памятки  под общим слоганом «Береги здоровье смолоду» содержат рекомендации:
режима дня (Соблюдай распорядок и будет порядок!)
правильного питания  (Ты - то, что ты ешь!)
закаливания (Чтобы тело и душа были молоды)
профилактики вредных привычек (Я – против! /курения/ , /наркотиков/, /алкоголя/ и т.п.) 
времени работы ребенка  на компьютере  (Как компьютер сделать другом)
упражнения для глаз (Остроглаз)  и т.д.
Грамотная организация деятельности ребенка во время урока – важная составляющая в заботе о его здоровье.
Планирование  урока провожу с учетом индивидуальных особенностей каждого учащегося.  Важно помнить, что воспитание  активности ученика (физической, умственной)  - залог  его будущей социальной активности.
  На уроке стремлюсь научить ребят  думать и принимать решения самостоятельно, стимулировать их познавательную и двигательную активность, ощущать себя личностью и в то же время  уметь  работать и взаимодействовать в коллективе. 
Этому в полной мере  соответствуют различные виды спортивных игр и соревнований, а также внеурочная деятельность, которой я уделяю  большое внимание.   Это такие мероприятия как:
- организация  сезонных кратковременных походов «У природы нет плохой погоды»
- проведение оздоровительных спортивных мероприятий как внутри классов, так и при участии родителей (Спортивный праздник  «Папа, мама, я – спортивная семья», «Веселая эстафета»,  Спортивные соревнования  к 23 февраля  «Сегодня  просто мальчик – завтра – чемпион!» Спортивные соревнования для девочек «Спортсменка, красавица, отличница!»)
- классные часы по формированию культуры здоровья учащихся 
-организация «Минут релаксации»  и пр.
 Как учитель и классный руководитель я постоянно слежу за состоянием  физического и психологического климата в учебном коллективе. 
В начале  и конце каждого года совместно с медицинским работником  и психологом провожу  оценку  состояния здоровья учеников. 
Как показывает опыт,  внедрение в работу здоровьесберегающих технологий  дает очень хорошие  результаты. Наблюдается положительная динамика физического и психоэмоционального состояния учащихся.  
 А ведь именно  это и является главной целью для каждого учителя – здоровый ученик,  способный в полной мере реализовать  в дальнейшем полученные знания и умения и  принести  пользу нашему обществу!  
Что ни урок, то праздник для детей,
Где вместе с волей укрепляют тело,
Становятся сильней, ловчей, быстрей
И после школы в жизнь вступают смело!
Ведь как говорил великий ученый и гуманист Ж.Ж.Руссо «Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым!»
Спасибо за внимание! 
15